Регистрация Вход · Почистить куки

Бронепалубный крейсер «Светлана»

Производитель:
самодел
Дата размещения:
25 августа 2025 года, 20:45
Раздел галереи:
Корабли
Тип техники:
Военные
Тип двигателя:
Уголь-паровые
Страна-производитель:
СССР–Россия
Масштаб модели:
1:350

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Заложен 28 июня 1895 года в Гавре (Франция), как яхта великого князя Алексея Александровича, главы морского ведомства в то время. Спущен на воду в декабре 1896 года. 21 марта 1898 года крейсер вступил в строй. В силу своего предназначения корабль отличался роскошной отделкой внутренних помещений и слабостью в боевом отношении.

Яхта-крейсер «Светлана» совершила своё первое дальнее плавание по маршруту Гавр - Тулон - Лиссабон - Гавр - Киль - Либава - Кронштадт. В Лиссабоне (Португалия) крейсер посетила королевская чета, которая вместо протокольных 15, осматривала его 45 мин. В Киле крейсер "Светлана" осмотрели 15 ведущих немецких кораблестроителей.

В 1900 году яхта совершала плавания, под флагом морского министра в Ревель (Таллин), затем в Варнемюнде, где, приняв на борт великую княгиню Анастасию Михайловну, с заходом в Киль и Копенгаген, вернулась в Кронштадт. Совершает совместное плавание с "Полярной звездой", на борту которой в Копенгаген следует великий князь Михаил Александрович со своей семьей. Крейсер с Великим князем Алексеем Александровичем на борту совершает плавание из Кронштадта в Либаву, откуда морской министр поездом направился в Париж.
В августе 1901 года крейсер участвует в конвоировании, совместно с недавно построенным "Варягом", царской яхты "Штандарт".
2 марта 1904 года Генерал-Адмирал принял решение о включении "Светланы" в состав 2-й Тихоокеанской эскадры. В Кронштадте, в мае того же года, на корабль установили четыре 75-мм орудия, смонтировали оптические прицелы на 152-мм и 75-мм артиллерию, дальномер Барра и Струда, радиотелеграф системы "Телефункен".

14 мая 1905 года согласно приказу вице-адмирала З.П.Рожественского крейсер под брейд-вымпелом своего командира капитана 1 ранга С.П.Шеина возглавил разведывательный отряд, включавший в себя крейсер II ранга "Алмаз" и вспомогательный крейсер "Урал". Назначение разведывательного отряда в Цусимском бою состояло в охранении транспортов, поэтому "Светлана" весь день держалась между транспортами и противником, то есть в арьергарде наших главных сил. За время боя в нее попало несколько снарядов, один из них поразил корабль в отделение динамо-машин. Крейсер получил подводную пробоину и через незадраенные, в выгородках, дверные проёмы вода затопила погреба. Приняв примерно 350 тонн воды, "Светлана" осела носом на 1,3 метра, осталась без электричества и без боезапаса для носового плутонга, а ход упал на 2—3 узла. После захода солнца на "Светлане" потеряли из вида свои броненосцы, транспорты, а также корабли противника и прекратили огонь — в кормовых погребах к этому времени оставалось лишь сто двадцать 152-мм снарядов. С.П.Шеин, памятуя приказ З.П.Рожественского о необходимости достижении Владивостока, направился на север.
15 мая 1905 года крейсер двигаясь со скоростью 14—15 узлов, с тем, чтобы пламенем из труб не обнаружить себя, что позволило избежать встречи с миноносцами японцев. Под утро обнаружили миноносец "Быстрый" и далее пошли с ним вместе. В 7 часов утра наши корабли были обнаружены крейсерами "Ниитака", "Отова" и сопровождающим их миноносцем. "Светлана" сумела развить скорость 17,5 узлов, но через час стало ясно, что от преследования уйти не удастся. Собранное командиром совещание офицеров единодушно решило вступить в бой, отстреливаться до последнего снаряда, а затем затопить корабль. Подпустив корабли противника на дистанцию 55 кабельтовых (10,2 км) крейсер открыл огонь 152-мм средним и левым кормовым орудиями. Пристрелка осложнялась из-за дифферента корабля. "Быстрый", имея угля лишь на 2 часа хода, преследуемый миноносцем противника, на полной скорости направился к берегу, около которого его и подорвала команда. Тем временем японские крейсеры, ведя огонь по "Светлане", продолжали сокращать с ней дистанцию. Быстро истратив весь боезапас, "Светлана" по-прежнему пыталась уйти, но японский снаряд пробил защиту машинных люков и разорвал главные паровые трубы. Крейсер потерял ход. По приказу командира, открыли клапаны кормовых кингстонов, люки, а также двери в переборках и выгородках, а экипаж с правого борта корабля начал прыгать в воду. Люди спасались на подручных средствах, так как все шлюпки были разбиты. Японцы разозлённые, тем что крейсер не сдался, стали расстреливать его в упор. Один из снарядов через дымовую трубу попал в среднюю кочегарку левого борта, убив всех кочегаров. От разрыва снаряда на батарейной палубе погиб старший офицер корабля капитан 2 ранга А.А. Зуров, убило и капитана 1 ранга С.П.Шеина, который все время находившийся на мостике. В 11 часов крейсер с большим дифферентом на нос лег на левый борт и затонул в точке с координатами 37°с.ш. и 129°50' в.д. погрузившись на глубину 600 метров. Противник продолжал расстреливать плавающих людей, а затем направился на юг. Через два часа подошедший вспомогательный крейсер "Америка-мару" занялся спасением экипажа "Светланы", а последних замеченных моряков поднимали из воды уже в темноте. На следующий день пленных доставили в Сасебо, где умерло еще несколько человек. Всего из экипажа крейсера погибло 167 человек.

Теперь о постройке модели. Честно говоря сам внешний вид «Светланы» мне не очень нравится. Какой то он несуразный и совсем не похож на яхту, а тем более на боевой корабль. Как метко подметил Новиков Прибой «Корабль не по назначению». Но так часто случается, что корабли внешне неказистые совершают героические поступки, а суперсовременные  и вооруженные новейшей и мощнейшей артиллерией и броней, так за свою жизнь и не сделают ни одного выстрела по врагу и бесполезно простоят в гаванях на бочках, а то еще и по своим постреляют для разнообразия.

Ну я отвлекся теперь о модели. Корпус на этот раз выстрогал из сосновых брусочков  оставшихся от упаковки стиральной машины, палуба фанера, трубы разные фломастеры плющенные при помощи фена, пушки из гвоздей и проволоки, надстройки из жалюзей, мачты из проволоки, ванты – капроновая нить. Окрашено все художественными акриловыми красками. Приятного просмотра. 

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
99.499.5199.72
Средняя оценка: 99.545 (все оценки)
Популярность модели: 87.18

Комментарии

Страницы: 1 2
Евгений и Михаил Пилипенко (Runik12)
Ставрополь
61 год
На сайте с 05.03.2015
Евгений и Михаил Пилипенко (Runik12)
Достойная работа, как впрочем и все остальные ваши модели. Отличная проработка мелочей, качественная покраска, профессиональная фотосъёмка.
С вашей производительностью , а это в среднем - одна модель в месяц, да ещё учитывая , что это качественный, проработанный самодел, можно весь модельный мир покорить.
Мои поздравления!
С уважением, Михаил
КОС1904
Возраст неизвестен
На сайте с 24.04.2016
Коллеги, спасибо за интерес проявленный к моим моделям, очень приятно.

Михаил Полоцкий, по поводу почти незащищенного корабля, то например крейсер Боярин имел 6-120мм орудий главного колибра, на Светлане столько же 150мм и Боярин считался неплохим кораблем. Тут весь вопрос как их использовать. Для разведки и крейсерских операций по борьбе с торговым флотом противника вполне ничего.

SAURON, так комплектовали по принципу, все что есть и может совершить поход в одну общую кучу. Жаль что черноморские броненосцы не присоединили. Турки пропускали через проливы, с условием, что только в одну сторону, но наши не согласились. Хотя в другую сторону может и не было бы кому плыть.


КОС1904
Возраст неизвестен
На сайте с 24.04.2016
Евгений и Михаил Пилипенко спасибо. Знали бы Вы чем я фотографирую, а это старая мобилка Леново, которой уже 14 лет. Тут весь вопрос в правильном освещении. Вот помечтал какую бы можно было Светлану от Комбрига построить, думаю что получилось бы намного лучше.
Дмитрий Ревякин (Dims)
37 лет
На сайте с 24.01.2022
Крутейшая модель!!!
КОС1904
Возраст неизвестен
На сайте с 24.04.2016
Дмитрий спасибо.
Ayvaros
51 год
На сайте с 12.07.2011
Ayvaros
Работа замечательна!!!! Модель Класс!!! Но есть вопрос по нижним шпигатам что около ватерлинии "которые как я полагаю гальюнные" сделаны из цепочки или из проволоки? Очень портят весь вид ШИКАРНОЙ МОДЕЛИ!
КОС1904
Возраст неизвестен
На сайте с 24.04.2016
Ayvaros, спасибо, шпигаты из латунной проволоки, можно закрасить черной краской и слегка зацарапать по верху, чтобы не смотрелись так массивно.


Евгений Седов (Аполло)
Петропавловск Камчатский
56 лет
На сайте с 08.11.2023
Евгений Седов (Аполло)
Колдунство, иначе не назвать! Для меня судомоделисты работающие в масштабах мельче 1:64 - ювелиры, мельче 1:200 - одержимые ювелиры, 1:350 - одержимые ювелиры волшебники). А тут еще и "самодел" ! Определение еще не придумал.
Юрий Логазяк (breeze)
Санкт-Петербург
52 года
На сайте с 06.10.2010
Юрий Логазяк (breeze)
Полный восторг! И полный самодел! Впечатляет! Поздравляю с очередной моделью!!!
КОС1904
Возраст неизвестен
На сайте с 24.04.2016
Евгений не иначе как чародеи.
Евгений, Юрий - спасибо.

Алексей Лежнев (ПиЛя) администратор
Город-Герой Москва,
71 год
На сайте с 26.10.2009
Алексей Лежнев (ПиЛя)
Рассматривать подобные модели - одно удовольствие!

ЗдОрово!!!!!!

Курс - Галерея.

С Уважением, Алексей.
S Leys (rej1960)
СССР
65 лет
На сайте с 13.12.2010
S Leys (rej1960)
Интересная работа! И да, красивая!
Александр Семенов (Alex1233212)
Санкт-Петербург
41 год
На сайте с 11.04.2017
Присоединяюсь к наилучшим отзывам!
Великолепная работа!
Билли Бонс (Билли Бонс)
Новосибирск
57 лет
На сайте с 21.10.2011
Юрий Рассохин (tellllur)
Санкт-Петербург
Возраст неизвестен
На сайте с 16.08.2010
Юрий Рассохин (tellllur)
Представил себе картинку - вместо морячка из Йорка на необитаемый остров попал (не дай бог, конечно!) Костя. Блин, да он за неделю, без всяких приплывших сундуков с оружием и инструментами, сварганил или огромный фрегатище или вообще броненосище. И уплыл бы. А что, разве не так?
От упаковки стиральной машины...
Кормовой стяг просто шикарен! Костя, да и всё остальное шикарно.
С уважением, Юрий.
КОС1904
Возраст неизвестен
На сайте с 24.04.2016
Ребята, огромное спасибо за отзывы.

Юра, а ты почти отгадал. Я сам лично построил пять яхт от 5,5 до 12м, правда не на необитаемом острове, а на огороде и даже выигрывал на них в соревнованиях .
Страницы: 1 2
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий





Реклама на Каропке
Не показывать чат