Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Макет был построен в 2003-2004 году.
Масштаб
Для начала надо было определиться с масштабом.
Размеры моей, прямо скажем, небольшой комнаты - 3х3 м, что не позволяет особенно развернуться. Кроме того, в детстве была N-ка (N=Nine=9 мм, масштаб 1:160), воспоминания детства, все такое, поэтому выбор был сделан на этом масштабе ж/д, который наравне с H0 (1:87), TT (1:120) и Z (1:400) можно найти в Москве. Z, конечно, тоже круто, но для него ничего не найти в Москве (кроме путевого материала, 2-3 локомотивов и 5-6 вагонов - и все только новое, в стартовых наборах micro-Marсlin, что мягко говоря, недешево). Размер и размещение
Окинув комнату взглядом, понял, что единственное место макету - под моей большой кроватью (1.9х1.3м). Это и определило его максимальные габариты (исходя из расположения ножек и высоты зазора под кроватью) - 1.6х0.7х0.16м. Конструкция основания макета
Основание должно быть прочным, и я набрал его из столешницы и кусков ДСП. Это вышло бесплатно.
Макет должен легко доставаться - значит нужны колеса, лучше шары. Шаровых опор на Каширском дворе не нашел, взял самые малые поворотные колесные опоры - по высоте с креплением 3 см, 6 шт по 20 руб. Шурупов разных от 15 до 30 мм на 50 руб.
Взял четыре ручки латунных накладных (как на шкафах), чтобы удобнее браться и выдвигать макет из-под кровати - 4 шт х 30 руб. Для опрятности и придания законченного вида взял бордюр (отбортовку) - обклеенный пленкой картон 45 мм. Одна полоса 2.2 м на москворецком рынке стоит 65 руб. Взял 3 шт (1.6х2 + 0.7х2).
Главный враг макетов - пыль, поэтому чехол должен быть обязательно. Решение - жесткий каркас, обтянутый целлофаном. Каркас из реек углового плинтуса 20х20 мм (почти как штапик), сбитых меж собой встык. 1 пм рейки стоит 9 руб, взял 6 шт 2-х метровых (108 руб). 2 х 2 метра пленки стоят 20 руб (москворецкий рынок). Каркас ставится прямо на ручки, привернутые к торцам макета.
Схема путей макета
Необходимо было грамотно спроектировать пути, чтобы схема была развита и вписывалась в габарит основания. Это важно - в масштабе отрисовать всю схему, и сначала я чертил ее в ACAD’е. Гораздо удобнее оказалась программа MIBA-Anlagenplaner (подарил Владимир с Тульской), - продукт на немецком языке, позволяющий планировать в 7 масштабах - Z, N, TT, H0, 0, 1, 2m. В базе данных программы есть путевой материал (прямые, радиуса, стрелки, перекрестки, флексы и т.п.) практически всех популярных фирм-изготовителей (например, для N - Arnold, Fleischman, Minitrix, Roco, Peco). Удобная навигация и режим рисования (зуммирование как в ACAD’е).
К сожалению, двухъярусным макет не получается (высота в свету всего 10 см), поэтому все решено в одной плоскости.
Два овала (внешний и внутренний) обеспечивают малый радиус R2 и большой R3, что позволит использовать длиннобазные модели локомотивов на большом радиусе. Стрелок Roco 5 шт, 4 остановочных пункта (2 пассажирских станции, 2 промышленных терминала), прямые и радиусные - гибкие (флексы) 730 мм Roco 10 шт (180 руб/шт пав.26-67 д/я на Тульской). Некоторые флексы укорочены. Две прямые 110 мм с переездом (40 руб/шт пав.26-67 д/я на Тульской). Работа макета.
1) При подаче напряжения на все три участка подвижной состав может двигаться в независимо по 3 участкам.
2) Благодаря параллельному расположению путей, можно организовать гонки локомотивов и составов, например, по схеме 5 кругов по внешнему + 5 кругов по внутреннему овалу, со сменой овала в середине гонки.
3) Наличие размыкающих стыков делит путь на три части - внешний овал, внутренний овал, тупиковая ветка. Комбинацией питания на этих участках варьируется управление локомотивами (вплоть до движения по разным участкам в разном направлении).
Крепление путевого материала
Рельсовый материал должен быть уложен на путевую линзу, в нашем случае она изготовлена из 5 мм резины, обрезанной по краям под углом 45° (резина досталась бесплатно). Резиновая прокладка приклеена к ДСП основания клеем ПВА (1 кг, на москворецком 50 руб). Рельсы приклеены на ПВА (6 мм, черные, на москворецком 30 руб за 300 шт). По бокам рельсов и между шпал резина обмазана ПВА и обсыпана гранитной крошкой (100 руб 100 г пав.26-67 д/я на Тульской). Флексы не имеют соединительных клипсов, и их пришлось покупать (200 руб/30 шт пав.26-67 д/я на Тульской). Оформление макета
Время года - лето, основа - травяной покров. Для имитации травы приобретен коврик ворсовый 1.0 х 0.75 м (350 руб пав.26-67 д/я на Тульской). Травяной покров выклеивается лоскутами в промежутках между путями, постройками и дорогой.
Станция малая Арнсроде (VERO, 1973)- клеящаяся модель из трех частей - грузовой пакгауз с платформой, два сарая с платформой и тупиком и будка обходчика (500 руб пав.26-67 д/я на Тульской + 20 руб клей). В качестве кисточки лучше всего подошла часовая отвертка (ее не надо затачивать и мыть). Краски, правда, были, но они практически не нужны - все и так покрашено. В качестве стекла в окнах подошел простой скотч (клеил изнутри).
Станция «большая» Радебург (Auhagen 14453) - модель двухэтажного вокзальчика с двумя одноэтажными пристройками по бокам (610 руб на ВДНХ).
Домики сельские - неплохие в Олимпийском (по 360-370 руб).
Переезды - пока не нашел, использую рельсы с переездом.
Отдельная проблема - деревья. Они должны разделять два параллельных пути, да и вообще насыщать одноуровневый «плоский» макет, поэтому их должно быть много. Неплохой вариант - 50 шт за 1600 руб - есть на ВДНХ.
Автодорога пересекает макет поперек с двумя поворотами и проходит через два переезда.
Электрика
Всю электрику делал инженер Исаак Аронович Палатник. По ТЗ надо три блока питания, но обошлись одним трансформатором на много обмоток. С них отбирается питание на: три пути (три раза постоянное +0..12В), свет (переменное 9В), стрелки (переменное 16В). Схему электрики блока питания и пульта, монтаж и тестирование осуществил инженер И.А. Палатник.
В настоящее время макет находится на даче, отдан в полное распоряжение мелкому. :)
Да нет, уровень не топ, конечно, вот макет Кондукторова (в N-ке) у нас в РУТ-это что-то...
А у меня-любительщина)
Ну все равно,спасибо.
С уважением, Владимир
Комментарии
55 лет
На сайте с 16.09.2012
С уважением, Владимир
На сайте с 18.12.2018
55 лет
На сайте с 16.09.2012
А у меня-любительщина)
Ну все равно,спасибо.
С уважением, Владимир
На сайте с 06.12.2014
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий