Приветствую, каропчане! Ввновь возвращаюсь с обзором очередного изделия компании АМ – АМС 48230Авиационная модульная ракета малой дальности Х-25МЛ.
Ракета была принята на вооружение 13 апреля 1989 года и до настоящего времени является основной УР малой дальности фронтовой авиации. Это самая массовая советская ракета класса «воздух-поверхность», как по выпуску, так и по количеству вооруженных ей самолетов.
Для лучшего понимания объекта, предлагаю начать обзор с изучения матчасти.
Концепция построения модульного ряда многоцелевых ракет была сформулирована и научно обоснована в конце семидесятых специалистами ОКБ «Звезда». Принятие на вооружение ракет Х-25М (обозначает модульная) позволило осуществить замену трех типов ракет Х-23М, Х-25 (обзор на это изделие я недавно выкладывал http://karopka.ru/community/user/9176/?MODEL=375366 ) и Х-27ПС одной ракетой со сменными системами наведения. Кроме уменьшения числа типов ракет, предполагалось, что модульная конструкция даст возможность формирования в строевых частях необходимой конфигурации ракеты (реально это делается не в воинской части, а на специализированном предприятии). Кроме этого, модульность позволила повысить эксплуатационную надежность системы вооружения и упростить эксплуатацию. О преимуществах данного подхода и неизбежной плате за универсальность можно говорить долго, но сейчас не об этом. Хочу обратить ваше внимание на конструктивные особенности ракеты Х-25МЛ (изделие 713) и подчеркнуть ее отличия от предшественницы УР Х-25 (Изделие 69). Ракеты серии Х-25М, как и все предыдущие ракеты ОКБ «Звезда», выполнены по аэродинамической схеме «утка» с Х-образным расположением консолей крыла и рулей. Корпус технологически делится на пять отсеков. Все варианты новой ракеты имеют общий базовый модуль, где размещаются системы управления, пневмо- и электросистемы, двигатель, боевое снаряжение. Основное отличие – различные системы наведения. Ракета Х-25МЛ, как и ее предшественница Х-25, оснащена полуактивной лазерной ГСН 24Н1, на этом сходство заканчивается (Фото 01-1).
На Х-25МЛ установлен новый твердотопливный ракетный двигатель РДТТ-324. Внешние отличия – изменение конструкции сопловой части двигателя и установка наружных теплозащитных накладок, которые одновременно являются усилительным элементом конструкции. Форма хвостовой части ракеты (пятый отсек) значительно упростилась, т.к от установки осколочной БЧ Ф-25 отказались (Фото 02- Rear part).
Следующее заметное отличие – вместо крыла с оживальной передней кромкой и обратной стреловидностью по задней кромке, установлено более жесткое трапециевидное крыло меньшего размаха W= 755 мм (размах крыла ракеты Х-25 - 785 мм).
Обращаю ваше внимание на еще одну особенность, на ракете Х-25 коническая часть ГСН 24Н1 вполне логично сопрягалась с оживальной поверхностью второго отсека. На Х-25МЛ появилась цилиндрическая вставка, придающая ракете неподражаемый вид (Фото 01-1). Я не смог найти точный ответ на вопрос, для чего это было сделано. Скорее всего, это плата за универсальность - возможность установки нескольких типов ГСН на единый базовый модуль.
Теперь вернемся к набору вооружения АМС 48230. В комплекте пять литников из светло-серой смолы, один прозрачный литник с линзами ГСН и декаль. Набор снабжен подробной инструкцией по сборке, покраске и нанесению декалей. Технологическое членение аналогичное ранее выпущенному набору АМС 48227 Х-25. Ракета отлита в одну деталь вместе с консолями крыльев. Отдельный литник – хвостовые части ракеты и рули. Еще два литника – комплект АПУ-68УМ2. Пока не известны планы компании по выпуску других ракет серии Х-25М (изделия 711, 712, 714), но ГСН отлита вместе с корпусом ракеты. Вполне возможно, при разработке маcтер-модели отказались от лишнего технологического членения, не стали мельчить. Еще раз не могу не отметить прекрасную деталировку и высокое качество литья. Последовательность сборки не отличается от сборки предшествующей Х-25. Удаление литников, перед установкой хвостовой части выравнивание торцевых поверхностей, установка рулей и прозрачной линзы ГСН. Все…
У некоторых моделистов может возникнуть закономерный вопрос. В «Трамповском» Су-24 четыре литника подвесного вооружения. Несколько производителей афтемаркета выпускают Х-25МЛ. Зачем нужен еще один набор? Что я могу сказать? Попробуйте ответить, сколько на рынке моделей самолета Bf 109?
Аналогично с Х-25МЛ. Чем больше, тем лучше! Из наиболее известных и доступных на нашем рынке фирм можно назвать Brassin, Aerobonus и North Star. В рамках этого обзора попробую бегло сравнить ракеты Х-25МЛ выпущенные различными производителями. Скажу сразу, я уважаю труд наших коллег, постараюсь быть максимально объективным воздерживаясь от резких оценок. Все наборы были выпущены в разное время, у каждого производителя свой подход и свои особенности. Очень жаль, но к моменту написания обзора мне не удалось получить набор компании Brassin.
Приступим! Прежде всего, обращаю внимание на разные варианты технологического членения. Фирмы North Star и Brassin выполнили крылья отдельными деталями. Aerobonus и АМ отливают ракету с крыльями в одну деталь. Что лучше, должен решить моделист. У меня не возникло проблем со сборкой, но цельный вариант, лично мне кажется более предпочтительным.
Второй момент, который бросается в глаза - отличие в геометрии ракет. Не будем ловить сотые доли миллиметра и кричать, «Ага! Вот, здесь неправильно!» Зачем? Для объективного суждения компания АМ предоставила мне набор фотоснимков и чертеж, на основе которого была сделана 3D модель. Разработка основывалась на технической документации и результатах промеров натуральных образцов. Самыми достоверными считаются чертежи Игоря Приходченко опубликованный в журнале М-Хобби и книге Советские авиационные ракеты «воздух земля», изд-во Экспринт. Указанные публикации датированы 2005 годом. Давно это было, в чертежах есть определенные неточности (Рисунок Kh-25 ML compare M-Hobby.jpg). На приведенной картинке хорошо видны расхождения с чертежами выполненными АМ Обидно! Большинство мастер моделей делалось по этим чертежам. Из-за смещения силового шпангоута ушла длина АПУ и т.д. Я принимал участие в повторных замерах и могу подтвердить правильность варианта АМ
Если честно, то совершенно неважно, какие источники информации использовали разработчики. Хуже всего, когда нарушается общее гармоничное восприятие объекта. Есть несколько ключевых моментов, которые нельзя игнорировать, без этого ракета не похожа сама на себя (Фото1 общий вид). Самая заметная часть Х-25МЛ – ГСН. Неправильная форма прозрачной части или нарушение пропорций конуса сразу бросаются в глаза и портят общее впечатление (Фото 2 и 3 ГСН). Все остальное - мелочи, рули могут быть отлиты из смолы или даны фототравленной пластиной, кому как нравится. С крыльями немного сложнее. Мало кто обращает внимание на толщину профиля крыла и конструкцию рулей. Это, безусловно, важно, но опять же, не принципиально. Самая распространенная ошибка – разработчики совершенно игнорируют теплоизоляционные накладки в хвостовой части ракеты. Иногда их обозначают внутренней расшивкой, чаще забывают совсем. Это одна из наиболее заметных деталей ракеты Х-25МЛ, фамильный признак. Приведенные фотографии показывает конструктивный элемент усердно «забывается» разработчиками (Фото 4 и 5). Побочный эффект от подобной «забывчивости» - сопло, которое благодаря толстым накладкам должно быть частично утоплено, на упрощенном варианте оно точит совершенно нахально. Беда! Приведенные фотографии позволяют объективно оценить уменьшенные копии Х-25МЛ разных производителей и сравнить с реальным изделием.
Надеюсь, я не сильно утомил вас своими занудными рассуждениями. Подводя итог всему вышеизложенному, скажу, что в арсенале моделистов появилась еще одна, при этом, очень точная копия ракеты Х-25МЛ. Безусловно, это хорошо. Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить компанию АМ за проделанную работу и предоставленные материалы.
Ждем новых изделий!
:) Ну, что сказать...Молодцы :)
Хотя, если чстно... в руках она впечатляет больше, чем на фото :)
Вась - Спасибо за обзор и справку :) Как всегда - МЕГАРЕСПЕКТ :)
Цитата: :) Ну, что сказать...Молодцы :)
Хотя, если чстно... в руках она впечатляет больше, чем на фото :)
Вась - Спасибо за обзор и справку :) Как всегда - МЕГАРЕСПЕКТ :)
Я, с твоего позволения, респект передам производителю.)
Цитата: Цитата: :) Ну, что сказать...Молодцы :)
Хотя, если чстно... в руках она впечатляет больше, чем на фото :)
Вась - Спасибо за обзор и справку :) Как всегда - МЕГАРЕСПЕКТ :)
Я, с твоего позволения, респект передам производителю.)
:) Я уже звонил, передавал :)
Вась, а скажи мне, а когда будет "Москит" в Вашем исполнении?!
Цитата: Цитата:Цитата: :) Ну, что сказать...Молодцы :)
Хотя, если чстно... в руках она впечатляет больше, чем на фото :)
Вась - Спасибо за обзор и справку :) Как всегда - МЕГАРЕСПЕКТ :)
Я, с твоего позволения, респект передам производителю.)
:) Я уже звонил, передавал :)
Вась, а скажи мне, а когда будет "Москит" в Вашем исполнении?!
Ты ведь знаешь, что для АМ важна точность, по этому, для изготовления Москита нужны либо точные чертежи, либо сам АСП для обмеров. Если найдешь информацию, сама работа над моделью много времени не займет.)
Как всегда отличная проработка мелочевки! Эдвансы молодцы! Вась, намекни Михаилу на разработки кресел, кабин для нашей авиации и пр. С таким качеством они далеко пойдут!)
Цитата: Как всегда отличная проработка мелочевки! Эдвансы молодцы! Вась, намекни Михаилу на разработки кресел, кабин для нашей авиации и пр. С таким качеством они далеко пойдут!)
Респекты передам, а на счет кресел и кабин, тут и передавать нет нужды. Кабину на Ан-2 (под Трумпетер 1/48) они уже делают, кресла тоже в планах есть. Просто, как я понимаю, нельзя объять невпихуемое.)) Надеюсь, что дойдут руки и до кокпит-сетов. Если есть качественная информация по теме, всегда пожалуйста к сотрудничеству. Михаил будет только рад.
Цитата: Кабину на Ан-2 (под Трумпетер 1/48) они уже делают, кресла тоже в планах есть. Просто, как я понимаю, нельзя объять невпихуемое.)) Надеюсь, что дойдут руки и до кокпит-сетов. Если есть качественная информация по теме, всегда пожалуйста к сотрудничеству. Михаил будет только рад.
Про Ан-2 я помню, он присылал) А то, что в планах есть и многое другое - это хорошо! Что подразумевается под качественной инфой?
Цитата: А зачем Москит нужен, куда вы его вешать собираетесь?
Вов, ну в 72-м его нормально ни кто не делает, а варианты - Ту-22, Ту-16, Су-27К (Су-33), кто его мог еще уволочь?!
Ну а в 48-м - правильно говорят, скоро выйдет Су-33, под него, между ВЗ - самое оно :)
Да и просто, возле модели на тележке поставить эту "дуру" - красиво-же :)
Цитата: Цитата:А зачем Москит нужен, куда вы его вешать собираетесь?
Вов, ну в 72-м его нормально ни кто не делает, а варианты - Ту-22, Ту-16, Су-27К (Су-33), кто его мог еще уволочь?!
Ну а в 48-м - правильно говорят, скоро выйдет Су-33, под него, между ВЗ - самое оно :)
Да и просто, возле модели на тележке поставить эту "дуру" - красиво-же :)
А что, его реально какой-то тип из перечисленных мог применять? Что-то я не припомню о москитах воздушного базирования. То, что под брюхом 33-го светился, так это ЕМНИП "выставочная" подвеска была. Дай им волю они и "сатану" меж ног зажмут, дабы врага напугать :)
Цитата: Саш, под 22-кой они вешались, причем есть фото машины на облете с подвеской из двух ракет на подкрыльевых пилонах.
Вона что! Я после прочитал, что и на 33-м проводилась отработка совместимости электросистем самолета и этой дуры, так что при наличии системы наведения можно было бы и пальнуть, да только дальше намерений дело не двинулось.
Москит, учитывая его размеры, будет смотреться и как самостоятельная модель.
Цитата: Цитата:Саш, под 22-кой они вешались, причем есть фото машины на облете с подвеской из двух ракет на подкрыльевых пилонах.
Вона что! Я после прочитал, что и на 33-м проводилась отработка совместимости электросистем самолета и этой дуры, так что при наличии системы наведения можно было бы и пальнуть, да только дальше намерений дело не двинулось.
Москит, учитывая его размеры, будет смотреться и как самостоятельная модель.
Вот тут Ты не прав. Пока Кузнецов был еще "Тбилиси", группа летчиков с аэродрома Ахтубинск отрабатвала полет и стрельбу этой "дурой" по баржам. Как говорит один из немногих здравствующих на сей момент участниуов этих мероприятий - эффект был порсающий во всех смыслах, от ток одно НО - машину с Москитом надо было сопровождать прикрышке, бо кроме пары Р-60 и собсно самого изделия, Сушка больше ничего поднять не могла, точнее могла, но это уже был не полет.
Правда с корабля с Москитами так ни-кто и не взлетел, хотя возможность рассматривалась.
Как-то вот так.
Комментарии
48 лет
На сайте с 13.04.2007
Хотя, если чстно... в руках она впечатляет больше, чем на фото :)
Вась - Спасибо за обзор и справку :) Как всегда - МЕГАРЕСПЕКТ :)
53 года
На сайте с 01.01.2011
52 года
На сайте с 05.07.2014
50 лет
На сайте с 17.08.2010
:) Ну, что сказать...Молодцы :)
Хотя, если чстно... в руках она впечатляет больше, чем на фото :)
Вась - Спасибо за обзор и справку :) Как всегда - МЕГАРЕСПЕКТ :)
Я, с твоего позволения, респект передам производителю.)
50 лет
На сайте с 17.08.2010
Дивно изваяли. Даёшь в 72м!!!
Надеюсь, скоро будет. Знаю, что работы ведутся...
50 лет
На сайте с 17.08.2010
Очень хороший,детальный сравнительный обзор.Спасибо Вам!
Вам спасибо, за внимание!
48 лет
На сайте с 13.04.2007
Цитата: :) Ну, что сказать...Молодцы :)
Хотя, если чстно... в руках она впечатляет больше, чем на фото :)
Вась - Спасибо за обзор и справку :) Как всегда - МЕГАРЕСПЕКТ :)
Я, с твоего позволения, респект передам производителю.)
:) Я уже звонил, передавал :)
Вась, а скажи мне, а когда будет "Москит" в Вашем исполнении?!
50 лет
На сайте с 17.08.2010
Цитата:Цитата: :) Ну, что сказать...Молодцы :)
Хотя, если чстно... в руках она впечатляет больше, чем на фото :)
Вась - Спасибо за обзор и справку :) Как всегда - МЕГАРЕСПЕКТ :)
Я, с твоего позволения, респект передам производителю.)
:) Я уже звонил, передавал :)
Вась, а скажи мне, а когда будет "Москит" в Вашем исполнении?!
Ты ведь знаешь, что для АМ важна точность, по этому, для изготовления Москита нужны либо точные чертежи, либо сам АСП для обмеров. Если найдешь информацию, сама работа над моделью много времени не займет.)
61 год
На сайте с 05.08.2010
50 лет
На сайте с 17.08.2010
Как всегда отличная проработка мелочевки! Эдвансы молодцы! Вась, намекни Михаилу на разработки кресел, кабин для нашей авиации и пр. С таким качеством они далеко пойдут!)
Респекты передам, а на счет кресел и кабин, тут и передавать нет нужды. Кабину на Ан-2 (под Трумпетер 1/48) они уже делают, кресла тоже в планах есть. Просто, как я понимаю, нельзя объять невпихуемое.)) Надеюсь, что дойдут руки и до кокпит-сетов. Если есть качественная информация по теме, всегда пожалуйста к сотрудничеству. Михаил будет только рад.
61 год
На сайте с 05.08.2010
Кабину на Ан-2 (под Трумпетер 1/48) они уже делают, кресла тоже в планах есть. Просто, как я понимаю, нельзя объять невпихуемое.)) Надеюсь, что дойдут руки и до кокпит-сетов. Если есть качественная информация по теме, всегда пожалуйста к сотрудничеству. Михаил будет только рад.
Про Ан-2 я помню, он присылал) А то, что в планах есть и многое другое - это хорошо! Что подразумевается под качественной инфой?
50 лет
На сайте с 17.08.2010
Цитата: Что подразумевается под качественной инфой?
Рабочие чертежи, либо свои качественные промеры, ну и подробные фото.
46 лет
На сайте с 11.03.2007
61 год
На сайте с 05.08.2010
61 год
На сайте с 05.08.2010
Рабочие чертежи, либо свои качественные промеры, ну и подробные фото.
Понято. В нашем музее, это сделать не реально_)
48 лет
На сайте с 13.04.2007
А зачем Москит нужен, куда вы его вешать собираетесь?
Вов, ну в 72-м его нормально ни кто не делает, а варианты - Ту-22, Ту-16, Су-27К (Су-33), кто его мог еще уволочь?!
Ну а в 48-м - правильно говорят, скоро выйдет Су-33, под него, между ВЗ - самое оно :)
Да и просто, возле модели на тележке поставить эту "дуру" - красиво-же :)
49 лет
На сайте с 20.01.2010
Цитата:А зачем Москит нужен, куда вы его вешать собираетесь?
Вов, ну в 72-м его нормально ни кто не делает, а варианты - Ту-22, Ту-16, Су-27К (Су-33), кто его мог еще уволочь?!
Ну а в 48-м - правильно говорят, скоро выйдет Су-33, под него, между ВЗ - самое оно :)
Да и просто, возле модели на тележке поставить эту "дуру" - красиво-же :)
А что, его реально какой-то тип из перечисленных мог применять? Что-то я не припомню о москитах воздушного базирования. То, что под брюхом 33-го светился, так это ЕМНИП "выставочная" подвеска была. Дай им волю они и "сатану" меж ног зажмут, дабы врага напугать :)
48 лет
На сайте с 13.04.2007
49 лет
На сайте с 20.01.2010
Саш, под 22-кой они вешались, причем есть фото машины на облете с подвеской из двух ракет на подкрыльевых пилонах.
Вона что! Я после прочитал, что и на 33-м проводилась отработка совместимости электросистем самолета и этой дуры, так что при наличии системы наведения можно было бы и пальнуть, да только дальше намерений дело не двинулось.
Москит, учитывая его размеры, будет смотреться и как самостоятельная модель.
48 лет
На сайте с 13.04.2007
Цитата:Саш, под 22-кой они вешались, причем есть фото машины на облете с подвеской из двух ракет на подкрыльевых пилонах.
Вона что! Я после прочитал, что и на 33-м проводилась отработка совместимости электросистем самолета и этой дуры, так что при наличии системы наведения можно было бы и пальнуть, да только дальше намерений дело не двинулось.
Москит, учитывая его размеры, будет смотреться и как самостоятельная модель.
Вот тут Ты не прав. Пока Кузнецов был еще "Тбилиси", группа летчиков с аэродрома Ахтубинск отрабатвала полет и стрельбу этой "дурой" по баржам. Как говорит один из немногих здравствующих на сей момент участниуов этих мероприятий - эффект был порсающий во всех смыслах, от ток одно НО - машину с Москитом надо было сопровождать прикрышке, бо кроме пары Р-60 и собсно самого изделия, Сушка больше ничего поднять не могла, точнее могла, но это уже был не полет.
Правда с корабля с Москитами так ни-кто и не взлетел, хотя возможность рассматривалась.
Как-то вот так.
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий