Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Приветствую всех Коллег по увлечению и просто интересующихся!
В Новый Год – с новой «Пантерой»! Как я и предполагал, завершить её удалось только на новогодних праздниках, тогда же была дописана и эта статья.
На этот раз, речь пойдёт о проектной «Пантере» Ausf.F с 88-мм орудием.
Я не буду долго отвлекаться на прописные истины и широко освещённые факты о преимуществах и недостатках танков «Пантера», и сконцентрируюсь только на вооружении и описании прототипа.
О таком варианте я узнал из книги Germany’s Panther tank: The quest for combat supremacy, авторства Томаса Йентса, с иллюстрациями Хилари Люиса Дойла.
Далее по тексту, вся информация о данном прототипе взята из главы 7 данной книги.
Как мы знаем, орудием танка «Пантера» являлась 75-мм нарезная пушка 7,5 cm Kw.K. 42, которую в модификации Ausf.F должна была сменить 7,5 cm Kw.K. 44/1, обладавшая сходными параметрами броне пробиваемости и не имевшая дульного тормоза.
Данные орудия обладали высокой броне пробиваемостью, точностью стрельбы.
В общем-то, не очевидно, что данные орудия к началу 1945 не отвечали требованиям к танковому вооружению в части способности поражения вражеской бронетехники: все средние (да в общем и тяжёлые) танки и САУ РККА и Союзников без проблем поражались на всех основных дистанциях боя. Несколько трудней дело обстояло конечно с танком ИС-2 (особенного позднего выпуска), который в сочетании с мощнейшим 122-мм орудием являлся смертельно опасным для «Пантеры» противником: даже если рассматривать «дуэльный» вариант, существовала серьезная вероятность при стрельбе в лоб не пробития ИС-2 бронебойным снарядом или не выведения его из строя первым же выстрелом, в то время как ИС-2 было в общем-то достаточно просто попасть куда-нибудь (ну, только не в тубус для банника, конечно J) – его снаряд мог в некоторых случаях просто-таки расколоть на части хрупкую броню поздней «Пантеры», повредить ударом многие внутренние конструкции машины, сместить башню с погона или нанести иные фатальные повреждения машине.
Традиционно считается, что недостатком танков «Пантера» являлась недостаточное фугасное действие снарядом из-за использования толстых стенок при их изготовлении, и, как следствие – уменьшенного количества взрывчатого вещества, что снижало эффективность при ведении огня по долговременным огневым точкам и укреплённым объектам (хотя, я лично считаю, что залетевший благодаря точности орудия внутрь амбразуры 75-мм снаряд эффективней 100-мм, взорвавшегося неподалёку).
Видя, что танкостроение противника (и особенно наше, отечественное) мало того, что не стоит на месте, так и уверенно пришло как к качественному, так и количественному превосходству над бронетехникой Вермахта, немецкими конструкторами принимались меры к увеличению боевой эффективности танков типа «Пантера», шасси которых скорее всего и предстояло стать единой платформой для основного танка, противотанковой САУ и машин иного назначения в будущем.
Настоящим прорывом, значительно увеличившим бронезащиту «Пантеры» стал бы выпуск модификации Ausf.F с башней типа Schmalturm. В части же вооружения, таким прорымо должно было стать сделанное ещё в октябре 1944 года представителями концерна «Крупп» (чертежи датированы 18 октября 1944) предложение по установке 88-мм орудия 8,8 cm Kw.K. 43 l/71.
Данное орудие обладало очень высокими параметрами бронепробиваемости, а также – имело в своём боекомплекте мощный фугасный снаряд.
Поначалу, казалось, что такой проект имеет мало общего с реальностью.
Сомнение в том числе вызывало: хватит ли места для работы заряжающего? адекватно ли решение по бронировке, вынесенной вперёд, не снизит ли оно защищённость машины? не вызовет ли проблем смещение почти на 200 мм вперёд центра тяжести (в башне – прим.Kais) с одновременным увеличением веса на 800 кг?
Ну и конечно… как быть с откатом орудия?
Не стану пересказывать Вам весь текст книги, однако, заводчане концерна «Крупп» в тесном сотрудничестве с Daimler-Benz в целом справились с задачей. Ну… в крайнем случае… по разработке решения. Всё бы хорошо, но с задачей (в целом, не отвечавшей интересам немецких инженеров) справились также бойцы и командиры РККА, так что решение немецких инженеров закончило свой жизненный путь в виде деревянного макета и наработок. Что интересно, 15 снарядов предполагалось хранить в башне, а ещё 50-54 снаряда –в корпусе танка. Итого боекомплект составил бы 65-69 снарядов (против, оценочно, 82 снарядов калибра 75 мм для «Пантеры-F» с 7,5 cm Kw.K. 44/1). На мой взгляд, разница не столь существенна, с учётом колоссального выигрыша в огневой мощи.
Суть решения была в следующем:
у стандартной башни Panther-Schmalturm увеличивался до 1750 мм башенный погон, решая как проблему веса, так и работы заряжающего. Места в башне строго говоря было не много, поэтому, как мы видим, в лобовой её части делался вырез, к которому крепилась массивная бронировка, позволявшая вынести несколько вперёд орудие и его конструкции, впереди орудие прикрывалось удлинённой, изящной маской. Предполагалось, что механизмы гашения отката и возвратное устройство устанавливались бы над орудием.
В качестве орудия предлагалось 8,8 cm Kw.K. 43 l/71, но без дульного тормоза.
Машина комплектовалась бы разработанными ранее дальномерами с базой 1,32 м или 1,65 м., и стандартной ком.башенкой «Пантеры-F».
Опасность для стран антигитлеровской коалиции была в том, что вообще, если бы производство башни с таким орудием успешно началось, планировалось переоборудовать такими башнями все имеющиеся в наличии «Пантеры»! Ведь действительно, «Пантера-F» не столь уж сильно отличается от Ausf.G, а при должной сноровке и подготовленном производстве - снять старую башню, расточить погон, заменить боеукладки и поставить новую башню, и у Вас в распоряжении хорошо защищённая, подвижная машина, эффективная против всего что движется или не достаточно хорошо спряталось. В отличии от всяких непонятных What-If проектов, это бы реально стало проблемой. Что и говорить, при таком развитии событий, только появившийся на западном фронте тяжёлый танк «Першинг», сразу устарел бы и стал бы не нужен: при большем весе и габаритах, он бы поражался примерно с того же расстояния, что и «Шерман».
ПРОТОТИП
Итак, представим, что благодаря совместным усилиям инженеров Krupp и Daimler-Benz хорошо всем знакомая «кошка» наконец получила «длинную лапу» калибром 8,8 см., и амбициозный проект вышел дальше деревянного макета и экспериментов с небронированной башней.
Прототипа как такового в металле конечно не существовало, но это не повод не строить модель: были чертежи, было построенное шасси, была башня Schmalturm в металле и, как пишут, макет этой башни c 8,8см-орудием в дереве. А этого - больше чем достаточно, чтобы представить, как могла выглядеть эта машина, и построить её модель.
Я думаю, будет справедливо, если в качестве прототипа мы возьмём строевую машину Panther Ausf.F из установочной серии производства именно Daimler-Benz, примерно на начало лета 1945, вооружённую 8,8 cm Kw.K. 43 l/71.
Особенностями машины с учётом периода и завода-изготовителя будут:
- уже новый «ленивец» увеличенного диаметра;
- катки с внутренней амортизацией;
- полный комплект демпферов-ограничителей хода балансиров;
- обрезиненный направляющий ролик;
- характерные для DB колпаки на искропламегасителях;
- литые бронировки выводов выхлопных труб;
- петли для камуфляжа;
- полный комплект болтов в надмоторной плите;
- кроме всего прочего, несколько отойдя от представленного в вышеупомянутой книге чертежа, прицел я решил сделать перископическим: ещё на варианте танка с 75-мм пушкой считалось проблемой наличие отверстия под прицел в лобовой плите (видимо, по итогам докладов с фронта, подтверждавшим способность советских артиллеристов попадать туда);
- как следует из книги Panzer Tracts №5-4, посвящённой «Пантере-II» и «Пантере-F», все строевые «Пантеры-F» предполагалось оснащать приборами ночного видения FG1250. Поэтому, правый ящик на корме заменён на короб ПНВ с характерным для DB «нижним» расположением.
Что ж, традиционно, разобравшись, что строилось – приступим к рассказу о том, как и из чего!
МОДЕЛЬ
Для постройки использовались следующие наборы:
Dragon 6304 Panther F mit Gummigedampfen Stahllaufrollen – базовый набор отличного качества, позволяющий собрать прототип или предполагаемый серийный вариант танка «Пантера-F», в комплекте с точёным стволом и хорошим набором травления;
Friulmodel ATL-08 Panther late Type Tracks – металлические траки позднего типа с «шевронами» для танков «Пантера» и машин на их базе. Минусом траков является то, что они «односторонние»: отверстие под «палец» с одной стороны траков, и на одной из гусеничных лент они будут наружу. С другой стороны – на ведущее колесо они ложатся идеально, плюс пролиты даже литьевые номера на траках. Использовать их или аналог от MasterClub (как считается, более копийный, хотя например тех же литьевых номеров на них нет) – на мой взгляд, дело вкуса;
Griffon Model L35001 BONUSPACK WWII German Sd.Kfz.171 Panther Ausf.G Tank (Metal Barrel Inside) - набор фототравления, который был приобретён достаточно давно в количестве аж двух экземпляров для двух разных машин, прежде всего из-за точёного ствола. Ранее я писал, что это - самый худший из известных мне наборов для деталировки танка «Пантера», и я крайне не рекомендую его к покупке. Практически все элементы исполнены не корректно. Малопригодны и не копийны даже столь значимые и трудноизготовляемые «ручками» элементы как сетки МО, цепочки. С учётом того, что этот комплект был полный, и особенностью ниже – скажу, что просто не очень хороший за свои деньги. Всё-же ствол конечно – просто отличный, этой мой выбор для поздних «Пантер». Кроме того, век живи-век учись… а вот «рубленные» лепестки на шахту отопителя оказались как раз правильными, в свете новых чётких фото «Пантер», в то время как большинство фирм делает их скруглёнными, что не верно. И я оценил фиксатор орудия в положении «по-походному»: это очень стоящая вещь. Впрочем, здесь и он не пригодился. Орудие по понятным причинам получила другая машина J ;
Panzer Art RE35-187 “Panther” F & E-50 KwK44 Gun with Mantlet – смоляная конверсия, вообще под E-50 от Trumpeter. Если смоляные детали были хороши (хотя, непонятный прилив на маске я срезал), то ствол доверия не внушал. По этой причине, был куплен п.5.;
Aber 35 L-096 German one part 88mm Kw.K. 43 L/71 barrel for E-50 standard tank – собственно, то самое орудие;
Pontos model 35006P1 Ствол MG-34 (Late) for Panzer 1/35 – точёный курсовой пулемёт в танковом кожухе. Мне понравился, использую не первый раз, на себя – похож, в работе – хорош;
ABER R-26 1/35 German 2m antenna rods (set of 3 pcs) – набор точёных 2-х метровых антенн для немецкой бронетехники. Отличного качества и с барашками зажимного устройства в комплекте. Рекомендую! ;
Aber 35 G14 Grills for Panther, Ausf.G, very late – травлёные сетки на решётки моторного отсека, поздний тип. Это мои любимые сетки. На мой взгляд, самое изящное травление. Единственная проблема – это не корректные «лепестки» со скруглённым, а не рубленным сектором. Но, на это у меня есть набор Griffon. У кого нет – тоже не проблема: берём чертежи и срезаем.
Eureka XXL ER-3501 Towing cable for Panzer V Panther Ausf. G – медные буксировочные тросы и трос для натяжения гусениц. Традиционно качественный и удобный в работе трос. Хотя, их хрупкие коуши из смолы я стараюсь не ставить, что было сделано и на этот раз: к их тросам я применил родные коуши;
Griffon Models L35A014 1/35 Final Type Schurzen(Side Armor Skirts)for WW II German Panther Ausf.G Late&Final Production – набор бортовых экранов, со скруглёнными секциями передних и кормовых экранов;
Различная самодельная мелочёвка и остатки от других наборов (в том числе – цепочки), пластиковые прутки и полоски Evergreen, метизы MasterClub.
Как обычно, пойдём снизу вверх при описании процесса постройки.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Заменил гусеницы на металлические от Friulmodel. Хотя конечно многие предпочитают им отличные траки от MasterClub, мне по-старинке привычней эти траки. Гусеничная лента, набранная из 86 звеньев – адекватно ложится на ходовую по длине, и без проблем стыкуется с ведущим колесом. Собирались траки легко и приятно.
Были доработаны «ленивцы» из набора – добавлено отверстие для смазки путём придания нужной формы отлитой имитации, болтиков от MasterClub. Ленивцы получили фактуру литья. Обратите внимание, что ленивец я использовал уже позднего типа: для «Пантер-F» производства DB это будет корректно, они таки-освоили его;
И просто для информации - для меня стало это новостью, не смотря на не первую собранную «Пантеру»: а ходовую-то можно собрать, уже приклеив друг к другу одинарные катки со «втулками». Здесь это удобно в том плане, что внешний ряд катков имеет очень небольшую площадь приклеивания. Я на этот раз так и делал, тем более что катки - с внутренней амортизацией, обрезинку накрашивать не надо.
Только имейте в виду: с последними могут быть трудности, особенно по левому борту, так что если будете так делать – лучше последние двойные клейте вместе с ленивцами.
КОРПУС
Добавлены сварные швы на пальцеотбойниках;
Пожалуй одна из самых малозаметных и при этом не самая приятная доработка: на каждом из 4-х демпферов-ограничителей хода балансиров. Данные ограничители стоят парами, по 2 штуки на борт, и ограничивают ход последних и первых балансиров. Это придаёт ходу машины плавности: она не сильно «роет мордой» и не проседает на корму. Обратите внимание, что, например, машины MNH не имели ограничителей хода в кормовой части, DB-«Пантера» имела полный комплект. В ограничителях высверлены отверстия, расточены канавки и имитирована корончатая гайка крепления обрезиненных пружин. Поскольку при рассверливании отверстие всё же выходи коническое, была взята сразу гайка с шайбой, при вклеивании в полученное отверстие в верхней части ограничителя - как раз смотрится как просто гайка на ровной поверхности. На готовой модели с экранами к сожалению доработка не видна;
Раз уж я заговорил о доработках, узнать о которых можно только из статьи – то продолжу: я раньше не обращал внимания, что бронировка вентиляции отделения управления стоит не просто над отверстием: отверстие имеет возможность закрываться круглой (как я понял) крышкой. Это в принципе логично: иначе, при форсировании например водной преграды вода будет уверенно заливать отделение управления. Имитировал круглую крышку на ножке из пластикового прутка под бронировкой;
Удалены лишние сварные швы на панелях над вентиляторами на крыше МО;
Доработана шахта отопителя: добавлена фактура литья, стяжные болты. Я сделал шахту на «лето»: все лепестки уложены в крепления (добавлены пластинки над пазами для выступа на круглой части «лепестков», центральный элемент с прижимной пластиной, цепочка от фиксатора);
В соответствии с п.5, были открыты прямоугольные решётки воздухопритока справа. Микроскопические болты-барашки для их фиксации приклеил только на самом финальном этапе. К сожалению, барашек, ближайший к башне, безнадёжно ею «сносится»: видимо, что-то где-то не в масштабе. Однако, на модели этого не видно.;
Травлёные сетrи и решётки на крыше моторного отсека заменил на ABER. Вообще я считаю, что если ячейка решётки масштабна, то на готовой модели легко читается рисунок собственно бронированной решётки под ней. Здесь это соблюдается, на мой взгляд, лучше всего;
Хотя я в данный момент не смог установить закономерность использования типов литых решёток над вентиляторами для разных заводов в соответствии с количеством приливов литьевой формы, сами следы питателей были имитированы: я остановился на 4-х приливной решётке, добавив на неё соответствующие небольшие выступы. Также на решётках имитирована фактура литья;
Добавил сварные швы ко всем подъёмным рымам;
Установлена двухметровая антенна от ABER в рассверленный стандартный резиновый постамент из набора;
На корме заменил на травление крепление фонаря, добавил к нему проводку, для проводки выполнил имитацию вывода на корме, рассверлив имеющийся вывод;
На кормовой плите заменил суппорт инерционного стартера. На этот раз изготовил его из тонкого полистирола и обрезков пластикового прутка;
Добавил травлёный светоотражатель на корме;
В части крепления шанцевого инструмента и навесного оборудования:
все крепления были заменены на изготовленные комбинированным способом. Идущие в комплекте рамки и деражтели на мой взгляд конечно толстоваты, НО вынужден признать: травлёные мне кажутся слишком тонкими. Поэтому, рамки в лобовой части были сточены по толщине, а пластины креплений всего остального инструменты были выполнены из полосок Evergreen. Зажимы инструмента из набора травления меня не устроили, я использовал рабочие от ABER, позднего типа. Держатели траков – комбинированные, полоска основания – пластиковая, а держатели траков – травлёные. К полосам и рамкам крепления шанца добавил также следы приварки к корпусу.
В итоге – на мой взгляд ни идущие в комплекте с травлением, ни предлагаемые в наборе элементы нельзя считать копийными: одни – переразмерены по технологическим причинам, другие – недоразмерены, видимо по аналогичным. Я пока остановился на таком вот варианте применительно ко всем креплениям, который Вы можете видеть на модели: сочетание травлёных зажимов с пластиковыми основаниями из полосок 0.38 мм, чуть сточенными дополнительно по толщине.
В этот раз не забыл я и полый стержень с отверстием, через которое «пальцем» с цепочкой крепится с одной стороны ключ для натяжения гусениц. Он изготовлен из высверленной латунной трубочки.
Тубус для банника и запасных антенн на этот раз изготовил из подходящей полой трубки от Evergreen: в случае, когда делается закрытый не повреждённый тубус (а даже если и повреждённый – чуть «помять» пластик проще, чем ту же латунную трубку) – гораздо удобней, чем с латунной деталью из набора травления или основного. Да и клеил я в итоге пластик к пластику, имитируя крепления, что очень удобно;
Запасные траки установлены от MasterClub: во-первых, они с более детальной имитацией пальца крепления, а во-вторых – лёгкие, уверенно будут держаться в хрупких держателях;
На замки ящика ЗИП поставил застёжки из основного набора травления от Griffon: сгибать не просто, но… выглядят они хорошо;
Из деталей травления поставил фиксаторы грязевых щитков;
Такой момент, про который я как всегда (ну, почти «как всегда») вспомнил, когда модель уже окрашена: я не знаю почему так, но именно на корпусе F-ки Dragon не пролил «ответную» часть откидной части грязевого щитка слева: небольшая секция откидывается, чтобы при буксировке серьга с коушем не выломала щиток. Её можно сделать из пластика или взять из набора травления. Отсутствие этой детали, к сожалению, довольно заметно;
Установил пластины поддержки ящика ЗИП, взятую от набора от Voyager. Я кстати был удивлён, что среди множества плат металла в травлении от Griffon не было этих реально нужных деталей!
Обратите также внимание: вообще, поздние «Пантеры» изначально комплектовалась креплениями как для стандартного ящика ЗИП справа на кормовой плите, так и приваренными в этом же месте квадратными бонками для навешивания массивного ящика хранения ПНВ (это кстати даёт некоторую свободу творчества: Вы вполне можете поставить ящик для ПНВ, отделяющийся по окраске от самого танка). Также, на основе сведений из новой литературы и фото, открылся такой факт: ящик ПНВ мог висеть как ниже уровня верхнего среза кормовой плиты, так и на уровне. Для DB характерно расположение именно ниже верхнего среза
Что в любом случае следует учесть: пластинка, поддерживающая стандартный ящик ЗИП, скорее всего бы убиралась. В предыдущей модели «Пантеры» Ausf.G, я пластинку оставил. В этой модели её нет. Также, в случае с Ausf.F, возможно нет смысла и в оставшихся креплениях для стандартного ящика, но у меня они оставлены: всё-же лето 1945, тут не известно точно, будут ли готовы ПНВ на все машины, а приварить 2 лишние пластинки – не долго;
В соответствии с концепцией модели, правый ящик ЗИП упразднён и вместо него установлен самодельный короб ПНВ. Я сделал его в соответствии с чертежами из книг Дойла/Йентса и по новой графике из книги Panther external appearance & design changes, обклеив сточенный в нужных местах, и используемый просто как жёсткое основание стандартный ящик из набора. Также на этот раз сразу поставил подъёмный рым: очень хорошо подошла петелька от набора с «Пантерой» от Dragon, которую предлагается клеить на борт башни как петлю для камуфляжа. Запирающее устройство изготовил из подручных материалов;
Цепь заглушки шаровой пулемётной установки был вынужден взять из стороннего набора (от DAN-models, набор цепей и замков), в наборе от Griffon она не дотягивается до заглушки. Узел крепления к корпусу изготовил самостоятельно: это изогнутая пластинка, корончатая гайка с шайбой и шайба под ней;
В шаровую установку поставил точёный пулемёт от Pontos Model. Обратите внимание: он располагается длиной прорезью в кожухе вверх;
А вот фиксатор орудия в положении «по-походному» я оставил пластиковый, однако доработал его: дело в том, что как ни крути, а ствол проходит далеко перед ним, над фиксатором оказывается именно более толстая маска орудия. Я срезал штатное «ложе» ствола и установил самодельное, более широкое, по толщине маски. Цепь я также удлинил почти в 2 раза: я набрал её из остатков травлёных от разных наборов, сделав из них «слойки», у которых в одной из слоек внутренние секции на 1 короче, у второй – на 1 длиннее, и вставляются они для прочности «в замочек». Также установил похожий на стандартный фиксатор цепи.;
Отдельно остановлюсь на бортовых экранах. Производитель называет их «поздними», однако не уверен, что это заводское решение. Я решил поставить такие для разнообразия, и добавить немного «перспективных» решений в модель. Что характерно, есть несколько фото разных машин с такими экранами, но у меня есть ощущение, что это скорее полевая доработка (хотя кстати есть подтверждение наличия именно DB-машины с такими экранами). Скруглили их скорее всего во избежание потери при движении вперёд, когда машина преодолевает те или иные подъёмы. У меня нет подтверждения, что скругляли и кормовой экран, хотя это имело бы смысл: как раз первый экран не подцепит остальные, если будет сорван (он идёт внахлёст над ними), а вот кормовой – может. Хотя, проблема тут иная: при ударе о препятствие он скорее вырвет консоль для навешивания, чем «безболезненно» сорвёт пластинки крепления экранов к консолям. Кстати, из-за использования мною стандартных пластиковых консолей для навески экранов, установить травлёные контрящие пластинки не представилось возможным.
В этих экранах, на мой взгляд, сильно переразмерены отверстия для монтажа. Когда я смонтировал их на держатели – в принципе, всё оказалось не так уж и страшно, тем более что в размер они в общем-то попадают. Ровные, садятся на держатели хорошо. Тем не менее, общее впечатление в итоге смазалось. Например, экраны Voyager – держатся идеально только на трении. Здесь, учитывая опыт предыдущей модели «Пантеры» - я доработал консоли пластинками для лучшего «цепляния» экранов, скруглив место приклеивания.
Вообще же, ставить или нет экраны – дело каждого. Я решил их оставить: на мой взгляд, раз речь идёт о типовой машине – она в штатной комплектации должна иметь экраны.
БАШНЯ
Это естественно самое интересное в модели, хотя ничего сверхсложного здесь нет.
Работы выполнены в соответствии с заявленным «прототипом», а именно:
1. Заделано отверстие под прицел в лобовой плите, коль скоро уж есть перископический;
2. Раз башня серийная – всё, есть дальномеры. Так что никаких заваренных глазков дальномера, вставил туда отражатели, закрасил чёрным Crystal Smoke от Ammo MIG, покрыл футурой. Фактуру литья усилил;
3. Козырёк над орудием на этот раз был полностью упразднён в соответствии с имеющимися чертежами;
4. Добавил недостающий сварной шов на стыке лобовой плиты и крыши башни;
5. Я считаю, что на серийной машине не должно быть лишних «колец» вокруг бойницы на корме: уже все поняли, на какой высоте она должна быть, и имитировать заваренное отверстие нет смысла. Я зашпатлевал след от старой бойницы, у меня одна нормальная. Также, вокруг неё в наборе дана имитация крепления чего-то изнутри, снаружи это выглядит как «маленькие цилиндрики». Мне такой крепёжный элемент не известен, заменил на пулестойкие головки болтов;
6. На командирской башенке усилил фактуру литья, застеклил, добавил щелевой указатель направления на орудие, добавил петельку под навесной замок для запирания люка при транспортировке машины или хранении;
7. Как сказано в Panzer Tracts №5-4, «Пантеры-F» при поставке в войска должны были обладать оснащением, позволяющим оперативно превратить линейную машину в командирскую силами полевых мастерских. В соответствии с данным указанием, я решил разместить на крыше дополнительный антенный ввод, но антенной его не оснащал;
8. Самое интересное – орудие.
Соединил смоляную маску с пушкой от Aber, маска к неподвижной литой бронировке крепится хитрой системой внутренних распорок для прочности. Неподвижная часть к корпусу – аналогично. Фактуру литья усиливал шпатлёвкой и средством от Акан «Крупная крошка». Орудие решил зафиксировать в приподнятом положении: так и смотрится интересней, и машины на марше всё же в основном несколько поднимали орудие вверх. У меня правда сложно сказать, на марше она или в бою… Точно могу сказать: на полке, и на полке так интересней;
9. Доработаны сварные швы на подъёмных рымах;
10. Установлены травлёные пластины индикаторов применения ОВ. Обратите внимание, что «барашки» должны быть снизу пластин, а не сверху.
И… не столько конечно доработка, сколько это важно в принципе. Очень рекомендую делать вращающуюся башню по старому принципу: 2 паза в корпусе – 2 ключа на башне. Это очень удобно в работе, и при съёмке модели. Башня на «Пантерах» серии Smart Kit держится очень плохо. Особенно если у Вас металлический ствол. Здесь тем более… как у прототипа J Увеличенный вес, и смещён вперёд :)
ФИНАЛЬНАЯ СБОРКА
Собрал всё вместе, как Вы видите на фото.
Смотровые приборы как обычно из наклеек от тамиевских боксов.
Установил тросы и вложил 2 лома – те 4 детали из навесных инструментов, красившиеся отдельно.
Как обычно, я привожу фото неокрашенной модели. На нём можно увидеть сделанные доработки и возможно детали, которые я упустил в статье.
ОКРАСКА И МАРКИРОВКА
Всё как обычно у меня с «Пантерами» - я слишком долго строю их, и слишком много хочется рассказать, чтобы скрыть всё за слоями грязи.
Мой выбор – в общем-то новая машина, немного припылённая.
Окрашена модель акриловыми красками TAMIYA, намешанными по выкраскам Lifecolor. Грунтовка как всегда теперь – TAMIYA OXIDE RED 87160.
Обратите внимание, что выбранной мной камуфляж, встречающийся на некоторых поздних «Пантерах», в базе своей представляет уже оливково-зелёный, а не тёмно-жёлтый. Как видно из фото, линии не проходят по крыше корпуса и башни.
Камуфляж-«полосатик» на ком.башенку тоже наносился, но вот тут возник вопрос: эта ком.башенка ниже чем обычная, характерная для «Пантер» A и G. И у неё почти нет вертикальных поверхностей. Поэтому, решил её оставить в зелёном цвете.
Есть такой нюанс: вообще-то такой камуфляж характерен для MNH. А машина у меня явно DB. Так что снова принял решение «унифицировать» камуфляжи и сделать её в таком вот виде.
Камуфляж наносил аэрографом 0.2 соплом без масок. Границы выравнивал маслом.
Хотел бы дать совет, как наносить такой камуфляж: если Вам нравится, как он выглядит на модели, то повторить можно так:
мы грунтуем танк, красим в оливково-зелёный.
Затем наносим полосы шоколадно-коричневого Они должны быть шире, чем жёлтые, так что по ним удобней ориентироваться.
И уже после по краям задуваем жёлтым. Да, он конечно медленнее «укроет» зелёный и шоколадно-коричневый. Зато после нанесения, Вы можете легко маслом пройтись по тёмным полосам, нивелировав оверспрей от жёлтого и подравняв границы. Убирать оверспрей с жёлтого от шоколадно-коричневого – то ещё удовольствие...
Линии не обязательно должны иметь ровные границы, фронтовые фото это подтверждают.
Был применён фильтр для трёхцветного камуфляжа от SiN, немного высветлений маслом.
Грязи самый минимум на ходовой и катках, общее запыление – аэрографом, акрилами от TAMIYA, немного пигментов.
Запыление катков – пигменты Mig, разведённые с растворителем для акрила, в жидком виде.
Гусеницы – как обычно, химическое чернение, с дальнейшим нанесением смывки для траков от AK Interactive, пигментов, и последующим протиранием наждачной бумагой гребней и «накаткой» дорожек от траков грифелем карандаша.
Немного сколов акрилом и потёртостей простым карандашом, пигмент насухо на крыше моторного отсека да рядом с люками отделения управления и на крыше башни – вот и всё запыление.
Объёмная грязь – как всегда, из всё никак не заканчивающейся уже лет 6 баночки TAMIYA для имитации грязи.
И коль скоро я сказал, что машина довольно новая – пришлось не «в сплошную» ржавить «фламменвернихтеры»: они обгорают и ржавеют быстро, но всё же какое-то время сохраняют цвет камуфляжа машины, внизу – дольше, чем в верху.
Ещё обратите внимание на катки:
обычно «визитной карточкой» «Пантеры» являются широкие ярко отполированные до блеска поверхности сдвоенных катков, полирующиеся о гребни. Здесь такого нет, но обратите внимание: до блеска полируются сами катки о траки, и у внутренних сдвоенных до блеска обтирается не только опорная часть металлического обода катка, но и торцевая часть обода (всё об те же гребни). А вот у внешних катков им полироваться не обо что.
По маркировке – машина условно из 3 ТД СС «Тотенкопф» (стиль нанесения эмблемы – сохранён на основе фото «Пантер» этой дивизии, сама эмблема – из запасов). Какого-то скрытого смысла это не несёт, часто поздние машины вообще не имели никакой маркировки, однако, раз воюем дальше – значит, «карты на стол», а вернее – маркировку на броню, хотя-бы… из какого соединения машина чтоб понять… Тем более интересно на полке иметь 2 похожие машины, вроде с одной маркировкой, но такие разные при этом.
На этот раз решил нанести тактический номер.
Вообще это вопрос интересный. С одной стороны, машины этого типа могли бы вводиться в бой как например «шерманы-светлячки» с длинной пушкой, игравшие роль машины усиления в составе, например, взвода. Но всё же, на мой взгляд, такие «Пантеры» как моя имелся бы смысл вводить в бой хотя-бы ротами в составе вооружённого «Пантерами» батальона с возможностью в случае необходимости распределить их повзводно между ротами обычных машин для усиления их противотанковых возможностей. Таким образом, теоретически, как раз и «рассосётся» рота по 1 взводу, прикреплённому к каждой из рот, вооружённых обычными «Пантерами». Внутри же роты взвод машин с новым вооружением можно применять в зависимости от обстановки.
В итоге, остановился на варианте 523.
Если и не так, то всё равно в составе танкового полка вполне могла быть машина с таким бортовым номером.
Схему нанесения крестов взял не саму последнюю, характерную для DB (прям… конец войны, и т.п.), а чуть более раннюю – примерно на декабрь: у нас-то здесь всё-же «бой продолжается».
DB в поздний период наносил кресты в очень странных местах: за домкратом и вблизи позиции навески запасных траков. У меня ощущение, реально, чтобы… не заметно было, и можно было сойти за «некомбатанта».
Поэтому, я всё же продублировал один из крестов на ящике для ПНВ. Кресты - от Dragon.
Декаль на огнетушитель – как обычно, от Alliance Model Works. У неё свои особенности, её привариваю уже SOL-ом, зато она прочная и её удобно поддевать заточенной зубочисткой под крепление огнетушителя.
КАК СДЕЛАТЬ ВАШУ МОДЕЛЬ ЛУЧШЕ
Я всегда добавляю этот раздел, и всегда делаю оговорку для тех кто не знает: не лучше моей, а просто – лучше.
Ну, исходя из того, что это всё равно в какой-то степени гипотетическая машина, говорить о строгом соответствии чему-либо сложно. Но, отмечу некоторые моменты:
1. Камуфляж такой я наношу не потому что это просто: с одной стороны, он мне действительно нравится, с другой – я считаю, что заводы должны были идти по пути упрощения и унификации камуфляжных схем. Как минимум для того, чтобы в одном подразделении разнородных машин было меньше: а то придёт во взвод машин в сложном DB-камуфляже полосатая МNH-пантера… и думай потом, как их вместе прятать… Ну и обратное верно. Если же хотите быть ближе к аутентичности – возможно, имеет смысл использовать актуальные схемы окраски DB, хотя такие машины появились бы не раньше лета, а там сложно сказать, куда бы зашли изыскания заводов по камуфляжу, так что окраска – это вопрос открытый;
2. Ещё интересная тема для камуфляжа, я сам долго думал на счёт этого, но в итоге – отказался, хотя что-то в этом есть. Вполне можно ствол окрасить в цвет термостойкого грунта, потом отмерить от лобовой плиты расстояние вдоль ствола, равное длине ствола «Пантеры-F» и окрасить ствол в зелёный только на этом участке, а дальше – оставить тёмно-серым, добавив по вкусу белое колечко, разделяющее цвета, по образцу того, что делали на «Шерманах-Светлячках». Это бы сбивало с толку удалённого наблюдателя и могло помочь скрыть присутствие на участке фронта «Пантер» с 88-мм орудием, что могло стать для наступающих неприятным сюрпризом.
3. Для достижения бескомпромиссной копийности, стоит, наверное, крепить экраны на травлёные консоли, это позволит Вам использовать контрящие пластины;
4. Важный момент: погон я к сожалению расширять не стал. С учётом задраенных люков и отсутствием интерьера, это бы ничего не дало, и не было бы видно на модели, только усложнило бы процесс. Желающие наверное могут попробовать;
5. Я продолжаю использовать в своих «Пантерах-F» курсовой пулемёт, не смотря на то, что в Panzer Tracts №5-4 чётко указывается на предстоящую замену его на StG-44. С одной стороны я не ставлю это под сомнение, с другой… на «Пантерах» уже были применены вполне здравые решения от которых потом отказались (те же дымовые мортирки, устройство для форсирования водных преград), так что… не знаю как сколько бы прижился StG-44. Курсовые пулемёты и так часто «ругают» за неудобство стрельбы в движении (впрочем, ход у «Пантеры» плавный), что влияет на точность, относительно малый сектор обстрела… А теперь наложите всё это на довольно не совершенную «штурмовую винтовку» с магазинами по 30 патронов.
В пулемёт хоть ленту как заправил, «зажал» - все попрятались, призадумались. У тебя самого время подумать появилось.
А здесь – коснулся пальцем спуска – всё, магазин менять.
Это верный пусть сделать шаровую установку вообще бесполезной. А экономия… в чём? В том что лишний пулемёт не поставили? Так он в стоимости танка не большой вес имеет. Почитал – было выпущено порядка 150000 MG-34 всех модификаций. Пантер – чуть меньше 6000. То есть 8% выпущенных пулемётов потребовалось «Пантерам». Это за все годы выпуска. И странно получается: мы вроде как признаём, что шаровая установка малоэффективна и не ставим в неё пулемёт, но при этом… саму установку делаем! И здесь вопрос: а что дешевле, пулемёт/штурмовая винтовка или изготовление шаровой установки? С учётом затрат на сверление плиты, отливку бронировки, изготовление узлов крепления оружия, прицела… В общем, я пока ставлю пулемёты, или… скромно вставляю заглушку.
И такой момент, в общем по всем «Пантерам». Я буду, пожалуй, добавлять это в каждую статью, в которой будет присутствовать экранированная «Пантера», сделанная мною «по мотивам» или «What-If» машина.
Строя «Пантеры», лично я взял себе за правило и всем советую: «Пантера» - всегда экраны». Много есть фотографий частично экранированных «штугов», Pz.IV, Pz.III… у них часто экраны срывало, или может поступали такими… «Пантеры», как правило, всегда имели экраны. Это конструктивная особенность всех машин, от ранних до поздних (нуууу кроме там… совсем поздних, пожалуй…)
Я обратил внимание, что часто без экранов строят именно G-шки, хотя для этого нет предпосылок, кроме того факта, что «Dragon не даёт в наборе». При этом, Ausf.D от «Звезды» - всегда с экранами. Конечно, если мы строим по фото – нет вопросов, машин без экранов хватает. Но, например, «абстрактная новая машина без привязки» - экраны, на мой взгляд, должна иметь.
Приглядитесь к «Пантере», ведь… с экранами где-то даже интересней? Не правда ли?
Тут каждый решит сам, но… я очень рекомендую.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для меня набор от Dragon №6403 хорошо в любом виде: что просто как «Пантера-F», что для конверсии. Для конверсии это вообще лучшее шасси: и катков 2 вида, и корпуса. Работать с набором было приятно, и результат мне лично понравился: машина приобрела несколько непривычный, хищный силуэт. Тот случай, когда только достроил одну конверсию, и сразу хочется начать новую.
В заключение хочется сказать, что у немецких инженеров и промышленников на эту «конверсию» времени в итоге не хватило, хотя строили они её аж с октября 1944 года. Вот так внезапно, среди вороха «бумажных» и «салфеточных» прототипов затерялось на самом деле прорывное решение. Не недооценивайте его. Всё время, что я работал над моделью, мне представлялись длинные цеха, где с одной стороны вползают «Пантеры» всех моделей, а с другой – выползают вот такие вот обновлённые «хищницы», от орудия которой – одно спасение: заметить её раньше.
Впрочем, и наш танкопром не стоял на месте, и на подходе уже был могучий «ИС-3», так что строя даже такую грозную машину, не стоит забывать: она могла лишь продлить агонию Рейха, и чем дольше бы они сопротивлялись – тем сокрушительней было бы поражение.
Стройте, размышляйте, додумывайте, как бы могла выглядеть «Пантера» с 88-мм орудием: только Вам решать, какой она будет, а моя модель – перед Вами!
Отличная эFка !!! Буду делать свою , твои работы как пособие номер 1.
Цитата: у стандартной башни Panther-Schmalturm увеличивался до 1750 мм башенный погон, решая как проблему веса, так и работы заряжающегоЭто конечно очень хорошо , но нужно увеличивать и размер самой башни . 88 всё ж больше и все танцы с бубном в попытках впендюрить такой ствол привели бы только к тому что сделали бы башню больше , весу добавилось бы , центровка , проходимость ...НО раз в "дереве" было( хотя лучше бы в металле) значит всё путём !)
Описание как всегда достойно какого-нибудь модельного журнала, есть о чём почитать и подумать на досуге!!!
Красивая, мастерская работа, Алексей!!! Просто - КЛАСС!!!!
Цитата: Отличная эFка !!! Буду делать свою , твои работы как пособие номер 1.
Цитата:у стандартной башни Panther-Schmalturm увеличивался до 1750 мм башенный погон, решая как проблему веса, так и работы заряжающегоЭто конечно очень хорошо , но нужно увеличивать и размер самой башни . 88 всё ж больше и все танцы с бубном в попытках впендюрить такой ствол привели бы только к тому что сделали бы башню больше , весу добавилось бы , центровка , проходимость ...НО раз в "дереве" было( хотя лучше бы в металле) значит всё путём !)
- спасибо, I-GOR!
Я так понял, что в итоге весь вопрос был в лишней примерно тонне веса. А совершенно верно упомянутые вопросы - прямо поднимались в техническом задании.
Хотя, на самом деле ещё интересно, что было бы со снаряженной массой: снаряды-то к 88-мм орудию - огромные. С другой стороны - их и меньше...
Наверное, тут сказывается, что ходовая "Пантеры" всё-же довольно прочная, поэтому, в теории, получить такую башню могли и машины предыдущей серии (дословно - "convert all available Panthers" - переделать(выполнить приспособление) всех доступных "Пантеры" (под установку башни, имеется в виду). А были доступны как Ausf.G, так и только что запущенная в производство Ausf.F, так и находящиеся в ремонте A, и наверное даже D (хотя, на счёт них конечно вопрос. С другой стороны - у этих машин броня-то получше, чем у поздних G).
Отлично! Я тут еще прочитал инфы: "Казенная часть орудий была изменена с целью возможности применения новых боеприпасов,которые имели более короткую большего диаметра гильзу для облегчения зарядки орудия в стесненных условиях.Большая часть орудия монтировалась снаружи башни,так что казенная часть была не велика. Значит вполне возможно было впихнуть в "тесную"башню 88мм орудие.
Михаил, ну... я желаю быть стойким и сильным духом :)
Константин, Валерий, спасибо!
Ну, по модели можно увидеть, что пусть не бОльшая, но... да, весомая часть орудия - однозначно, не 5 и не 10 процентов.
Для работы заряжающего в итоге приняли решение расширить погон. А вот про гильзу... тут есть сомнения, и вот почему.
Для этого бы пришлось получается запускать производство новых боеприпасов, которые были бы уместны только для этой машины.
А на это, на мой взгляд, совершенно точно нельзя было пойти. Прорыв - он должен был быть во всём: пушка по техпроцессу орудия Tiger-II, снаряды - от него же.
Я прикладывал стандартный "длинный" снаряд (в 1:35, от AFV Club) к корпусу башни и крыше - да в принципе
не всё так страшно, вполне себе всё адекватно помещается. Если , конечно, сместить вперёд (как здесь) орудие: иначе заряжать будет реально трудно.
Москва, Железнодорожный 39 лет На сайте с 09.11.2017
Изначально модель не приглянулась. Из-за камуфляжа и поздний немецкий базовый зеленый не особо нравится. Решил почитать в описании стройки моменты, которые интересуют ввиду будущей стройки своей Пантеры. Не заметил, как прочитал всю статью. Вычитал много интересного вообще и для себя. А главное, модель стала выглядеть совсем иначе, когда под всеми чертами появилось логическое обоснование.
Спасибо за труд над моделью и описанием)
Комментарии
50 лет
На сайте с 18.06.2013
48 лет
На сайте с 04.02.2017
Текст осилил едва ли треть....но про экраны прочёл:) Больше "Пантер" хороших и разных!
64 года
На сайте с 13.12.2010
На сайте с 21.12.2010
47 лет
На сайте с 31.01.2014
Обалденная работа!
45 лет
На сайте с 11.06.2016
Цитата:
у стандартной башни Panther-Schmalturm увеличивался до 1750 мм башенный погон, решая как проблему веса, так и работы заряжающегоЭто конечно очень хорошо , но нужно увеличивать и размер самой башни . 88 всё ж больше и все танцы с бубном в попытках впендюрить такой ствол привели бы только к тому что сделали бы башню больше , весу добавилось бы , центровка , проходимость ...НО раз в "дереве" было( хотя лучше бы в металле) значит всё путём !)
56 лет
На сайте с 20.03.2014
Красивая, мастерская работа, Алексей!!! Просто - КЛАСС!!!!
Возраст неизвестен
На сайте с 28.04.2011
53 года
На сайте с 26.04.2013
На сайте с 21.12.2010
Отличная эFка !!! Буду делать свою , твои работы как пособие номер 1.
Цитата:у стандартной башни Panther-Schmalturm увеличивался до 1750 мм башенный погон, решая как проблему веса, так и работы заряжающегоЭто конечно очень хорошо , но нужно увеличивать и размер самой башни . 88 всё ж больше и все танцы с бубном в попытках впендюрить такой ствол привели бы только к тому что сделали бы башню больше , весу добавилось бы , центровка , проходимость ...НО раз в "дереве" было( хотя лучше бы в металле) значит всё путём !)
- спасибо, I-GOR!
Я так понял, что в итоге весь вопрос был в лишней примерно тонне веса. А совершенно верно упомянутые вопросы - прямо поднимались в техническом задании.
Хотя, на самом деле ещё интересно, что было бы со снаряженной массой: снаряды-то к 88-мм орудию - огромные. С другой стороны - их и меньше...
Наверное, тут сказывается, что ходовая "Пантеры" всё-же довольно прочная, поэтому, в теории, получить такую башню могли и машины предыдущей серии (дословно - "convert all available Panthers" - переделать(выполнить приспособление) всех доступных "Пантеры" (под установку башни, имеется в виду). А были доступны как Ausf.G, так и только что запущенная в производство Ausf.F, так и находящиеся в ремонте A, и наверное даже D (хотя, на счёт них конечно вопрос. С другой стороны - у этих машин броня-то получше, чем у поздних G).
На сайте с 21.12.2010
45 лет
На сайте с 21.08.2013
57 лет
На сайте с 29.08.2012
47 лет
На сайте с 13.01.2013
На сайте с 21.12.2010
Константин, Валерий, спасибо!
Ну, по модели можно увидеть, что пусть не бОльшая, но... да, весомая часть орудия - однозначно, не 5 и не 10 процентов.
Для работы заряжающего в итоге приняли решение расширить погон. А вот про гильзу... тут есть сомнения, и вот почему.
Для этого бы пришлось получается запускать производство новых боеприпасов, которые были бы уместны только для этой машины.
А на это, на мой взгляд, совершенно точно нельзя было пойти. Прорыв - он должен был быть во всём: пушка по техпроцессу орудия Tiger-II, снаряды - от него же.
Я прикладывал стандартный "длинный" снаряд (в 1:35, от AFV Club) к корпусу башни и крыше - да в принципе
не всё так страшно, вполне себе всё адекватно помещается. Если , конечно, сместить вперёд (как здесь) орудие: иначе заряжать будет реально трудно.
65 лет
На сайте с 14.11.2012
43 года
На сайте с 17.03.2011
На сайте с 21.12.2010
39 лет
На сайте с 09.11.2017
Спасибо за труд над моделью и описанием)
На сайте с 21.12.2010
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий