Регистрация Вход · Почистить куки

North American B-25J Mitchell

Производитель:
Hasegava
Дата размещения:
9 мая 2020 года, 11:43
Раздел галереи:
Авиация
Тип техники:
Военные
Тип двигателя:
Поршневая
Модель времён ВМВ:
1939–1945
Страна-производитель:
США
Масштаб модели:
1:72
Год выпуска:
до 1960

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Коллеги, выкладываю на Ваш суд модель бомбардировщика North American B-25J Mitchell в варианте окраски дальнего бомбардировщика 26 Брестского гвардейского бомбардировочного авиационного полка на май 1945 г. (Польша).Про историю создания самолета и его применение на различных театрах боевых действий наверное писать не имеет смысла, т.к. он хорошо известен и имеет славную боевую биографию. В рамках данного проекта интересен опыт его применения в ВВС Советского Союза.

Боевое применение "Митчеллов" в СССР началось с 1942 года. К концу весны 1942 года на «Митчеллы» удалось перевооружить три полка (37-й, 125-й и 16-й) в составе 222-й дивизии, которая, в свою очередь, вошла в 1-ю армию генерала Судца. После расформирования этой армии дивизию отправили на Западный фронт. С июля начат воевать 37-й полк, с августа - 16-й. с сентября - 125-й. Бомбардировщики действовали под Вязьмой, Дорогобужем, Ярцево. Было совершено много дневных вылетов одиночными машинами и мелкими группами без прикрытия истребителями. Целями являлись автомобильные и танковые колонны, укрепленные позиции.Во фронтовой авиации «Митчеллы» поработали недолго. На малых высотах довольно громоздкий В-25 вел себя инертно и представлял неплохую мишень для немецких зенитчиков. Потери начали расти. В итоге пришли к выводу, что использование В-25 по тактическим целям неэффективно. 29 сентября 1942 года 222-ю дивизию официально передали в Авиацию дальнего действия (АДД).

Подобное применение этих самолетов на советско-германском фронте было вполне логичным. Для роли фронтового бомбардировщика у нас гораздо лучше подходили Пе-2 и А-20, а в АДД можно было в полной мере использовать и большой радиус действия В-25, и отличное навигационное радиооборудование, и мощное вооружение, и значительную бомбовую нагрузку. По всем этим характеристикам он более соответствовал дальнему Ил-4, нежели нашим фронтовым бомбардировщикам. В некоторых отношениях—по скорости, оборонительному вооружению, оборудованию - В-25 превосходил Ил-4, но кое в чем и уступал ему.

«Митчеллы» начали совершать дальние ночные рейды в тыл противника. На 18 ноября в парке 222-й дивизии насчитывалось 68 В-25. Для увеличения дальности в бомбоотсек ставили специально спроектированные подковообразные дополнительные бензобаки. Эти баки применялись при полетах на максимальную дальность. Бомбы при этом размещались на внешней подвеске под крылом (обычно брали две ФАБ-250). Потом на заводе № 156 освоили производство картонных одноразовых подвесных баков. Для бомбометания ночью на самолетах смонтировали прицелы НКПБ-7.


Всего в СССР по программе ленд-лиза было отправлено 870 В-25, из которых до места дошел 861. Еще некоторое количество машин интернировали после вынужденных посадок на Дальнем Востоке. В 1943-1944 годах «Митчеллы» поступили на вооружение еще нескольких полков дальней авиации - 337-го, 362-го, 747-го и других. Ими были полностью укомплектованы 4-я, 5-я и 15-я гвардейские дивизии. С августа 1943 года В-25 стали поступать во 2-й гвардейский полк полковника И.Ф.Балашова. Ими вооружили 1-ю .эскадрилью, которой командовал дважды Герой Советского Союза А.И.Молодчий. К февралю 1944 года в полку насчитывалось уже 20 В-25, в основном новейшей модификации J. В целом в начале 1944 года В-25 составляли около 10% авиапарка АДД. К концу того же года все корпуса АДД, кроме 2-го гвардейского, имели В-25, а в 4-м гвардейском корпусе он являлся основным типом. К 1 января 1945 года 18-я воздушная армия (преемница АДД) обладала 320 «Митчеллами», которые составляли примерно пятую часть всей ее техники.

В составе АДД «Митчеллы» применялись в основном в темное время суток, нанося удары по железнодорожным узлам, аэродромам, узлам сопротивления немцев. В ночь на 30 декабря 1942 года один из полков 222-й дивизии отбомбился по эшелонам в Витебске. Пожар продолжался более трех суток. Было уничтожено 24 паровоза и до 500 вагонов. Аналогичные налеты проводились на железнодорожные узлы Орши, Брянска, Великих Лук, Бреста и другие. В июне 1943 года В-25 разбомбили немецкий аэродром в Сеще. Когда наши войска освободили этот район, все поле было завалено обломками самолетов. В сентябре «Митчеллы» участвовали в подавлении вражеских дальнобойных батарей под Ленинградом. Всю вторую половину войны они совершали дальние рейды на Варшаву, Бреслау. Кенигсберг, Тильзит, Берлин, действовали под Брянском, Рославлем, Смоленском, Гомелем, Севастополем. В 1944 году 222-я дивизия разрушила железнодорожный узел Дебрецен в Венгрии.

Более скоростные и маневренные, лучше вооруженные, чем Ил-4, В-25 часто использовались для обеспечения удара основной массы бомбардировщиков: поиска и обозначения целей, для подсветки, подавления наземных средств ПВО и блокировки аэродромов ночных истребителей. Так, например, действовал в 1944 году в Венгрии 251-й гвардейский полк, обеспечивавший функционирование остальных полков 15-й гвардейской дивизии. При организации массированных налетов обычно выделялись пары, звенья, отдельные экипажи для блокирования близлежащих аэродромов. По несколько часов они кружились над летным полем, время от времени сбрасывая одиночные бомбы или их небольшие серии. Кроме того, B-25J с усиленным передним стрелковым вооружением с пологого пикирования обстреливали стоянки самолетов и ангары. Во 2-м гвардейском полку B-25J с дополнительными пулеметами использовали для ночных штурмовых ударов по аэродромам противника. Как и другие самолеты АДД, «Митчелл» временами применялся в качестве транспортной машины. Он имел емкий фюзеляж, в который при перебазировании можно было загрузить до 20 человек—техников и оружейников. В-25 мог доставить до 1 тонны груза на расстояние 2240 км.



Наши экипажи в первую очередь отмечали высокие пилотажные качества В-25. Он был доступен среднему летчику, не имел существенных недостатков во взлетно-посадочных характеристиках, путевой устойчивости, маневренности (последнее - конечно, с учетом веса и размеров машины). Вот что писал летчик-испытатель И.И.Шелест: «Трехколесное шасси давало отменный обзор на рулении, безупречную маневренность на земле, делало самолет В-25 весьма мобильным при движении по бетону, при выруливании на старт, отруливании с посадочной полосы». Взлет, посадка и полет на «Митчелле» были проще, чем на Ил-4. «Самолет на разбеге устойчив. Никаких тенденций к разворотам не имеет и хорошо слушается рулей поворота», - записано в советской инструкции по пилотированию этой машины. Мощные, надежные моторы и прочное шасси позволяли взлетать даже с довольно глубокого снега с полной нагрузкой.

Все это позволяло летчикам быстро переучиваться на новую машину. Переподготовка зачастую велась без отрыва от боевой работы. Даже не очень опытный летчик мог изучить В-25 за несколько дней.Самолет неплохо управлялся даже при полете на одном двигателе. «Нагрузка на рули поворота при полете с одним работающим мотором снимается триммерами полностью»,—гласила инструкция. На Ил-4 в подобной ситуации включали второе управление у штурмана, который начинал давить на педаль, помогая пилоту.При нормальной бомбовой нагрузке и подвеске дополнительных баков В-25 при отказе мотора мог не только удерживать высоту, но и набирать ее. Известно множество случаев благополучного возвращения подбитых В-25 на одном двигателе. А когда у пилота С.М.Антонова из 8-го полка мотор вышел из строя вскоре после взлета, на оставшемся он долетел до цели, сбросил бомбы на немецкие эшелоны в Орле и вернулся на базу!

Американский бомбардировщик не изматывал пилотов, как наш неустойчивый Ил-4, на котором практически ни на секунду нельзя было бросить штурвал. «Отрегулированный триммерами, самолет сам стремится сохранять заданное положение или восстанавливать его, в случае, если какая-то причина вывела его из этого положения».—это из отчета по испытаниям B-25D.Кабина пилотов оснащалась полным комплексом пилотажно-навигацнонных и контрольных приборов того времени, была просторной, светлой, теплой, комфортабельной. Шкалы приборов удобно подсвечивались ультрафиолетовыми лампами. На самом современном уровне находилось радиооборудование, включавшее автоматический радиокомпас.Машина была прекрасно защищена стрелковым вооружением. Практически с любого направления врага встречали очереди крупнокалиберных пулеметов. Имелись только две «мертвые зоны»—узкие сектора, примерно под 45 градусов к оси самолета, в нижней полусфере. Вооружение «Митчелла» наглядно демонстрировало свою эффективность. Например, экипаж А.И.Молодчего за полтора года полетов на В-25 сбил пять вражеских истребителей. Относительные потери В-25 в расчете на один боеспособный самолет за 1944 года были в 2,2 раза ниже, чем у Ил-4, причем американские бомбардировщики использовались более интенсивно, чем отечественные.

Теперь по модели. К сожалению в общем и целом был ей разочарован, т.к. после 25-летнего перерыва в постройке самолетов рассчитывал отдохнуть и насладиться высокими модельными стандартами фирмы Hasegava. В итоге оказалось совершенно не лишним приобретенное травление от Эдуарда. А также несколько месяцев штудирования фото, описаний бортов и запила, которого не ожидал.))) Сказка: https://karopka.ru/forum/forum432/topic29829/
Доработки:
1. Кабина пилотов:
- сделано полноразмерным кресло правого пилота
- сделаны бронеспинки кресел пилотов
- установлено оборудование по обоим бортам кабины (травление + пластик)
- доработаны травлением приборная панель, органы управления и кокпит кабины.
2. Кабина штурмана-бомбардира:
- пол кабины
- походное кресло
- сиденье перед бомбовым прицелом
- контейнеры для патронов для трех пулеметов (два на полу кабины для курсовых пулеметов, два по правому борту для пулемета штурмана)
- установлены питатели для всех пулеметов
- сымитированы элементы вентиляции, силового набора и приборы по левому борту кабины
- с нуля сделан бомбовый прицел
если доработки оценить одним предложением, то родными остались только пулеметы и стенка кабины.
3. Все антенны установлены из наборов травления (в пластике их вообще не было).
4. Убрана ступенька в нижней части остекления кабины штурмана по правому борту.
5. Утоньшены задние кромки крыльев.
6. Зашпаклеваны непонятные отверстия с выпуклостями по обоим сторонам фюзеляжа над крыльями.
7. Зашпаклевана и восстановлена расшивка на верхней части фюзеляжа (в этом месте она глубиной и размытостью была похожа на древний Мачбокс).
8. Немного утоньшены задние части мотогондол (в боковой проекции).
9. Сточена "губа" воздухозаборника на передней кромке крыла около левого двигателя.
10. В бомбовый отсек установлены четыре ФАБ-250цк чертежа 3-01348 образца 1944 г. со съемным стабилизатором. За основу были взяты ФАБ-250 от старой звездовской "пешки" и доработаны стабилизаторы.
11. В бомбовом отсеке сделан механизм открывания створок люка (у Хаси эта деталь была просто намечена на передней стенке бомболюка).
12. Установлена задняя перегородка в кабине хвостового стрелка, перенесен прицел выше как и должно быть.
13. Установлены питатели к боковым пулеметам в хвостовой части самолета.
14. На полтора миллиметра заглублена в корпус пулеметная башня (путем подрезания стойки, на которой она стоит).
15. По совету Сергея Бусаргина срезана неправдоподобная имитация полотна на всех подвижных элементах крыла и стабилизатора.

Краски - АКАН восьмой серии, грунт - АКАН для восьмой серии, смывка - гуашь на фэйри, матовый и глянцевый лаки -  серии LP от Тамии.
Декаль - от Георгия (проект "Русская декаль").

Хочу от всей души поблагодарить коллег, принявших участие в обсуждении стройки и помогавших советами и добрым словом.Особую благодарность также хочется выразить Сергею Красильникову, который для меня стал наставником по этому проекту.

Сам проект состоялся в довольно символичные сроки: в 75-летнюю годовщину Дня Победы по фотографии прототипа, которой в мае тоже исполняется 75 лет.

С Праздником Великой Победы!!!
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
98.9698.7998.76
Средняя оценка: 98.8371 (все оценки)
Популярность модели: 79.19

Комментарии

Страницы: 1 2
Эдуард (Ed Flancer)
Москва
55 лет
На сайте с 23.07.2019
Эдуард  (Ed Flancer)
Ё - побег смотреть свой Митчел...вроде чайка норм, цвета не знаю))) Белый вроде белый)...
Ваша модель понравилась, про цвета я не в теме, но выглядит оригинально)
Владислав Киселев (Sled2004)
55 лет
На сайте с 21.10.2014
Владислав Киселев (Sled2004)
Цитата:
Ё - побег смотреть свой Митчел...вроде чайка норм, цвета не знаю))) Белый вроде белый)...
Ваша модель понравилась, про цвета я не в теме, но выглядит оригинально)

Спасибо, Эдуард. У Вас Фикс. И "чайка" в норме. Собираю такой же, но в варианте "Рейд Дулиттла на Токио".
SAURON
Киев
59 лет
На сайте с 18.07.2010
SAURON
Отличный Митчелл! Также с интересом прочел историческую справку. Но разве А-20 использовались в Союзе как фронтовые бомбардировщики? Насколько знаю, они служили в основном в морской авиации, имелись также и в Дальней авиации.
И с праздником!
Владислав Киселев (Sled2004)
55 лет
На сайте с 21.10.2014
Владислав Киселев (Sled2004)
Цитата:
Отличный Митчелл! Также с интересом прочел историческую справку. Но разве А-20 использовались в Союзе как фронтовые бомбардировщики? Насколько знаю, они служили в основном в морской авиации, имелись также и в Дальней авиации.
И с праздником!

Спасибо за оценку! Про использование А-20 в дальней авиации я информации не встречал. А в качестве фронтового бомбардировщика они использовались. При этом особо отмечалась мощь секундного залпа у модификаций, оснащенных батареей пулеметов вместо кабины штурмана при работе по колоннам противника, равно как и их слабая защищенность от зенитного огня. Как Вы понимаете я текст набивал не сам, а использовал источники по теме. Упоминание А-20 в связке с Пе-2 у меня не вызвало противоречий. Хотя конечно скорее следовало сделать упор на применение А-20 в морской авиации. Но, положа руку на сердце, задачи фронтового бомбардировщика и бомбардировщика морской авиации довольно близки - решение тактических задач на суше или на море.

И с Праздником!
SAURON
Киев
59 лет
На сайте с 18.07.2010
SAURON
Цитата:
Про использование А-20 в дальней авиации я информации не встречал.
В ДА использовались т.н. "тараны", т.е. самолеты с батареей в носу, как правило с пушками. Причем использовались по своему первоначальному назначению - в качестве штурмовиков, а именно блокировщиков вражеской ПВО. Работали исключительно упомянутой батареей, никаких бомб не несли, в бомбоотсеке размещался дополнительный топливный бак, что позволяло получить необходимую дальность. Всего было три полка таких "таранов". Имелось несколько машин с установленными в бомбоотсеках установками АКАБ. Кроме того в ДА имелись два полка А-20 ночных истребителей. Это были самолеты с пушками в носу, оснащенные советскими РЛС "Гнейс-2" и "Гнейс-3".
Добавлю еще, что в морской авиации "Бостоны" явились заменой Ил-4.
Александр Христенко (Sarma_T)
Киев
53 года
На сайте с 23.09.2015
Александр Христенко (Sarma_T)
Красивая работа! Заглядывал в стройку. Мне нравятся зарубежные самолеты со звездами. И прототип интересный.
Владислав Киселев (Sled2004)
55 лет
На сайте с 21.10.2014
Владислав Киселев (Sled2004)
Александр, спасибо за оценку.
vic
Кишинев.
46 лет
На сайте с 20.05.2009
vic
Лепота!!!!!)
Иван66
Ростов-на-Дону
57 лет
На сайте с 18.09.2018
Отлично!
С Уважением, Иван.
Владислав Киселев (Sled2004)
55 лет
На сайте с 21.10.2014
Владислав Киселев (Sled2004)
vic, Иван, спасибо!
Дмитрий Стельмах (Стельмах Дмитрий)
Киев
43 года
На сайте с 03.10.2013
Дмитрий Стельмах (Стельмах Дмитрий)
Отличная модель! Посмотрел с удовольствием!
Владислав Киселев (Sled2004)
55 лет
На сайте с 21.10.2014
Владислав Киселев (Sled2004)
Дмитрий, спасибо за оценку!
Страницы: 1 2
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий

Владислав Киселев
Владислав Киселев
Логин
Sled2004
Д.Р.
20 июля 1969 года
На сайте с
21 октября 2014 года
Его сообщения на форуме
Его комментарии к моделям
Подписка на обновления

Друзья (4):

  • Александр
  • Александр
  • FROGER




Реклама на Каропке
Не показывать чат