Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
КУРНОСАЯ КОШКА
Приветствую всех Коллег по увлечению и просто интересующихся!
Вот и пришло время рассказать о завершающей модели из «полосатой серии» - штурмовой мортире на шасси танка «Пантера»: 15 cm Sturmmorser auf Panther. Такое название кстати официально присвоено не было, я даю его для понимания, что строю. Почему "кошка" - это понятно, почему "курносая" - я думаю, тоже :)
Собственно, теперь можно озвучить и что есть «полосатая серия»:
это цикл из 4-х моих последних моделей схожей окраски, призванный продемонстрировать наиболее актуальные варианты использования шасси танка «Пантера:
- собственно основную модель танка с 75-мм орудием;
- ЗСУ, вооружённую. двумя 50-мм автоматическими орудиями;
- тяжело вооружённый средний (тяжёлый по массе) танк с 88-мм орудием;
- штурмовой танк/САУ (тут вопрос лишь терминологии).
Все машины, представленные в «полосатой серии» - в той или иной степени являются прототипами, которые так и не оказались на поле боя. Подобранные мной варианты машин тем не менее отражают не использованный, на мой взгляд, потенциал «Пантеры», которая, как мы видим, при не самых кардинальных переделках могла стать шасси для самых разных вариантов машин, заменив и неуклюжие «королевские тигры», и легко бронированные, вооружённые не самыми мощными зенитными орудиями ЗСУ «Wirbelwind» и «Ostwind», и стремительно устаревающие штурмовые орудия серии Stug-III/IV.
Про ЗСУ, танк с ПНВ и машину с 88-мм орудем Вы можете узнать из предыдущих статей, в этой же речь пойдёт о штурмовой мортире, вооружённой 150-мм (15-см по немекому обозначению) орудием, аналогичному таковому у штурмовой САУ на шасси танка Pz.kpfw.IV - Sd.Kfz. 166 «StuPa», известного также как «Brummbar».
Сведения о прототипе крайне скудны: упоминается он кратко в книге Вальтера Шпильберга (Valter J. Spielberger) – «Panther and its wariants».
23 июня 1944 года в Куммерсдорце представителями завода «Крупп» были предъявлены эскизы по размещению 150—мм орудия в башне «Пантеры».
Кратко сообщается, что машина имела (странные, на мой взгляд…) следующие особенности: прогрессивный для того времени оптический дальномер с базой аж 2,3 м (это при том, что ширина башни «Пантеры» в верхней части – немногим менее 1,5 м), прицел, аналогичный таковому для танка «Maus», и…. (вот здесь – вообще не понял) – командирской башенкой от танка «Тигр» (ну искренне надеюсь, что уже поздних серий, да и на рисунке Дойла точно так же).
Раздел книги снабжён также небольшим рисунком Дойла (H.L Doyle), датированным 1977-м годом.
Дальномеров на рисунке нет, прицел я не вижу (ведь у танка «Maus», как мы знаем, прицел был перископический, и прикрывала его массивная бронировка, которая у «Пантеры» займёт добрую часть крыши и обзор из ком.башенки вперёд перекроет чуть меньше, чем полностью.
Судьба прототипа как и у большинства проектов на шасси «Пантеры»: работы отменили, не успев толком проработать решение, постоянно размышляя, чем бы вооружить машину: 105-мм гаубицей, 210-мм мортирой или вот… орудием StuH 43 L/12.
Вместе с тем, орудия StuH 43 L/12 вполне хватило бы для любых задач, решаемых штурмовой артиллерией на поле боя: стрельба могла вестись мощными снарядами I Gr 33, массой 38 кг, содержащими 7,8 кг аммотола. Такой снаряд был эффективен против большинства укреплений, для разрушения зданий, занятым противником, и мог нанести чувствительные повреждения даже тяжёлой бронетехнике. Могли применяться также дымовой снаряд I Gr 38 Nb , и, для самообороны – кумулятивный I Gr 39 Hl/A, пробивающий до 160 мм брони.
Такие машины в перспективе вполне могли бы полностью заменить все имеющиеся на вооружении штурмовые орудия, превосходя их при этом в подвижности, бронировании и вооружении – вращающаяся башня позволяет обратить к противнику лобовую броню, обстреливая при этом цели на флангах при необходимости, не вращаясь всем корпусом.
Ну и конечно – унификация с узлами и агрегатами «Пантеры» - очень большое дело!
ПРОТОТИП
Как я и упоминал, прототипа не было собрано. Представить же данную машину в модели можно, на мой взгляд, в разных форматах: как если бы она была произведена уже летом (или в начале осени)1944, когда и разрабатывалась (например, тестовой партией или т.п.), или например, исполнить модель в стиле PzW-46, предполагающим продолжение войны после мая 1945. В зависимости от выбранного решения, можно будет определиться и с используемым шасси.
Я пошёл по второму варианту, и решил установить башню с новым оружием на шасси танка «Пантера» позднего выпуска, представив машину на конец весны-лето 1945 г.
Все предыдущие машины «полосатой серии» сделаны с привязкой к особенностям матчасти, присущей шасси, произведённым на заводе Daimler-Benz. Что ж, я думаю DB и так загружен, пусть эту мортиру строит MAN J
Базовые особенности, присущие «Пантерам» MAN данного периода (финальные машины), и отражённые в модели – следующие:
последний каток с каждого борта (точнее, пара) – с внутренней амортизацией, высокая шахта «отопителя» на левом вентиляторе, обрезиненный поддерживающий ролик, полный комплект ограничителей хода балансиров (в отличие от MNH, например), выхлопные трубы с искропламегасителями, но всё же без колпаков, что характернее для MAN, петли для камуфляжа на бортах башни (имевшие место даже на финальных машинах), поздний «ленивец» и, что конечно спорно, и не понятно, что было бы, продолжись война после мая 1945 – отсутствие тубуса для банника и антенн на левом борту (именно такими были последние машины MAN).
О башне отдельно будет сказано в статье, так что… начнём, пожалуй!
МОДЕЛЬ
Для постройки использовались следующие наборы:
Dragon 626 Panther G late production – базовый набор отличного качества, позволяющий собрать различные варианты танков «Пантера» поздних серий;
Friulmodel ATL-08 Panther late Type Tracks – металлические траки позднего типа с «шевронами» для танков «Пантера» и машин на их базе. Минусом траков является то, что они «односторонние»: отверстие под «палец» с одной стороны траков, и на одной из гусеничных лент они будут наружу. С другой стороны – на ведущее колесо они ложатся идеально, плюс пролиты даже литьевые номера на траках. Использовать их или аналог от MasterClub (как считается, более копийный, хотя например тех же литьевых номеров на них нет) – на мой взгляд, дело вкуса;
Griffon Model L35001 BONUSPACK WWII German Sd.Kfz.171 Panther Ausf.G Tank (Metal Barrel Inside) - набор фототравления, который был приобретён достаточно давно в количестве аж двух экземпляров для двух разных машин, прежде всего из-за точёного ствола. Ранее я писал, что это - самый худший из известных мне наборов для деталировки танка «Пантера», и я крайне не рекомендую его к покупке. Практически все элементы исполнены не корректно. Малопригодны и не копийны даже столь значимые и трудноизготовляемые «ручками» элементы как сетки МО, цепочки. С учётом того, что этот комплект был полный, и особенностью ниже – скажу, что просто не очень хороший за свои деньги. Всё-же ствол конечно – просто отличный, этой мой выбор для поздних «Пантер». Кроме того, век живи-век учись… а вот «рубленные» лепестки на шахту отопителя оказались как раз правильными, в свете новых чётких фото «Пантер», в то время как большинство фирм делает их скруглёнными, что не верно. И я оценил фиксатор орудия в положении «по-походному»: это очень стоящая вещь;
Aber 35L-098 1/35 Set of 2 Barrels for German Tank Gun MG34 w/Panzer Mantel – точёный курсовой пулемёт в танковом кожухе. Как ни странно, понравился мне меньше ранее мною используемых пулемётов от Pontos Model. Во-первых, деталировка чуть слабее, а во-вторых – мне пришлось выпрямлять собственно кожухи, которые были как-бы немного свернуты относительно оси. От Aber не ожидал. Тем не менее – всё поправил, пулемёт был использован в работе. Второй кожух, к слову, был по-лучше;
ABER R-26 1/35 German 2m antenna rods (set of 3 pcs) – набор точёных 2-х метровых антенн для немецкой бронетехники. Отличного качества и с барашками зажимного устройства в комплекте. Рекомендую!;
Eureka XXL ER-3501 Towing cable for Panzer V Panther Ausf. G – медные буксировочные тросы и трос для натяжения гусениц. Традиционно качественный и удобный в работе трос. Хотя, их хрупкие коуши из смолы я стараюсь не ставить, что было сделано и на этот раз: к их тросам я применил родные коуши;
Griffon Model L35A013 Schurzen(Side Armor Skirts)for WW II German Panther Ausf.G/Jagdpanther – набор бортовых экранов для танков «Пантера» Ausf.G и истребителей танков Jagdpanther. Мне данный набор нравится своим качеством: пластины твёрдые и ровные, и хоть отверстия несколько переразмерены – они удобны в работе. Возможно, это некоторый компромисс, но мне нравится их вид на модели;
Aber 35L-123 German 15cm StuH 43 Barrel for Stu.Pz. IV BRUMMBAR middle/late – да, вот… так внезапно… Ствол 150-мм орудия, и на «Пантеру». На самом деле разницы, какой брать – я не вижу, видна будет довольно небольшая часть;
Aber 35 G14 Grills for Panther, Ausf.G, very late – травлёные сетки на решётки моторного отсека, поздний тип. Это мои любимые сетки. На мой взгляд, самое изящное травление. Единственная проблема – это не корректные «лепестки» со скруглённым, а не рубленным сектором. Но, на это у меня есть набор Griffon. У кого нет – тоже не проблема: берём чертежи и срезаем;
Мне сложно сказать, какой набор травления был использован: наверное, большая часть деталей взята от Voyager PE 35140, однако подавляющее количество деталей – или самодел, или остатки от многих наборов;
Различная самодельная мелочёвка и остатки от других наборов, в том числе - цепочки, пластиковые прутки и полоски Evergreen, метизы MasterClub.
Как обычно, пойдём снизу-вверх при описании процесса постройки.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Заменил гусеницы на металлические от Friulmodel. Хотя конечно многие предпочитают им отличные траки от MasterClub, мне по-старинке привычней эти траки. Гусеничная лента, набранная из 86 звеньев – адекватно ложится на ходовую по длине, и без проблем стыкуется с ведущим колесом. Собирались траки легко и приятно.
Были доработаны «ленивцы» из набора – добавлено отверстие для смазки путём придания нужной формы отлитой имитации и болтиков от MasterClub. Ленивцы получили фактуру литья;
Ведущие колеса у меня в моделях в обязательном порядке получает возможность крутиться: так проще потом одевать гусеницы. Можно поступать по-разному, здесь я сделал так: внутрь колеса вставил резиновую втулку от какого-то набора, а на штырь, торчащий из бронировки бортовых передач я наклеил тоненькие полоски пластика. Дал им хорошо высохнуть, а затем сошкурил до нужной толщины. Теперь стержень входит в отверстие в ведущем колесе и крепко фиксируется внутри резиновой втулки;
КОРПУС
Добавлены сварные швы на пальцеотбойниках;
Пожалуй одна из самых малозаметных и при этом не самая приятная доработка: на каждом из 4-х демпферов-ограничителей хода балансиров. Данные ограничители стоят парами, по 2 штуки на борт, и ограничивают ход последних и первых балансиров. Это придаёт ходу машины плавности: она не сильно «роет мордой» и не проседает на корму. Обратите внимание, что например машиныMNH не имели ограничителей хода в коромовой части, MAN-овская же «Пантера» имела полный комплект, что подтверждается архивными фото, в т.ч. машин с последним колесом с внутренней амртизацией. В ограничителях высверлены отверстия, расточены канавки и имитирована корончатая гайка крепления обрезиненных пружин. Поскольку при рассверливании отверстие всё же выходи коническое, была взята сразу гайка с шайбой, при вклеивании в полученное отверстие в верхней части ограничителя - как раз смотрится как просто гайка на ровной поверхности. На готовой модели с экранами к сожалению доработка не видна;
Раз уж я заговорил о доработках, узнать о которых можно только из статьи – то продолжу: я раньше не обращал внимания, что бронировка вентиляции отделения управления стоит не просто над отверстием: отверстие имеет возможность закрываться круглой (как я понял) крышкой. Это в принципе логично: иначе, при форсировании, например, водной преграды вода будет уверенно заливать отделение управления. Имитировал круглую крышку на ножке из пластикового прутка под бронировкой;
Удалены лишние сварные швы на панелях над вентиляторами на крыше МО;
Доработана шахта отопителя: добавлена фактура литья, стяжные болты. Я сделал шахту на «тёплую погоду»: все пластины уложены рядом с сеткой в доработанное крепление (добавлены пластинки над пазами для выступа на круглой части «лепестков», центральный элемент с прижимной пластиной, цепочка от фиксатора). В наборе Aber даны лепестки не верной формы: скруглённые, а не с рубленными краями. Я доработал лепестки от Aber, используя корректные от Griffon как шаблон;
В соответствии с п.5, были закрыты прямоугольные решётки воздухопритока справа с применением травления от Aber;
Травлёные сетrи и решётки на крыше моторного отсека из набора заменил на травлёные от Aber. Вообще я считаю, что если ячейка решётки масштабна, то на готовой модели легко читается рисунок собственно бронированной решётки под ней. Здесь это соблюдается, на мой взгляд;
Установить закономерность использования типов литых решёток над вентиляторами для разных заводов в соответствии с количеством приливов литьевой формы мне так и не удаётся, но сами следы питателей были имитированы: я остановился на 4-х приливной решётке, добавив на неё соответствующие небольшие выступы. Также на решётках имитирована фактура литья;
Добавил сварные швы ко всем подъёмным рымам;
Установлена двухметровая антенна от ABER в рассверленный стандартный резиновый постамент из набора;
На корме заменил на травление крепление фонаря, добавил к нему проводку, для проводки выполнил имитацию вывода на корме, рассверлив имеющийся вывод;
На кормовой плите заменил суппорт инерционного стартера. На этот раз снова изготовил его из тонкого полистирола и обрезков пластикового прутка;
Добавил травлёный светоотражатель на корме;
В части крепления шанцевого инструмента и навесного оборудования:
все крепления были заменены на изготовленные комбинированным способом. Идущие в комплекте рамки и держатели на мой взгляд конечно толстоваты, НО вынужден признать: травлёные мне кажутся слишком тонкими. Поэтому, рамки в лобовой части были сточены по толщине, а пластины креплений всего остального инструменты были выполнены из полосок Evergreen. Зажимы инструмента из набора травления меня не устроили, я использовал рабочие от ABER, позднего типа. Держатели траков – комбинированные, полоска основания – пластиковая, а держатели траков – травлёные. К полосам и рамкам крепления шанца добавил также следы приварки к корпусу.
В итоге – на мой взгляд ни идущие в комплекте с травлением, ни предлагаемые в наборе элементы нельзя считать копийными: одни – переразмерены по технологическим причинам, другие – недоразмерены, видимо по аналогичным. Я пока остановился на таком вот варианте применительно ко всем креплениям, который Вы можете видеть на модели: сочетание травлёных зажимов с пластиковыми основаниями из полосок 0.38 мм, чуть сточенными дополнительно по толщине.
В этот раз не забыл я и полый стержень с отверстием, через которое «пальцем» с цепочкой крепится с одной стороны ключ для натяжения гусениц. Он изготовлен из высверленной латунной трубочки.
Запасные траки установлены от MasterClub: во-первых, они с более детальной имитацией пальца крепления, а во-вторых – лёгкие, уверенно будут держаться в хрупких держателях;
Для деталировки креплений демпферов люков отделения управления я использовал срезанные с самого верха пластиковых имитаций пулестойких болтов от MENG конусы, чуть скруглив их (до срезания, конечно) и приклеив к имеющейся имитации, на которой я кончиком модельного ножа выбрал канавку для имитации зазора между пластинками и деревянной вставкой. Получилось что-то типа того, как торчащие головки саморезов. Так и должно быть, но… всё же несколько переразмерено. Работаю над этим J
На замки ящика ЗИП поставил застёжки из набора травления от Griffon (остались лишние от прошлых машин): сгибать не просто, но… выглядят они хорошо, я бы сказал – очень похоже на оригинал;
Из деталей травления поставил фиксаторы грязевых щитков;
Установил пластины поддержки ящиков ЗИП, взятые от набора Voyager. Доработал их крепления к корпусу головками болтов и имитацией шпильки с шайбой;
21. Цепь заглушки шаровой пулемётной установки был вынужден взять из стороннего набора (от DAN-models, набор цепей и замков). Узел крепления к корпусу изготовил самостоятельно. Всё-же… наверное она крупновата. Зато смотрится как цепь, а не шнурок;
22. Узел крепления цепочки – как обычно, изогнутая пластинка, крепящаяся к корпусу имитацией корончатой гайки с шайбой с надетыми 2 шайбами от наборов травления;
В шаровую установку поставил точёный пулемёт от Aber. Обратите внимание: он располагается длиной прорезью в кожухе вверх;
А вот фиксатор ствола в положение «по-походному» был вообще упразднён за не надобностью. Корпус выведен и зашпатлёван так, как будто его и изначально на заводе не ставили, а не переделывали старую машину;
Отдельно остановлюсь на бортовых экранах. В этих экранах, на мой взгляд, сильно переразмерены отверстия для монтажа. Когда я смонтировал их на держатели – в принципе, всё оказалось не так уж и страшно, тем более что в размер они в общем-то попадают. Ровные, садятся на держатели хорошо.. Например, экраны Voyager – держатся идеально только на трении. Здесь, учитывая опыт предыдущей модели «Пантеры» - я доработал консоли пластинками для лучшего «цепляния» экранов, скруглив место приклеивания. Вообще же, как я уже писал, ставить или нет экраны – дело каждого. Я решил их оставить: на мой взгляд, раз речь идёт о типовой машине – она в штатной комплектации должна иметь экраны;
За образец я взял финальную машину MAN, а она имела вот какую особенность: на левом борту вообще отсутствовал тубус банника и антенн. Причём даже намёка на полосы его крепления нет. Это конечно мера вынужденная;
Здесь есть конечно вопрос, нужен ли такой тубус моей машине (ствол-то короче на много...) Да и банник у него несколько шире – не поместится;
В общем, я самостоятельно изготовил из остатков травления держатели для двух секций крепления банника (точёных, взятых из запасов), повесил небольшой ящичек из остатков травления с самодельной крышкой с имитацией петель и замка – для хранения самого «ёршика». Крепление длинного лома теперь тоже стало совсем уж «авторским»: это 2 пластинки с отверстиями для поддерживания лома, и в центре – застёжка-«лягушка» для его фиксации;
27. Добавил немного «творчества экипажа» для разнообразия и создания более устойчивого образа «штурмового орудия», у которого обычно вся корма завалена не пойми чем: здесь мы конечно обойдёмся без завалов, ибо машина-то новая, однако – я решил установить пару дополнительных ящиков поверх стандартного комплекта бронировки задних решёток воздухосброса. Бронировки – от Voyager. Мне они нравятся больше всего: отлично подходят по размеру. Отверстия в них я рассверлил и ставил с вклеенными в отверстия болты и гайки «мастерклуб». Так и надёжней, и имитация крепления лучше. Одной частью эти бронировки фиксируются стандартными болтами в корпусе, с другой я применил имитацию. приваренной к корпусу шпильки или болта за шляпу, поверх которого накручена гайка. На внутренних пластинках имитировал приварку из двухкомпонентной шпатлёвки.
Сверху приклеены ящики для снарядов (вообще, из набора от Academy – для 75-мм снарядов). По размеру подошли отлично, а снизу я имитировал торчащие шпильки с гайками: как будто ящики через дно прикручены к пластинам.
На ящиках имитировал модельным ножом фактуру древесины, у Academy она к сожалению была только на крышках.
БАШНЯ
Как уже понятно, это самая интересная часть модели.
В начале башня была подвергнута базовым доработкам:
1. Исправил ошибку с геометрией неподвижной частью бронировки орудия, добавил травлёный козырёк над маской пушки;
2. На самом деле я и сам пропускал порой этот момент…но, не забывайте, что лобовая деталь башни «Пантеры» - была литая. Добавил слегка соответствующей фактуры;
3. Сместил кормовой эваколюк влево;
4. Добавил на крышу из набора травления пластину крепления прибора Ortercompass, имитировав приварку;
5. Добавил пластины креплеиня индикаторов применения отравляющих веществ (ОВ) и барашковые гайки на них из набора от Voyager. Имитировал приварку;
6. Как обычно – я сделал 2 выпила в кольце башенного погона и 2 «клычка» на башне для её надёжной фиксации в корпусе;
7. Поскольку даже на финальных машинах MAN они есть – добавил петли для камуфляжа. Выгнул их из медной проволоки;
Теперь же перейдём к непосредственно к конверсии в мортиру:
8. Орудие я установил в стандартную маску (хотя, впрочем, Вы можете использовать и позднюю: всё равно форма для отливки делалась бы заново, это ещё вопрос на основе чего она был бы сделана –ранней или поздней маски). Доработка не заключается в просто расширении амбразуры орудия: после расширения, стенки истончаются, поэтому их имеет смысл нарастить снаружи. На фото в процессе видно, как это было сделано. Поскольку прицел у нас будет перископический – его отверстие упразднено, как будто и не было. Достоверно не известно, имела бы машина спаренный пулемёт, но… я думаю, военные настаивали бы на его сохранении. Тем более, я не вижу этому серъёзных препятствий. На маске имитировал фактуру литья по комбинированной методике: размачивание клеем с приданием фактуры колющими движениями жёсткой кисти, колющие движения разведённой с клеем шпатлёвкой, и на финише – покрытие слоем «Крупной крошки» 64022 от АКАН с выравниванием «шкуркой».
9. Даже представить не могу, как выглядел был «прицел от «MAUSа» на «Пантере»… Но, предположил установку перископического прицела, знакомого нам по различным вариантам штурмовых орудий или противотанковым САУ: вывел его через крышу в районе места обитания наводчика «Пантеры», поставив в качестве ввода такую вот конструкцию с козырьком (взята она от набора с «Пантерой» артиллерийских наблюдателей). И прицел вроде как прикрыт, и осадки в его отверстие попадать не будут. А движение по горизонтали ему и не нужно: башня-то вращается.
10. Не знаю что там за дальномер с базой на 2,3 м, но к моменту выпуска моей машины уже по идее должен был быть налажен выпуск дальномеров для «Пантеры-F». Он и был применён на модели;
11. Командирскую башенку взял из какого-то набора с «Королевским тигром» от Dragon. Причём взял раннюю, и на ней сделал прорези для стока воды. Сверху дал кольцевую турель, имитировал приварку её к башенке. Вопрос это кстати спорный: финальные машины MAN имели вместо турели штырь, но это с одной стороны – с другой, кто им поставил башенку и в какой комплектации – не известно.
ФИНАЛЬНАЯ СБОРКА
Собрал всё вместе, как Вы видите на фото.
Смотровые приборы как обычно из наклеек от тамиевских боксов, разве что вот у ком.башенки они накрашены: серебрянка, поверх неё – слой Crystal Smoke от Ammo Mig, и футура поверх. «Глазки» дальномера и прицел – просто Crystal Smoke, покрытый футурой.
Установил тросы, вложил 2 лома, вставил домкрат, установил ящики, курсовой пулемёт и заглушку на цепочке–это всё красилось отдельно.
ОКРАСКА И МАРКИРОВКА
Как часто у меня бывает с «Пантерами» - я слишком долго строю их, и слишком много хочется рассказать, чтобы скрыть всё за слоями грязи.
Для всей «полосатой серии» был выбран одинаковый стиль исполнения - в общем-то новая машина, немного припылённая.
Окрашена модель акриловыми красками TAMIYA, намешанными по выкраскам Lifecolor. Грунтовка как всегда теперь – TAMIYA OXIDE RED 87160.
Обратите внимание, что выбранной мной камуфляж, встречающийся на некоторых поздних «Пантерах», в базе своей представляет уже оливково-зелёный, а не тёмно-жёлтый. Как видно из фото, линии не проходят по крыше корпуса и башни.
А вот на ком.башенку они наносились, что я и сделал.
Есть такой нюанс: вообще-то такой камуфляж характерен для MNH. Но у меня в нём и остальные машины, и… собственно, вся серия так и задумывалась. В общем… как-бы, конец войны, унификация...
Камуфляж наносил аэрографом 0.2 соплом без масок. Границы выравнивал маслом.
Хотел бы дать совет, как наносить такой камуфляж: если Вам нравится, как он выглядит на модели, то повторить можно так:
мы грунтуем танк, красим в оливково-зелёный.
Затем наносим полосы шоколадно-коричневого Они должны быть шире, чем жёлтые, так что по ним удобней ориентироваться.
И уже после по краям задуваем жёлтым. Да, он конечно медленнее «укроет» зелёный и шоколадно-коричневый. Зато после нанесения, Вы можете легко маслом пройтись по тёмным полосам, нивелировав оверспрей от жёлтого и подравняв границы. Убирать оверспрей с жёлтого от шоколадно-коричневого – то ещё удовольствие...
Линии не обязательно должны иметь ровные границы, фронтовые фото это подтверждают.
Был применён фильтр для трёхцветного камуфляжа от SiN, немного высветлений маслом.
Грязи самый минимум на ходовой и катках, общее запыление – аэрографом, акрилами от TAMIYA, немного пигментов.
Запыление катков – пигменты Mig, разведённые с растворителем для акрила, в жидком виде.
Гусеницы – как обычно, химическое чернение, с дальнейшим нанесением смывки для траков от AK Interactive, пигментов, и последующим протиранием наждачной бумагой гребней и «накаткой» дорожек от траков грифелем карандаша.
Немного сколов акрилом и потёртостей простым карандашом, пигмент насухо на крыше моторного отсека да рядом с люками отделения управления и на крыше башни – вот и всё запыление.
Объёмная грязь – как всегда, из всё никак не заканчивающейся уже лет 6 баночки TAMIYA для имитации грязи.
И коль скоро я сказал, что машина довольно новая – пришлось не «в сплошную» ржавить «фламменвернихтеры»: они обгорают и ржавеют быстро, но всё же какое-то время сохраняют цвет камуфляжа машины, внизу – дольше, чем в верху.
По маркировке – машина условно снова из 3 ТД СС «Тотенкопф» (стиль нанесения эмблемы – сохранён на основе фото «Пантер» этой дивизии, сама эмблема – из запасов). Какого-то скрытого смысла это опять же, не несёт, часто поздние машины вообще не имели никакой маркировки… но у меня уже вроде как есть 2 машины из якобы этого соединения, пусть будет и штурмовая машина оттуда же.
Схему нанесения крестов взял не саму последнюю, характерную для MAN (прям… конец войны, и т.п.), а чуть более раннюю – отсюда и характерные кресты на срезах бортов впереди.
Кресты - от Dragon конечно, детали Cartograf как обычно отлично приварились.
Декаль на огнетушитель – как обычно, от Alliance Model Works. У неё свои особенности, её привариваю уже SOL-ом, зато она прочная и её удобно поддевать заточенной зубочисткой под крепление огнетушителя.
Конечно отдельно надо остановиться на бортовом номере: тут полный простор конечно: машины могли быть и с двухзначными номерами, и с трёхзначными – в зависимости от организации вооружённого ими подразделения. Я остановился на трёхзначном. Чтобы «штурмовики» отличались от вооружённых линейными «Пантерами» соединений, решил применить красный цвет в белой обводке. Декаль от Authentic Decals, вообще-то на Африку :) Но, такой шрифт вполне себе мог быть применим. Декаль кстати среднего качества: вроде и приваривается хорошо, но не такая прочная, как Cartograf у Dragon.Чуть не забыл написать: возникнет вопрос - "А почему Ursel?". Дело всё в том, что в дивизии Totenkopf в самом деле была штурмовая САУ с таким именем. Это правда был ранний короткоствольный StuG, но... тем не менее. Имя было нанесено на лобовую плиту. Поскольку у меня машина из этого соединения - то, решил, будет уместно.
КАК СДЕЛАТЬ ВАШУ МОДЕЛЬ ЛУЧШЕ
Я всегда добавляю этот раздел, и всегда делаю оговорку для тех кто не знает: не лучше моей, а просто – лучше.
1. Выбор шасси и периода – за Вами. Это может быть любая машина, хоть даже и с циммеритом на корпусе;
2. Можно попробовать установить орудие в поздней маске с «бородой» - будет по-своему интересно;
3. На демпферах люков стоит всё же имитировать головки шурупов;
4. Для достижения бескомпромиссной копийности, стоит, наверное, крепить экраны на травлёные консоли, это позволит Вам использовать контрящие пластины;
5. Для любителей обвеса – можно оттянуться по полной: штурмовой машине приходится действовать в контакте с вражескими укреплениями, а у «Пантеры» с этим как-то не очень из-за тонких бортов: борта можно «завесить» траками, борта башни – тоже. А на корму, как и положено штурмовому орудию – набросать всякой поклажи.
И такой момент, в общем по всем «Пантерам», для тех кто читает мои описания впервые (ну, или впервые дочитал до сюда J):
Строя «Пантеры», лично я взял себе за правило и всем советую: «Пантера» - всегда экраны». Много есть фотографий частично экранированных «штугов», Pz.IV, Pz.III… у них часто экраны срывало, или может поступали такими… «Пантеры», как правило, всегда имели экраны. Это конструктивная особенность всех машин, от ранних до поздних (нуууу кроме там… совсем поздних, пожалуй…)
Я обратил внимание, что часто без экранов строят именно G-шки, хотя для этого нет предпосылок, кроме того факта, что «Dragon не даёт в наборе». При этом, Ausf.D от «Звезды» - всегда с экранами. Конечно, если мы строим по фото – нет вопросов, машин без экранов хватает. Но, например, «абстрактная новая машина без привязки» - экраны, на мой взгляд, должна иметь.
Приглядитесь к «Пантере», ведь… с экранами где-то даже интересней? Не правда ли?
Тут каждый решит сам, но… я очень рекомендую.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как обычно, модель Dragon 6268 доставила только положительные эмоции при сборке. Строю «Пантеры», строю конверсии… этот набор, мне кажется, ещё долгое время будет актуален.
На мой взгляд, эта в общем-то не сложная конверсия – хороший способ получить необычный вариант хорошо знакомой всем «Пантеры», и попробовать свои силы в конверсиях.
Сложно конечно сказать, какова была бы судьба у прототипа, если бы суждено ему было встать на конвейер: вопросы вызывает и вообще размещение орудия в этой башне, и работа заряжающего с 38-кг снарядами, и тот факт, что бортовая броня «Пантеры» всё же довольно тонка для прорыва укреплённых позиций (впрочем, она не тоньше чем у штурмовых орудий Stug III/IV). Однако, на мой взгляд – сам предложение довольно интересное, и действуя в боевых порядках «Пантер» вместе с пехотой такие штурмовые машины могли бы эффективно поражать укреплённые точки противника, представляя собой в общем-то одинаковую по сложность поражения цель, что и «Пантера», со всеми её недостатками и преимуществами. В любом случае, если нет возможности строить эффективные против всего танки вроде советского ИС-2, а бороться с укреплёнными точками требуется – такая машина предпочтительней, чем старый «штуг», и менее фантастична, чем истерические проекты вроде «MAUSa» или BAR.
Я думаю, работу над ней, как и над прочими артиллерийскими САУ на шасси «Пантеры» поставили не просто так: Германия в 1944 уже больше оборонялась, и бронетехнике такого класса как «Пантера» требовалось отстреливать вражеские танки, о штурме каких-либо укрепрайонов думать не приходилось, требовалось защищать свои.
В общем…. как обычно: стройте, размышляйте, додумывайте, как бы могла выглядеть ваша 15 cm Sturmmorser auf Panther, только Вам решать, какой она будет, а моя модель – перед Вами!
Обратите внимание: мне кажется, эта фотография (ну и её там 1-2 схожих) дали в некоторых "мурзилках" ошибочную схему камуфляжа: тонкие полосы дюнкельгельба поверх оливково-зелёного. На самом деле это не так. Это всё те же обрамляющие полосы шоколадно-коричневого полосы дюнкельгельба.
Кстати, и такой момент: некоторые эту "шевронную" (давайте так назовём) схему наносят как под линейку.
Я считаю, это не правильно. Камуфляж аккуратный, но я не вижу чтобы линии были прямо идеально ровные. Новые фото с крупными планами ВЛД этих машин (где, казалось бы, проще всего сделать линии под линейку), чётко дают понять: наносить их по маскам - это ошибка. То есть, линии с одной стороны - чёткие, безе оверспрея, а с другой - не с идеально ровными краями, как мы привыкли видеть.
Ещё остановлюсь на этой фото: обратите внимание, как чётко полосы на башне переходят на борт. Старайтесь избегать не стыковок.
Спасибо, Коллега!
Ну, тут мои извинения: я, посмотрев фото 1600x1200, не заметил деталей, которые откровенно не читались,
поэтому... снова крупных планов не сделал.
Вот это справка! Огромнейшее спасибо!
Да, какую только муть я не вводил в гугл насчет этого камуфляжа. Схоронил в папочку.
То есть границы у него были размытые? Видел много моделей в интернете с четкими границами это ошибка?
И немного не уяснил - были не только пантеры и ягдпантеры в нем?
Вы знаете, Коллега, я всё-же пришёл к выводу что да, это не корректно. Причём, в зависимости от конкретного танка - мы видим более или менее вменяемые переходы цвета, довольно резкие в сравнении с задутыми в полях из краскопульта машин, но не ровные, как мы привыкли видеть на камуфлированных по лекалам машинах. Особенно обратите внимание на фото машины с сидящим на стволе мальчиком.
В сети есть модели в таком же камуфляже, но явно нанесённом посредством маскирования скотчем или т.п.
Итог - идеально ровная граница. Не знаю как конкретно наносили камуфляж на заводе, но на мой взгляд, нанесение его на модель посредством маскирования скотчем для создания ровных линий с ровными же границами- это не похоже на то, что мы видим на реальных машинах с "шевронным" камуфляжем.
Я, как и писал выше, наношу камуфляж без масок, делая аккуратное "размытие" границ маслом.
Да, конечно же, есть и поздние "Ягдпантеры" в таком камуфляже:
Единственное, я по крыше не скажу...
А мне кажется их всё токи от руки наносили краскопультом, просто держали краскопульт ближе к броне вот и оверспреи не такие большие. Сегодня наткнулся на фото, где линии как то вообще криво нарисованы. Особенно заметно на башне и слева на влд.
Геннадий, я же столько фото приложил в теме... Посмотрите на линии... ни мазков, ни ровных краёв...
А как они иначе должны быть, если их наносили краскопультом на заводе? Конечно не идеально ровно, но вполне вменяемо.
Но наносили конечно не от руки, а краскопультом, но без всяких лекал. Это заводской камуфляж, там некогда лазать с кисточкой по танку.
Кстати интересный есть нюанс, который я упоминал уже: линии на башне продолжаются на корпусе. Кисточкой конечно с ума сойти можно рисовавши...
Кошка дикая, но симпатишная!!!
Привет, Алексей!
Описание как и сама модель шикарны, с большим удовольствием прочитал и посмотрел;)
Всё хотел спросить, а почему на твоих моделях на бортовых экранах просматривается вроде как рисунок от стёртого цимма?
Да, ещё в глаза бросилась чёрная антенна, почему решил сделать так?
Спасибо, Иван!
Ну, я надеюсь, на неокрашенных :) :) :) Вроде на окрашенной не видно :)
На самом деле это результат ошкуривания перед грунтовкой. На фото в процессе они уже загрунтованы на самом деле.
Чтоб грунт лучше держался - шкурю.
Антенна чёрная... варианты были или чёрная, или в базу. Судя по фото, что я видел - чёрная чаще была, но вообще это вопрос вкуса. Мне больше нравится с чёрной.
Достойная смена подросла для первой 150-мм САУ :)))
Как всегда эталонная работа - результат сотни продуманных мелочей (хотя, наверное, уже с закрытыми глазами можешь их собирать). Очень аккуратная сборка и красивая художка! Хотя в глубине души немного рад, что закончилась несколько однообразная полосатая серия и вскоре мы увидим нечто пооригинальней ;)
Справедливости ради, пересмотрев фото, приведенные выше для этого камуфляжа, стоит отметить, что "охотница" в этом камо была бы уместна в серии (причем не "бумажная", а реально тертая)!
Поздравляю!
Да, собственно изготовление этих машин серией имел озвученный в статье смысл, и теперь с полосатыми небольшая пауза.
Впрочем... полосатую "охотницу" точно построить придётся :)
Ну а пока поработаю над машиной в очередном варианте камуфляжа MNH (на этот раз, также и сборки MNH), который ранее мне казался недостижимым. Посмотрим, как оно получится!
В четвертый раз фото пересматриваю - даёшь статью по кошкам !!!! Подробную !!!
Работа очень понравилась, причём всё - ящики, окрас, грязь....реально выглядит. Описание осилил частично, но завтра обязательно дочитаю.
Комментарии
На сайте с 21.12.2010
На сайте с 21.12.2010
На сайте с 21.12.2010
На сайте с 21.12.2010
На сайте с 21.12.2010
На сайте с 21.12.2010
На сайте с 21.12.2010
Кстати, и такой момент: некоторые эту "шевронную" (давайте так назовём) схему наносят как под линейку.
Я считаю, это не правильно. Камуфляж аккуратный, но я не вижу чтобы линии были прямо идеально ровные. Новые фото с крупными планами ВЛД этих машин (где, казалось бы, проще всего сделать линии под линейку), чётко дают понять: наносить их по маскам - это ошибка. То есть, линии с одной стороны - чёткие, безе оверспрея, а с другой - не с идеально ровными краями, как мы привыкли видеть.
Ещё остановлюсь на этой фото: обратите внимание, как чётко полосы на башне переходят на борт. Старайтесь избегать не стыковок.
39 лет
На сайте с 09.11.2017
Снова среди фоток очень не хватает крупных планов. Чтобы лучше разглядеть детали и нюансы переделок.
На сайте с 21.12.2010
Ну, тут мои извинения: я, посмотрев фото 1600x1200, не заметил деталей, которые откровенно не читались,
поэтому... снова крупных планов не сделал.
На сайте с 16.11.2014
Да, какую только муть я не вводил в гугл насчет этого камуфляжа. Схоронил в папочку.
То есть границы у него были размытые? Видел много моделей в интернете с четкими границами это ошибка?
И немного не уяснил - были не только пантеры и ягдпантеры в нем?
На сайте с 21.12.2010
Вы знаете, Коллега, я всё-же пришёл к выводу что да, это не корректно. Причём, в зависимости от конкретного танка - мы видим более или менее вменяемые переходы цвета, довольно резкие в сравнении с задутыми в полях из краскопульта машин, но не ровные, как мы привыкли видеть на камуфлированных по лекалам машинах. Особенно обратите внимание на фото машины с сидящим на стволе мальчиком.
В сети есть модели в таком же камуфляже, но явно нанесённом посредством маскирования скотчем или т.п.
Итог - идеально ровная граница. Не знаю как конкретно наносили камуфляж на заводе, но на мой взгляд, нанесение его на модель посредством маскирования скотчем для создания ровных линий с ровными же границами- это не похоже на то, что мы видим на реальных машинах с "шевронным" камуфляжем.
Я, как и писал выше, наношу камуфляж без масок, делая аккуратное "размытие" границ маслом.
Да, конечно же, есть и поздние "Ягдпантеры" в таком камуфляже:
Единственное, я по крыше не скажу...
На сайте с 21.12.2010
На сайте с 29.06.2016
На сайте с 21.12.2010
А как они иначе должны быть, если их наносили краскопультом на заводе? Конечно не идеально ровно, но вполне вменяемо.
Но наносили конечно не от руки, а краскопультом, но без всяких лекал. Это заводской камуфляж, там некогда лазать с кисточкой по танку.
Кстати интересный есть нюанс, который я упоминал уже: линии на башне продолжаются на корпусе. Кисточкой конечно с ума сойти можно рисовавши...
38 лет
На сайте с 25.10.2013
Привет, Алексей!
Описание как и сама модель шикарны, с большим удовольствием прочитал и посмотрел;)
Всё хотел спросить, а почему на твоих моделях на бортовых экранах просматривается вроде как рисунок от стёртого цимма?
Да, ещё в глаза бросилась чёрная антенна, почему решил сделать так?
На сайте с 21.12.2010
Ну, я надеюсь, на неокрашенных :) :) :) Вроде на окрашенной не видно :)
На самом деле это результат ошкуривания перед грунтовкой. На фото в процессе они уже загрунтованы на самом деле.
Чтоб грунт лучше держался - шкурю.
Антенна чёрная... варианты были или чёрная, или в базу. Судя по фото, что я видел - чёрная чаще была, но вообще это вопрос вкуса. Мне больше нравится с чёрной.
53 года
На сайте с 23.09.2015
Как всегда эталонная работа - результат сотни продуманных мелочей (хотя, наверное, уже с закрытыми глазами можешь их собирать). Очень аккуратная сборка и красивая художка! Хотя в глубине души немного рад, что закончилась несколько однообразная полосатая серия и вскоре мы увидим нечто пооригинальней ;)
Справедливости ради, пересмотрев фото, приведенные выше для этого камуфляжа, стоит отметить, что "охотница" в этом камо была бы уместна в серии (причем не "бумажная", а реально тертая)!
Поздравляю!
На сайте с 21.12.2010
Да, собственно изготовление этих машин серией имел озвученный в статье смысл, и теперь с полосатыми небольшая пауза.
Впрочем... полосатую "охотницу" точно построить придётся :)
Ну а пока поработаю над машиной в очередном варианте камуфляжа MNH (на этот раз, также и сборки MNH), который ранее мне казался недостижимым. Посмотрим, как оно получится!
47 лет
На сайте с 13.01.2013
Работа очень понравилась, причём всё - ящики, окрас, грязь....реально выглядит. Описание осилил частично, но завтра обязательно дочитаю.
На сайте с 21.12.2010
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий