Про метал на рабеле.
Видим три металлических хомута - два на стяжке рея, один на стыке брусьев бархоута.
Это максимальное количество металла, которое можно на ней встретить на видимом пространстве. Металлом рей рабелу обычно не стягивается.
Кстати, на фото видны два репа, уходящих влево от фала. Это аналог бейфута и бугеля. Ими рей притягивается к мачте при подъеме и спуске паруса. Фактически рей и мачта не имеют общей точки фиксации.
А теперь вопрос знатокам - ТАК ГДЕ ЖЕ ГВОЗДИ? и в чем подвох?
:)
Подвоха здесь нет, а причина в том, что ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ СИЛОВАЯ СТЯЖКА ВЫПОЛНЯЕТСЯ ИЗНУТРИ ЛОДКИ - СТРИНГЕР-ШПАНГОУТ-ПАЛУБНЫЙ НАСТИЛ. Так же работали и древние египтяне и немного попозже арабы, викинги и наши пращуры-славяне.
Предполагаю, что если все-таки хорошо прогвоздевать борта рабелу и отправиться на ней на регату Коррида де баркос рабелос, то это существенно добавит веселья на фестивале и приз зрительских симпатий будет гарантирован.
Предварительно снимаются все лишние уступы. Как и у нас - топором.
На этом фото и двух последующих хорошо видны доски днища и бортов, немногочисленные точечки от утопленных шляпок гвоздей, однако линии шпангоутного гвоздевания отсутствуют.
Переворачиваем лодку, чтобы проконопатить стыки. Впятером это сделать тяжеловато, тут помогут три пары волов.
Удивительно - при перевороте лодки используется развитой грузовой такелаж, в то время, когда на готовой рабеле оный практически отсутствует.
Ставим бимсы и прочее.
После установки бимсов шкорлупа перестала быть чахлой. При постукивании издавала резонирующий звук весьма прочной деревянной конструкции.
А после того, как на бимсы модели были приклеены доски, на которые закатываются бочки, тщедушная шкорлупа из двух слоев шпона обрела прочность, близкую к хорошему шпангоутному корпусу от Артесании.
Вот теперь потребуются нагели.
Лодка скрепляется ими ИЗНУТРИ в точках пересечения шпангоут-стрингер.
Скорлупку модели делал подобным способом только не нагелями, а клеем. До установки стрингеров были большие сомнения в том, что делаю. Больно хлипкое все было. После установки стрингеров у корпуса появилась некоторая упругость, однако в понятии надежность уверенность отсутствовала.
Теперь дело за стригерами. Сначала ставим несколько горизонтальных подпорок, по которым и будет проходить линия стрингера. Затем ставим стрингер и формуем его по шпангоутам. ЭТО САМЫЙ ВАЖНЫЙ И СЛОЖНЫЙ ЭТАП в стройке рабелы.
В кадре виден шестой человек плюс еще фотограф за кадром, хотя в описании пишу о пятерых.
На самом деле команда строителей (она же и экипаж построенной рабелы) включает только пятерых. Фотограф - не в счет. Также не считаются сочувствующие и случайные помощники, эпизодически появляющиеся на стройке.
Вопрос, а где же гвозди-то? Вбиты по самую шляпку и утоплены в древесину. Видны "точечки". После того, как днище будет просмолено, ни "точечки", ни шляпочки больше не будут видны.
можно увидеть, как собирается рабела сегодня. Похоже, что ресурс остался за кадром.
Поэтому опишу вкратце.
Стелится основа из пяти досок, на которые ставится 6-8 "шпангоутов" (нижние элементы). Основа обрезается по округленной форме, напоминающей силуэт мяча рэгби. Используются обычные сельмаговские гвозди, вбитые так, чтобы шляпок не было видно.
Днище готово.
Немного требованиях.
Португалия всегда славилась своими винами и к их перевозке издревле предъявлялись определенные требования.
"Хорошее вино не любит суеты и тряски", говорят виноделы, соответственно, доставка бочек до оптовых покупателей посредством обычной копытно-тягловой силы по гористой местности была неприемлема. Мощные же воды Дуэро были лучшим средством транспорта для доставки вин в Порту.
Португальские и испанские вина верховьев Дуэро всегда были далеко не дешевым товаром, и часто поставлялись в королевские дворы разных государств и княжеств. Соответственно, требования к персоналу перевозчиков были особые. Это опрятность, чистота и аккуратность. Обязательным атрибутом команды рабелу были набожность и единая форма одежды, отчасти напоминающая одежду равина - одинаковые белые рубашки, черные сюртуки и черные шляпы плюс высокие узкие сапоги. В команду не принимались люди с вредными привычками и пренебрегающие гигиеной. В кормовой каюте-кибитке всегда была ежедневная смена одежды на каждого члена экипажа, бритвенные и банные принадлежности.
К двадцатому веку стиль одежды становится свободным и уже не является особым требованием. Сегодня, когда рабелу уже не участвуют в перевозке вин и требования к форме одежды экипажа отсутствуют, все же на ежегодных регатах каждая команда отличается своей и только своей формой, соответствующей духу своей рабелу.
Цитата: Дык ведь я не говорил про диаметр 1,5мм.Но проволочку 0,4-0,5 ты же мог в борта понавтыкать....
Гвоздик-сотка это 4 х 100 мм (диаметр х длина), в 72-м масштабе проволока 0,4 мм будет в оригинале под 30 мм, а это уже калибр хорошего галеона.
Рабела же - просто лодка, и досточки, из которых собрана в жизни это сороковка-пятидесятка, что в модели соответствует толщине шпона ~ 0,5 мм. Согласитесь, Борис, гвоздевать шпон, даже двойной, из которого и собирал, не очень-то и логично, тем паче проволоку нужно подбирать для этого ~ 0,06 мм, если уж приближаться к масштабу.
Но фишка здесь не в классическом гвоздевании и обшивке по канонам на верфи, а в том, как она собрана и каков ее конструктив. И из-за этого она, эта вроде бы и тщедушная шкорлупка, и возит свободно под двадцать тонн.
Еще пара фото из музея. Повторюсь - это не фрегат и не галеон и не хансшиффе, а рабоче-крестьянское средство передвижения и перевозки грузов. Рабела из реальных досточек и даже прутьев дерева. О размерах гвоздей можно судить по правой фотографии. Толщина стрингера чуть больше толщины нашей самой большой огородной лопаты. Соответственно, и гвозди, которые, кстати, едва ли угадываются на фото выше из того же музея.
И дабы ответить на вопрос гвоздевания и металла, отмечу - на обшивке обычных рабелу гвозди не выделяются и практически незаметны. Нужно постараться, чтобы найти блестящие шляпки гвоздей на бортах рабелу. Это применимо к большинству португальских и испанских традиционных лодок. Также и метал используется очень ограниченно, если не сказать - скупо.
только-то на одном фото и нашел горстку применяемых гвоздей
- цвета подбирались под простой рабочий буро-смоленый вариант (последние два фото), сегодня рабелы, как правило, более нарядные - и раскрашены часто очень контрастно и паруса цветные.
Про метал на рабеле.
Видим три металлических хомута - два на стяжке рея, один на стыке брусьев бархоута.
Это максимальное количество металла, которое можно на ней встретить на видимом пространстве. Металлом рей рабелу обычно не стягивается.
Кстати, на фото видны два репа, уходящих влево от фала. Это аналог бейфута и бугеля. Ими рей притягивается к мачте при подъеме и спуске паруса. Фактически рей и мачта не имеют общей точки фиксации.
А теперь вопрос знатокам - ТАК ГДЕ ЖЕ ГВОЗДИ? и в чем подвох?
:)
Подвоха здесь нет, а причина в том, что ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ СИЛОВАЯ СТЯЖКА ВЫПОЛНЯЕТСЯ ИЗНУТРИ ЛОДКИ - СТРИНГЕР-ШПАНГОУТ-ПАЛУБНЫЙ НАСТИЛ. Так же работали и древние египтяне и немного попозже арабы, викинги и наши пращуры-славяне.
Предполагаю, что если все-таки хорошо прогвоздевать борта рабелу и отправиться на ней на регату Коррида де баркос рабелос, то это существенно добавит веселья на фестивале и приз зрительских симпатий будет гарантирован.
Смолим.
Конопатим.
Предварительно снимаются все лишние уступы. Как и у нас - топором.
На этом фото и двух последующих хорошо видны доски днища и бортов, немногочисленные точечки от утопленных шляпок гвоздей, однако линии шпангоутного гвоздевания отсутствуют.
Переворачиваем лодку, чтобы проконопатить стыки. Впятером это сделать тяжеловато, тут помогут три пары волов.
Удивительно - при перевороте лодки используется развитой грузовой такелаж, в то время, когда на готовой рабеле оный практически отсутствует.
Ставим бимсы и прочее.
После установки бимсов шкорлупа перестала быть чахлой. При постукивании издавала резонирующий звук весьма прочной деревянной конструкции.
А после того, как на бимсы модели были приклеены доски, на которые закатываются бочки, тщедушная шкорлупа из двух слоев шпона обрела прочность, близкую к хорошему шпангоутному корпусу от Артесании.
Вот теперь потребуются нагели.
Лодка скрепляется ими ИЗНУТРИ в точках пересечения шпангоут-стрингер.
Скорлупку модели делал подобным способом только не нагелями, а клеем. До установки стрингеров были большие сомнения в том, что делаю. Больно хлипкое все было. После установки стрингеров у корпуса появилась некоторая упругость, однако в понятии надежность уверенность отсутствовала.
Теперь дело за стригерами. Сначала ставим несколько горизонтальных подпорок, по которым и будет проходить линия стрингера. Затем ставим стрингер и формуем его по шпангоутам. ЭТО САМЫЙ ВАЖНЫЙ И СЛОЖНЫЙ ЭТАП в стройке рабелы.
В кадре виден шестой человек плюс еще фотограф за кадром, хотя в описании пишу о пятерых.
На самом деле команда строителей (она же и экипаж построенной рабелы) включает только пятерых. Фотограф - не в счет. Также не считаются сочувствующие и случайные помощники, эпизодически появляющиеся на стройке.
Борта готовы. Ставим шпангоуты. Если точнее, то "вставляем их в скорлупу бортов".
Вопрос, а где же гвозди-то? Вбиты по самую шляпку и утоплены в древесину. Видны "точечки". После того, как днище будет просмолено, ни "точечки", ни шляпочки больше не будут видны.
Обратите внимание, борта ставится "по воздуху". Шпангоутов нет.
Также "по воздуху" и повторял в модели.
Ставятся борта, по пять досок на каждый.
Ставятся штевни, набранные из 4-6 досок. Края днища со штевнями слегка приподнимаются.
Коллеги, доброе утро!
Немного пояснений про гвозди и проч. дабы ограничить споры из-за ничего.
На ресурсе
http://cidadesurpreendente.blogspot.com/2005/08/arquitectura-do-rabelo.html
можно увидеть, как собирается рабела сегодня. Похоже, что ресурс остался за кадром.
Поэтому опишу вкратце.
Стелится основа из пяти досок, на которые ставится 6-8 "шпангоутов" (нижние элементы). Основа обрезается по округленной форме, напоминающей силуэт мяча рэгби. Используются обычные сельмаговские гвозди, вбитые так, чтобы шляпок не было видно.
Днище готово.
Немного требованиях.
Португалия всегда славилась своими винами и к их перевозке издревле предъявлялись определенные требования.
"Хорошее вино не любит суеты и тряски", говорят виноделы, соответственно, доставка бочек до оптовых покупателей посредством обычной копытно-тягловой силы по гористой местности была неприемлема. Мощные же воды Дуэро были лучшим средством транспорта для доставки вин в Порту.
Португальские и испанские вина верховьев Дуэро всегда были далеко не дешевым товаром, и часто поставлялись в королевские дворы разных государств и княжеств. Соответственно, требования к персоналу перевозчиков были особые. Это опрятность, чистота и аккуратность. Обязательным атрибутом команды рабелу были набожность и единая форма одежды, отчасти напоминающая одежду равина - одинаковые белые рубашки, черные сюртуки и черные шляпы плюс высокие узкие сапоги. В команду не принимались люди с вредными привычками и пренебрегающие гигиеной. В кормовой каюте-кибитке всегда была ежедневная смена одежды на каждого члена экипажа, бритвенные и банные принадлежности.
К двадцатому веку стиль одежды становится свободным и уже не является особым требованием. Сегодня, когда рабелу уже не участвуют в перевозке вин и требования к форме одежды экипажа отсутствуют, все же на ежегодных регатах каждая команда отличается своей и только своей формой, соответствующей духу своей рабелу.
Цитата:
Дык ведь я не говорил про диаметр 1,5мм.Но проволочку 0,4-0,5 ты же мог в борта понавтыкать....
Гвоздик-сотка это 4 х 100 мм (диаметр х длина), в 72-м масштабе проволока 0,4 мм будет в оригинале под 30 мм, а это уже калибр хорошего галеона.
Рабела же - просто лодка, и досточки, из которых собрана в жизни это сороковка-пятидесятка, что в модели соответствует толщине шпона ~ 0,5 мм. Согласитесь, Борис, гвоздевать шпон, даже двойной, из которого и собирал, не очень-то и логично, тем паче проволоку нужно подбирать для этого ~ 0,06 мм, если уж приближаться к масштабу.
Но фишка здесь не в классическом гвоздевании и обшивке по канонам на верфи, а в том, как она собрана и каков ее конструктив. И из-за этого она, эта вроде бы и тщедушная шкорлупка, и возит свободно под двадцать тонн.
Еще пара фото из музея. Повторюсь - это не фрегат и не галеон и не хансшиффе, а рабоче-крестьянское средство передвижения и перевозки грузов. Рабела из реальных досточек и даже прутьев дерева. О размерах гвоздей можно судить по правой фотографии. Толщина стрингера чуть больше толщины нашей самой большой огородной лопаты. Соответственно, и гвозди, которые, кстати, едва ли угадываются на фото выше из того же музея.
И дабы ответить на вопрос гвоздевания и металла, отмечу - на обшивке обычных рабелу гвозди не выделяются и практически незаметны. Нужно постараться, чтобы найти блестящие шляпки гвоздей на бортах рабелу. Это применимо к большинству португальских и испанских традиционных лодок. Также и метал используется очень ограниченно, если не сказать - скупо.
Яркие, серьезные и простые
С гвоздями и металлом на Дуэро, похоже, слабовато. На фото лодка конца 19 века в музее. Гвоздики здесь совсем чахленькие.
Цитата:
Чего ж обруча на бочках сделал не металлистические?И ваще металлу мало.Гвозди где?В таком -то масштабе.
Борис,
- бочки готовые, Верфь на столе помогает.
- вопрос гвоздей тоже прорабатывал, так ведь они едва ли сотку ставят, на
http://cidadesurpreendente.blogspot.com/2005/08/arquitectura-do-rabelo.html
только-то на одном фото и нашел горстку применяемых гвоздей
- цвета подбирались под простой рабочий буро-смоленый вариант (последние два фото), сегодня рабелы, как правило, более нарядные - и раскрашены часто очень контрастно и паруса цветные.