Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Рабелу (рабело, рабела, ребело / rabelo, rabela, rebelo) – традиционная португальская бескилевая плоскодонная лодка. Первые упоминания об этом необычном малом судне относятся к X веку. Последние семьсот лет рабелу использовалось для перевозки вина, а сегодня – пассажиров и грузов по реке Дуэро.
Длина лодки – 19-23 метра, ширина – до 4,5 метров, парусное вооружение - большой прямой парус. Лодка оснащена очень длинным рулевым веслом, отсюда и название лодки рабелу (от rabo largo) означает “лодка с длинным хвостом”. Длинное и солидное рулевое весло делает лодку очень маневренной и управляется несколькими членами экипажа лодки с высокой платформы так, что со стороны кажется, что лопасть весла остается сухой. Обладая размерами телеграфного столба, весло хорошо сбалансировано, на его ручке имеется четное количество (обычно шесть) “колышков”-рукояток, отчего “ручка” весла напоминает гриф гитары-шестиструнки.
Рабелу имеет совсем простой такелаж – штаг, одна-две пары вант, фал рея, по паре брасов и шкотов. Топенанты, галсы, булини, гитовы и гордени отсутствуют, на рабелу также не найти ракс-бугель, бейфут и якорь.
Экипаж рабелу состоит из 7 – 16 человек в зависимости от размеров и загруженности лодки. В управлении рулевым веслом участвуют 3-8 человек, остальные члены экипажа работают с парусом и подгребными веслами. Несмотря на кажущуюся простоту рабелу от экипажа требуется опыт и слаженность работы в неспокойных водах Дуэро.
Большие рабелу способны перевозить до 16000 литров вина в бочках. Бочки заполнялись вином не полностью, чтобы они не утонули в случае крушения.
Обычный поход рабелу составлял около 250 км вниз по реке, который длился три дня. Потом – назад вверх по реке. При спуске по течению парус ставился редко, и в основном использовался на обратном пути.
Приход парового двигателя и электричества, развитие железных дорог существенно потеснили рабелу на рынке перевозчиков португальских вин и к середине 20-го века эти лодки для перевозки вин уже почти не применялись. И, хотя последний коммерческий винный рейс рабелу завершился в 1956 году, сегодня в водах и на берегах Дуэро можно видеть огромное множество этих лодок. И не удивительно, ведь португальцы относятся к своим традициям очень бережно, поэтому сегодня рабелу служат для прогулок и перевозки грузов, и, конечно же, участвуют в ежегодных местных речных гонках в день Святого Иоанна (corrida de barcos rabelos), 24-го июня.
Фрагмент репортажа с одной из таких регат находится по адресу
http://drinkingport.com/corrida-de-barcos-rabelos.html
В конце этого короткого видео есть переходы на ролики, посвященные корриде де баркос рабелу.
Сегодня на Дуэро можно встретить как традиционные рабелу, сохранившиеся с прежних времен или построенные совсем недавно, так и современные моторизованные речные трамвайчики-рабелу, лишь отдаленно напоминающие свой прототип.
Строились и строятся рабелу на берегах реки самими же лодочниками-перевозчиками. И не так уж давно пятеро португальцев-земляков (старшему исполнилось тогда 80 лет, а самому “младшенькому” – 58) собрались на берегу излучины своей реки, перекусили немного, да и заодно без спешки построили рабелу, спустили ее на воду, и пошли себе по реке.
Процесс создания лодки от начала и до спуска на воду можно посмотреть здесь
http://cidadesurpreendente.blogspot.com/2005/08/arquitectura-do-rabelo.html
Увиденное настолько поразило своей простотой, что само собой пришел к решению собирать модель подобно. Соответственно, стройка модели также выполнялась настольно-наколенно-ручным способом без использования матрицы-каркаса.
Материалы – красное дерево, береза, батист, нить хб, клей ПВА, лак.
Начало стройки – 11 марта.
Приглашаю на просмотр лодки с длинным хвостом и желаю приятного настроения.
Работа Мастера, однозначно!
Один вопросик. В описательной части сказано следующее: ..."на его ручке имеется четное количество (обычно шесть) “колышков”-рукояток"...... а на модели наблюдается только три, соответственно и количество их получается нечётное.....
А модель - класс!
С Уважением, Алексей.
Алексей, добрый день!
Поставил только три колышка по причине очень ограниченного места на рукоятке весла. В черновике делал шесть, но при установке получилась трещина, плюс в итоге "гриф гитары" стал похож на зубную щетку. Заказчик выбрал вариант с тремя колышками.
Побурчу...Чего ж обруча на бочках сделал не металлистические?И ваще металлу мало.Гвозди где?В таком -то масштабе.Да,и еще на будущее,старайся разнообразить гамму пород.Или тонировать чуть-чуть по-разному.
Ну,видишь,бурчу по мелочам.Добротная работа.Заказчик доволен?А это главное.
только-то на одном фото и нашел горстку применяемых гвоздей
- цвета подбирались под простой рабочий буро-смоленый вариант (последние два фото), сегодня рабелы, как правило, более нарядные - и раскрашены часто очень контрастно и паруса цветные.
Дык ведь я не говорил про диаметр 1,5мм.Но проволочку 0,4-0,5 ты же мог в борта понавтыкать....
А бочки...Все что продается -барахло.СА-МО-СТО-Я-ТЕЛЬ-НО!
Цитата: Дык ведь я не говорил про диаметр 1,5мм.Но проволочку 0,4-0,5 ты же мог в борта понавтыкать....
Гвоздик-сотка это 4 х 100 мм (диаметр х длина), в 72-м масштабе проволока 0,4 мм будет в оригинале под 30 мм, а это уже калибр хорошего галеона.
Рабела же - просто лодка, и досточки, из которых собрана в жизни это сороковка-пятидесятка, что в модели соответствует толщине шпона ~ 0,5 мм. Согласитесь, Борис, гвоздевать шпон, даже двойной, из которого и собирал, не очень-то и логично, тем паче проволоку нужно подбирать для этого ~ 0,06 мм, если уж приближаться к масштабу.
Но фишка здесь не в классическом гвоздевании и обшивке по канонам на верфи, а в том, как она собрана и каков ее конструктив. И из-за этого она, эта вроде бы и тщедушная шкорлупка, и возит свободно под двадцать тонн.
Еще пара фото из музея. Повторюсь - это не фрегат и не галеон и не хансшиффе, а рабоче-крестьянское средство передвижения и перевозки грузов. Рабела из реальных досточек и даже прутьев дерева. О размерах гвоздей можно судить по правой фотографии. Толщина стрингера чуть больше толщины нашей самой большой огородной лопаты. Соответственно, и гвозди, которые, кстати, едва ли угадываются на фото выше из того же музея.
И дабы ответить на вопрос гвоздевания и металла, отмечу - на обшивке обычных рабелу гвозди не выделяются и практически незаметны. Нужно постараться, чтобы найти блестящие шляпки гвоздей на бортах рабелу. Это применимо к большинству португальских и испанских традиционных лодок. Также и метал используется очень ограниченно, если не сказать - скупо.
Немного требованиях.
Португалия всегда славилась своими винами и к их перевозке издревле предъявлялись определенные требования.
"Хорошее вино не любит суеты и тряски", говорят виноделы, соответственно, доставка бочек до оптовых покупателей посредством обычной копытно-тягловой силы по гористой местности была неприемлема. Мощные же воды Дуэро были лучшим средством транспорта для доставки вин в Порту.
Португальские и испанские вина верховьев Дуэро всегда были далеко не дешевым товаром, и часто поставлялись в королевские дворы разных государств и княжеств. Соответственно, требования к персоналу перевозчиков были особые. Это опрятность, чистота и аккуратность. Обязательным атрибутом команды рабелу были набожность и единая форма одежды, отчасти напоминающая одежду равина - одинаковые белые рубашки, черные сюртуки и черные шляпы плюс высокие узкие сапоги. В команду не принимались люди с вредными привычками и пренебрегающие гигиеной. В кормовой каюте-кибитке всегда была ежедневная смена одежды на каждого члена экипажа, бритвенные и банные принадлежности.
К двадцатому веку стиль одежды становится свободным и уже не является особым требованием. Сегодня, когда рабелу уже не участвуют в перевозке вин и требования к форме одежды экипажа отсутствуют, все же на ежегодных регатах каждая команда отличается своей и только своей формой, соответствующей духу своей рабелу.
Марко Поло, приветствую!
Я тоже побурчу. Линейка хорошо, но было бы неплохо указать размеры модели в описании. Да и якоря от линкора не хватает!))))Шучу.
Великолепная работа, лодка красавица.!! Такая малютка и столько бочек поднимает.Круто!
Марко, приветствую!!!!!
ХОРОША ЧЕРТОВКА!!! Собственно, как и все твои модели...
Единственное, на что "обиделся", так это на отсутствие швов полотнищ на парусе... :-( (или не увидел из-за слишком белого цвета на моем мониторе)...
В "балладу о гвоздях" встревать не буду.... :-) Как говорится в сериале "Секретные материалы" (или "Х-файлы"... Кому как больше нравится) - "Истина где то там".... :-)
Мое скромное мнение - Модель ЗРЕЛИЩНА и ОРИГИНАЛЬНА, а посему от меня - "белый шар", за Галерею!!!
Да,вот швы канэшно были нужны.Ну а гвоздики,медные 0,3 были бы хороши.Это же в реале шляпка гвоздя 20мм.Вполне.А вот в то,что они без гвоздей мастерятся,пардон,не верю.Медяшка бы потемнела до коричневого,и было бы нарядно.Я в 1/100 не представляю себе борт и палубу без гвоздей....
Комментарии
71 год
На сайте с 26.10.2009
Один вопросик. В описательной части сказано следующее: ..."на его ручке имеется четное количество (обычно шесть) “колышков”-рукояток"...... а на модели наблюдается только три, соответственно и количество их получается нечётное.....
А модель - класс!
С Уважением, Алексей.
63 года
На сайте с 03.08.2010
Поставил только три колышка по причине очень ограниченного места на рукоятке весла. В черновике делал шесть, но при установке получилась трещина, плюс в итоге "гриф гитары" стал похож на зубную щетку. Заказчик выбрал вариант с тремя колышками.
78 лет
На сайте с 01.02.2012
Ну,видишь,бурчу по мелочам.Добротная работа.Заказчик доволен?А это главное.
63 года
На сайте с 03.08.2010
Чего ж обруча на бочках сделал не металлистические?И ваще металлу мало.Гвозди где?В таком -то масштабе.
Борис,
- бочки готовые, Верфь на столе помогает.
- вопрос гвоздей тоже прорабатывал, так ведь они едва ли сотку ставят, на
http://cidadesurpreendente.blogspot.com/2005/08/arquitectura-do-rabelo.html
только-то на одном фото и нашел горстку применяемых гвоздей
- цвета подбирались под простой рабочий буро-смоленый вариант (последние два фото), сегодня рабелы, как правило, более нарядные - и раскрашены часто очень контрастно и паруса цветные.
63 года
На сайте с 03.08.2010
63 года
На сайте с 03.08.2010
На сайте с 19.01.2010
78 лет
На сайте с 01.02.2012
А бочки...Все что продается -барахло.СА-МО-СТО-Я-ТЕЛЬ-НО!
63 года
На сайте с 03.08.2010
Дык ведь я не говорил про диаметр 1,5мм.Но проволочку 0,4-0,5 ты же мог в борта понавтыкать....
Гвоздик-сотка это 4 х 100 мм (диаметр х длина), в 72-м масштабе проволока 0,4 мм будет в оригинале под 30 мм, а это уже калибр хорошего галеона.
Рабела же - просто лодка, и досточки, из которых собрана в жизни это сороковка-пятидесятка, что в модели соответствует толщине шпона ~ 0,5 мм. Согласитесь, Борис, гвоздевать шпон, даже двойной, из которого и собирал, не очень-то и логично, тем паче проволоку нужно подбирать для этого ~ 0,06 мм, если уж приближаться к масштабу.
Но фишка здесь не в классическом гвоздевании и обшивке по канонам на верфи, а в том, как она собрана и каков ее конструктив. И из-за этого она, эта вроде бы и тщедушная шкорлупка, и возит свободно под двадцать тонн.
Еще пара фото из музея. Повторюсь - это не фрегат и не галеон и не хансшиффе, а рабоче-крестьянское средство передвижения и перевозки грузов. Рабела из реальных досточек и даже прутьев дерева. О размерах гвоздей можно судить по правой фотографии. Толщина стрингера чуть больше толщины нашей самой большой огородной лопаты. Соответственно, и гвозди, которые, кстати, едва ли угадываются на фото выше из того же музея.
И дабы ответить на вопрос гвоздевания и металла, отмечу - на обшивке обычных рабелу гвозди не выделяются и практически незаметны. Нужно постараться, чтобы найти блестящие шляпки гвоздей на бортах рабелу. Это применимо к большинству португальских и испанских традиционных лодок. Также и метал используется очень ограниченно, если не сказать - скупо.
49 лет
На сайте с 05.07.2011
53 года
На сайте с 04.08.2010
53 года
На сайте с 04.08.2010
Автор старался,а мы....не хорошо.
50 лет
На сайте с 29.03.2007
Интересный и неизбитый прототип.
Поздравляю!
63 года
На сайте с 03.08.2010
Португалия всегда славилась своими винами и к их перевозке издревле предъявлялись определенные требования.
"Хорошее вино не любит суеты и тряски", говорят виноделы, соответственно, доставка бочек до оптовых покупателей посредством обычной копытно-тягловой силы по гористой местности была неприемлема. Мощные же воды Дуэро были лучшим средством транспорта для доставки вин в Порту.
Португальские и испанские вина верховьев Дуэро всегда были далеко не дешевым товаром, и часто поставлялись в королевские дворы разных государств и княжеств. Соответственно, требования к персоналу перевозчиков были особые. Это опрятность, чистота и аккуратность. Обязательным атрибутом команды рабелу были набожность и единая форма одежды, отчасти напоминающая одежду равина - одинаковые белые рубашки, черные сюртуки и черные шляпы плюс высокие узкие сапоги. В команду не принимались люди с вредными привычками и пренебрегающие гигиеной. В кормовой каюте-кибитке всегда была ежедневная смена одежды на каждого члена экипажа, бритвенные и банные принадлежности.
К двадцатому веку стиль одежды становится свободным и уже не является особым требованием. Сегодня, когда рабелу уже не участвуют в перевозке вин и требования к форме одежды экипажа отсутствуют, все же на ежегодных регатах каждая команда отличается своей и только своей формой, соответствующей духу своей рабелу.
71 год
На сайте с 26.10.2009
А где оценки-то!!!!!
Некрасиво получается.
С Уважением, Алексей.
64 года
На сайте с 22.01.2011
Я тоже побурчу. Линейка хорошо, но было бы неплохо указать размеры модели в описании. Да и якоря от линкора не хватает!))))Шучу.
Великолепная работа, лодка красавица.!! Такая малютка и столько бочек поднимает.Круто!
61 год
На сайте с 19.11.2010
ХОРОША ЧЕРТОВКА!!! Собственно, как и все твои модели...
Единственное, на что "обиделся", так это на отсутствие швов полотнищ на парусе... :-( (или не увидел из-за слишком белого цвета на моем мониторе)...
В "балладу о гвоздях" встревать не буду.... :-) Как говорится в сериале "Секретные материалы" (или "Х-файлы"... Кому как больше нравится) - "Истина где то там".... :-)
Мое скромное мнение - Модель ЗРЕЛИЩНА и ОРИГИНАЛЬНА, а посему от меня - "белый шар", за Галерею!!!
54 года
На сайте с 30.08.2011
ТОЛЬКО МАДЕРЫ массандровской очень охота!!! Классно, узнал что-то новое...
78 лет
На сайте с 01.02.2012
Возраст неизвестен
На сайте с 16.08.2010
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий