Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Мы довольно часто говорим друг другу - "Поздравляю с окончанием постройки. Поздравляю с победой". А речь то идет о маленькой сборной модельке. Как же тогда оценить то, что сто лет назад сделал харьковский железнодорожник Степан Васильевич Гризодубов? Самостоятельно построил/облетал несколько самолетов. Без нужных знаний и документации, даже без интернета. На собственные деньги, что можно предположить, совсем не радовало семью и родственников. Всё своими руками, начиная от двигателя собственной конструкции. Наверно, это можно назвать "гражданским подвигом".
Идея сделать модель одного из самолетов Гризодубова возникла у меня давно, в конце восьмидесятых. После того как вышел номер "Крылышек" со статьей о его самолетах, с чертежами-проекциями всех четырех гризодубовских аэропланов. Для этого очень подходила модель "Блерио ХI", что тогда выпускалась по пресс-формам FROG (впрочем до сих пор выпускается). Нужно было только немного её подправить в соответствии с прототипом. Кое-что о изготовлении модели можно посмотреть здесь http://karopka.ru/forum/forum259/topic25631/ Хотелось прибавить в название модели номер Г-4. Но тут почти в последний момент возникли "разночтения". С таким номером гризодубовский "Блерио" назван в статье из "КР", про которую я уже говорил, и таковой номер я считал подлинным многие годы. Но вот в другой статье, в старом-престаром "Моделисте-Конструкторе" , которая у меня также сохранилась, говорилось только о трех самолетах и моноплан именно и был третьим. Также "каропчанин"- харьковчанин, Виктор Хохлов, побывал в музее Гризодубовых, где тоже услышал, что до 1914-го года Степан Васильевич построил три самолета. Причем свой "Блерио" он заполучил уже готовым, но разбитым в аварии, и вот его то он восстановил и довел до лётного состояния. Кстати, ситуация с этим самолетом меня раньше озадачивала. Если предыдущие бипланы Гризодубова, были довольно вольными вариациями на тему Райта и Фармана, что вполне естественно для конструктора-самодельщика, то моноплан был абсолютно идентичен Блерио, и мотор был оригинальным, "Анзани". Так что, спасибо Виктору Хохлову, что "пролил свет" на некоторые обстоятельства, о которых я и не знал ранее.
Уже после того, как я представил свою модель на конкурсе, я поменял на ней пропеллер. Первоначальный был крупноват, и диаметр большой. Вообще я доволен, что довел всё-таки до конца этот многолетний "долгострой" и на полке появилась модель одного из первых отечественных самолетов, эпохи летающих этажерок. Для полного счастья не хватает только "Фармана" Сергея Уточкина. Какая ж "заря" русской авиации без него?
Комментарии
55 лет
На сайте с 03.05.2013
На сайте с 26.01.2013
69 лет
На сайте с 15.07.2010
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий