Регистрация Вход

Bell X-1

Производитель:
Hobbycraft
Дата размещения:
1 января 2013 года, 21:34
Раздел галереи:
Авиация
Тип техники:
Военные
Тип двигателя:
Реактивная
Год выпуска:
до 1960
Страна-производитель:
США
Масштаб модели:
1:72

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Всем доброго дня и всех поздравляю с наступившим Новым Годом! А также с наступающим Концом Света по старому стилю. И выставляю очередную модель, собранную лет 7-8 назад - Bell X-1.
Замысел создания этого экспериментального аппарата возник в недрах американского Национального консультативного комитета по аэронавтике (NACA -National Advisory Committee for Aeronautics) в период Второй мировой войны. Для разработки новых, более совершенных боевых машин требовались сведения о поведении летательных аппаратов на околозвуковых скоростях. Имеющиеся знания околозвукового течения газов тогда были чрезвычайно скудны, и попытки получить необходимую информацию не имели успеха, поскольку аэродинамические трубы "запирались" при приближении к звуковой скорости. Пришлось искать иные пути. Некоторого прогресса удалось добиться с помощью специальных моделей, сбрасываемых с самолетов на больших высотах. Создавались и модели с ракетными двигателями, запускаемые с земли. Но всего этого было недостаточно, требовался полноценный пилотируемый самолет. Необходимую скорость тогда можно было получить, только применив ЖРД. Эти двигатели в эксплуатации были далеко не сахар, потому идея ученых вызвала бурное неприятие у летчиков. Главный летчик-испытатель NACA Мелвин Гоу (Melvin Gough) сказал по этому поводу: "Никакой пилот NACA не будет летать на самолете с проклятым фейерверком!". Но необходимость продвижения аэродинамики вперед брала свое. Летчиков удалось убедить в том, что риск, с которым связаны такие полеты, можно было бы свести к минимуму, если проводить полеты на большой высоте и в горизонтальном полете.
30 ноября 1944 года фирма Bell получила контракт на строительство двух экспериментальных самолетов с обозначением XS-1, один для NACA - другой для ВВС. Проектирование возглавил Роберт Стенли (Robert Stanley). Дабы снизить немалый технический риск, решено было строить самолет самой что ни на есть традиционной схемы. Разработчики не решились поставить на XS-1 неисследованное стреловидное крыло и применили прямое. 16 марта 1945 года фирме заказали третий самолет. Самолеты XS-1 получили регистрационные номера: №1 - 46-062, №2 - 46-063, и №3 - 46-064. Осенью 1945 года фирма закончила строительство первого самолета. Но начало летных испытаний постоянно откладывалось по причине отсутствия двигателя. Его разрабатывала фирма Reaction Motors, при разработке возникло множество проблем. Камнем преткновения стал турбонасос подачи топлива. В конце концов, от турбонасоса отказались вообще и применили вытеснительную систему, в которой топливо поступало в камеру сгорания самотеком из бака, поддавливаемого азотом. У конструкторов Bell возникла идея поднять XS-1 в воздух без двигателя, при помощи тяжелого бомбардировщика В-29, и сбросить его с большой высоты. ВВС предоставили в распоряжение NACA бомбардировщик В-29 №45-21800. Полеты вначале проводились в центральной Флориде, затем на авиабазе Мюрок (с 1949 года - Эдвардс). Всего выполнено 10 планирующих полетов, пилотировал XS-1 Джек Вуламс (Jack WooLams). В начале октября 1946 года в Мюрок доставили второй образец XS-1 с жидкостным двигателем XLR11, работающем на жидком кислороде и этиловом спирте. Двигатель тягой 2720 кг имел 4 независимые камеры сгорания. Летчик мог включать и выключать их в любой комбинации. Первый экземпляр самолета отправили на фирму для установки двигателя. Первый полет с работающим двигателем состоялся 9 декабря 1946 года, пилотировал самолет Чалмерс Гудлин (Chalmers Н. Goodlin). Через месяц Гудлин достиг на XS-1 скорости М=0,8 и поднялся на высоту 10668 м. В марте к испытательной программе присоединился первый экземпляр самолета.
30 июня 1947 года представители ВВС и NACA согласились разделить программу на 2 независимые части. Каждая из сторон должна была использовать свой самолет XS-1. NACA продолжало полеты на самолете №2, с обычным взлетом для исследований трансзвуковых скоростей, а военные решили возобновить запуски XS-1 №1 с борта В-29, для преодоления звукового барьера. 7 сентября 1947 года, для реализации своей программы, NACA организовало на базе Мюрок летно-испытательную станцию. Ее руководителем назначили Уолта Вильямса (Walt Williams). Пилотами стали Герберт Хувер (Herbert Н. Hoover) и Говард Лилли (Howard С. Lilly). ВВС получили от фирмы Bell свой XS-1 в августе 1947 года. И немедленно приступили к полетам. Летчиком-испытателем от ВВС назначили Чарльза Егера (Charles Е. Yeager). 29 августа 1947 года Егер совершил свой первый полет на XS-1. Первые три полета Егер совершал без включения двигателя. Испытания с работающим ЖРД были начаты только с четвертого полета. Продолжительность работы двигателя на полной тяге составляла около 3,5 мин. В этом полете была достигнута скорость, соответствующая М=0,87 на высоте 12000 м, в пятом полете при числе М=0,89 наблюдался бафтинг и резкие крены. В шестом полете число М увеличилось до 0,91-0,92, а в седьмом полете при крене обнаружилось, что рули высоты потеряли эффективность. Помог предусмотренный конструкторами переставной стабилизатор. Утром 14 октября 1947 года В-29 с подвешенным XS-1 снова поднялся в воздух. В 10 часов 26 минут Егер отцепился от носителя и запустил ЖРД. На высоте 10668 м он выключил две камеры сгорания, чтобы уменьшить перегрузку в конце набора высоты и продолжил подъем до высоты в 12802 м. Стрелка на указателе числа М полета медленно пошла вверх: 0,83, 0,84, 0,88, 0,92. Начался небольшой бафтинг (тряска самолета в результате попадания вихрей с крыла на хвостовое оперение), самолет начал давать небольшой правый крен. Чтобы сохранять эффективность управления, Егер постепенно переставлял стабилизатор в соответствующие положения и элеронами выровнял самолет. Закончив подъем, он слегка опустил нос самолета и включил третью камеру сгорания, стрелка дошла до М=0,98, и резко скакнула за единицу. На земле услышали звук далекого взрыва - самолет перешел звуковой барьер. Егер сообщил, что машина управляется нормально. Элероны и стабилизатор работали отлично. После этого Егер выключил двигатель и начал снижение. На высоте 10000 м XS-1 снизил скорость до М=0,7. С земли сообщили предварительные данные, которые подтверждали переход звукового барьера. Максимальная скорость, зафиксированная приборами, составила М=1,0б.
В 1948 году изменились внутренние обозначения самолетов и шифры программ ВВС. Начиная с этого момента, рекордный самолет стал называться Х-1. 2 мая 1949 года Егер установил очередной рекорд, ему удалось разогнаться до скорости М = 1,45. 8 августа 1949 года еще один летчик-испытатель от ВВС Френк Эверест (Frank К. Everest) установил рекорд высоты полета - 21915,7 м.
В испытательной программе Х-1 не обошлось без аварий. На следующий день после рекордного полета Егера потерпел аварию второй экземпляр самолета. Причиной стала ошибка его пилота Герберта Хувера. 25 августа 1949 года на первом экземпляре, пилотируемом Эверестом, на высоте около 21000 м разгерметизировалась кабина. Скафандр летчика раздулся, и только хладнокровие и мужество Эвереста помогли ему спасти самолет и свою жизнь. После этого случая был разработан принципиально новый высотный костюм. На первом экземпляре несколько раз происходили пожары, были потеряны отдельные части конструкции, но самолет уцелел и полностью отработал свою программу. 9 ноября 1951 года во время заправки кислородом на Х-1 №3 возник пожар, и он взорвался вместе с носителем. Этот самолет успел совершить лишь 1 полет. А вот №1 совершил 83 полета, в настоящее время он является экспонатом музея Смитсоновского института. Программа Х-1 не была на этом закрыта, еще осенью 1947 года ВВС заказали 4 усовершенствованных самолета: Х-1А/В/С/D. Х-1С не был построен, а остальные передали заказчику. Но это уже другая история.
О модели. Моя модель выпущена фирмой Hobbycraft. Качество литья – хорошее, в сборке особых проблем не возникло. Красил знакомый. Декаль на 2 варианта - №1 и 2, я выбрал первый. Обгадинг с обдирингом делать не стал – за Х-1 следили самым тщательным образом.
И, наконец, китография. Х-1 не особо популярен у производителей сборных моделей, однако представлены почти все основные масштабы. В 1/18 известна модель от Pegasus, никакой информации о ней у меня нет. В 1/32 существует модель от Revell, выпуск еще 70-х годов, уровень проработки соответствующий. В 1/48 есть модель от Eduard, относительно новая и с хорошей проработкой. В 1/72 имеются целых 5 моделей: от Hobbycraft, Tamiya (комплектуется прозрачным фюзеляжем и может быть собрана в варианте "рентген"), HobbySpot, 12Squared (шорт-ран), AirVac (ваку). В 1/144 – 2 модели: пластиковая от Dragon и смоляная от Аnigrand, последняя – часть набора, содержащего помимо Х-1 еще и X-2, X-3, D558-1, D558-2.
На этом прощаюсь, приношу извинения за длинный рассказ.

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
98.698.0198.83
Средняя оценка: 98.4823 (все оценки)
Популярность модели: 81.57

Комментарии

Александр Ионас (IONAS)
60 лет
На сайте с 03.02.2012
Андрей Мухин (МУХ)
ТЮМЕНЬ
41 год
На сайте с 03.11.2012
Андрей Мухин (МУХ)
Веселый цвет,модель радует глаз!И елка не плохая.
Юрий Киселев (YurOk)
34 года
На сайте с 23.09.2010
Юрий Киселев (YurOk)
знаком аппарат из фильмов, где рассказывается о покорении сверх
звука.
And!e
Киров
37 лет
На сайте с 09.02.2010
And!e
класс, давно о нем в свою коллекцию подумываю.
Автор удалён
с сайта
Красивая модель!
Штайнер (Steiner)
Кривой Рог
45 лет
На сайте с 10.11.2009
Штайнер  (Steiner)
Добротно и красиво.
Кристо
41 год
На сайте с 24.01.2009
Кристо
Да, прозрачную тамиевскую было-бы интересно собрать. Особенно Як-15 :)
А как фонарь красился?
Андрей (And79)
Кривой Рог
Возраст неизвестен
На сайте с 30.12.2010
Андрей  (And79)
Необычно, впрочем, как всегда. Сделан добротно
Василий Долгошеев (vasya chel)
Челябинск
46 лет
На сайте с 17.08.2010
Василий Долгошеев (vasya chel)
Оч.Хор! С Новым Годом!
SAURON
Киев
54 года
На сайте с 18.07.2010
SAURON
Цитата:
Да, прозрачную тамиевскую было-бы интересно собрать. Особенно Як-15 :)
А как фонарь красился?
Переплет фонаря -декаль.
Всех благодарю за отзывы.
Виктор Долгошеев (nrgvictor)
Челябинск
26 лет
На сайте с 20.07.2011
Виктор Долгошеев (nrgvictor)
Яркая модель)
Давно себе хочу такой наборчик!
Александр Филатов (Quo)
Ставрополь
64 года
На сайте с 15.07.2010
Александр Филатов (Quo)
Красиво, интересная модель. Смотрится по новогоднему-ярко!
SAURON
Киев
54 года
На сайте с 18.07.2010
Борис (BorisV) администратор
54 года
На сайте с 17.10.2010
Борис  (BorisV)
Хорошо смотрится.
Насколько я помню, ещё 72-м в делает МРМ
SAURON
Киев
54 года
На сайте с 18.07.2010
SAURON
Цитата:
Хорошо смотрится.
Насколько я помню, ещё 72-м в делает МРМ

Спасибо за отзыв.
Касательно Х-1 от МРМ сведений не имею. Знаю, что делает (или делала) в 72-м Х-4, Х-15...
Виталий Королёв (КВВ2572)
Краснодар
46 лет
На сайте с 05.06.2011
Виталий Королёв (КВВ2572)
Класс ! Очень понравилась ! Special Hobby , Mach-2 , в 72-ом .
Виталий Королёв (КВВ2572)
Краснодар
46 лет
На сайте с 05.06.2011
Виталий Королёв (КВВ2572)
Недавно посмотрел фильм про него , называется ,,Парни что надо ,, хороший фильм !!! Собираюсь приобрести такой же аппаратик . Единственная проблема наверное с которой столкнусь это какой краской его красить . Сомневаюсь что в природе существует уже готовый подобный цвет .Подскажите пожалуйста чем пользовались .
SAURON
Киев
54 года
На сайте с 18.07.2010
SAURON
Виталий, спасибо за отзыв. Модель красил знакомый, о чем сказано в описании. Но оранжевую краску доводилось видеть в продаже, правда не особо присматривался. На крайний случай можно попробовать художественный баллон Idea, только там краска на спирту, на пластике держится плохо, его надо загрунтовать. Зато не ест пластик.
Special Hobby и Mach-2 в 72-ом делали не сам Х-1, а его усовершенствованные варианты Х-1А/В/D. По сути, это уже другие самолеты.
Виталий Королёв (КВВ2572)
Краснодар
46 лет
На сайте с 05.06.2011
Виталий Королёв (КВВ2572)
Спасибо за информацию !!! Понравилась модель на два варианта от Dragon . Попытаюсь её приобрести и выложить на суд на сайте :)
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий



«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат