Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
«К-1» — советская крейсерская дизель-электрическая подводная лодка времён Великой Отечественной войны, головной корабль серии XIV типа «Крейсерская». «К-1» была заложена 27 декабря 1936 года. Спуск на воду состоялся 28 апреля 1938 года, 16 декабря 1939 года лодка вошла в строй. Летом 1940 года «К-1» вместе с однотипной «К-2», эсминцем «Стремительный» и несколькими прочими кораблями, проследовала через Беломоро-Балтийский канал. 6 августа вошла в состав Северного флота, зачислена в 1-й дивизион бригады подводных лодок Северного флота с базой в Полярном. Лодка совершила 16 боевых походов общей продолжительностью 196 суток, совершила одну торпедную атаку двумя торпедами и 10 минных постановок, в которых выставила 146 мин. Торпедная атака с дистанции 10-11 кабельтовых оказалась безрезультатной, хотя по официальным советским данным того времени считалось, что К-1 потопила транспорт. Минные постановки оказались намного более успешными. На выставленных минах по проверенным послевоенным данным погибли 5 судов и 2 боевых корабля. Суммарный тоннаж погибших судов — 15 947 брт. «К-1» стала самым результативным минным заградителем. Примечателен редчайший для советского флота факт - в 1942 году лодке было засчитано меньше судов, чем было ей на самом деле потоплено. Лодка пропала без вести в сентябре 1943 года во время последнего похода в районе Новой Земли. Предположительно потоплена немецкой ПЛ. Из шести лодок типа "К" Северного флота к концу войны уцелела лишь одна - «К-21».
Основные характеристики Тип корабля Крейсерская ДПЛОбозначение проекта серия XIV, тип «К — Крейсерская»Скорость (надводная) 22,5 узлаСкорость (подводная) 10,2 узлаРабочая глубина погружения 80 мПредельная глубина погружения 100 мАвтономность плавания 50 суток,7 500 км при 10,3 узлах,176 км подводная на 3 узлахЭкипаж 67 человек
О проекте крейсерских лодок В начале 1920-х годов штабом Красного флота было сформулировано задание на проектирование эскадренной подводной лодки. Новая ПЛ должна была иметь мощное артиллерийское вооружение и нести службу вдали от баз как автономно так и взаимодействуя с эскадрой. В технических требованиях помимо прочего значилось: надводная скорость минимум 22 узла; четыре кормовых и шесть носовых торпедных аппарата с двойным запасом торпед; артиллерийское вооружение калибра 100 мм.; дальность плавания около 15000 миль. Такие подводные крейсеры в первую очередь предназначались для Тихоокеанского и Северного флотов. Концепция крейсерской лодки была окончательно сформирована в 1930—1932 годах. По оперативно-тактическому заданию, представленному в 1934 году новая подводная лодка должна была:- атаковать силы десанта и боевые корабли противника при действиях в одиночку, группой или совместно с надводными кораблями;- действовать в отдаленных районах на коммуникациях;- нести позиционную и разведывательную службу;- проводить диверсионные операции;- быть способной атаковать торпедным оружием и выставлять минные заграждения.Для выполнения данных операций предусматривалось сильное артиллерийское вооружение (2 пушки калибра 102 мм), 8 торпедных аппаратов, дальность плавания 12000 миль и автономность 45 суток при надводной скорости до 12 узлов. В 1935 году Рудницкий М.А., начальник отдела подводного кораблестроения НИВК, предложил свой вариант данной подводной лодки «КР» («Крейсер Рудницкого»). В своих разработках Рудницкий опираясь на опыт создания ПЛ «Правда» с учетом перспективы разработки новых мощных и легких дизельных двигателей завода «Русский дизель». 15 апреля 1935 года предложенный проект был одобрен СТО и его включили в программу 1936 года. Первоначальным ТТЗ предусматривалось наличие на крейсерской подводной лодке самолета. Считалось, что это усилит самооборону подлодки и расширит район наблюдения за судами противника. Такой самолет 1934 году построил Четвериков И.В. под шифром СПЛ (специальный лодочный). СПЛ – свободонесущий моноплан со 100-сильным мотором. Консольные части стабилизатора и крылья с поплавками – складные. В сложенном состоянии самолет вписывался в ангар-цилиндр длиной 7450 мм и диаметром 2500 мм. Однако в дальнейшем от использования самолета отказались. 27 декабря 1936 года на ленинградских заводах – Адмиралтейском, Балтийском, «Судомех» – были заложены первые 3 подводные лодки типа «К». Первоначально предполагалось построить 62 «катюши»: 6 для Балтийского Флота, 4 для Черноморского, 17 для Северной военной флотилии и 35 для Тихоокеанского. Однако в реальности заложили 12 субмарин - 6 для ТОФ и по 3 для КБФ и СФ. На ранней стадии строительства возникли значительные проблемы. При составлении весовой нагрузки выяснилось, что центр тяжести дизельных двигателей (каждый 130 т) в действительности размещается на метр выше. Метацентрическая высота становилась значительно меньше спецификационной. По ряду разделов выявили строительную перегрузку. Все это результат спешки, при которой закладка подводных лодок фактически совпала с утверждением тех. проекта. Чтобы спасти уже частично построенных корабли уменьшили толщину обшивки надстройки и ограждения рубки, сняли щиты пушек и облегчили ряд конструкций в верхней части лодки. Чтобы компенсировать перегрузки пришлось уменьшить толщину легкого корпуса. Метацентрическая высота осталась на уровне 300 мм, но сильные и продолжительные крены сохранялись. В 1937 году опасались, что проект может оказаться менее удачным, чем тип «П». В связи с этим дальнейшие закладки приостановили до завершения испытаний головных судов. При изготовлении прочного корпуса подводных крейсеров использовали традиционный метод клепки. На подлодках типа «К» сварными был выполнен легкий корпус, надстройка и фундаменты под вспомогательные и главные механизмы. Сочетание сварной и клепаной конструкций потребовало от тех. бюро заводов тщательно проработать узлы и детали.Во время испытаний головных кораблей удалось развить заданную скорость хода. Вскрылись и ошибки, допущенные на стадии проектирования, однако их последствия выглядели не столь значительными. Сюрпризом не стали посредственные мореходные качества подлодок. Острые обводы носовой части подводных крейсеров прорезали волну, что не позволяло подлодке типа «К» реализовать свою надводную скорость при волнении выше 3-4 баллов. Кроме того через открытый рубочный люк в центральный пост попадали обильные порции воды. Несмотря на выявленные недостатки, комиссия посчитала, что указанные недостатки будут устранены при помощи новой «широкой» конструкции носовой части, которой в 1940 году оснастили «К-3» вышедшую на испытания. В связи с отсутствием мин провести испытания минного устройства смогли лишь в декабре 1940 – январе 1941 года. При этом использовались мины, собранными во флотских мастерских поштучно. Устройство, несмотря на замечания, приняли на вооружение, но с оговоркой, что в июне-сентябре 1941 года будут проведены контрольные испытания с использованием серийно изготовленных мин. Считая, что все «детские болезни» со временем удастся устранить, приемная комиссия оценила «катюши» в целом очень высоко. К началу войны заводами №189 и №194 были сданы подводные лодки «К-1», «К-2», «К-3», «К-21», «К-22» и «К-23», вошедшие в состав Северного флота. В 1942-1943 годах на Балтике в строй вступили подлодки «К-51», «К-52», «К-53», «К-56», принявшие в конце 1944 – начале 1945 годов участие в боевых действиях на данном театре. 25 декабря 1944 года в строй вступила «К-55», однако в боях она участия не приняла. Недостроенная «К-54» после окончания войны была разобрана на металл. Корпус подводных лодок типа «К» разделялся на семь отсеков в которых находились:1. Носовой торпедный отсек, служащий для размещения 6 торпедных аппаратов, 10 запасных торпед на стеллажах, жилое помещение матросов;2. Аккумуляторный, жилые помещения офицерского состава, кают-компания;3. Центральный пост;4. Аккумуляторный, кают-компания старшин, кубрик;5. Главных дизельных моторов;6. Вспомогательный дизель, главные электромоторы, жилое помещение матросов;7. Кормовой торпедный отсек (2 торпедных аппарата размещенных горизонтально), жилое помещение матросов. Подлодки типа «К» оснащались двумя главными дизельными двигателями надводного хода типа 9ДКР (мощность каждого 4200 л. с. при 400 об/мин, разработаны ленинградским заводом «Русский дизель»), вспомогательным дизель-генератором (дизель 38К8 и генератор ПГ84/42) и двумя электродвигателями типа ПГ11 (мощность каждого 1200 л. с. при 235 об/мин). Аккумуляторные батареи типа «С» были разделены на 4 группы (соединение между собой параллельное) по 60 элементов, размещавшихся в трюмах отсеков №№ 2 и 4.Носовые горизонтальные рули – складывающиеся. Горизонтальные рули в сложенном состоянии размещались вдоль борта надстройки. Имелся стабилизатор глубины без хода. Для провизионных цистерн впервые в отечественном подводном судостроении применили рефрижераторную фреоновую установку. Для пополнения питьевой воды имелось два элетроопреснителя (производительность каждого 40 л/ч). Скорость подводных лодок типа «К» во многом зависела от состояния моря. По данным ГМШ, 20 узлов достигалось при волнении менее 3 баллов, при 4 баллах она составляла уже 18 узлов, при 5 – 11 уз., при 6 – 9 уз., при 7 баллах – 6 уз. При волнении более 8 баллов движение против волны под главными дизелями становилось невозможным, и необходимо было переключаться на вспомогательный дизель, обеспечивающий скорость не более 4 уз. Кроме того наблюдались значительные крены – до 35 градусов при волнении 7 баллов и до 55 в условиях шторма. Подводные крейсеры «К» оснащались двумя перископами большой светосилы, также приспособленные для ведения фотосъемки. Оптическая длина составляла 8,5 м, ход – 4 м. Радиостанции подлодки были способны обеспечить устойчивую радиосвязь даже на дальних дистанциях. Основным средством получения от базы информации служил длинноволновый приемник «Дозор», передатчиком – коротковолновый «Скат». Передатчик «Окунь» фактически являлся резервным. Экипаж подводной лодки тип «К» состоял из 10 офицеров, 20 старшин и 37 рядовых. На подводных крейсерах серии XIV были обеспечены лучшие условия обитаемости: для офицеров были оборудованы каюты, каждый старшина и рядовой имели отдельную койку. Старшины получили свою кают-компанию. Впервые на советских подлодках появились душевые и электрокамбуз.Крейсерско-эскадренные лодки серии XIV имели мощное торпедное, артиллерийское и минное вооружение. Главным оружием подводной лодки «Катюша» были торпеды. Всего на субмарине имелось шесть торпедных аппаратов в носовой части располагавшихся по три в два ряда и два в кормовой. Еще два кормовых торпедных аппарата располагались в надстройке, хотя большинство механизмов управления находилась внутри. Штатный боекомплект лодки - 24 торпеды. В первом отсеке на стеллажах хранились 10 запасных торпед, под нижними торпедными аппаратами 4 могли в пеналах, однако на практике их никогда не загружали, таким образом, боекомплект составлял 20 торпед. Кроме того, в холодное время года вода в торпедных аппаратах в надстройке замерзала, поэтому в Северном и Балтийском флотах зимой эти аппараты не заряжались. Артиллерийское вооружение подводных лодок «Катюша»: два орудия Б-24ПЛ калибра 100 мм образца 1938 года и два полуавтоматических орудия 21-К калибра 45 мм образца 1933 года. Боезапас каждого 100-мм орудия составлял 200 патронов (по некоторым данным данные орудия являлись модернизированными и их боезапас составлял по 400 выстрелов). Боезапас 45-мм орудий — по 600 выстрелов, углом возвышения до 85 градусов. Часть патронов хранилась в ограждении рубки в специальных герметичных кранцах. 100-мм орудия устанавливались на поворотных площадках, имевших фальшборт с трех сторон. Чтобы увеличить углы обстрела кормовой 21-К в бортах выполнили откидные панели, которые в ходе войны заменили постоянными вырезами с фальшбортами. Зенитное вооружение усиливалось двумя выносными пулеметами «Максим» калибра 7,62 мм. Поскольку еще на ранних стадиях проектирования были выявлены некоторые недостатки «Катюш» предпринималось несколько попыток развить и модернизировать проект. Однако данные планы оказались сорваны начавшейся ВОВ и дальнейшего развития подводные лодки тип «К» не получили.
-----------------Использованы материалы сети Интернет (см. ссылки в теме про стройку лодки)----------------- Про модель Модель производства фирмы MikroMir с целым рядом переделок: использовано фототравление от NordStar, травленая палуба. Выступающие детали палубы изготовлены из металлических прутков. Стойки лееров из набора от Tamiya, перископы заменены на иглы, 45-мм орудия смоляные от ЗиП. 100-мм орудия из штатного комплекта рассверлены. Изготовлена деталировка всех орудий из подручных материалов и материалов травления. Круговая антенна изготовлена из проволоки. Добавлены некоторые детали - носовой и кормовой огни на рубке. Окна в рубке изготовлены сквозными из подручных материалов. Декали переделаны - номер собран из прилагавшегося комплекта, флаг заимствован из комплекта для "Щук". Краски акриловые, в основном Tamiya. Смывка из пастельных мелков. Леера и такелаж - спандекс. Качество исходного набора - так себе (по-моему это уже традиционно для MikroMir). Однако это советская лодка типа "К", которую больше никто не делает. На корпусе пришлось с нуля прорисовывать крышки задних нижних торпедных аппаратов - они просто отсутствовали. На остальных крышках ТА пришлось углубить расшивку. Щели и утяжины тоже были, в приемлемом объеме. А вот травленая палуба просто спасла модель, она там должна быть изначально. (как на лодках типа "Щ"). Некоторые решения крайне странные - например, зачем-то спасательные круги сделаны изнутри рубки отливкой. Мало того, что это дает утяжины на внешней стороне рубки, так после сборки туда крайне сложно подобраться с кисточкой и круги не покрасить. По крайней мере я не смог это нормально сделать, пришлось оставить как есть. Гораздо лучше было бы дать 2 круга отдельно и их потом туда вклеить. На этот момент стоит обратить внимание - при сборке сточить круг на самой рубке, а на это место установить отдельный спасательный круг.
Тема о постройке лодки: http://karopka.ru/forum/forum190/topic25925/ Каску надел, в окоп залез, к критике готов :)
Цитата: Отличная работа. Единственное замечание - цилиндрически части перископов - это полированный металл, окрашенные у них только верхние части.
Спасибо. Этот момент, кстати, несложно поправить - там в основе иглы, а с них краска легко сходит. Осталось найти фото похожего перископа, чтобы понять, сколько оголять надо. На музейной К-21 перископы крашеные.
Цитата: Отличная работа над дровами!)
Я готов и не дрова прикупить. Интересны советские лодки серий Д,Л,М в 350-м масштабе. Пока не нашел. В интернете есть следы лодок в масштабе 1/400 от Макета, в наличии их тоже нет
Цитата: Очень хорошо и уже издалека узнаваемый авторский стиль работы.
Присоединяюсь к мнению коллег, надо в галерее немцев поубавить :)))
С Уважением, Михаил!
Цитата: КЛАССС!!!
Отличная модель!!!
Единственное, что "режет глаз", это щели в некоторых местах, между корпусом и травлёной палубой......
Да, есть такое. Надо было все шпаклевать, по всей длине - вне зависимости от того, хорошо палуба легла или нет. На лодках Щ так и пришлось сделать - там палуба с корпусом плохо совпадала. А тут травление вроде бы ровно легло и стык с корпусом хороший. При сборке показалось излишним все шпаклевкой мазать - а после окраски все эти места и вылезли.
Комментарии
46 лет
На сайте с 31.12.2011
На сайте с 09.03.2017
Отличная работа. Единственное замечание - цилиндрически части перископов - это полированный металл, окрашенные у них только верхние части.
Спасибо. Этот момент, кстати, несложно поправить - там в основе иглы, а с них краска легко сходит. Осталось найти фото похожего перископа, чтобы понять, сколько оголять надо. На музейной К-21 перископы крашеные.
35 лет
На сайте с 30.07.2010
На сайте с 09.03.2017
Отличная работа над дровами!)
Я готов и не дрова прикупить. Интересны советские лодки серий Д,Л,М в 350-м масштабе. Пока не нашел. В интернете есть следы лодок в масштабе 1/400 от Макета, в наличии их тоже нет
На сайте с 07.10.2007
50 лет
На сайте с 29.03.2007
Я за Галерею.
Думаю микромир продолжит линейку довоенных лодок.
На сайте с 21.09.2011
Очень хорошо и уже издалека узнаваемый авторский стиль работы.
Присоединяюсь к мнению коллег, надо в галерее немцев поубавить :)))
С Уважением, Михаил!
На сайте с 05.07.2015
На сайте с 02.08.2013
с сайта
Отличная модель!!!
Единственное, что "режет глаз", это щели в некоторых местах, между корпусом и травлёной палубой......
Возраст неизвестен
На сайте с 03.02.2014
На сайте с 09.03.2017
КЛАССС!!!
Отличная модель!!!
Единственное, что "режет глаз", это щели в некоторых местах, между корпусом и травлёной палубой......
Да, есть такое. Надо было все шпаклевать, по всей длине - вне зависимости от того, хорошо палуба легла или нет. На лодках Щ так и пришлось сделать - там палуба с корпусом плохо совпадала. А тут травление вроде бы ровно легло и стык с корпусом хороший. При сборке показалось излишним все шпаклевкой мазать - а после окраски все эти места и вылезли.
На сайте с 06.02.2014
54 года
На сайте с 02.04.2015
73 года
На сайте с 21.08.2015
Галерея однозначно.
С уважением Старпом.
35 лет
На сайте с 27.03.2013
28 лет
На сайте с 22.03.2014
71 год
На сайте с 26.10.2009
Можно вылазить из окопа!
С Уважением, Алексей.
На сайте с 20.07.2010
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий