Регистрация Вход · Почистить куки

АПЛ проекта 705К «Лира»

Производитель:
Микромир
Дата размещения:
17 января 2013 года, 2:42
Раздел галереи:
Корабли
Тип техники:
Военные
Тип двигателя:
Атомные
Прочее:
Подводные лодки
Страна-производитель:
СССР–Россия
Масштаб модели:
1:350

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Уважаемые коллеги, представляю Вам свою очередную модель. Это советская многоцелевая АПЛ проекта 705К «Лира», по терминологии НАТО «Alfa», выполненная в масштабе 1/350 фирмой Микромир.
 
   Прототип:
      Подводные лодки проектов 705, 705К «Лира» — серия советских атомных подводных лодок, относящихся ко 2-ому поколению. Небольшие высокоскоростные одновальные лодки с титановым корпусом не имели аналогов по скорости и манёвренности и были предназначены для уничтожения субмарин противника. Серия состояла из 7-ми корпусов, все входили в состав Северного флота.
Наибольшую трудность при проектировании ПЛА пр.705 составляло удержание водоизмещения корабля в пределах 1500...2000 т и достижение высокой скорости. Для достижения заданной 40-узловой скорости при ограниченном водоизмещении требовалась высоконапряженная, обладающая большой агрегатной мощностью энергетическая установка. После исследования различных схем ГЭУ (в частности, рассматривался газовый реактор, обеспечивающий работу газовой турбины) было решено остановиться на однореакторной ГЭУ с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) и повышенными параметрами пара. Расчеты показывали, что установка с ЖМТ по сравнению с ГЭУ, имеющей традиционный водоводяной реактор, обеспечивала экономию 300 т водоизмещения.
В ходе проектирования число отсеков прочного корпуса было увеличено с трех до шести, в полтора раза возросло водоизмещение. Менялась численность экипажа корабля. Первоначально предполагалось, что она составит 16 человек, однако в дальнейшем, по требованиям ВМФ, экипаж довели до 29 человек (25 офицеров и четыре мичмана).
Подводная лодка проекта 705 (705-К) двухкорпусная, одновальная. Корпус, изготовленный из титанового сплава, по всей длине представлял собой тело вращения. Ограждение рубки «лимузинного» типа (его обводы, плавно сопрягающиеся с обводами корпуса корабля, были отработаны гидродинамиками ЦАГИ). Прочный корпус разделялся поперечными переборками на шесть водонепрницаемых отсеков. 3-й отсек, где расположен главный командный пункт и служебно-бытовые помещения, ограничивался сферическими переборками, рассчитанными на полное забортное давление.
Лодка (впервые в мире) была оснащена всплывающей рубкой, предназначенной для спасения одновременно всего экипажа «сухим» способом при всплытии с глубины вплоть до предельной, при больших величинах крена и дифферента.
Управление подводной лодкой, ее боевыми и техническими средствами осуществлялось из главного командного пункта. Комплексная автоматизация обеспечивала решение задач применения оружия, сбора и обработки тактической информации, боевого маневрирования, воспроизведения внешней обстановки, кораблевождения, автоматического и дистанционного управления техническими средствами и движением.
Несение постоянных вахт у отдельных механизмов и устройств не было предусмотрено; по готовности №1 и №2 производился лишь периодический обход необслуживаемых отсеков вахтенными. Боевая смена в реальной обстановке ограничена восемью членами экипажа.
АПЛ 705 проекта была единственным в мире серийным проектом АПЛ на реакторе с жидкометаллическим теплоносителем. «Лиры» могли преследовать любую субмарину и оторваться от любого преследования. На разгон до полного хода им требовалось всего около 1 минуты. Скорость лодки позволяла ей отрываться даже от многих противолодочных торпед, на циркуляцию с разворотом на 180° ей требовалось всего 42 секунды.
 
ТТХ АПЛ:
Длина наибольшая: 81,4 м
Ширина: 10,0 м (по стабилизаторам: 13,5 м)
Средняя осадка: 7,6 м
Водоизмещение:
надводное: 2 280 т
подводное: 3 180 т
Скорость:
   надводная: 14 уз.
   подводная: до 41 уз.
Глубина погружения: предельная 450 м/ рабочая 320 м
Экипаж: 32 человек
Силовая установка: 1 ядерный реактор типа РЖМТ БМ-40А, 1 турбины мощностью 40 000 л.с., 1 гребной винт
Вооружение: 6х533 торпедных аппарата (боезапас 20 торпед).
 
Непосредственно прототипом выбрана К-123.  16.10.1962 г. зачислена в списки кораблей ВМФ. 29.12.1967 г. заложена на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске. Спущена на воду 04.04.1976 г. Вступила в строй 12.12.1977г. и 17.02.1978 г. включена в состав КСФ. 08.04.1982 г. произошла авария с выходом теплоносителя первого контура в отсек и распространением активности. С 06.10.1983 г. по 27.08.1992 г. прошла на СМП капитальный ремонт с заменой реакторного отсека. 31.07.1996 г. исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и утилизации.
 
Набор:
В наборе 33 детали, из них 4 детали – подставка (в мусорку сразу же), 14 деталей фототравления (лопасти основного и вспомогательных гребных винтов, «ветровик» ходового мостика). Длина модели составляет 230 мм, ширина – 40 мм (по кормовому оперению).
Модель отлита по технологии ЛНД. Видимо из-за этого большое количество облоя, особенно на мелких деталях, расшивка местами замыленная и неаккуратная.
Более подробный обзор модели делал наш коллега Данила ака Dard 77, посмотреть его можно на форуме, в разделе "Обзоры".
Сборка:
Сборка модели подробно освещена на страницах нашего форума: смотрим стройку.

Особо рассказывать нечего, все практически из коробки и по инструкции. Стыковка половин корпуса неважная, как всегда выручает шпаклевка и шлифовка. Местами углубил и восстановил расшивку, утраченную в процессе выведения стыка половин корпуса. Чуть доработал водозаборники, сточив кромки до приемлемой толщины и вклеив в них вертикальные стойки. Также сточил заднюю кромку у всех стабилизаторов, а на верхнем вертикальном еще и сделал вырез под ходовой огонь.
Немного отошел от инструкции при монтаже ветровика на мостик. Инструкция предполагает согнуть вдвое травленую деталь, вложив в нее прозрачную пленку (она есть в наборе). Мне показалось, что ветровик в этом случае получится излишне толстым и я принял решение его разрезать пополам по линии сгиба и использовать в работе только одну из получившихся половинок.
Высверлил АСБ и изготовил его отдельной деталью из пластикового прутка D=3,2 мм. Технологию можно подсмотреть в стройке «К-19».
 
Окраска:
Модель загрунтована грунтовкой Mr. Surfaser 1200. На подводной части сделан прешейдинг черным по линиям расшивки лючков, крышек ТА и прочего.
Затем накрашиваем по корпусу произвольную белую полосу, маскируем скотчем S=0,4 мм. Будущая WL готова.
Тут я вспомнил , что у лодки нету бортовых навигационных огней. Взял БАНО производства Elf масштаб 1/72 красного и зеленого цвета и разместил их на ограждении рубки в соответствии с фото. Замаскировал скотчем 0,4 мм нужную часть и продолжил малярные работы.
Далее подводную часть окрасил Tamiya TS-33 Dull Red. Затем жидко разведенной Tamiya XF-9 Hull Red - пост шейдинг опять по тем же люкам, крышкам ТА и местами по корпусу, попытался воспроизвести что-то типа неравномерности окраски.
Верхняя часть корпуса. Основной цвет: сильно осветленный Tamiya XF-1 Black. Далее штатным Tamiya XF-1 Black и тонким факелом сделал постшейдинг по кромкам рулевых поверхностей и стыку ВСК и ограждения рубки. В завершение, очень жидко разведенным и осветленным еще  процентов на 30 базовым прошелся по передним кромкам оперения и верхним поверхностям рубки и корпуса.
Модель покрыта гланцевым лаком от Gunze Mr. Color GX100 Super Clear III. Затем перевел декали. Они отличного качества - подложка тонкая, позиционируются замечательно. Единственно надо аккуратно их двигать - могут порваться. Затем повторный слой глянца, смывка от MIG и финишный слой матового лака Mr. Color С182 Flat Clear.
 
Оценка проекта:
Подводные лодки проекта 705 (705К) стали в советском ВМФ примером, как концептуально передовая идея оборачивается полным провалом при её реализации. Попытка создания высокоэффективного и в то же время дешёвого подводного «истребителя» полностью провалилась.
ПЛ типа «Лира» обладали исключительными скоростными и маневренными качествами. По этому показателю они не имели равных в мире и стали первыми в истории подводными лодками, которые могли успешно уклонятся от торпед противника именно за счёт скорости и маневренности. Те же качества обеспечивали лодкам, при определённых условиях, и некоторые тактические преимущества при слежении за ПЛ противника. Однако на этом перечень достоинств проекта заканчивался.
Надёжность ПЛ проекта 705 (705К) оказалась ниже всякой критики. Механизмы ПЛ постоянно выходили из строя, а их ремонт был крайне затруднён как и нехваткой запасных частей, так и сложностью доступа к агрегатам и приборам. Малая численность экипажа, один из козырей проекта, привела к тому, что обслуживать лодку в море столь малым числом людей оказалось невозможно. Комплексная автоматизация проекта 705 (705К) совершенно не предусматривала управление системами при аварийных ситуациях, а поскольку элементная база за время строительства устарела, надёжность всех её элементов оказалась неудовлетворительной. Особенности реакторов данных ПЛ привели к тому, что техническое обслуживание эти корабли могли получать лишь в трёх базах флота. Более того, обеспечить надёжное поддержание температуры сплава теплоносителя с помощью береговых средств не удалось, и эта задача решалась за счёт тепла самого реактора. Такая практика привела к чрезмерной выработке ресурса. Личный состав относился к своим ненадёжным кораблям отрицательно, тем более, что условия обитания на «Лирах» также оставляли желать лучшего.
      В итоге, советский ВМФ получил серию очень дорогих в эксплуатации и весьма ненадёжных ПЛ, чьи выдающиеся достоинства легко перекрывались многочисленными недостатками. Неудивительно, что в море эти подводные лодки выходили достаточно редко, а их активная служба оказалась весьма непродолжительной.
      
            В написании статьи использовал материалы с сайтов: Раз и Два.

            Что сказать от себя по модели? Далеко не идеал, как отмечал выше, стыкуемость оперения к корпусу ужасная. Но сравнивая с деталями китайской продукции от HobbyBoss, создается стойкое ощущение, что у китайских производителей лодка получилась какая-то не такая… чем объяснить, пока не знаю.
      Всем отличного настроения и приятного просмотра!
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
97.399897.33
Средняя оценка: 97.5742 (все оценки)
Популярность модели: 78.1

Комментарии

Страницы: 1 2
Юрий Рассохин (tellllur)
Санкт-Петербург
Возраст неизвестен
На сайте с 16.08.2010
Юрий Рассохин (tellllur)
Игорь, опять же не шарю в ПЛ-ах, но исполнение, как всегда, на высоте. Хороша!
Игорь Ушаков (Usatiymen)
Москва
45 лет
На сайте с 31.12.2011
Игорь Ушаков (Usatiymen)
Коллеги, спасибо за отзывы!
Егор Снитко (snitok1983)
Калининград / Краснодар
40 лет
На сайте с 30.10.2010
Егор Снитко (snitok1983)
Очень понравилась! Тонировка успешно придала реалистичности! Видел такие в Западной лице (уже в отстое), жаль, во внутрь не попал ("батоны" с ртмк были нужнее для военно-морского курсанта ), с сопок их миниатюрность бросается в глаза на общем фоне.
Алексей Никитин (Алексей Никитин)
Санкт Петербург
Возраст неизвестен
На сайте с 15.07.2012
Алексей Никитин (Алексей Никитин)
Хорошая модель!
Но, без ВУ, как то голо смотрится.....
Игорь Ушаков (Usatiymen)
Москва
45 лет
На сайте с 31.12.2011
Игорь Ушаков (Usatiymen)
Егор, Алексей - спасибо за отзывы!
Zaxar 157
Пенза
58 лет
На сайте с 09.02.2012
Страницы: 1 2
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий



«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат