Регистрация Вход · Почистить куки

Обзор Комбриг 1/700 БПК проекта 61МП Славный. Поющие фрегаты часть 3

Производитель:
Комбриг
Дата размещения:
4 сентября 2022 года, 1:57
Раздел галереи:
Обзоры моделей
Тип обзора:
Модели
Тип модели:
Корабли
Масштаб модели:
1:700

Представляю заключительную часть ретро-обзора на корабли серии «Поющие фрегаты» - на модернизированный по проекту 61МП большой противолодочный корабль Славный. Модель во многом схожа по деталям с моделью большого противолодочного корабля Образцовый, обзор которого уже вышел недавно. В обзоре наконец то будет раскрыта тема геометрии корпуса всех трех моделей систершипов.

История

Славный был 8-м кораблем в серии из 20. Заложен 26 января 1964 г. на ССЗ им. А.А. Жданова в Ленинграде (заводской № 754). Спущен на воду 24 апреля 1965 г. Вступил в строй 30 сентября 1966 г. в состав Балтийского флота. 17 октября 1966 г. БПК вошел в состав 128-й бригады ракетных кораблей Балтийского флота.
В отличие от Сметливого, историю и службу Славного придется расписать более подробно.
Во время своей службы Славный совершил визиты в следующие порты:
• 28-29 октября 1967 в Росток (ГДР)
• 3-9 октября 1969 в Росток (ГДР)
• 17-22 августа 1971 в Копенгаген (Дания)
• 10-17 сентября 1978 в Гавану (Куба)
• 11-15 октября 1985 в Гавану (Куба)
• 18-23 июля 1987 в Гдыню (Польша)
• 23-28 октября 1987 в Росток (ГДР)
• 19-24 июля 1988 в Щецин (Польша)

Помимо дружественных визитов, корабль выполнял и боевые задачи. С 14 июня по 29 июля 1972 г он находился в зоне военных действий и оказывал помощь вооруженным силам Египта и Сирии во время Войны Судного Дня. В июне 1973 г. Славный входил в состав кораблей для несения боевой службы в Атлантике и Средиземном море.
6 августа 1973 г. корабль прибыл в Ленинград на ССЗ им. Жданова для прохождения текущего ремонта и переоборудования по проекту 61МП (то есть переоборудованному по проекту 61М из исходного проекта 61. По исходному проекту 61М был построен только БПК Сдержанный). С 6 декабря 1973 г. по 25 августа 1975 г. Славный проходил модернизацию по проекту 61МП в Ленинграде. В доке кораблю отрезалась старая корма и приваривалась новая кормовая оконечность на 2.3 м больше прежней. В ходе модернизации на корабле были установлены 4 пусковых установки противокорабельных ракет П-15М Термит, новая гидроакустическая станция (ГАС) МГК-335 «Платина» с подкильной и буксируемой антеннами. Бомбометы РБУ-1000 были заменены на четыре 30-мм шестиствольных артиллерийских установки АК-630М (А-213) с системой управления огнем МР-123 «Вымпел-М». На корабле установили систему госопознавания «Свой-Чужой» из 4 антенн (2 «Никель-КМ» и 2 «Хром-КМ»), систему выдачи текущих координат МПЦ-315, гидрокомпас «Курс-3», магнитный компас УКМ-М-3, эхолот НЭЛ-5, лаг МГЛ-50М, автопрокладчик АП-4М, радиопеленгатор АРП-50Р, станции РЭБ «Залив», «Краб-11» и «Краб-12», систему обеспечения совместного плавания «Огонь-50-1», ГАС звукоподводной связи и опознавания МГ-26 «Хоста» и станцию приема сигналов от радиобуев МГ-409П. Корабль оснащался двумя навигационными РЛС «Волга» с приставкой «Пальма». Автономность корабля была увеличена до 25 суток.
В 1978 г. Славный вновь вышел на боевую службу в район Карибского и Средиземного морей с заходом на Кубу и совместными учениями с ВМС Кубы. В сентябре-октябре 1980 г. в рамках проведения широкомасштабных совместных военно-морских учений стран участниц Варшавского договора выполнял задачу охранения ТАВКР Киев. Последнюю боевую службу Славный провел с 7 сентября 1985 г. по 13 марта 1986 г. совместно с СКР Сильный в Карибском и Средиземном море. После возвращения на Балтику корабль принял участие в учениях флота.

К концу 1980-х кораблю требовался капитальный ремонт из-за выработки ресурса у механизмов газотурбинной установки. Поэтому 15 декабря 1989 г. корабль был выведен из боевого состава флота, законсервирован и поставлен на отстой в Балтийске в ожидании ремонта. 19 февраля 1991 г. он был расконсервирован для проведения ремонта в Лиепае. Однако из-за нехватки средств ремонт пришлось отменить, а корабль приговорили к списанию. 24 июня 1991 г. Славный был разоружен и окончательно исключен из состава ВМФ с последующей передачей для демонтажа и реализации на металлолом. Во время стояния на отстое в Балтийске корабль подвергся разграблению мародерами, в результате чего была повреждена донно-забортная арматура и 31 декабря 1991 г. списанный Славный затонул у стенки в Балтийске. Через несколько лет его корпус был поднят ОАО Калининградвтормет и продан на разделку.


Про модель

Модель представляет собой собирательный образ корабля в период с 1975 по 1991 год. В принципе, из этой модели можно также построить и другие корабли серии, прошедшие модернизацию по проекту 61МП – Огневой, Стройный, Смышленый и Смелый. Эти корабли немного отличались друг от друга. В частности, на Огневом некоторое время оставались обе прежние РЛС МР-300, замененные позднее на МР-310 и МР-500. Славный отличался от других наличием на тыльной кромке фок-мачты специальной экранирующей решетки. Смелый имел на носовом антенном посту «Ятаган» дополнительной антенны. ¬¬Как я ранее писал в предыдущих частях обзора, спустя почти 15 лет модель уже выглядит немного анахронизмом из того прошлого и от нее не стоит много ждать и требовать. Современные модели Комбрига уже сильно ушли вперед по качеству, деталировке, проработке поверхностей и количеству прилагаемого травления.

Коробка и инструкция

Коробка типично маленькая «комбриговская».

На коробке написано “Large antisubmarine ship Project 61M Slavny”. Но это опечатка, в действительности это не 61М, а 61МП. Мелкие детали на питателях в пакете, а корпус лежит в коробке с наполнителем. В отдельном пакете 2 маленькие платы травления. Всего в наборе 207 смоляных и 82 травленых детали. Часть деталей не используется.

Инструкция примитивная – лист А4 с двух сторон. С одной стороны схема корабля, история, ТТХ и описание окраски, а с другой стороны то, что вроде напоминает сборочную схему. Детали не пронумерованы. Собрать по этой инструкции модель довольно сложно. Без фоток прототипа тут не обойтись.
Декали в комплекте нет, поэтому бортовые номера, название и советский герб на корме, разметку вертолетной площадки, красные звезды на носу надо печатать где-то на стороне.

Травление

Травление максимально упрощено, местами неверно. В нем много чего нет и без дополнительного травления модель все равно будет пустой. Из родного травления пригодятся детали мачт, площадок, радаров и антенны. Остальная мелочевка сделана крайне сомнительным образом. Леера, рейлинги, двери, спасательные круги, лючки и прочую стандартную мелочевку надо докупать отдельно.


Корпус

Корпус с первым ярусом надстроек отлиты зацело. К сожалению, с корпусом есть несколько проблем. Начну с литья. На корпусе есть немного дефектов литья (поменьше чем на Сметливом) – пузырьки в смоле по правому борту на корме, которые кто-то пытался замаскировать циакрином. Также есть щели по стыку носовой надстройки в районе передней пары дымовых труб с обоих бортов. В отличие от двух предыдущих моделей – Образцового и Сметливого, нет непроливов расшивки дверей. В районе носовой надстройки на корпусе с обоих бортов плохо пролиты грани скул корпуса. Придется немного поработать шпаклевкой и наждаком, чтобы более четко вывести ребро на борту.
А теперь как всегда - самое веселое – геометрия! В отличие от двух других моделей – базового Образцового и СКР Сметливый, корма Славного, который был модернизирован по проекту 61МП, чудесным образом сильно лучше похожа на прототип, чем у тех двух кораблей. Не идеально, но уже похоже и с этим можно жить, мириться и не хвататься за напильник. Да есть огрехи: нет фаски по верхнему краю борта, на кормовых раковинах не хватает четких граней. Но, как и на Сметливом, с крышкой отсека буксируемой гидроакустической станции ЛГС-3П «Платина» опять вышла промашка. На реальном корабле крышка была утоплена в корпус (на фотке хорошо заметна плоскость, утопленная в транец кормы), а на модели сделана снаружи. На модели крышка сделана вогнутой, тогда как на реальном кораблей она была плоской. Задняя стенка кормовой надстройки, куда заходит крышка отсека ГАС, на модели сделан вертикальным, тогда как на реальном прототипе стенка под наклоном, повторяя наклон крышки отсека ГАС. Также в модели задняя стенка кормовой надстройки сделана симметрично крышке, тогда как на реальном корабле заметно, что надстройка была смещена на правый борт, тогда как крышка отсека ГАС располагалась по центру транца кормы. Обтекатели на транце по бокам от крышки имеют неверные пропорции. Форштевень тоже нужно доработать по форме - в модели он более прямой чем у прототипа, где стрелка прогиба штевня больше. Но так как он очень тонкий, то лучше всего его приводить в порядок в процессе грунтовки модели. Также вдоль борта по краю палубы необходимо будет снять фаску, которой нет в модели.

Днище

Многим судомоделистам не очень нравятся модели кораблей в масштабе 1/700, выполненных без подводной части корпуса. У этой проблемы есть решение. У Дмитрия Бекешова из Новосибирска я заказал подводную часть корпуса, разработанную и выпущенную в частном порядке для этой модели. Днище отлито из бежевой смолы. Отлито с пузырьками, придется шпаклевать. Возможно, что появятся новые каверны. Сложнее всего придется со скуловыми килями, у которых пузырьки проходят насквозь. Их придется заменять на новые из листового пластика. К днищу не прилагается ни гребных винтов, ни пера руля. Если руль можно сделать из пластика самостоятельно. То вот 4-х лопастные винты придется искать где-то в других моделях, к примеру, в модели РКР Москва/Варяг от Trumpeter, немного уменьшив им диаметр лопастей.
При тестовой примерке к корпусу Славного, выяснилось, что днище короче надводной части корпуса примерно на 2.7 мм. Что с этим делать? Есть 3 варианта:


1. Сдвинуть днище максимально в нос. Тогда надо ликвидировать ступеньку в 2.7 мм по корме. Тут или укоротить корму, которая и так на 3 мм короче, чем надо. Разница между днищем и нормальной кормой в масштабе составляет уже 5.7 мм. Поэтому укорачивать не вариант, только шпаклевать. Стык днища с корпусом по бортам идет со ступенькой, обводы не совпадают - шпаклевки и работы напильником будет много. Мне такой вариант не нравится


2. Сдвинуть днище максимально в корму. В итоге образовывается большая ступенька в носу. На мой взгляд, переделывать тонкий нос из 2 видов смолы и формировать форштевень заново из листового пластика – геморное занятие. Результат будет непредсказуем, а шпаклевку на корме все равно никто не отменял, так как обводы надводной части корпуса с днищем не совпадают. При таком позиционировании днища обводы корпуса и днища в носовой половине корпуса очень сильно не совпадают. Еще при таком положении днища очень сильно «уезжают» в корму дейдвуды гребных валов. В общем, это самый неудачный вариант.


3. Расположить днище посредине, оставив небольшую ступеньку по форштевне и немного сократить ступеньку на корме. Форштевень все равно придется подтачивать и корректировать. Ступеньку в 2 мм по корме уже проще убрать, при этом дейдвуды будут расположены верно относительно транца. Но весь стык по борту придется шпаклевать и срезать из-за несовпадения обводов и узкого днища. Я бы остановился на данном варианте.
Днище заметно уже на 1 мм, чем надводная часть корпуса. И это порождает много работ с напильником и шпаклевкой. При этом нет никаких гарантий, что в смоле не будет пузырьков и каверн.


При просмотре схем/боковичков я заметил, что у модели дейдвуды валов расположены ниже, чем киль, тогда как в схемах Апалькова и Бадалова киль должен быть ниже, чем нижняя точка дейдвудов. На фотках видно, что модель опирается на поверхность на концы дейдвудов, а не на киль днища. У меня есть подозрения, что дейдвуды стоят с более сильным наклоном, чем надо, а киль недостаточно высокий. Также у меня есть вопросы к скуловым килям, но так как они все в раковинах, то их проще сделать с нуля из листового пластика по месту. В общем, днище это геморрой, работы навалом, при этом есть вопросы к его обводам, ширине и дейдвудам, которые скорее всего неверно стоят. Я, наверное, подумаю, ставить его или нет. Уж больно сильно днище осложняет работу с моделью. При этом совсем мало фоток подводной части корпуса и винторулевой группы из доков, чтобы проверить схемы Апалькова/Бадалова и саму модель.

Геометрия и вся троица вместе

К сожалению, так получилось, что я смог проверить геометрию корпуса модели уже после того, как подарил другу модель Образцового, начал красить модель Сметливого и написал обзоры по этим двум моделям. Но так как фотки всей троицы были вместе 


Проверка размеров корпуса модели показала следующую картину:
• Корпуса моделей Образцового и Славного оказались идентичными по длине. То есть корпус Славного на 3 мм короче, чем надо, а корпус Образцового попадает в габарит.
• Корпус модели Сметливого оказался на пару миллиметров короче корпусов моделей Славного и Образцового. Хотя по длине корпус Сметливого был идентичен Образцовому (не считая габаритов крышки антенны ГАС)
• Ширина корпуса почти на 1 мм меньше, чем нужно
• Высота борта по миделю меньше, чем нужно почти на 1 мм. Это вызвано тем, что седловатость корпуса модели больше, чем у прототипа

На мой взгляд, исправление длины корпуса, ширины и седловатости лишено смысла. Если делать модель waterline, то можно было бы надставить корму на 3 мм. Но когда еще и днище короче корпуса на 2.7 мм, то компенсировать нехватку целых 5.7 мм довольно сложно – разве что вставкой в днище по миделю в районе успокоителей качки.
Тут уже каждый должен принимать решение, исправлять это или оставить как есть.

Деталировка

Деталировка в модели условно есть. Но именно что условно. Некоторые детали узнаваемы, некоторые вообще настолько сильно упрощены, что не похожи на себя. Копать соответствие деталей дальше самых крупных элементов не стоит – вас будет ждать разочарование. С трубами вообще веселее всего. Это, пожалуй, самая яркая и заметная часть в модели этих кораблей. Мало того, что газоходы (да-да, не дымоходы) и верхние части труб сделаны максимально просто и убого, так еще и сама форма труб при виде сбоку не совсем верная. У них было куда больше граней и ребра граней были более плавными, чем сделано в модели. По сути, в газоходе было 2 контура – внешний по форме как многогранник и внутренний – овальной формы. Между двумя контурами было свободное пространство, которого в модели нет. Также число вентиляционных отверстий во внешнем кожухе трубы не соответствует тому, что было на прототипе – ни по числу, ни по расположению, ни по размерам. Зашпаклевать и насверлить заново.


С орудийными башнями 76,2-мм артустановок АК-726 тоже не все гладко. На башнях нет дверей, передняя часть башни имеет неверные грани, а выступ в левой части передней стенки башни имеет неверные размеры. Сами стволы слишком толстые, они больше похожи на 130-мм орудия, чем на 76-мм орудия. Поэтому стволы надо менять однозначно.
А вот пусковые установки ракет П-15М Термит и 30-мм установки АК-630М и системы управления ими – похожи на себя.
В общем, если вдаваться в каждую из деталей модели, там будет примерно такая же ситуация – что-то будет похожим, а что-то при рассмотрении вблизи надо дорабатывать и переделывать.

Афтемаркет  

Так как на модель никогда не было специализированного афтемаркета, то и выбирать особо не из чего. Разве что для сборки понадобятся 3-х и 4-нитиевые леера/рейлинги, поручни, спаскруги, двери и люки для кораблей ВМФ СССР. Если отбросить универсальные наборы травления на корабли советского ВМФ от WEM и GMM, которые сейчас и так не купить (а GMM вообще ушел на пенсию), то есть вариант покупки травления от Микродизайн для эсминцев проекта 956 Современный. Из него можно использовать рейлинги (3-х и 4-нитиевые рейлинги), двери и детали мелких локаторов. Также пригодится универсальный набор с кницами от Rainbow в масштабе 1/700. Раньше были полезные наборы на советский флот от North Star Models, но сейчас они уже ушли в историю.


Так-то травло от GMM было поприкольнее, поинтереснее, чутка потоньше чем у Микродизайна. В нем был выбор большего числа элементов от СКР проекта 1135, эсминцев проекта 956, БПК проекта 1155, ТАКР проекта 1144. На всякий случай пруф оставлю - Gold Medal Models 700-9 Soviet modern cruiser/destroyer set.


Можно упомянуть травление White Ensign Models (WEM) 700-59 Sovremenny class. Но оно довольно «дубовенькое» и уступает по качеству GMM. Микродизайн как бы не хуже данного набора.


Также можно поискать следующие наборы травления:
Flyhawk 700101 Russia modern radar
Flyhawk 700103 Russian modern water-tight doors (в наборе есть двери и звезды на носовую часть корабля)
Lion Roar 700029 USSR NAVY radar (набор постарее чем Флайхок)


Флаги и герб можно взять из декали в магазине Судомоделист, но проще напечатать все сразу.
 

Резюме

Так получилось, что все 3 обзора почти одинаковых моделей вышли по-своему разными. Модель Славного чуть более противоречивой, чем исходная модель Образцового и не такая кривая, как Сметливый. Общую картину портит неверная крышка отсека антенны ГАС и нехватка 3 мм длины корпуса. И все это на фоне примерно 15-летнего возраста модели и технологии тех лет, по которым она сделана. Поэтому ждать «легкой прогулки» со сборкой и идеального исполнения не приходится. Почти вся деталировка модели нуждается в доработке и переделке, что усугубляется отсутствием специализированного афтемаркета под этот тип кораблей, которого в связи с непопулярностью данных моделей у моделистов скорее всего никогда не будет.
Стоит ли со всем этим упарываться – решать каждому. Так как эта модель в масштабе 1/700 представляет скорее собирательный образ модернизированного «поющего фрегата» и не претендует на большее.
Корпус имеет смысл немного доработать: переделать крышку отсека ГАС, сделать более четкие грани на борту, насверлить недостающие иллюминаторы, добавить травленых рейлингов, дверей и мелких антенн радаров из травления от Микродизайна. Где-то напечатать декальку со всем необходимым, и все.
При должном желании можно поправить все недостатки модели, но это будет слишком трудоемко, особенно в масштабах такой небольшой модели.
С уважением, Андрей «SilverGhost»


Часть 1 - Обзор БПК Образцовый

Часть 2 - Обзор СКР Сметливый


Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Комментарии

Игорь Шейнин (Игорь1960) администратор
Москва
64 года
На сайте с 22.01.2011
Игорь Шейнин (Игорь1960)
Интересный обзор. Обширный.
Алексей Лежнев (ПиЛя) администратор
Город-Герой Москва,
71 год
На сайте с 26.10.2009
Алексей Лежнев (ПиЛя)
Как всегда прекрасный обзор.

Спасибо!

С Уважением, Алексей.
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий

Андрей Кузнецов
Андрей Кузнецов
Логин
SilverGhost
Д.Р.
20 июня 1987 года
Сайт
http://scalemodels.ru
Город
Moscow
На сайте с
15 апреля 2014 года
Его сообщения на форуме
Его комментарии к моделям
Подписка на обновления

Друзья (22):

  • Даниил
  • Юрий
  • Антон
  • Алексей
  • Виталий аkа




Реклама на Каропке
Не показывать чат