Регистрация Вход · Почистить куки

HMS K4. Британская подводная лодка K класса. 1/350 MikroMir


HMS K4. Британская подводная лодка K класса. 

Лодка HMS K4 была заложена на верфи Vickers 28 июня 1915, спущена на воду 15 июля 1916, вошла в строй 1 января 1917. Лодка прослужила чуть больше  года и погибла 31 января 1918 в «битве у острова Мэй», столкнувшись с другой лодкой K6, экипаж погиб. Относится к ранней серии этих лодок.

Подводные лодки типа K — тип британских эскадренных подводных лодок, построенных в 1916—1923 годах. Построенные для взаимодействия с эскадрой, они имели скорость полного хода 24 узла, но ценой гигантского водоизмещения (вчетверо больше современных им лодок) и установки паровых турбин, что довольно необычно для подводных лодок. Для своего времени лодки были весьма инновационными -  дистанционно с помощью электромоторов закрывались клапана балластных цистерн,  поднимались перископы и радиомачты, убирались трубы, на более поздних лодках крышки люков вентиляции так же стали механизированы, однако новизна конструкции на могла не сказаться на надежности. .На подлодках этого типа произошёл ряд катастроф с человеческими жертвами, и все они были списаны, прослужив менее 10 лет.  

Лодки типа K были торпедно-артиллерийскими. Торпедное вооружение было представлено десятью широко распространёнными в период постройки кораблей трубными торпедными аппаратами калибра 18 дюймов (457 мм). Четыре ТА были установлены в носу, четыре — в четвёртом отсеке, попарно выходящие на правый и левый борт для траверзной стрельбы. Последние два аппарата устанавливались в виде поворотной пары в носовой части надстройки.

Как выяснилось при эксплуатации лодок, носовая часть не обладала запасом достаточной плавучести и уже на скорости 12 узлов при умеренном волнении вместо того, что бы восходить на волну, зарывалась в нее, из-за чего возникала опасность, что лодка самопроизвольно уйдет под воду. Что бы этого избежать вахтенным офицером приходилось постоянно продувать носовые балластные цистерны. Для устранения данного недостатка на поздних лодках носовая оконечность была увеличена за счет свободно затапливаемой конструкции названной «лебединым носом». Позже переделки подверглись и более ранние подводные лодки. Палубные торпедные аппараты оказались бессмысленными так как волны сминали и аппараты и торпеды находящиеся в них, поэтому со временем отказались и от них. 

Большая длина и маленькая ширина привели к тому что лодку сильно болтало. При надводном ходе работа экипажа была не сладкой. Особенно страдали кочегары. В надводном положении продукты горения удалялись через 2 трубы высотой 1,2 метра. Несмотря на такую высоту волны иногда захлестывали их и тушили котлы.        Между трубами находились  2 вентиляционных отверстия диаметром в почти метр каждое, которые располагались между трубами. Даже при умеренном волнении через них заливало воду и  кочегары были вынуждены работать в плащах.  Перед погружением каждое вентиляционное отверстие закрывалось грибообразной крышкой с резиновым уплотнением. Трубы с помощью электроприводов заваливались назад и убирались в специальные отверстия в надстройки. На подготовку лодки к погружению уходило около 5 минут. 

В подводном положении лодка становилась еще более капризной – мало того, что  дифферентить  подводную лодку было целое искусство (пуск нескольких торпед приводил к тому, что нос подводной лодки выскакивал на поверхность), так она  еще плохо слушалась рулей глубины. Порой кормовые рули заклинивали в самый неподходящий момент (как подозревали в этом виновата недостаточная жесткость корпуса из-за деформации которого тяги рулей заклинивало) и лодка стремительно валилась на глубину. Почти каждая лодка данной серии прошла через это. Зная это капитаны предпочитали нырять на мелководье – где не было риска уйти на глубину, поэтому порой лодка утыкалась носом в грунт задрав свою корму над водой. 

Экипажи лодки не любили. Даже в порту экипажи продолжали жить на  своих лодках, что  не могло сказаться на его психологической атмосфере –  в порту на них царило беспробудное пьянство.  Когда в сентябре 1917 года экипаж одной из лодок типа E узнал, что несколько человек могут быть переведены на К-13, которая теперь получила номер К-22, чуть не половина экипажа немедленно «заболела». Люди шли на любые уловки, только чтобы не попасть служить на лодки типа К.  

Всего было заложено  27 подводных лодок с порядковыми номерами от 1 до 28 (При этом 1 подводная лодка имела в разное время  2 номера 13 и 22, 3 подводных лодки переделаны в тип М и строительство 6 подводных лодок отменено.



Характеристики 

Тип корабля: Эскадренная подводная лодка
Скорость (надводная) 24 узла
Скорость (подводная) 10 узлов
Рабочая глубина погружения 50-60 м
Автономность плавания надводная: 800 миль на 24 узлах, 12 500 миль на 10 узлах; подводная: 8 миль на 8 узлах, 40 миль на 4 узлах
Экипаж 59 человек (в т. ч. 6 офицеров)

Размеры

Водоизмещение надводное 1980 т
Водоизмещение подводное 2566 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 103 м 
Ширина корпуса наиб. 8,08 м
Средняя осадка (по КВЛ)  6,38 м

Силовая установка

Паротурбинно-электрическая
Два нефтяных водотрубных котла системы «Ярроу» по 10 500 л.с.,
Две паровых турбины Браун-Кёртис или Парсонс,
Четыре электромотора по 1440 л.с. 
Два трёхлопастных винта диаметром по 2,29 м  
Один резервный дизель-генератор Виккерс, 800 л.с. 

Вооружение

Артиллерия:  Два орудия 101,6 мм/40 Mk IX
Торпедно-минное вооружение: 4x457 мм носовых ТА с запасными торпедами, 4x457 мм траверзных ТА, 2x457 мм палубных ТА, позже демонтированных
ПВО одно орудие 76,2 мм




Гибель лодки K4.  Битва у острова Мэй 
(с сокращениями, полная история по ссылкам ниже)

1 февраля 1918 года вице-адмирал Битти вывел Град Флит в море, дабы подержать его боеспособность в должном состоянии. Даже  к концу войны английские адмиралы опасались немецких подводных лодок и принимали меры предосторожности.  Темнота+скорость+эскорт эсминцев все это должно было обезопасить драгоценные линкоры.  Вместе 5-ой эскадрой линкоров и 2 эскадрой линейных кораблей вышли 12 и 13 флотилии подводных лодок. Лодка К4 входила в 12 флотилию.  Все корабли соблюдали радиомолчания и шли с потушенными габаритными огнями (кроме кормового, боковые щитки которого существенно сужали сектор с которого можно было наблюдать за огнями). Дистанция между кораблями была 1500 метров, между подводными лодками - около 350. На выходе из устья реки колонна попала с сильный туман.  При маневре на лодке  К-14  заклинил руль и она начала описывать циркуляцию –пересекая свой прежний курс.  На идущей следом К-22 все это оказалась полной неожиданностью и она заметила К-14 только когда та оказалась в 1 кабельтове прямо по курсу. На скорости 19 узлов она просто не смогла  среагировать и врезалась в борт К-14. От столкновения у К-14 был затоплен офицерский отсек а у К-22 торпедный –тем не менее моряки успели задраить водонепроницаемые переборки.  До других кораблях эскадры информация об этом столкновении дошла не полностью и с опозданием. Каждая из флотилий и эскадр предприняла несогласованные маневры, исходя из своего понимания ситуации, что привело к новым столкновениям в ночи.

Крейсер «Фиэрлесс» протаранил лодку К-17 перед боевой рубкой. Практически сразу были затоплены все носовые отсеки подводной лодки – большая часть экипаж выбралась на палубу, и практически в полном молчании готовилась покинуть тонущую субмарину. Не обошлось столкновение безрезультатным и для крейсера – несколько носовых отсеков было затоплено. «Фиэрлесс» дал сиреной сигнал, два раза по три коротких гудка, обозначавших «полный назад». Командир К-4 капитан 2 ранга Стокс  приказал тут же застопорить машины и включить ходовые огни. Чтобы разминутся с крейсером он повернул влево, не подозревая что туда же снесло тонущую К-17.  Следующая за ней К-3, в отличии от К-4, машины не застопорила и с трудом сумела избежать столкновения со стремительно терявшей ход К-4. Лодка К-6, которая выкатилась так же влево, увидела надвигающуюся  на себя К-12 которая только что разминулась с крейсером «Австралия». Обе лодки повернули вправо, дабы избежать столкновения, и тут прямо по курсу К-6 показался борт К-4. Удар разрезал К-4 пополам – и лодка затонула в считанные мгновения.   Позже комиссия,  осмотрев К-6 и изучив ее вахтенный журнал, сделала вывод о том, что удар К-6 не мог служить причиной гибели К-4 и та скорей всего затонула, наткнувшись на носовую оконечность К-17.  Спорный вопрос, учитывая, что в ходе всех столкновений К-4 имела наименьшую скорость, да и К-17 уже погружалась, в то время как К-6 имела довольно приличную скорость. Вполне возможно, что корпус К-4  разломился не столько из-за удара, сколько из-за того, что бы зажат между К-17 и К-6  - сказалась пресловутая хрупкость из-за слишком большого соотношения длины к ширине.

Следующая последней К-7 «отстала» от основной своей флотилии  - так как ее капитан-лейтенант Гравенер справедливо полагал, что для такой неповоротливой бандуры как подлодка типа К – пару сотен лишних метров не помешают. Это и спасло ее -  когда расстояние между К-7 и впереди идущей  К-6 начало стремительно уменьшатся (после столкновения той с К-4) – Гравенер приказал дать полный назад и повернуть вправо  - и оказалась что подводная лодка летит прямо на уже протараненную К-4. Однако та погружалась так стремительно, что К-7 успела только проскрежетать по ней килем.  

Когда весть о новых столкновениях достигла 5-ой эскадры линкоров  менять курс уже поздно и они буквально прошли через строй потерявших ход подводных лодок, только чудом не протаранив К-3. Эсминцы же сопровождения промчались мимо К-7 которая как раз начала принимать на борт из воды моряков с К-17. После прохождения эсминцев спасать было уже почти некого  - из ледяной воды сумели достать только девять человек, из которых один умер через два часа.

5 февраля на борту линкора «Орион» начала работу следственная комиссия под председательством контр-адмирала Уильяма Эдмунда Гуденафа и капитана 1 ранга Уолтера Мориса Эллертона. Виновными в столкновении были признаны 5 командиров лодок. Один позднее был предан суду военного трибунала и строго наказан. Британское Адмиралтейство искренне верило, что виноваты офицеры и экипаж, а вовсе  не неудачные корабли и ошибочная  концепция эскадренной подводной лодки. Между тем заметность даже в хорошую погоду не превышала 6 миль.

В общей сложности в результате серии столкновений и крушений затонули две подводных лодки и ещё четыре были повреждены; дредноуты также получили повреждения. Погибли более 100 моряков. Событие сразу стало военной тайной, информация о нём была обнародована только после окончания войны. 31 марта 2002 года на берегу бухты Ферт-оф-Форт, на вершине острова Мэй, был установлен памятник в виде кургана пирамидальной формы, чтобы почтить память погибших моряков.



----------------------------------------------------------------------------
Использованы материалы сети Интернет

https://goo.gl/G74dhQ

https://goo.gl/4h3yN2

https://goo.gl/D1JnhF

https://goo.gl/M1tzxs
----------------------------------------------------------------------------



Модель лодки К4.

Модель лодки от фирмы MikroMir попала мне в руки совершенно случайно — заказал ее вместо советской  лодки типа «К». Но в итоге и лодка, и сборка оказалась интересной. Тема о постройке лодки — здесь:  http://karopka.ru/forum/forum190/topic25636/

Качество модели в целом приемлемое, за исключением декалей — очень хрупкие. Пришлось заменить мачты на стальные — родные пластиковые оказались слишком хрупкие и просто развалились при попытке их обработать. Лодка дополнена леерами из набора Tamiya и поворотным торпедным аппаратом из комплекта ЗИП. Окна в рубке имитированы декалями, я настоятельно рекомендую так не делать — выглядит не очень естественно, намного лучше их вырезать в рубке и затянуть имитацией стекла. 

Краски акриловые, в основном Tamiya. Такелаж из спандекса. Смывки от Wilder и из пастельных мелков. 

Очень не хватало информации о матчасти — похоже, это первая модель лодки такого типа на каропке (ну или я искал плохо) и сравнивать было особо не с чем.  Удалось найти несколько исторических фотографий лодки. Очень помогло фото с лодкой К4 на отмели. Фото палубных торпедных аппаратов найти не удалось, пришлось ориентироваться на их описание и примерное расположение. Строил сразу две лодки К4 и К15, на них ушел ровно месяц.


Приятного просмотра.









Тип модели
Корабли
Производитель
MikroMir
Автор модели
[22725] (Sea Fighter) <Без имени>
Дата подачи заявки в галерею
17.06.2017 14:13:23
Подана заявка на размещение в галерею
Нет
Модель размещена в галерее
Да
Модератор, отправивший модель в галерею
[8199] (ПиЛя) Алексей Лежнев
Дата разрешения в галерею
20.06.2017 07:02:07