Lublin R-XIII
|
Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
О случайностях (особо суровым моделистам можно не читать) Проходя мимо торговых развалов одного из городских рынков, я обратил внимание на знакомые каждому моделисту силуэты литниковых рамок, которые были насыпью сложены на прилавке у одного из мужичков вполне гражданской наружности. Подошел ближе полюбопытствовать: у продавца оказалось неизмеримое количество всяческого модельного ретро-барахла: от вакух самого дикого вида, до ново-фроговских раритетов, все в 72 масштабе. Ничего из предложенного меня не интересовало, я уже уходил, но продавец, ранее в разговоре узнав, что мне интересен 48-й масштаб, вспомнил, что у него что-то подобное было, и пообещал в ближайшее воскресение принести… Так я стал владельцем не очень распространенной модели самолета-разведчика Lublin R-XIII в масштабе 1/48 от не самого известного производителя из Польши – Лодзьского завода игрушек. О прототипе Самолет Lublin R-XIII являлся ближний разведчиком, конструктивно представлял собой одномоторный моноплан-парасоль смешанной конструкции, устанавливавшийся на шасси различных типов и являлся развитием типа R-XIV. Разработан в конструкторским бюро фирмы «Заклады механичны Плаге и Ласкевич» под руководством Е. Рудлицкого. Концепция самолета поддержки пехоты для польских ВВС родилась в 1926 году, в следующем году Министерство Обороны Польши объявило конкурс на такой самолет. Согласно его требованиям на будущем самолете должен использоваться двигатель Райт мощностью 220 л.с., вооружен 1 пулеметом у летнаба, иметь скорость в 170 км\ч и короткий старт и посадку. Конструкция крыльев должна была быть складывающейся, чтобы обеспечить переброску самолетов по грунтовым дорогам. В июне 1931 года военные разместили первый заказ на 50 самолетов Lublin R-XIII. Первые пять машин этого типа получили обозначение R-XIIIА, позднее, весной 1932 года самолет №54-15 был поставлен на поплавки и стал прототипом для будущей серии подобных машин. Летом того же 1932 года началось серийное производство партии из 50 машин в версии R-XIIIB. В 1933 году четыре таких самолета военные передали аэроклубам. Уже в апреле два гражданских самолета совершили рекламный полет по маршруту Варшава - Львов - Черновцы - Яссы - Бухарест - София - Белград - Загреб - Вена - Братислава - Прага - Брно - Варшава. 9 января 1932 года был размещен заказ на 3 R-XIIIbis/hidro с деревянными поплавками - для морской авиации. Самолеты были построены в 1932 году и в конце года переданы заказчику. Самолеты имели сменное шасси, что позволяло их использовать и с сухопутных аэродромов. Версия R-XIIID была разработана в 1932 году. На ней был опробован ряд новинок, в том числе: заслонки двигателя с регулированными жалюзи, длина самолета увеличилась на 0,25 м. Первый экземпляр R-XIIID был передан на войсковые испытания 28 мая и еще два самолета - в августе. 5 мая 1933 года моряки заказали 10 самолетов новой версии R-XIII ter/hidro. Это были машины версии R-XIIID с поплавками типа KZA. Кроме поплавков самолеты могли нести лыжи и колеса. Весной и летом 1934 года эти машины поступили на вооружение Эскадры Речной Пинской флотилии с базированием в Пинске. 26 мая 1934 года морское ведомство заказало еще шесть самолетов под обозначением R-XIIIG. Они имели незначительные отличия от R-XIIIter и R-XIIID и так же изначально колесные самолеты могли оснащаться металлическими поплавками. Когда в 1937 году эскадру разогнали самолеты перегнали в Пучка, где поплавковое шасси демонтировали. По некоторым данным сами самолеты законсервировали. Многообразие типов шасси было продиктовано во многом существовавшим в войсках мнением о плохой приспособленности R-XIII к действиям с водной поверхности, поэтому самолеты с поплавковым шасси, после ряда аварий, применялись с рек или закрытых бухт со спокойной водой. Позднее одна машина из этой серии была модифицирована и получила наименование R-XIIIDr. Это была переработка R-XIIIВ с задней кабиной для перевозки пассажира. Самолет изначально предназначался для дальнего перелета в Австралию, поэтому кроме увеличенных топливных баков на нем стоял авиагоризонт Сперри и другое навигационное оборудование. Дальность полета такого самолета составляла 2500 км. Однако 10 мая 1933 года во время очередного испытательного полета самолет попал в аварию. В 1939 году польские ВВС использовали около 150 R-XIII различных модификаций, в том числе 50 R-XIIID и R-XIIIС в боевых подразделениях, 30 - в летных школах, 30 в резерве и 40 в ремонте. В сентябре 1939 года на R-XIIIG\hidro морские летчики смогли выполнить только два боевых вылета, пока 8-го числа не был разбомблены. В сентябрьской войне самолеты R-XIII использовались в интересах наземных войск очень широко для взаимодействия с пехотой и артиллерией, могли применяться для разведки и связи. Однако только шесть самолетов были оборудованы радиостанцией. В результате боевых действий до 16 сентября 1939 года «дожили» только 24 R-XIII, 19 из которых 16-18 сентября были уничтожены, чтобы не достаться врагу. Из 55 армейских машин в ходе боев потеряно 50 (причем 7 самолетов стали жертвой дружественного огня) и только 5 были эвакуированы в Румынию. Из учебных эскадр в Румынии оказались 17 R-XIII. Эти самолеты широко использовались румынами в 1940-44 гг. Один R-XIII (№56-158) приземлился в районе Ямполя и был захвачен советскими войсками. Еще один самолет перелетел в Словакию, а еще один - в Венгрию. В целом R-XIII считается удачным самолетом, имеющим большую дальность полета и неплохие взлетно-посадочные характеристики. В 1933-39 гг было произведено 288 самолетов R-XIII и R-XIV, в том числе 20 поплавковых R-XIII, 15 R-XIV.
1. http://www.airwar.ru/ 2. http://www.samolotypolskie.pl/ 3. https://ru.wikipedia.org/ О наборе Открыв коробку, был удивлен состоянием модели: среди останков погибших насекомых лежали кучей детали, многие были отделены от литников, на многих деталях была нанесена белая краска (грунтовка?), лист деколи сложен пополам, хрустящая инструкция цветом и фактурой напоминала древним манускрипт. Кто ж такое купит, тем более что цену гражданин продавец запросил вполне себе приличную. Я все же купил. Изначально в коробке лежали 4 рамки вполне приличного, на мой взгляд, полистирола, 1 из которых прозрачная. Первоначально показалось, что, не смотря на состояние, все детали в наборе присутствуют, однако позже увидел, что прозрачный литник все же не полный. Согласно инструкции в набор входит 49 наименований деталей. Деколь предлагает 3 варианта окраски. Из набора можно построить одну из нескольких модификаций самолета-разведчика Lublin R-XIII с различными типами шасси на выбор: колесное либо поплавковое. Не смотря на все обстоятельства, при ближайшем рассмотрении модель производит достаточно неплохое впечатление, учитывая ее возраст: расшивка внутренняя, присутствует имитация полотна, неплохая вариативность набора, удовлетворительная сходимость деталей; приложив детали к техническому рисунку самолета, найденному в интернете, особых расхождений не обнаружил. К недостаткам я бы отнес: гипертрофированную расшивку некоторых элементов, облой и утяжины, шершавую фактуру поверхностей деталей. Благодаря гуглу узнал, что Mirage hobby перепаковывает эти же литники, но уже под своей маркой и с новой деколью, а Part выпускает травление для модели от Mirage hobby ;-) Уважаемые коллеги! Пожалуйста активнее пользуйтесь кнопкой "Просмотреть оригинал". |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Твитнуть
Поделиться
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка модели по параметрам:
|
||||||
Средняя оценка: 97 (все оценки) | ||||||
Популярность модели: 78.83 |
Комментарии
46 лет
На сайте с 26.11.2011
59 лет
На сайте с 18.07.2010
Проходя мимо торговых развалов одного из городских рынков, я обратил внимание на знакомые каждому моделисту силуэты литниковых рамок, которые были насыпью сложены на прилавке у одного из мужичков вполне гражданской наружности. Частенько бываю на барахолке, там нередко можно встретить весьма интересное и по доступной цене. Кое-что выставил в галерее.
с сайта
Есть где развернуться деталировочке, а силовой набор крыла привести в порядок несложно абразивным кругом )
Возраст неизвестен
На сайте с 15.02.2013
Модель, на мой взгляд, имеет хорошие перспективы в постройке, т.к. все что необходимо у нее есть, а то, чего не хватает, можно добавить самому, изготовить самостоятельно.
Обратите внимание на последнее фото в обзоре - штамп Добрушской бумажной фабрики "Герой труда" на коробке модели. Добруш - город на юго-востоке Беларуси (тогда БССР), а сама модель польская. Такие дела.
52 года
На сайте с 05.03.2014
Если цена модели - обалдеть! 48й масштаб с внутренним кроем - на 36 копеек дороже НОВО-ярославского "ТандерТемпеста". :-))) То ли мистика, то ли шиза какая то...
Вася, не было желания прояснить, что ж это за типус такой мутный, который моделями "на вес" торгует?
Вид у деталей конечно жутковатый, но вот деталировка и членение вполне достойная для тех то времен.
Возраст неизвестен
На сайте с 15.02.2013
Таки это цена коробки напечатанной в Белорусской ССР, или это цена модели? :-)))
Если цена модели - обалдеть! 48й масштаб с внутренним кроем - на 36 копеек дороже НОВО-ярославского "ТандерТемпеста". :-))) То ли мистика, то ли шиза какая то...
Вася, не было желания прояснить, что ж это за типус такой мутный, который моделями "на вес" торгует?
Вид у деталей конечно жутковатый, но вот деталировка и членение вполне достойная для тех то времен.
Цена на коробке - цена модели, не знаю много это или мало. На старых книгах, советского издания, цена всегда печаталась типографским способом в левом верхнем углу позади обложки, тоже с посудой и т.д.
По поводу продавца - думаю, что он завсегдатай местного развала, только я там нечасто бываю. Кстати, моделей у него действительно было много - пара больших "челночных" клетчатых сумок, почему-то запомнился "Твин-мустанг" из светлого пластика и в целлофановом пакете.
Цитата:
Если цена модели - обалдеть! 48й масштаб с внутренним кроем - на 36 копеек дороже НОВО-ярославского "ТандерТемпеста".
Так ведь это ж импорт. ФирмА, однако.
59 лет
На сайте с 18.07.2010
Обратите внимание на последнее фото в обзоре - штамп Добрушской бумажной фабрики "Герой труда" на коробке модели. Добруш - город на юго-востоке Беларуси (тогда БССР), а сама модель польская. Такие дела.Похоже, коробка не родная, родная только крышка.
Возраст неизвестен
На сайте с 15.02.2013
Похоже, коробка не родная, родная только крышка.
Здесь мне сложно что-то утверждать однозначно учитывая историю приобретения модели, но пересмотрев еще раз коробку скажу, что обе части коробки сделаны из одинакового картона (это особенно видно на внутренних поверхностях), кроме того у обеих частей коробки одинаковый метод сборки, да и по размерам обе части идеально подходят друг к другу.
Нельзя исключать, что нижняя часть коробки была утрачена, а потом восстановлена вручную, но тогда ее автор явно стремился максимально приблизиться к оригиналу.
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий