Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Предистория.
В Афганской войне советский контингент применял самое современное оружие и технику -БТР, БМД, БМП, РСЗО "Град" и т.д. Но её использование не всегда давало требуемый результат. Прежде всего это было связано со сложным рельефом Афганистана.
Александр Михайлович Метла выполнял интернациональный долг в ДРА в 87-88 годах. В звании майора он служил замполитом в 56 ОДШБ.
Был награжден медалью «За боевые заслуги» и орденом Красной Звезды. Но не многие знают, что в годы пребывания в Афгане майор Метла разработал и воплотил в жизнь боевую машину, от которой моджахеды приходили в ужас. Десантники обозвали шайтан-машину в честь её создателя...
“Метла”
Часто выезжая на боевые задачи, Александр Михайлович заметил, что душманы нападают на колонны в одном и том же месте. Боролись с ними в основном с помощью "Градов", но узкое ущелье не позволяло нанести значительный урон противнику. Майор Метла предложил изготовить передвижной миномет.
В кузове Урала установили станок от ЗУ-23, а на нём был поставлен 82-мм миномет 2Б9М “Василек”.
Сначала командование не доверяло подобному ноу-хао. Но уже в первых боях "Метла" показала эффективность. Противника как метлой смело, засад на этом участке больше не было.
Душманы даже охотились за "шайтан-машиной". Им удалось расстрелять её из РПГ. Экипаж и майор Метла при этом были серьёзно ранены.
"Метла-2"
Но замполит на этом не остановился. В скором времени бригада была усилена –реактивной установкой – “Метла-2”. На такой же, старый добрый Урал поставили башню от БРДМ вооружённую КПВТ, а так же дополнили её блоком неуправляемых снарядов со сбитого вертолёта. Стрельба НУРСами осуществлялась с пульта управления. Новое оружие позволяло вести огонь в трёх режимах
· из одного ствола
· из пяти стволов
· из всех стволов разом
Эффективность и мощь "Метлы-2" бойцы оценили уже в первых боях. Хотя прицельный огонь НУРСами вести было не возможно, но во время её использования моджахеды просто разбегались в ужасе, настолько сильным был психологический эффект.
Сослуживцы по штабу частенько говорили, Александру Михайловичу что "сидеть в штабе оно безопаснее, зачем лезть на передовую" но офицер был уверен, что воспитать солдата и завоевать авторитет возможно исключительно личным примером:
"Я никогда не рвался бой, а просто делал свою работу. Да и не побывав под пулями, что бы я мог сказать тем парням, которые ежедневно ходят под смертью и могут в любой момент не вернуться из боя, смог бы я понять их, будут ли они верить мне? Вряд ли. Война - это не наука и не ремесло - это испытание, пройти которое до конца и не сломаться очень непросто."
После вывода войск из Афганистана все «Метлы» были утилизированы.. Опыт советских войск оказался в этом отношении оказался настолько удачным и показательным, что его всецело впитали те, с кем приходилось воевать. Сегодня эрзац-РСЗО по схеме Александра Михайловича Метлы можно увидеть в каждом конфликте на ближнем востоке.
(источник - яндекс.дзен) Работа
Мой же прототип на самом деле не та самая «Метла», а восстановленный Урал, Единственная оставшаяся машина такого рода стояла в качестве памятника войнам-афганцам с деактивированным НУРСом в Туркменистане в городе Иолотань, фотографию которого нашел только одну.
Не смог наверняка узнать что написано на двери, отсебятину не стал писать, вдруг узнаю что там – обязательно добавлю )
Из доработок:
-Нарощен блок цилиндров, трумпетер почему то его укоротил до 4 цилиндров ))
Заменено на фототравление:
-Задняя часть рамы;
-Крепление топливного бака;
- Аккумуляторный ящик;
-Полностью переделано крепление зап.колеса, при чем вояджер тоже отличились, и собирая все по инструкции при установке на место прилично выпирает за габариты машины;
-Передний бампер, на который была прикручена проволокой жд-шпала для удобства сталкивания поврежденной техники;
-Бронировка кабины Magic Models (арт.ММ3540);
-Болты Master Club;
-Нижняя часть бортов кузова - Voyager, верхняя – листовой пластик;
-Фары заменены «Эльфом»
-Колеса – Arma Models – тоже пришлось повозиться- при соединении диска и покрышки образовывалась щель, наращивал толщину доширопластиком;
-Надпись «Урал» -отдельная история :) И трубка и вояджер написали не то что нужно было, одни УГАЛ, вторые VRAL , пришлось потрошить старый побитый урал от алангера, выпилил целиком надпись и вживил на место )
Так же жертвой стройки пала БРДМ-2 от драгона, средняя часть корпуса с башней которой была помещена в кузов, торцы зашиты листовым пластиком, добавлена задняя дверь от БМП.
-Блок нурсов от Ми-24 от того же трампа, который в стоке был пустой как барабан, пришлось высверливать отверстия и вставлять металлические трубки, затем все вышкуривалось вровень;
-Номера – наборные от микродизайна – в работе понравились, думал будет сложнее ))
Комментарии
56 лет
На сайте с 20.03.2014
33 года
На сайте с 08.01.2021
Здорово исполнено! У меня тоже есть кое-что...
спасибо, класс, тоже планах что нибудь подобное)
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий