Регистрация Вход · Почистить куки

Танки Дубровского.

Производитель:
БА-10 «Звезда» и Т-38 «HobbyBoss»
Дата размещения:
22 февраля 2025 года, 0:22
Раздел галереи:
Диорамы
Масштаб модели:
1:35

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Краснюк Иван Иванович (Москва) – работа над диорамой.
Алиев Ростислав Владимирович (Кыштовка) – консультант по истории обороны Брестской крепости.
Авторы выражают благодарность магазину Armor35.ru, издательствам «Цейхгауз», «Яуза-Пресс», редакции журнала «М-Хобби», администрации сайтов: karopka.ru и diorama.ru.
Танки Дубровского.
Одна из положительных сторон масштабного моделизма – возможность исторической реконструкции. Важнейшая основа которой – фотографии и кадры хроники. «Танки Дубровского» (группа БА-10 и Т-38 из 75 ОРБ, подбитые у Белого дворца 22 июня 1941 года в Брестской крепости, названные так в честь водителя, сгоревшего в них) видны аж на шести (!) фото, позволяющих разглядеть более 2/3 изучаемых объектов и пространства вокруг них.
Участие этой БТТ в бою подробно описано в книге «Танки в обороне Брестской крепости», Алиев Р.В., Краснюк И.И., Яуза, Москва, 2022 год.
Историческая справка – краткая хронология боя с участием этих машин.
Техника 75 ОРБ находилась в Цитадели, у Белого дворца на площадке на берегу Мухавца. Заправлена горючим, но без боеприпасов.
3:15-3:50 (22.06.1941) по всей территории Брестской крепости немцы наносят мощный артиллерийский удар. Однако большая часть БТТ (в т.ч. «машины Дубровского») остаётся неповрежденной.
В 4:10 три Т-38 переплывают реку и уходят за командирами на Северный остров, где будут подбиты и оставлены.
В 5:30 после разгрома немецких ударных групп комсорг 75 ОРБ Алексей Шугуров, водители: Владимир Дубровский и Иван Титов организуют вывод техники (в т.ч. указанных БА-10 и Т-38) со стоянки в глубь Цитадели – к зданию Инженерного управления (штаб 75 ОРБ).
В 5:30 БА «Дубровского» и второй БА-3 совершают рейд на Северный остров. Второй БА подбит у Восточного форта. БА «Дубровского» возвращается в Цитадель и участвует в операции по захвату столовой 33 ОИП (огнём орудия выбивает засевших врагов).
В 8:45 БА «Дубровского» (в составе группы из трёх БА) принимает участие каноническом «рейде Матевосяна», пытаясь прорваться в Брест. Потеряв убитым башенного стрелка Алексея Григорьева, все БА вернулись в обратно.
В течении нескольких часов эти БА были, самым мощным оружием защитников Цитадели – снабжали боеприпасами советских бойцов и выбивали остатки засевших штурмовых групп врага. Атака бронеавтомобилей произвела впечатление на штурмующих: «над внутренним двором огромной крепости грохотали русские бронемашины, ведя безумную стрельбу по всем направлениям» – со слов раненных австрияков [«Дневник доктора Шредера» из коллекции Ильи Рыжова].
В 14:00 к штурму крепости была привлечена 3-я батарея 201 дивизиона штурмовых орудий. Один из Stug III войдя в Трёхарочные ворота расстрелял около 7 единиц БТТ, в т.ч. и БА «Дубровского» у Белого дворца (очевидцы Иван Снаднов и Иван Долотов).
Сохранилось свидетельство (Шугурова) и о Т-38 – танк был подбит «не дойдя до штаба… и водители не успели выскочить, сгорели в нем (один из них Дубровский, остальные – неизвестны)».
Входное отверстие от снаряда StuG III (видно на фото), пробившего, по всей видимости, и топливные баки (2 шт. по 42 литра (!) в отделении управления). На фото не разглядеть попадания у Т-38 – вероятно, под башней или в правый борт.
Выходное отверстие (верх двери, видно на фото). Снаряд прошил БА навылет – по его траектории установлено место, откуда стрелял StuG III.
Конечно, расставить каждый камень и ветку на диораме в соответствии с фото не возможно, однако авторы старались учесть общее расположение объектов диорамы, максимально приблизив их к оригиналу.
Модели: БА-10 «Звезда» и Т-38 «HobbyBoss» после значительной доработки «разбиты» в соответствии с фото-оригиналам. У БА-10: «сгорели» покрышки. Добавил: десятки заклёпок Master Club; поручни из канцелярской скрепки; металлические: ствол 45-мм пушки и звуковой сигнал от Magic Models; новые смоляные пулемёты и домкрат от SPM Studio Perfect Model. Новые фары Elf с защитными колпаками из бумаги и проволочной проводкой.
Буксирные крюки из проволоки и тянутого литника.
Травлёные гусеницы «Оверрол» от Микродизайн подвижные, вместо заклёпок – кусочки щетинок от ёршика, заплавленные зажигалкой с обоих сторон. Деталь трудоёмкая, поэтому оставил одну ветвь с видимой на фото стороны. На этом этапе забыл выдавить сферические заклёпки на траках, пришлось наклеивать их позже из набора «ZIP maket».
Крепления к гусеницам на борта вырезал из пластика Aurora Hobby.
Техника окрашена по авторской методике, описанной в пособии для моделистов «РУССКАЯ БРОНЕТУШЬ», Цейхгауз, Книжная серия: Секреты технологий, 2020 год. Модели покрыты красным грунтом «TAMIYA» (1).
Аэрографом нанёс мастер-акрил ржавчина №10 от «Звезды» (2). Кистью – водно-этанольную смесь пигментов «A-model»: белый, жёлтый и ржавчина (3). Аэрографом задул коптящий состав: чёрная тушь «ГАММА» и металлик алюминий №6 (4). В завершение натёр модели графитом.
Добавил ряд деталей из фольги и пластика (лючок на фартуке и полки на корме). Выгнул пассатижами задний подкрылок.
Техника выгорела почти полностью (с учётом полной заправки – около 204 литра бензина на двоих)! Компьютерное оцветнение чёрно-белых фото с большой вероятностью подтверждает выгорание машин.
Вокруг остались голая почва и камни – из порошка отвердевшей затирки для кафеля Atlas, рассыпанной на ПВА.
При выгорании кустов, мелкие веточки сгорают полностью, остаются вертикальные «палки» стволов. Остатки обугленного (тушь и чёрный акрил №20) дерева и кустарника – веточки липы, (собранные «в ветвление» на термо-пистолете, обклеенные салфеткой для имитации фактуры коры) и прутики… от домашнего веника, посаженные на ПВА в высверленные лунки.
Пепел – тёртый мел. На ветки и борта техники мел напылял воздухом, предварительно смочив поверхность этанолом. Угли – порошок из таблеток активированного угля.
Башенные люки на фото техники из крепости – то открыты, то закрыты (осматривал противник), в виду того, что из интерьера только руль и остатки кресла у БА, сделал их закрытыми. Смотровой лючок водителя БА открыл.
У левой открытой двери пришлось доработать внутреннюю сторону. Корд от сгоревших колёс – колечки из тонкой проволоки 0,5 мм.
У Т-38: добавил фары (Elf); Слева: «сгорели» надгусеничная полка из дерева и резиновые бандажи опорных катков (обкусал кусачками); «сорваны» оба поддерживающих катка.
Трава из сантехнической пакли (лён), молотой в кофемолке, осталась только в самом «неизвестном по фото» месте композиции – за несгоревшим правым бортом Т-38.
Основание оптимальной круглой формы (стопка из 4-х пробковых подставок под горячее, Ø 24 см) – не отвлекает восприятие от содержания, делая его равно- и всесторонним.
Для цветовой гаммы на танке сделал «лаковые сколы» оставшейся защитной окраски.
На заднем плане – бетонная помойка и дорога Север-юг: «Вдоль дороги, ведущей к 84 полку (проезд вдоль ограды Инженерного управления: БА прикрывали участок от огня из Церкви Св. Николая и столовой начсостава) ходили 3 броневика… Следуя один за другим, они двигались то вперед, то задним ходом…»  – вспоминает Иван Долотов.
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
99.1399.2199.12
Средняя оценка: 99.1536 (все оценки)
Популярность модели: 94.52

Комментарии

Страницы: 1 2 3
ИванКраснюк
Возраст неизвестен
На сайте с 22.12.2017
Цитата:
День за днём захожу посмотреть, только восторг от Работы.

Спасибо!
Kansa2
Возраст неизвестен
На сайте с 15.06.2017
Работа, "художка" супер ! Уважаемому мастеру респект и высший балл !
С уважением.
ИванКраснюк
Возраст неизвестен
На сайте с 22.12.2017
Цитата:
Работа, "художка" супер ! Уважаемому мастеру респект и высший балл !
С уважением.

Спасибо!
Игорь (garrysse)
Санкт-Петербург
Возраст неизвестен
На сайте с 25.11.2013
Игорь  (garrysse)
Сильная работа!
Вечная память защитникам крепости.
ИванКраснюк
Возраст неизвестен
На сайте с 22.12.2017
Цитата:
Сильная работа!
Вечная память защитникам крепости.

Спасибо!
Никто не забыт, ничто не забыто!
Игорь Жмурин (club-m)
Петрозаводск
58 лет
На сайте с 19.03.2014
Athlon
45 лет
На сайте с 09.03.2008
ИванКраснюк
Возраст неизвестен
На сайте с 22.12.2017
Цитата:
Сильно!!!

Спасибо!
ИванКраснюк
Возраст неизвестен
На сайте с 22.12.2017
Цитата:
Серьёзно.

Спасибо!
Виталий Можаровский (VitalyMozharowski)
Москва
Возраст неизвестен
На сайте с 02.01.2019
Вдумчивый подход, очень хорошее исполнение.
Очень понравилось.
ИванКраснюк
Возраст неизвестен
На сайте с 22.12.2017
Цитата:
Вдумчивый подход, очень хорошее исполнение.
Очень понравилось.

Спасибо! Рад, что Вам понравилось!
D@N администратор
Магнитогорск
Возраст неизвестен
На сайте с 24.11.2009
D@N
Залип на пол-дня. Очень серьезная работа.
Mоngol (M8ngol)
Орехово-Зуево
48 лет
На сайте с 04.02.2017
Mоngol  (M8ngol)
Цитата:
Цитата:Геннадия пока с нами нет, но дело его живёт)))
Вы про Завражнева? Очень люблю его работы! Его модели техники, например, гораздо более проработанны в плане сборки, чем мои.

Про него, родного))) работа очень нравится)))


ИванКраснюк
Возраст неизвестен
На сайте с 22.12.2017
Цитата:
Залип на пол-дня. Очень серьезная работа.

Спасибо!
Сергей Васильев (Gorazio)
54 года
На сайте с 26.05.2023
Сергей Васильев (Gorazio)
Спасибо за проделанную работу! И с эмоциональной, и с исторической, и с технической точек зрения, очень сильная диорама.
ИванКраснюк
Возраст неизвестен
На сайте с 22.12.2017
Цитата:
Спасибо за проделанную работу! И с эмоциональной, и с исторической, и с технической точек зрения, очень сильная диорама.

Спасибо!!!
Есть ещё несколько реконструкций.
Готовлю к публикации.
Наример во эта "Эхо Бреслау":
https://vk.com/doc33145760_672129882
По ссылке БОЛЬШАЯ историческая статья-расследование
Прикрепленные файлы:
ИванКраснюк
Возраст неизвестен
На сайте с 22.12.2017
Цитата:
Цитата:Цитата:Геннадия пока с нами нет, но дело его живёт)))
Вы про Завражнева? Очень люблю его работы! Его модели техники, например, гораздо более проработанны в плане сборки, чем мои.
Про него, родного))) работа очень нравится)))



Спасибо!
))) Мы друзья и оба работаем с использованием туши )))
Каждый дошёл до её использования независимо друг от друга.
Он по строительному делу, я по художественному.
Немного разная технология.
Тоже люблю его работы.
Да и всех коллег по моделизму - тоже работы люблю и любуюсь!
Страницы: 1 2 3
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий



«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат