Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Эти фотографии сделаны в 2012 году. Изначально я даже и не собирался их нигде выкладывать,но когда недавно до меня донёсся крик с просьбой помочь информацией от коллеги Loki, я вспомнил о этих фотках. Решил поискать информацию о самолёте и его пилоте. Узнал много нового, а порой и удивительного, история действительно необычная.
В маленькой Финляндии ПЯТЬ !!!авиационных музеев, мне удалось посетить четыре и в каждом есть уникальные экспонаты. Брюстер можно увидеть в Suomen Ilmavoimamuseo или музее ВВС Финляндии, его сайт - http://ilmavoimamuseo.fi/
Совершенно случайно обнаружил на сайте "виртуальную экскурсию", особо интересно, что можно посидеть в кабине представленных самолётов и осмотреть её внутри со всех сторон, в нашем случае- если кликнуть на экспонат № 7. Работает только в финской версии.
Во время Зимней войны Финляндия закупила в США 44 истребителя Brewster B-239. Самолёты прибыли без прицелов, вооружения, приборов и оборудования, что сильно удивило финнов. Им пришлось самостоятельно вооружать и оборудовать самолёты. Поэтому только шесть из них успели поучаствовать в боевых действиях в 40-м году. А вот в следующей войне они повоевали по полной. Вообще Брюстер у финнов считается самым результативным истребителем. Ну насчёт результативности можно поспорить. Вот описание боя с участием нашего героя. Количество заявленных побед завышено ровно в два раза, впрочем наши тоже этим грешили.
25 июня 1942 года ведомый лейтенантом Lauri Pekuri истребитель с бортовым номером BW-372 в составе группы из 8 однотипных самолетов встретился в районе Сегозера с более чем 10 советскими истребителями Hurricane. В разыгравшимся бою было повреждено 7 советских самолетов. Лейтенант Pekuri подбил два истребителя Hurricane (всего на его счету числятся 18 сбитых самолетов, из них 7 Hurricane), однако сам был подожжен и попытался посадить горящий BW-372 на поверхность озера Большое Калеярви. Из-за большой скорости самолет перевернулся через капот и пошел ко дну. Лейтенанту Pekuri удалось выбраться из кабины и, пройдя около 20 км. до линии фронта, преодолеть минное поле и выйти в расположение своих частей.
В августе 1998 года в 50 километрах от города Сегежа, в озере Большое Калеярви поисковой группой был обнаружен финский истребитель времён Второй мировой войны Brewster 239 Buffalo с бортовым номером BW-372. До этого момента считалось, что в мире не сохранилось ни одного самолёта этой марки. Самолёт был продан по поддельным документам (как не представляющий ценности для музеев РФ) за 1 млн рублей частному коллекционеру и вывезен в США]. Самолёт многократно перепродавался (реставрация при этом не проводилась) . При транспортировке самолёт получил серьёзные повреждения , даже разрезан на части. И наконец он был приобретён Национальным музеем морской авиации, Пенсакола, США, где началась его реставрация.
В последствии между USA и Suomi возник конфликт. Американцы заявляют, что имеют полное моральное право оставить самолет у себя - в самом начале войны почти половина палубной авиации США состояла из истребителей Buffalo. Много американских пилотов погибло во время боев с японскими Zero которые технически превосходили их.
Однако и для финнов, этот самолет является настоящим символом ВВС. И теперь Финляндия требует его возвращения.
"Настоящим владельцем является государство Финляндия. Она купила самолет в 1939 году, и его нужно вернуть владельцу. Он так же важен для нас, как истребитель "Харрикейн" для британцев",- заявил куратор музея авиации в Хельсинки Олоф Ньемен.
В данный момент, в результате договорённости с американским музеем, BW-372 находится в Финском Центральном музее авиации в Tikkakoski недалеко от Ювяскюля.
Лаури Олави Пекури прожил 83 года и умер в 1999 году.Летчик узнав о том, что его самолет найден и поднят из воды, поинтересовался, а не нашли ли ботинки? Ботинки не нашли, а вот лыжи(?) в кабине пилота обнаружили. На вопрос, не хотелось бы ему взглянуть на свой самолет, пилот ответил отказом по той причине, что достаточно натерпелся страха и переживаний еще в те дни. Чувство юмора 82-х летний ветеран сохранил- тяжёлые лётные ботинки он снял, когда плыл к берегу от утонувшего самолёта и дальше шёл к своим в носках. После Брюстера Пекари летал на Мессершмитте, ещё раз был сбит, провёл полгода в плену. Интересно, что он является первым "Сверхзвуковым" финном.
Ещё добавил фото отдельных частей от других Брюстеров из музея в аэропорту Хельсинки Вантаа. Особо интересной мне там показалась одна деталь- резиновый ролик, хотя известно, что сухопутные экспортные варианты имели пневматическое хвостовое колесо вместо цельнолитого резинового у палубных. Видимо всё-же возможны варианты...
В завершении хотелось сказать- грустно, что уникальные образцы техники ушли и продолжают уходить за границу. Но всё-же Брюстер после долгих скитаний попал в хорошие руки и представляет собой прекрасный образец тщательной и бережной реставрации. Надеюсь что это скоро станет тенденцией.
Прочитал, что Аэрокобра, поднятая со дна одного из наших озёр и ушедшая ( вы не поверите) в США будет реставрироваться на заводе эти самолёты и выпускавшего. Реставраторы обещают максимально сохранить облик самолёта в том виде, в каком он дошёл до нас.
С другой стороны мне даже страшно представить судьбу Брюстера, если он бы остался у нас.
Ещё много фотографий разного времени именно этого самолёта здесь-
Весьма интересно было почитать. Насколько знаю, у финнов есть еще один Буффало, причем собственной постройки, с деревянным крылом и двигателем М-63. Его номер HM-671.
Летом 1942 г. трофейные М-63 в 1000 л.с. с металлическими винтами АВ-1 испытывались на самолетах BW-363, BW-365 и BW-392. BW-392 стал прототипом "Хуму" -финской копии "брюстера", в максимальной степени использовавшей местные материалы. В частности, крыло было деревянным. BW-392 разбился в испытательном полете 5.06.42; летчик унтер-офицер М.Алхо погиб.
В общей сложности, шесть В.239 оснастили моторами М-63. В 1943 г. переоборудовали также BW-371, BW-374 и BW-379. Зимой 1943 г. BW-363 и BW-365 с М-63 с эскадрильей LeLv24 попали на фронт. Однако, советские моторы показали себя ненадежными, и на трех самолетах вернули назад исходные американские. На BW-371 испытывался также М-62 (850 л.с), но результаты испытаний оказались неудовлетворительны.
После предварительных испытаний BW-392 завод VL получил заказ на четыре "Хуму" и предполагалось приобрести еще 90 самолетов. "Хуму" должны были оснащаться трофейными М-63. Фактически изготовили только один опытный самолет, НМ-671.
8.08.44. Испытания "Хуму" прервали
1.01.45, к этому времени налет составил 19 час. 50 мин. НМ-671 позднее реставрировали и включили в экспозицию музея финских ВВС в Тикка-Ккоски.
Цитата: Однако, советские моторы показали себя ненадежными, и на трех самолетах вернули назад исходные американские. Странно, И-16, И-153, Ли-2 летали с теми же самыми моторами без особых проблем, в Заполярье в том числе. И у финнов трофейные Ишачки с Чайками нормально летали. Наверное, немцы поставили своим союзничкам трофейные моторы без ресурса.
Ну наверно техники саботировали, с американскими моторами приятней работать было.
Тем не менее финны всё-же планировали серию с М-63, значит не всё так плохо.
На данный момент Хуму в открытой экспозиции музея нет, наверно спрятали. Но точно был, нашёл фото-
Цитата: В августе 1998 года в 50 километрах от города Сегежа, в озере Большое Калеярви поисковой группой был обнаружен финский истребитель времён Второй мировой войны Brewster 239 Buffalo с бортовым номером BW-372. До этого момента считалось, что в мире не сохранилось ни одного самолёта этой марки. Самолёт был продан по поддельным документам (как не представляющий ценности для музеев РФ) за 1 млн рублей частному коллекционеру и вывезен в США!
О эти ельцинские времена. Что можно сказать : твари!
Маму родную продать готовы
"Особо интересной мне там показалась одна деталь- резиновый ролик, хотя известно, что сухопутные экспортные варианты имели пневматическое хвостовое колесо вместо цельнолитого резинового у палубных."
Так ведь "финские" брюстеры изначально были "чистыми" палубниками (американский флот удачно отказался от них в пользу финнов), по этому и резиновый ролик первоначально стоял.
Ну я собственно и хотел обратить на это внимание, для тех кто будет делать модель. Ваш BW-355 сделан с роликом, а BW-372 мы здесь видим с "дутиком", возможны варианты, обязательно нужно уточнять по времени и сверяться с фотографиями.
Нашёл и добавил ещё фотографий BW-372, вид сверху.
Хуму тоже у себя нашёл, он стоял посередине, к нему было трудно подобраться, поэтому фото мало и неудачные, но что есть, добавил.
Цитата: Как всегда в этой истории "порадовали" соотечественники продавшие самолет за границу. Вызывают только презрение....
И что бы в России с ним сделали тогда? Покрасили бы в заборный цвет и угробили. Нет у нас традиций хорошей реставрации или даже консервации техники. Сейчас хорошо реставрируют только частные мастерские, то, что попадает в разные государственные музеи гробится. Вспомним саратовский Штуг, Ленинградский КВ и так далее. Уровень "реставрации" можно оценить в музее на Поклонной горе.
Мдя... Есть у нас В Карелии много озер.
И в озерах этих многое есть.
Я вот знаю легенду Пальеозера. Там тоже самолет лежит. Вот только озеро то большое, и сплав леса там раньше был...
Комментарии
59 лет
На сайте с 18.07.2010
28 лет
На сайте с 22.03.2014
61 год
На сайте с 11.05.2016
В общей сложности, шесть В.239 оснастили моторами М-63. В 1943 г. переоборудовали также BW-371, BW-374 и BW-379. Зимой 1943 г. BW-363 и BW-365 с М-63 с эскадрильей LeLv24 попали на фронт. Однако, советские моторы показали себя ненадежными, и на трех самолетах вернули назад исходные американские. На BW-371 испытывался также М-62 (850 л.с), но результаты испытаний оказались неудовлетворительны.
После предварительных испытаний BW-392 завод VL получил заказ на четыре "Хуму" и предполагалось приобрести еще 90 самолетов. "Хуму" должны были оснащаться трофейными М-63. Фактически изготовили только один опытный самолет, НМ-671.
8.08.44. Испытания "Хуму" прервали
1.01.45, к этому времени налет составил 19 час. 50 мин. НМ-671 позднее реставрировали и включили в экспозицию музея финских ВВС в Тикка-Ккоски.
59 лет
На сайте с 18.07.2010
Однако, советские моторы показали себя ненадежными, и на трех самолетах вернули назад исходные американские. Странно, И-16, И-153, Ли-2 летали с теми же самыми моторами без особых проблем, в Заполярье в том числе. И у финнов трофейные Ишачки с Чайками нормально летали. Наверное, немцы поставили своим союзничкам трофейные моторы без ресурса.
61 год
На сайте с 11.05.2016
Тем не менее финны всё-же планировали серию с М-63, значит не всё так плохо.
На данный момент Хуму в открытой экспозиции музея нет, наверно спрятали. Но точно был, нашёл фото-
Видимо вместо него Харрикейн поставили.
45 лет
На сайте с 11.06.2016
На сайте с 05.07.2015
Цитата:
В августе 1998 года в 50 километрах от города Сегежа, в озере Большое Калеярви поисковой группой был обнаружен финский истребитель времён Второй мировой войны Brewster 239 Buffalo с бортовым номером BW-372. До этого момента считалось, что в мире не сохранилось ни одного самолёта этой марки. Самолёт был продан по поддельным документам (как не представляющий ценности для музеев РФ) за 1 млн рублей частному коллекционеру и вывезен в США!
О эти ельцинские времена. Что можно сказать : твари!
Маму родную продать готовы
50 лет
На сайте с 26.08.2011
Так ведь "финские" брюстеры изначально были "чистыми" палубниками (американский флот удачно отказался от них в пользу финнов), по этому и резиновый ролик первоначально стоял.
61 год
На сайте с 11.05.2016
Нашёл и добавил ещё фотографий BW-372, вид сверху.
Хуму тоже у себя нашёл, он стоял посередине, к нему было трудно подобраться, поэтому фото мало и неудачные, но что есть, добавил.
На сайте с 24.03.2014
61 год
На сайте с 11.05.2016
с сайта
Как всегда в этой истории "порадовали" соотечественники продавшие самолет за границу. Вызывают только презрение....
И что бы в России с ним сделали тогда? Покрасили бы в заборный цвет и угробили. Нет у нас традиций хорошей реставрации или даже консервации техники. Сейчас хорошо реставрируют только частные мастерские, то, что попадает в разные государственные музеи гробится. Вспомним саратовский Штуг, Ленинградский КВ и так далее. Уровень "реставрации" можно оценить в музее на Поклонной горе.
61 год
На сайте с 11.05.2016
с сайта
На сайте с 13.09.2010
И в озерах этих многое есть.
Я вот знаю легенду Пальеозера. Там тоже самолет лежит. Вот только озеро то большое, и сплав леса там раньше был...
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий