К 1939 году командованию АБТУ КА (Автобронетанковому Управлению Красной Армии) пришлось брать ситуацию с камуфляжем и окраской танков в свои руки. Еще раньше, в марте 1938 года, Ворошиловым были инициированы научно-исследовательские работы по созданию новой окраски. Результатом этих работ стал цвет 4БО (4-й базовый). Цвет этот является источником спора среди многих специалистов, включая и стендовых моделистов. ......... Тем не менее, главного в АБТУ КА добились. Новый базовый цвет получился гораздо более удачным, нежели 3Б АУ. С 1939 года 4БО внедрили на танковых заводах, в артиллерии он появился позже.
Предполагаю, что красили и ЗБ и 4БО.
ЗБ встречается до лета 42 года.
Война.. красили в тот цвет, что был под рукой.
Могли и в 7К покрасить и в серый.
Рад, что модель Вам понравилась.
Все же 4БО появился в 1937, есть приказ о его вводе, в 1938-39 были введены новые оттенки и камуфляж, который с началом войны исчез, примерно к концу 1941, но в некоторых частях его продолжали наносить. Опять же возвращаясь к теме камуфляжа самолетов, мы знаем о черной краске, которая использовалась и на аэродромной технике. И фото боковиков очень много и схем окраски и т.п. Вот только черного цвета в руководствах нет совсем. А "черные" пятна и полосы использовались повсеместно. Ближе всего к черному цвету стоит 6 рn и более черный - 23 рn. Странно, кстати, что в обозначениях латинские буквы. http://panzer35.ru/forum/22-13710-1
По ЗБ АУ в качестве грунта я не встречал информации, только упоминается олифа, охра, свинцовый сурик и цапон лак. Все они от темно-коричневого до оранжевого оттенков, реже светло-серый.
4БО, к слову, на реальных цветных фото, тоже выглядит очень и очень темным, либо очень и очень светлым.
Даже если работать с яркостью-контрастностью и насыщенностью, мы никогда не получим каких либо светлых тонов. Вся дожившая техника и поднятая имеет огромную разницу в оттенках даже машин одного года выпуска. Тут кто то писал, что в болоте краска темнеет. Ничего подобного, при отсутствии доступа воздуха сохраняется на ура и именно в первозданном виде. Более реальный из темных цветов наверное вот на этом фото https://i.pinimg.com/originals/18/0e/b8/180eb86b249cfba3f4a81278607205aa.jpg, ну и на ваших конечно, хотя там есть и раскраска.
Рубиться за цвета можно сколь угодно долго и много. Ваш оттенок вполне жизнеспособен. Ощество уже привыкло к комиксовидным работам, где нелепый контраст по граням, пересветленные люки и заглушки, градиентные переходы по плоскостям. Я, например, не сторонник таких веселых картинок. Да у вас нехватает немного сухой кисти и смывки, но работа вполне достойная.
Вон как раз Б-4 соседняя работа, окрашено красиво и сопливых коментов соберет наверное дофига. Но цвет абсолютно нехарактерный и нереальный получился. Именно орудия красили в ЗБ АУ, тем более что выпускали из с 31 по 41, а такой "веселенький" оттенок появится только в конце 42го.
Цитата: ЗБ АУ – наносился после 1930х годов. Был стандартным цветом в Красной армии. Обозначение АУ – алкидно-уретановая. В 1939 году цвет использовался как грунтовка...
Примеры ниже:
Jim Scale, откровенно говоря, очень сказочные персонажи и вопросы к ним возникают очень часто. Во-первых активное использование цвета ЗБ или 3Б не упоминается ни кем, кроме как самими Jim Scale. Ссылки на статью В.Н. Поддубного так же фигурируют повсюду, но если обратиться к первоисточнику, то все встает на свои места. ЗБ АУ, применялась для окраски материальной части артиллерии до 1937 года. Расшифровку букв он не дает, но "алкидно-уретановая" явно мимо, так как такая краска впервые была применена в америке в 1937 году. В СССР же она получила распространение только в 1980-х годах. Но это не принципиально. Так же автор упоминает, что "состав этой густотертой краски точно регламентирован не был" (где уретан и где густотертая да?). К тому же четко было определено содержание свинцового крона и олифы, которые так же очень далеки от уретанов.
Почитать первоисточник можно тут https://z-lib.io/book/13783239
4БО была разработана в 1937 году, тогда же и введена. А как было ДО этого. Ну тоже можно почитать многочисленные статьи, в которых упоминается, что единого оттенка небыло, что большинство красок в войсках готовили сами (на это кстати и Поддубный ссылается). Точно известно, что с начала XXвека россией и СССР до 1937 года использовались краски хакки, зеленый и серо-зеленый по типу морского.
Документов по ЗБ АУ вообще ни каких не существует в природе. А вот по 4БО и камуфляжу, аж с таблицами и заключениями испытаний.
Тем не менее, хотя модельное сообщество и не привыкло, вот такие темно-зеленые оттенки действительно существовали, но чаще это конечно серо-зеленый, который рекомендует Тамия и каоторый изображен в каталогах Jim Scale ЗБ АУ (почему он такой черный у модели получился непонятно мож промес плохой?).
Ну и сама модель вполне понравилась. В галерее есть и более худшие варианты, непойму по каким критериям ее надо в песок. Ходовая так вообще супер вышла по окрасу и загрязнению. Немного блестят запасные траки и нехватает смывки, но обгадинг хорош и сборка аккуратная.
Работа отличная, окрас замечательный, фигуры антуражные типажные и роспись их классная, пайка проволоки прям ювелирная... но.... стыки пластика надстройки прям как бронелисты. Надо было зашпаклевать. Хорошо бы фото выбранного прототипа.
Цитата: С циммеритом вопрос по бергтигру - был ли на всех машинах, или были без? Лично видел близкое фото башни берга чистую
В природе существуют фото только одной такой машины, захваченной союзниками в Италии и она в циммерите. Известны 6 фото. Есть еще одна фотожаба, типа в болоте стоит со снятыми катками. Обсуждали где то, что весьма посредственный фотошоп.
Цитата: На фотке хорошо видно, стрела разобранная на лотовой броне лежит.
На фото так же очень хорошо видно, что "стрела", при всем желании, явно большего диаметра, чем предполагаемое место установки. Так же хорошо видно, что там их аж целых ДВЕ, абсолютно одинаковых. Запасная?
Увы, это буксировочные штанги. И на других фото действительно хорошо видно для чего они были нужны.
И да, заряд Borgward-IV был 450 кг (по некоторым данным 363 и 500 кг). Тонну она б с места не сдвинула. Контейнер снаряжался стандартными 3 и 10 килограммовыми инженерными зарядами.
И конечно же никакой "коммандной" аппаратуры там не стояло при захвате. Машина ранее была командирской "Befehlstiger", на башне есть след от ранее стоявшей антенны Fkl. Вероятно машина потеряла орудие, может быть был разбит и его подвес, после чего она была переоборудована в это чЮдо.
Что касается аппаратуры управления танкетками сведений тоже нет. Фото внутренностей башни нет.
Управлять лебедкой можно, исключительно в том случае, если башня повернута вперед, сбоку она будет свисать, как на фото Юрия придется вставать на верхнюю плиту корпуса и тянуться к ней, что неудобно. Так что момент с "краном" просто неуместен. Но для чего то башня этой машине была необходима, раз ее не сняли и необходимость вращения ее тоже была нужна. Единственная адекватная версия это как раз управление танкетками.
Тема очень старая. Никаких мнений уже не ходит, тем более по буксировке. Машина использовалась скорее всего для управления Borgward-IV.
Машина принадлежала 3 роте 508 батальона тяжелых танков. А именно 3 рота имела по штату телетанкетки. Даже западники все пишут, что как BergeTiger, была идентифицирована ошибочно.
Так же "окурок" на башне не мог позволить подвесить какой либо груз, так как не выходил за габариты самой машины, а якобы вставляемая в него стрела это дичь и лютая фантазия.
Ну и прекрасно знаем, что бергмашины комплектовались стандартными треногами-подъемниками, к чему было городить такой огород? К тому же крепление под треногу устанавливалось на башне Тигров. Опять же башня, даже без орудия имеет нехилый вес, как эвакмашину ее использовать проблематично. Все Тигры использующиеся как эвакуационные машины башни не имели.
Модель у Звезды очень старая и вопросов по ней очень много.
Все доработки ИМХО качество модели не улучшили, только потрачено время в пустую.
Что надо сделать минимум по модели:
1. Во-первых это конечно же сточить доминимума (в идеале полностью переделать) все молдинги и дубинообразные выступы рельефа и отбортовки на кабине.
2. Отбортовку по низу сделать из проволоки или тянутого литника, сохранив характерную форму "торпедо" кабины, которую сильно портит и сводит на нет, родной. Сделать ее и на задней части кабины
3. Сместить ступеньки подножек ближе к раме и укоротить сзади по низу кабины.
4. Широкая полоса над молдингом по кабине, это изменения рельефа с весьма плавным переходом, его не надо было выделять смывкой, а наоборот сгладить верх шлифованием, чтобы получились полукруглые переходы. Так же он продолжается на ветровике кабины сбоку и под ним уже идет молдинг. У модели на ветровике это одна деталь, которая сильно искажает восприятие.
5. Сзади на кабине выштамповка и молдинг имеют дугообразную форму. Не сильно принципиально, но расстояние до кузова у модели приличное и ее видно.
6. Дверные петли хотя бы обточить, в идеале срезать и расставить их по своим местам
7. Придать правильную форму дождевому козырьку над ветровым стеклом
8. Укоротить крылья спереди примерно на 1 мм
9. На верхней части капота полностью срезать имитацию молдинга сделать новый из проволоки или тянутого литника тоньше, хотя бы как на двери кабины.
10. Дугу фар сделать из проволоки тоньше и установить ниже, фары чуть сместить к кабине. Если смотреть спереди, то верхушка фар должна располагаться примерно на одной линии с началом радиаторных сот или даже совсем чуть-чуть ниже
11. Капот выпирает сильно над облицовкой радиатора, надо как то решить этот вопрос, мало того что он выше, так еще и видно его ужасную толщину
12. На кузове сточить эту деревенскую имитацию дерева. Обточить толщину и ширину замков, в идеале сделать новые или использовать травление.
Примерно такой минимум. Про колеса и глянец уже сказали.
В дальнейшем рекомендую при постройке сверять с фото либо с экрана (компа, планшета, мобильника), но лучше распечатать.
Много раз уже обсуждалось на модельных ресурсах, задние двери были прямоугольными. На единственном фото, сзади висят снятые двери как допброня со срезанными уголками под сцепное устройство. Ошибка Тамии, но довольно легко лечится.
По модели: окна над дверями это тоже брезент натянутый на рамки, в середине просто свисающий с рамы крыши и пристегивающийся к петлям снизу, они должны быть окрашены в цвет тента.
Модель действительно очень старая и давно требует рестайла. Звезда не перевыпустила модель, а перепаковала (Итал до сих пор ее выпускает). Соответственно все косяки модели сохранены.
В ранней версии грузовика у Итала в наборе была еще пара передних колес с 6 облегчающими отверстиями и 6-ю шпильками, которые вполне подошли бы под задние.
Непонятно почему до сих пор не переделаны либо задние, либо передние. Дополнительную рамку изготовить ничего сложного, тем более, что набор пользуется популярностью. Ступичные колпаки передних колес имеют странную форму и очень сильно выпирают наружу. Сами колеса сильно переразмерены и покрышки и диски.
Понимаю, что из коробки, но... немного о моделе:
Про колеса уже сказал.
1. Флажок на левом крыле ставился далеко не на все машины и только до 36 года.
2. Унифицированные ступицы с автомобилями Мерседес стали устанавливать в конце 1942 года, фара-искатель на левой стойке кабины уже была упразнена. Хотя известно пара фото переоборудованных машин с ней.
3. Флажок на капоте устанавливался на облицовке радиатора. В зависимости от года и завода он мог начинаться как от переднего среза облицовки, так и от середины ее, частично заходя на верх капота, но ни как не на детале самого капота. Ее надо было или срезать и переставить, или срезать совсем, сымитировав машины 1943 года выпуса.
4. Треугольник автопоезда тоже по вкусу. На поздних авто он встречается редко, в основном на полноприводных версиях.
5. Фары должны стоять значительно ближе к переднему краю и, соответственно, ниже.
6. Под правой фарой должно быть крепление под топор, хотя тоже не принципиально.
7. Отверстие под кривой стартер в решетке радиатора должно быть утоплено. На грузовиках в этом месте стояла съемная заглушка, повторяющая отрезок прутка решетки, позже ее перестали делать совсем. Должен быть разрыв и внутри само отверстие.
8. Фонарь Notek устанавливался либо на решетку и гораздо ниже, либо на крыло. Так же Итал дает неправильный кронштейн ее крепления.
9. Дворники у этой машины работали на 180 градусов, соответственно следы от них должны быть - два полукруга, а не наложенные друг на друга две четверти.
10. Домкрат лучше не ставить совсем, мало того что он неправильный, так еще и совсем примитивный.
11. Буксировочные крюки на раме сзади отсутствуют, в наборе они вроде бы есть
12. Инструментальный ящик под кузовом со стороны водителя должен крепиться к кузову и быть сделан из дерева, с противоположной стороны не должно быть вовсе. Итал почему то решил дать металлические ящики от Allrad.
13. Задние крылья производитель сделал неверно, из-за чего они смотрятся перевернутыми и для данного набора их действительно лучше было поменять местами.
Косяков в самом наборе очень много, претензии практически ко всему и к кабине, и к кузову, и к раме... К слову и у Тамии их тоже очень много.
В остальном же модель собрана средне, местами не очень аккуратно и щепетильно, но окрашена хорошо и смотрится весьма антуражно.
Цитата: ПСТ ниже пояса летит в ведро в полном составе. Вся ванна, вся ходовая.
Ну да, ходовая там прям печалька. Правда легко лечится. А вот диаметр катков у ПСТ правильнее, чем у Звезды, рубка, размеры МТО...
Рельефы и люки полный отстой. Гусеницы так вообще что то чудовищное.
Цитата: Кстати PST-шная ИСУ-122 тоже собрана - но сильно давно и сильно по-начальному. Мне не очень понравился набор, Звезда в плане детализации выигрывает.
Общая геометрия у PST точнее чем у Звезды. Откровенно говоря не помню всех тонкостей уже, но Звезда проигрывает по большим позициям, чем выигрывает.
А вообще я свою PST поженил с Italeri и Звездой.
А, кстати, еще следа от автогена нет на носовой части, за запасными траками ))))
Цитата: Ну и две главных ошибки в прототипе:
Надпись "Освобожденная Кировоградщина", а не "Освобожденный Кировоград"
И вся колонна, как и 65 номер в том числе, это ИСУ-122, а не ИСУ-152.
Ого - спасибо за такой огромный и развернутый комментарий!
То что Кировоградщина, я читал - но заказывать новую декаль не стал и приклеил ту, что была в комплекте. А вот про то что в 338-м полку были только ИСУ-122 - не попадалась информация - это действительно звездец какой залет))) - но уже придется оставить это на совести производителя.
По маске орудия - даже не заметил, хотя сверял с чертежом, оттуда кстати и размер фары - на фото реально здоровенная. Расположение габаритов и площадки маслонасоса тоже с чертежом сверял, вторую рукоятку тоже там увидел)))
Еще раз спасибо за комменты!
Чертежи, как оказалось, очень часто врут, увы. Факт досадный. То, что в 338-м не было 152 я не говорил ;) они там были. Но конкретно "кировоградщина" это колонна 122-х. Там же на фото даже видно. Так же под брезентом угадывается только одна рукоятка. Но как и говорил это не фатально, вполне возможно, что была и вторая. Это рукоятка для удобства залезания экипажа на броню.
Площадка под насос приваривалась просто по левому борту рубки, там строгого места небыло, так что с чертежами сверяться в этом плане точно не стоит. У ранних вообще на лобовой броне корпуса была и тоже со смещениями.
По ИСУ-122 тема часто будировалась, еще с незапамятного 2005-го. Первоисточник не нашел, вот совсем свежее обсуждение:
https://waralbum.ru/community/editors/column/paged/202/
Цитата: Со сладами автогена - это я действительно разогнался))) на фотках их действительно по всему краю нет. А между болтами я добавил срезы - на виде спереди хорошо считываются.
Да, да, тут мой косяк, смотрел на фото "полубоком" там не видно))) Есть спереди и это единственная модель у которой они сымитировнаы. Я на своей 152 тоже разогнался. Сначала сделал все как положено и надолго отложил. Когда взял в руки снова подумал "че это я не до конца сделал" и от души нашарашил срез по всему торцу маски. Потом глянул на фото, выматерился и снова убрал модель. Так и не могу закончить. Стоит PST-шная 152, с точеным стволом, с МТО и трансмиссионной крышкой от Звезды, жаль гусли уже не пересадить.
А работа реально класс! Действительно как живая. Полутона, переходы, смывка... Мои придирки скорее зависть ;) Последний раз подобное качество исполнения видел у Голикова, но очень-очень давно, да и можно еще и погадать чей окрас лучше.
Работа проделана большая и результат прям офигенный, тем более для 72 масштаба.
Вопросов два:
Звезда конечно в своем репертуаре, но это можно исправить.
1. Практически не уделено внимание маски пушки. Этот квадратный подбородок "Звезда" вообще непонятно откуда взяла, в 35-м у их модели все с этим в порядке. Всетаки именно этот момент и ствол - визитные карточки самоходки. Буртик по краям тоже фантазия производителя. Так же к маске по краям надо подклеить пластик, она немасштабно тонкая даже с учетом буртика. Следы автогена, где срезали литники, должны идти не по всему краю маски, а только снизу, иногда сверху и снизу, у поздних бывало и как на модели. Так же они должны быть по краям спереди между болтами. Рукоятка на маске на фото встречается только со стороны мехвода (на прототипе тоже так было).
2. Нет водоотводящего козырька на откидной крышки трансмиссии. Емнип он был с самого начала на всех машинах, позже там появились направляющие.
Ну и по прототипу пару слов (не принципиально конечно)
У самоходки № 65
- Запасные траки на лбу были которые по краям справа зубастый, слева без, счетверенные два зубастых по краям и два пустых в центре;
- Фонарь явно должен быть крупнее;
- Габаритные огни по краям рубки установлены ниже и ближе к сварному шву (так было у всех машин);
- Площадка для маслянного насоса должна быть чуть ниже и чуть вперед;
- Передний откидной закрылок должен быть ранний - более короткий.
Ну и две главных ошибки в прототипе:
Надпись "Освобожденная Кировоградщина", а не "Освобожденный Кировоград"
И вся колонна, как и 65 номер в том числе, это ИСУ-122, а не ИСУ-152.
Цитата: Цитата:Сухую кисть надо сгладить на колесах сильно бросается в глаза контраст, можно либо запылить пигментами - как бюджетный вариант натереть пастельные мелки смешать и нанести кистью, или дунуть жидко разведенным цветом пыли из аэрографа. И "тогда будет совсем хорошо".
Сухой кисти на колесах нет.. Это светлопесочная смывка. Если её только "сгладить"?
да.. повторители оранжевые. Просто на "тени" на фото смотрятся как очень темные.. почти бардовые.
Ну значит смывку))) сильно резкие границы получились у нее. Оранжевый всеравно темновато смотрится ИМХО, я бы подсветлил.
Alex, у вас какой то комплекс?
Да простит меня автор темы.
Если руки кривые, то и батарейки можно в пульт вставить наоборот. Замена кабины и кузовов на автомобилях в принципе тема довольно активная и не новая. Тем более если кабина идет в первой комплектации.
Люди меняют кабины буквально на коленке около собственного гаража и даже во дворах. В армии и любом автопарке это вообще как здрасти. Если в вашей армии в автомобильном парке не могли поменять проводку, ну значит вы служили в какой то очень странной армии.
Повторяю - спорить с вами у меня нет ни малейшего желания,тем более мериться фотографиями высосанными из пальца.
Про коменты вообще не понял к чему это было? Сказано что индекс Д. Исключительно на ГАЗ-66Б. Дальше сам.
Цитата: Спасибо коллеги!!!
Сегодня кое что переделал с утра. Ну и сфоткал. В конце фото более крупным планом места переделки. А именно. Чуть исправил поручни.. но это, конечно лучше с нуля сделать. Окна.. сделал из пленки немного потолще. Где то 0,3мм. Справа, типа окно боковое опущено, стоит только форточка. Слева, полное окно из той же 0,3мм пленки. Переделал зеркала заднего вида. Сами "зеркала" из зеркального лавсана. Ну и слева, куда я зеркало приклеил, должен стоять прожектор. Его и поставил тоже.
Да, и ручки конечно добавил. Отверстия уже были под них.
Повторители поворотов на кабине сбоку должны быть оранжевыми ;)
Сухую кисть надо сгладить на колесах сильно бросается в глаза контраст, можно либо запылить пигментами - как бюджетный вариант натереть пастельные мелки смешать и нанести кистью, или дунуть жидко разведенным цветом пыли из аэрографа. И "тогда будет совсем хорошо".
Как то примерно так, чтоли, мне видеться. На скорую руку
Цитата:
К 1939 году командованию АБТУ КА (Автобронетанковому Управлению Красной Армии) пришлось брать ситуацию с камуфляжем и окраской танков в свои руки. Еще раньше, в марте 1938 года, Ворошиловым были инициированы научно-исследовательские работы по созданию новой окраски. Результатом этих работ стал цвет 4БО (4-й базовый). Цвет этот является источником спора среди многих специалистов, включая и стендовых моделистов. ......... Тем не менее, главного в АБТУ КА добились. Новый базовый цвет получился гораздо более удачным, нежели 3Б АУ. С 1939 года 4БО внедрили на танковых заводах, в артиллерии он появился позже.
Предполагаю, что красили и ЗБ и 4БО.
ЗБ встречается до лета 42 года.
Война.. красили в тот цвет, что был под рукой.
Могли и в 7К покрасить и в серый.
Рад, что модель Вам понравилась.
Все же 4БО появился в 1937, есть приказ о его вводе, в 1938-39 были введены новые оттенки и камуфляж, который с началом войны исчез, примерно к концу 1941, но в некоторых частях его продолжали наносить. Опять же возвращаясь к теме камуфляжа самолетов, мы знаем о черной краске, которая использовалась и на аэродромной технике. И фото боковиков очень много и схем окраски и т.п. Вот только черного цвета в руководствах нет совсем. А "черные" пятна и полосы использовались повсеместно. Ближе всего к черному цвету стоит 6 рn и более черный - 23 рn. Странно, кстати, что в обозначениях латинские буквы. http://panzer35.ru/forum/22-13710-1
По ЗБ АУ в качестве грунта я не встречал информации, только упоминается олифа, охра, свинцовый сурик и цапон лак. Все они от темно-коричневого до оранжевого оттенков, реже светло-серый.
4БО, к слову, на реальных цветных фото, тоже выглядит очень и очень темным, либо очень и очень светлым.
Даже если работать с яркостью-контрастностью и насыщенностью, мы никогда не получим каких либо светлых тонов. Вся дожившая техника и поднятая имеет огромную разницу в оттенках даже машин одного года выпуска. Тут кто то писал, что в болоте краска темнеет. Ничего подобного, при отсутствии доступа воздуха сохраняется на ура и именно в первозданном виде. Более реальный из темных цветов наверное вот на этом фото https://i.pinimg.com/originals/18/0e/b8/180eb86b249cfba3f4a81278607205aa.jpg, ну и на ваших конечно, хотя там есть и раскраска.
Рубиться за цвета можно сколь угодно долго и много. Ваш оттенок вполне жизнеспособен. Ощество уже привыкло к комиксовидным работам, где нелепый контраст по граням, пересветленные люки и заглушки, градиентные переходы по плоскостям. Я, например, не сторонник таких веселых картинок. Да у вас нехватает немного сухой кисти и смывки, но работа вполне достойная.
Вон как раз Б-4 соседняя работа, окрашено красиво и сопливых коментов соберет наверное дофига. Но цвет абсолютно нехарактерный и нереальный получился. Именно орудия красили в ЗБ АУ, тем более что выпускали из с 31 по 41, а такой "веселенький" оттенок появится только в конце 42го.
Цитата:
ЗБ АУ – наносился после 1930х годов. Был стандартным цветом в Красной армии. Обозначение АУ – алкидно-уретановая. В 1939 году цвет использовался как грунтовка...
Примеры ниже:
Jim Scale, откровенно говоря, очень сказочные персонажи и вопросы к ним возникают очень часто. Во-первых активное использование цвета ЗБ или 3Б не упоминается ни кем, кроме как самими Jim Scale. Ссылки на статью В.Н. Поддубного так же фигурируют повсюду, но если обратиться к первоисточнику, то все встает на свои места. ЗБ АУ, применялась для окраски материальной части артиллерии до 1937 года. Расшифровку букв он не дает, но "алкидно-уретановая" явно мимо, так как такая краска впервые была применена в америке в 1937 году. В СССР же она получила распространение только в 1980-х годах. Но это не принципиально. Так же автор упоминает, что "состав этой густотертой краски точно регламентирован не был" (где уретан и где густотертая да?). К тому же четко было определено содержание свинцового крона и олифы, которые так же очень далеки от уретанов.
Почитать первоисточник можно тут https://z-lib.io/book/13783239
4БО была разработана в 1937 году, тогда же и введена. А как было ДО этого. Ну тоже можно почитать многочисленные статьи, в которых упоминается, что единого оттенка небыло, что большинство красок в войсках готовили сами (на это кстати и Поддубный ссылается). Точно известно, что с начала XXвека россией и СССР до 1937 года использовались краски хакки, зеленый и серо-зеленый по типу морского.
Документов по ЗБ АУ вообще ни каких не существует в природе. А вот по 4БО и камуфляжу, аж с таблицами и заключениями испытаний.
Тем не менее, хотя модельное сообщество и не привыкло, вот такие темно-зеленые оттенки действительно существовали, но чаще это конечно серо-зеленый, который рекомендует Тамия и каоторый изображен в каталогах Jim Scale ЗБ АУ (почему он такой черный у модели получился непонятно мож промес плохой?).
Ну и сама модель вполне понравилась. В галерее есть и более худшие варианты, непойму по каким критериям ее надо в песок. Ходовая так вообще супер вышла по окрасу и загрязнению. Немного блестят запасные траки и нехватает смывки, но обгадинг хорош и сборка аккуратная.
Цитата:
Всем спасибо за отзывы!
Спасибо, по идее стыки закрыты уголками, будем считать - это край уголка ;-)
Ага, уголки есть, но они коричневого цвета как и расшивка на крыше. И лопата в другую сторону ;)
Работа отличная, окрас замечательный, фигуры антуражные типажные и роспись их классная, пайка проволоки прям ювелирная... но.... стыки пластика надстройки прям как бронелисты. Надо было зашпаклевать. Хорошо бы фото выбранного прототипа.
Цитата:
С циммеритом вопрос по бергтигру - был ли на всех машинах, или были без? Лично видел близкое фото башни берга чистую
В природе существуют фото только одной такой машины, захваченной союзниками в Италии и она в циммерите. Известны 6 фото. Есть еще одна фотожаба, типа в болоте стоит со снятыми катками. Обсуждали где то, что весьма посредственный фотошоп.
Цитата:
На фотке хорошо видно, стрела разобранная на лотовой броне лежит.
На фото так же очень хорошо видно, что "стрела", при всем желании, явно большего диаметра, чем предполагаемое место установки. Так же хорошо видно, что там их аж целых ДВЕ, абсолютно одинаковых. Запасная?
Увы, это буксировочные штанги. И на других фото действительно хорошо видно для чего они были нужны.
И да, заряд Borgward-IV был 450 кг (по некоторым данным 363 и 500 кг). Тонну она б с места не сдвинула. Контейнер снаряжался стандартными 3 и 10 килограммовыми инженерными зарядами.
И конечно же никакой "коммандной" аппаратуры там не стояло при захвате. Машина ранее была командирской "Befehlstiger", на башне есть след от ранее стоявшей антенны Fkl. Вероятно машина потеряла орудие, может быть был разбит и его подвес, после чего она была переоборудована в это чЮдо.
Что касается аппаратуры управления танкетками сведений тоже нет. Фото внутренностей башни нет.
Управлять лебедкой можно, исключительно в том случае, если башня повернута вперед, сбоку она будет свисать, как на фото Юрия придется вставать на верхнюю плиту корпуса и тянуться к ней, что неудобно. Так что момент с "краном" просто неуместен. Но для чего то башня этой машине была необходима, раз ее не сняли и необходимость вращения ее тоже была нужна. Единственная адекватная версия это как раз управление танкетками.
Тема очень старая. Никаких мнений уже не ходит, тем более по буксировке. Машина использовалась скорее всего для управления Borgward-IV.
Машина принадлежала 3 роте 508 батальона тяжелых танков. А именно 3 рота имела по штату телетанкетки. Даже западники все пишут, что как BergeTiger, была идентифицирована ошибочно.
Так же "окурок" на башне не мог позволить подвесить какой либо груз, так как не выходил за габариты самой машины, а якобы вставляемая в него стрела это дичь и лютая фантазия.
Ну и прекрасно знаем, что бергмашины комплектовались стандартными треногами-подъемниками, к чему было городить такой огород? К тому же крепление под треногу устанавливалось на башне Тигров. Опять же башня, даже без орудия имеет нехилый вес, как эвакмашину ее использовать проблематично. Все Тигры использующиеся как эвакуационные машины башни не имели.
Модель у Звезды очень старая и вопросов по ней очень много.
Все доработки ИМХО качество модели не улучшили, только потрачено время в пустую.
Что надо сделать минимум по модели:
1. Во-первых это конечно же сточить доминимума (в идеале полностью переделать) все молдинги и дубинообразные выступы рельефа и отбортовки на кабине.
2. Отбортовку по низу сделать из проволоки или тянутого литника, сохранив характерную форму "торпедо" кабины, которую сильно портит и сводит на нет, родной. Сделать ее и на задней части кабины
3. Сместить ступеньки подножек ближе к раме и укоротить сзади по низу кабины.
4. Широкая полоса над молдингом по кабине, это изменения рельефа с весьма плавным переходом, его не надо было выделять смывкой, а наоборот сгладить верх шлифованием, чтобы получились полукруглые переходы. Так же он продолжается на ветровике кабины сбоку и под ним уже идет молдинг. У модели на ветровике это одна деталь, которая сильно искажает восприятие.
5. Сзади на кабине выштамповка и молдинг имеют дугообразную форму. Не сильно принципиально, но расстояние до кузова у модели приличное и ее видно.
6. Дверные петли хотя бы обточить, в идеале срезать и расставить их по своим местам
7. Придать правильную форму дождевому козырьку над ветровым стеклом
8. Укоротить крылья спереди примерно на 1 мм
9. На верхней части капота полностью срезать имитацию молдинга сделать новый из проволоки или тянутого литника тоньше, хотя бы как на двери кабины.
10. Дугу фар сделать из проволоки тоньше и установить ниже, фары чуть сместить к кабине. Если смотреть спереди, то верхушка фар должна располагаться примерно на одной линии с началом радиаторных сот или даже совсем чуть-чуть ниже
11. Капот выпирает сильно над облицовкой радиатора, надо как то решить этот вопрос, мало того что он выше, так еще и видно его ужасную толщину
12. На кузове сточить эту деревенскую имитацию дерева. Обточить толщину и ширину замков, в идеале сделать новые или использовать травление.
Примерно такой минимум. Про колеса и глянец уже сказали.
В дальнейшем рекомендую при постройке сверять с фото либо с экрана (компа, планшета, мобильника), но лучше распечатать.
Много раз уже обсуждалось на модельных ресурсах, задние двери были прямоугольными. На единственном фото, сзади висят снятые двери как допброня со срезанными уголками под сцепное устройство. Ошибка Тамии, но довольно легко лечится.
По модели: окна над дверями это тоже брезент натянутый на рамки, в середине просто свисающий с рамы крыши и пристегивающийся к петлям снизу, они должны быть окрашены в цвет тента.
Банальная деформация пластика. Магниты решат проблему с крышей, которые различных размеров можно приобрести в радиомагазинах, стоят они не дорого.
Модель действительно очень старая и давно требует рестайла. Звезда не перевыпустила модель, а перепаковала (Итал до сих пор ее выпускает). Соответственно все косяки модели сохранены.
В ранней версии грузовика у Итала в наборе была еще пара передних колес с 6 облегчающими отверстиями и 6-ю шпильками, которые вполне подошли бы под задние.
Непонятно почему до сих пор не переделаны либо задние, либо передние. Дополнительную рамку изготовить ничего сложного, тем более, что набор пользуется популярностью. Ступичные колпаки передних колес имеют странную форму и очень сильно выпирают наружу. Сами колеса сильно переразмерены и покрышки и диски.
Понимаю, что из коробки, но... немного о моделе:
Про колеса уже сказал.
1. Флажок на левом крыле ставился далеко не на все машины и только до 36 года.
2. Унифицированные ступицы с автомобилями Мерседес стали устанавливать в конце 1942 года, фара-искатель на левой стойке кабины уже была упразнена. Хотя известно пара фото переоборудованных машин с ней.
3. Флажок на капоте устанавливался на облицовке радиатора. В зависимости от года и завода он мог начинаться как от переднего среза облицовки, так и от середины ее, частично заходя на верх капота, но ни как не на детале самого капота. Ее надо было или срезать и переставить, или срезать совсем, сымитировав машины 1943 года выпуса.
4. Треугольник автопоезда тоже по вкусу. На поздних авто он встречается редко, в основном на полноприводных версиях.
5. Фары должны стоять значительно ближе к переднему краю и, соответственно, ниже.
6. Под правой фарой должно быть крепление под топор, хотя тоже не принципиально.
7. Отверстие под кривой стартер в решетке радиатора должно быть утоплено. На грузовиках в этом месте стояла съемная заглушка, повторяющая отрезок прутка решетки, позже ее перестали делать совсем. Должен быть разрыв и внутри само отверстие.
8. Фонарь Notek устанавливался либо на решетку и гораздо ниже, либо на крыло. Так же Итал дает неправильный кронштейн ее крепления.
9. Дворники у этой машины работали на 180 градусов, соответственно следы от них должны быть - два полукруга, а не наложенные друг на друга две четверти.
10. Домкрат лучше не ставить совсем, мало того что он неправильный, так еще и совсем примитивный.
11. Буксировочные крюки на раме сзади отсутствуют, в наборе они вроде бы есть
12. Инструментальный ящик под кузовом со стороны водителя должен крепиться к кузову и быть сделан из дерева, с противоположной стороны не должно быть вовсе. Итал почему то решил дать металлические ящики от Allrad.
13. Задние крылья производитель сделал неверно, из-за чего они смотрятся перевернутыми и для данного набора их действительно лучше было поменять местами.
Косяков в самом наборе очень много, претензии практически ко всему и к кабине, и к кузову, и к раме... К слову и у Тамии их тоже очень много.
В остальном же модель собрана средне, местами не очень аккуратно и щепетильно, но окрашена хорошо и смотрится весьма антуражно.
Цитата:
ПСТ ниже пояса летит в ведро в полном составе. Вся ванна, вся ходовая.
Ну да, ходовая там прям печалька. Правда легко лечится. А вот диаметр катков у ПСТ правильнее, чем у Звезды, рубка, размеры МТО...
Рельефы и люки полный отстой. Гусеницы так вообще что то чудовищное.
Цитата:
Кстати PST-шная ИСУ-122 тоже собрана - но сильно давно и сильно по-начальному. Мне не очень понравился набор, Звезда в плане детализации выигрывает.
Общая геометрия у PST точнее чем у Звезды. Откровенно говоря не помню всех тонкостей уже, но Звезда проигрывает по большим позициям, чем выигрывает.
А вообще я свою PST поженил с Italeri и Звездой.
А, кстати, еще следа от автогена нет на носовой части, за запасными траками ))))
Цитата:
Ну и две главных ошибки в прототипе:
Надпись "Освобожденная Кировоградщина", а не "Освобожденный Кировоград"
И вся колонна, как и 65 номер в том числе, это ИСУ-122, а не ИСУ-152.
Ого - спасибо за такой огромный и развернутый комментарий!
То что Кировоградщина, я читал - но заказывать новую декаль не стал и приклеил ту, что была в комплекте. А вот про то что в 338-м полку были только ИСУ-122 - не попадалась информация - это действительно звездец какой залет))) - но уже придется оставить это на совести производителя.
По маске орудия - даже не заметил, хотя сверял с чертежом, оттуда кстати и размер фары - на фото реально здоровенная. Расположение габаритов и площадки маслонасоса тоже с чертежом сверял, вторую рукоятку тоже там увидел)))
Еще раз спасибо за комменты!
Чертежи, как оказалось, очень часто врут, увы. Факт досадный. То, что в 338-м не было 152 я не говорил ;) они там были. Но конкретно "кировоградщина" это колонна 122-х. Там же на фото даже видно. Так же под брезентом угадывается только одна рукоятка. Но как и говорил это не фатально, вполне возможно, что была и вторая. Это рукоятка для удобства залезания экипажа на броню.
Площадка под насос приваривалась просто по левому борту рубки, там строгого места небыло, так что с чертежами сверяться в этом плане точно не стоит. У ранних вообще на лобовой броне корпуса была и тоже со смещениями.
По ИСУ-122 тема часто будировалась, еще с незапамятного 2005-го. Первоисточник не нашел, вот совсем свежее обсуждение:
https://waralbum.ru/community/editors/column/paged/202/
Цитата:
Со сладами автогена - это я действительно разогнался))) на фотках их действительно по всему краю нет. А между болтами я добавил срезы - на виде спереди хорошо считываются.
Да, да, тут мой косяк, смотрел на фото "полубоком" там не видно))) Есть спереди и это единственная модель у которой они сымитировнаы. Я на своей 152 тоже разогнался. Сначала сделал все как положено и надолго отложил. Когда взял в руки снова подумал "че это я не до конца сделал" и от души нашарашил срез по всему торцу маски. Потом глянул на фото, выматерился и снова убрал модель. Так и не могу закончить. Стоит PST-шная 152, с точеным стволом, с МТО и трансмиссионной крышкой от Звезды, жаль гусли уже не пересадить.
А работа реально класс! Действительно как живая. Полутона, переходы, смывка... Мои придирки скорее зависть ;) Последний раз подобное качество исполнения видел у Голикова, но очень-очень давно, да и можно еще и погадать чей окрас лучше.
Работа проделана большая и результат прям офигенный, тем более для 72 масштаба.
Вопросов два:
Звезда конечно в своем репертуаре, но это можно исправить.
1. Практически не уделено внимание маски пушки. Этот квадратный подбородок "Звезда" вообще непонятно откуда взяла, в 35-м у их модели все с этим в порядке. Всетаки именно этот момент и ствол - визитные карточки самоходки. Буртик по краям тоже фантазия производителя. Так же к маске по краям надо подклеить пластик, она немасштабно тонкая даже с учетом буртика. Следы автогена, где срезали литники, должны идти не по всему краю маски, а только снизу, иногда сверху и снизу, у поздних бывало и как на модели. Так же они должны быть по краям спереди между болтами. Рукоятка на маске на фото встречается только со стороны мехвода (на прототипе тоже так было).
2. Нет водоотводящего козырька на откидной крышки трансмиссии. Емнип он был с самого начала на всех машинах, позже там появились направляющие.
Ну и по прототипу пару слов (не принципиально конечно)
У самоходки № 65
- Запасные траки на лбу были которые по краям справа зубастый, слева без, счетверенные два зубастых по краям и два пустых в центре;
- Фонарь явно должен быть крупнее;
- Габаритные огни по краям рубки установлены ниже и ближе к сварному шву (так было у всех машин);
- Площадка для маслянного насоса должна быть чуть ниже и чуть вперед;
- Передний откидной закрылок должен быть ранний - более короткий.
Ну и две главных ошибки в прототипе:
Надпись "Освобожденная Кировоградщина", а не "Освобожденный Кировоград"
И вся колонна, как и 65 номер в том числе, это ИСУ-122, а не ИСУ-152.
Цитата:
Цитата:Сухую кисть надо сгладить на колесах сильно бросается в глаза контраст, можно либо запылить пигментами - как бюджетный вариант натереть пастельные мелки смешать и нанести кистью, или дунуть жидко разведенным цветом пыли из аэрографа. И "тогда будет совсем хорошо".
Сухой кисти на колесах нет.. Это светлопесочная смывка. Если её только "сгладить"?
да.. повторители оранжевые. Просто на "тени" на фото смотрятся как очень темные.. почти бардовые.
Ну значит смывку))) сильно резкие границы получились у нее. Оранжевый всеравно темновато смотрится ИМХО, я бы подсветлил.
Alex, у вас какой то комплекс?
Да простит меня автор темы.
Если руки кривые, то и батарейки можно в пульт вставить наоборот. Замена кабины и кузовов на автомобилях в принципе тема довольно активная и не новая. Тем более если кабина идет в первой комплектации.
Люди меняют кабины буквально на коленке около собственного гаража и даже во дворах. В армии и любом автопарке это вообще как здрасти. Если в вашей армии в автомобильном парке не могли поменять проводку, ну значит вы служили в какой то очень странной армии.
Повторяю - спорить с вами у меня нет ни малейшего желания,тем более мериться фотографиями высосанными из пальца.
Про коменты вообще не понял к чему это было? Сказано что индекс Д. Исключительно на ГАЗ-66Б. Дальше сам.
Цитата:
Спасибо коллеги!!!
Сегодня кое что переделал с утра. Ну и сфоткал. В конце фото более крупным планом места переделки. А именно. Чуть исправил поручни.. но это, конечно лучше с нуля сделать. Окна.. сделал из пленки немного потолще. Где то 0,3мм. Справа, типа окно боковое опущено, стоит только форточка. Слева, полное окно из той же 0,3мм пленки. Переделал зеркала заднего вида. Сами "зеркала" из зеркального лавсана. Ну и слева, куда я зеркало приклеил, должен стоять прожектор. Его и поставил тоже.
Да, и ручки конечно добавил. Отверстия уже были под них.
Повторители поворотов на кабине сбоку должны быть оранжевыми ;)
Сухую кисть надо сгладить на колесах сильно бросается в глаза контраст, можно либо запылить пигментами - как бюджетный вариант натереть пастельные мелки смешать и нанести кистью, или дунуть жидко разведенным цветом пыли из аэрографа. И "тогда будет совсем хорошо".