Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Предисловие
Начало второй половины прошлого века было, пожалуй, наиболее динамичным и плодотворным периодом развития реактивной авиации. Тогда считалось, что летательный аппарат должен двигаться все выше и быстрее, постепенно стирая границу между тропосферой и ближним космосом. За сравнительно короткое время самолеты с ТРД перешли порог двойной скорости звука и приближались к границе 3М. На фоне ранних, достаточно скромных, успехов ракетной техники реактивная авиация была единственным средством высотной разведки и доставки средств поражения (включая атомное оружие). Незадолго после провала переговоров об "открытом небе" в 1950-х годах территории СССР и стран-членов Варшавского Договора стали объектом внимания высотных разведчиков, как беспилотных, так и пилотируемых. Самым ярким представителем последних являлся Lockheed U-2. Обладая сравнительно невысокой скоростью, эта, во многом прорывная машина, совершала длительный полет на высоте около 20 км, что делало ее недостижимой целью для ПВО СССР. Очевидным развитием событий было появление в небе все более совершенных и скоростных машин, которые смогут нести на борту не только разведывательное оборудование.
Средства обнаружения и перехвата высотных скоростных целей в распоряжении ПВО СССР были, прямо скажем, ограничены. Сбивать их предполагалось тяжелыми перспективными ракетами воздух-воздух с полуактивными РГСН наводимыми на цель системой автоматического сопровождения и перехвата Ураган-5. Бортовая РЛС Ураган-5Б, разработанная в ОКБ-339 под руководством Ф.Ф. Волкова была самой совершенной станцией того времени (фактически, она являлась базой для РЛС третьего поколения). Доставлять ракеты и Ураган-5Б с компонентами автопилота и вычислителя (соответственно Ураган-5В и Ураган-5Д) на высоту 20 км должен был мощный высотный ТРДФ, на роль которого подходили только Р15-300 разработанный в ОКБ-300 С.К. Туманского для сверхтяжелых "беспилотников" Ту-121 и Ту-123, а также АЛ-7Ф разработки А.М. Люльки. Все три компонента системы, несмотря на свою перспективность, к концу 50-х были не вполне реализованы, что, в конечном счете, сыграло роковую роль в судьбе будущих перехватчиков.
Крылья для "Урагана"
Основными проектантами выступили ОКБ П.И. Сухого и А.И. Микояна. Детищем первого бюро стал "мертворожденный" Т-37. Оборудованный двигателем Р15-300 и ракетами К-9-51 он так и не поднялся в воздух. ОКБ Микояна начало свой путь с перехватчика И-75 и закончила его принятием на вооружение МиГ-25. Промежуточными звеньями в этом процессе выступили экспериментальные тяжелые перехватчики Е-150, Е-151 и Е-152. Сходные по компоновке с МиГ-21, эти машины (кроме двухдвигательного Е-152А) имели общую силовую установку на базе Р15-300 и, в отличии от строевого истребителя, обладали почти вдвое большей массой и размерами. Последней машиной серии стал Е-152М. Перехватчик создавался путем переделки и усовершенствования Е-152-2. На идентичном самолете (первом летном экземпляре, Е-152-1) в 1962 г. был установлен ряд мировых рекордов включающих рекорд скорости по замкнутому 100 км маршруту (средняя скорость 2401 км/ч), абсолютный рекорд средней скорости (2681,7 км/ч, в одном из заходов самолёт развил скорость свыше 3000 км/ч) и мировой рекорд высоты горизонтального полёта (22670 м). В числе изменений внесенных в Е-152М были, главным образом, установка "скоростного" фонаря без переплета, трех дополнительных топливных баков в увеличенный гаргрот, а также улучшенного двигателя Р15Б-300 со значительно увеличенным моторесурсом и тягой на форсаже до 10,210 кгс. После небольшой серии тестовых полетов, сопровождающихся проблемами с двигателями и направляющими для пуска ракет К-80 в сумме с затянувшейся доводкой Урагана, проект был закрыт, а самолет под обозначением Е-166 передан в экспозицию Центрального музея ВВС.
Эстетика
Скажу прямо, я считаю Е-152 не только выдающейся (с этим тяжело поспорить), но и красивой машиной. В его облике и компоновке выражено стремление развить как можно более высокие показатели скорости и потолка полета: мощный ТРДФ, крылья небольшой площади со сверхтонким профилем, оригинальный отклоненный вниз (для сверхзвуковых стратосферных маршевых полетов на положительных углах атаки) многоскачковый осесимметричный воздухозаборник с подвижной обечайкой. Кроме того, изумляет скоростная культура, выдержанная в конструкции самолета. В нем нет ни единой лишней выступающей детали и заклепки, а количество дополнительных воздухозаборников, негативно влияющих на аэродинамику самолета, сведено к абсолютному минимуму. Сами воздухозаборники, при этом, удачно размещены в корне нижнего киля, что еще больше снижало их сопротивление путем устранения эффекта аэродинамической тени. Погоня за скоростью, как не парадоксально, впоследствии сыграла злую шутку с машиной. В ОКБ Микояна категорически не желали использовать классические пилоны с направляющими для ракет, вместо этого применив направляющие малой площади на концах крыльев. Идеальные с точки зрения аэродинамики эти направляющие оказались плохо приспособленными для тяжелых ракет, которые сходили с них со значительной дивергенцией. Эксперименты с еще более экзотическими решениями, сочетающими короткие направляющие и с отогнутые вверх законцовки крыльев, не дали заметных положительных результатов.
Модель
Пару лет назад фирма "Моделсвит" анонсировала серию моделей экспериментальных перехватчиков Е-150, Е-152-1, Е-152А и Е-152М в масштабе 1/72. Я остановил свой выбор на последней модификации. Он был продиктован фактом наличия реального прототипа - E-166, что означало возможность постройки максимально копийной модели.
Немного о наборе (MSVIT72030). Модель мне, в целом, понравилась; я оценил бы ее на 4 из 5. Вместе с хорошей проработкой поверхности (тонкая расшивка, внимание к деталям) ее главным достоинством является геометрическое соответствие оригиналу (если быть более точным - соответствие чертежам В. Климова по которым она, очевидно, изготавливалась). Нужно отметить детализированное кресло пилота, переднюю стойку шасси и грамотно выполненную кабину с воздухозаборником, конструктционно повторяющие таковые у оригинала. Вместе с тем, не обошлось без проблем. Членение деталей не всегда четкое и требует подгонки/шпаклевки. Крылья и хвостовое оперение крепится непосредственно к поверхности корпуса и решение задачи их правильного размещения и ориентации относительно корпуса и друг друга полностью зависит от степени кривизны рук моделиста. Также обескураживает хвостовое оперение. Здесь логику Моделсвита я вообще не понял: киль и стабилизаторы, к примеру, собираются из двух деталей. Это основная деталь, составляющая большую часть поверхности, и вставляющаяся в нее меньшая деталь. Стыкуемость у них, прямо скажем, не очень. Между деталями непременно будет шов, а без допилки и подгонки еще и ступень. И если, в случае со стабилизаторами, эти дефекты возникают на плоской поверхности, то в случае с килем шов проходит по сложной поверхности изобилующей деталями. Возня с ним займет много времени. Да и в целом доведение модели потребует терпения, времени, шкурки и шпаклевки. У меня на это ушло два месяца, но я доволен результатом.
Постройка
Для своей модели я приобрел воздухозаборник и трубки Пито от Miniworld (A7255) и двигатель Р15Б-300 от Amigo Models (72015-2). Оба замечательных набора преображают модель и делают ее более копийной. Кроме этого в модель были внесены следующие изменения:
- переделана кабина пилота (изменил катапультируемое кресло, добавил агрегаты на задней стенке кабины, боковые панели и сектор газа, изготовил новый прицел и связанное с ним оборудование, включая экран радара и пр.);
- детализировано переднее шасси и его ниша (добавлены трубопроводы и проводка, ограничитель гидроцилиндра амортизатора, тормозной барабан, канавки на шине и пр.).
- заново изготовлены задние стойки шасси и связанные с ними агрегаты (кроме тяг механизации щитков; их я взял из "изкоробочного" набора фототравления);
- переделаны задние колеса (добавлены канавки на шинах и углубления на внутренних дисках);
- добавлены агрегаты ниш основных шасси;
- заново изготовлены крышки шасси, крыльевые кили, направляющие для ракет и тормозной щиток с гидроцилиндрами, а также днище корпуса под щитком. Щиток показан в стояночном положении (половинное выдвижение);
- переделан нижний киль (утончен, изменена форма в профиль, добавлена расшивка и некоторые детали, имитированы боковые воздухозаборники в корне киля);
- добавлена клепка, измена неверно выполненная расшивка (к примеру, в случаях когда она не соответствовала прототипу и/или была нанесена симметрично на левой и правой стороне крыльев и киля);
- переделаны окна и створки перепуска (на модели показаны условно и симметрично, как к слову, и на чертежах В. Климова);
- добавлены детали поверхности корпуса (ручка открывания фонаря, ниши механизации стабилизаторов и тяги к ним, приемники давления на киле).
Модель окрашивалась акрилом Tamiya, двигатели - Акан, алюминиевые и стальные поверхности - металлайзерами Mr. Metal Color от Mr. Hobby. При подборе цветов я ориентировался, главным образом, на сохранившиеся фотографии и экземпляр из Монино. Цветовая схема, предлагаемая Моделсвитом, не вполне корректна и подробна. К примеру, производитель рекомендует окрашивать панель приборов в изумрудный, хотя, в действительности, она была черной. Радиопрозрачные элементы обшивки и диски колес я окрасил тамно-зеленым полагаясь на фотографии оригинальной машины (цвета на фото воспроизведены не вполне корректно, но сравнение тоном корпуса и окружающим пейзажем указывает на темно-зеленый цвет). Кроме того, диски колес музейного экземпляра также окрашены темно-зеленой краской, соответствующей цвету дисков и радиопрозрачных деталей на фото Е-152М. Конус воздухозаборника показан на модели полуматовым, как у оригинальной машины, а не матовым, как у строевых МиГов.
Заодно с моделью изготовил (фактически заново, т.к. детали из набора имели слишком толстые стабилизаторы и не вполне верные корпуса) и покрасил ракеты, но после некоторых раздумий решил их не устанавливать, в основном из эстетических соображений (крупные К-80 на законцовках, по моему мнению, несколько портили внешний вид "ракеты с крыльями").
Всем спасибо за внимание и конструктивную критику.
Цитата: Очень понравилась модель! Редко смотрю 72й масштаб, так как считаю его весьма мелким, ну и ... Однако здесь совершенно не ощущается этот масштаб. Кажется, что модель сделана в более крупном масштабе. И прекрасно модель показана. Смотришь и получаешь удовольствие! 5+
Большое спасибо, Виктор. Рад что мне удалось показать Вам что-то интересное. Опытных моделистов, как правило, нелегко заинтересовать. Еще раз спасибо за комментарий и оценку.
Цитата: Ууух! Класс! С таким подходом и кабину было бы не грех открыть. Жаль не видно красоты в закрытый фонарь. Очень понравился аппарат.
Андрей, спасибо за комментарий и оценку модели. Да, Вы совершенно правы - крошечный фонарь полностью скрыл всю детализацию кабины пилота. Но я решил все-таки его закрыть. На это были три причины. Во-первых, открытый фонарь значительно изменял обводы машины, ее силуэт, а этого мне не хотелось. Во-вторых, у меня было мало данных о механизме подъема, отстрела (это тяжеленная, опрокидывающаяся вверх и вперед конструкция наполовину из массивного жаропрочного стекла) и агрегатах запирания фонаря. В-третьих, на модели эта деталь, конечно, толстовата. Спиливанием лишнего пластика обойтись было нельзя. Пришлось бы выдавливать новый фонарь. Я думал об этом, но в последний момент, как водится, передумал.
Модель очень понравилась! Редкое сочетание достоинств и минимума "художественного подхода". С описаниями и объяснениями, на мой взгляд, слегка перебор. Специалисты это и так знают, а дилетанты всё равно не поймут.
Цитата: Модель очень понравилась! Редкое сочетание достоинств и минимума "художественного подхода". С описаниями и объяснениями, на мой взгляд, слегка перебор. Специалисты это и так знают, а дилетанты всё равно не поймут.
Спасибо за комментарий и выраженные соображения. Делая описание я старался рассказать об этом самолете в историческом контексте. Краткость, к сожалению, сестра не моего таланта (хотя я и пытался писать сжато). Все-таки хочется надеяться что благодаря моим усилиям кто-то узнал что-то новое. А "специалисты" вспомнили некоторые позабытые детали.
Отличная модель, очень понравилась! единственно с креслом промах, на нем не КК-2 что в наборе моделсвит дает, а более новое СК стояло. А инфу на него где черпали если не секрет, тоже лежат серия Е-152.
Цитата: Отличная модель, очень понравилась! единственно с креслом промах, на нем не КК-2 что в наборе моделсвит дает, а более новое СК стояло. А инфу на него где черпали если не секрет, тоже лежат серия Е-152.
Здравствуйте, Игорь. Спасибо за оценку. Кабину я собирал первым делом и на то время информации у меня было не так много. Сейчас, наверное, купил бы смоляное. Или, на худой конец, сделал бы сам (я там и так кучу всего сделал, деталью больше - деталью меньше не так и важно). Насчет информации. Самое сложное это, конечно же, кабина пилота. К сожалению, фотографий кабины музейного экземпляра нет. Есть одно фото, показывающее консоль с прицелом сверху. По нему и еще нескольким фото я воспроизводил эти элементы. Приборная панель. На коробке Modelsvit показал покрашенную модель с приборной панелью изумрудного цвета. Это неверно. У Е-152 она была черного цвета. Также декаль неверно воспроизводит приборы. Ее нужно переделать. В общем, самая подробная информация есть в руководстве к виртуальной модели самолета, выполненной Йозефом Чепеком (https://dcn44dt-okb-eee.webnode.cz/) для Microsoft Flight Simulator (кстати, если интересно, скачайте игру и его модель - он неплохо реализовал Е-152 https://www.avsim.su/f/fs2004-originalnie-samoleti-40/mig-e152-m-dlya-fs-2004-fsx-22000.html). Есть еще много деталей и вопросов и много информации. Так всего не опишешь. Для внешнего вида есть хорошие walkground'ы Е-166. Игорь, я буду рад если вы построите хорошую модель и покажите ее общественности. Чтобы упростить Вам жизнь (даже не спрашивайте как я вышел на модель Чепека и сколько времени мне это стоило) я могу выслать всю инфу Вам.
Комментарии
47 лет
На сайте с 30.06.2012
И работа и прототип интересный !
53 года
На сайте с 02.06.2013
На сайте с 31.10.2019
шикарно сделано и показано!
Спасибо за Ваш комментарий!
На сайте с 31.10.2019
мне добавить нечего - на отлично !
Спасибо!
На сайте с 31.10.2019
Круто смотрится!
Большое спасибо!
На сайте с 31.10.2019
Отменно! Аккуратно и дотошно. Очень понравилась работа
С уважением,
Игорь
Большое спасибо, Игорь, за Вашу оценку
На сайте с 31.10.2019
Красив, просто здорово!
Спасибо!
На сайте с 31.10.2019
Для такого масштаба сработано просто классно!
Спасибо. Модель, в целом, располагала к детализации.
На сайте с 31.10.2019
Очень понравилась модель! Редко смотрю 72й масштаб, так как считаю его весьма мелким, ну и ... Однако здесь совершенно не ощущается этот масштаб. Кажется, что модель сделана в более крупном масштабе. И прекрасно модель показана. Смотришь и получаешь удовольствие! 5+
Большое спасибо, Виктор. Рад что мне удалось показать Вам что-то интересное. Опытных моделистов, как правило, нелегко заинтересовать. Еще раз спасибо за комментарий и оценку.
На сайте с 31.10.2019
Класс !!!
И работа и прототип интересный !
Большое спасибо! Прототип очень интересный. Согласен.
На сайте с 31.10.2019
Ууух! Класс! С таким подходом и кабину было бы не грех открыть. Жаль не видно красоты в закрытый фонарь. Очень понравился аппарат.
Андрей, спасибо за комментарий и оценку модели. Да, Вы совершенно правы - крошечный фонарь полностью скрыл всю детализацию кабины пилота. Но я решил все-таки его закрыть. На это были три причины. Во-первых, открытый фонарь значительно изменял обводы машины, ее силуэт, а этого мне не хотелось. Во-вторых, у меня было мало данных о механизме подъема, отстрела (это тяжеленная, опрокидывающаяся вверх и вперед конструкция наполовину из массивного жаропрочного стекла) и агрегатах запирания фонаря. В-третьих, на модели эта деталь, конечно, толстовата. Спиливанием лишнего пластика обойтись было нельзя. Пришлось бы выдавливать новый фонарь. Я думал об этом, но в последний момент, как водится, передумал.
63 года
На сайте с 05.06.2016
На сайте с 31.10.2019
Модель очень понравилась! Редкое сочетание достоинств и минимума "художественного подхода". С описаниями и объяснениями, на мой взгляд, слегка перебор. Специалисты это и так знают, а дилетанты всё равно не поймут.
Спасибо за комментарий и выраженные соображения. Делая описание я старался рассказать об этом самолете в историческом контексте. Краткость, к сожалению, сестра не моего таланта (хотя я и пытался писать сжато). Все-таки хочется надеяться что благодаря моим усилиям кто-то узнал что-то новое. А "специалисты" вспомнили некоторые позабытые детали.
На сайте с 16.03.2012
На сайте с 31.10.2019
Классная работа. Серьезный подход. Модель очень понравилась.
Большое спасибо, Евгений. Рад что понравилась.
45 лет
На сайте с 21.10.2017
Очень эффектно!
Отличная работа.
+1. Прибрал в избранное.
На сайте с 02.08.2010
На сайте с 31.10.2019
Цитата:Очень эффектно!
Отличная работа.
+1. Прибрал в избранное.
Спасибо!
На сайте с 31.10.2019
Отличная модель, очень понравилась! единственно с креслом промах, на нем не КК-2 что в наборе моделсвит дает, а более новое СК стояло. А инфу на него где черпали если не секрет, тоже лежат серия Е-152.
Здравствуйте, Игорь. Спасибо за оценку. Кабину я собирал первым делом и на то время информации у меня было не так много. Сейчас, наверное, купил бы смоляное. Или, на худой конец, сделал бы сам (я там и так кучу всего сделал, деталью больше - деталью меньше не так и важно). Насчет информации. Самое сложное это, конечно же, кабина пилота. К сожалению, фотографий кабины музейного экземпляра нет. Есть одно фото, показывающее консоль с прицелом сверху. По нему и еще нескольким фото я воспроизводил эти элементы. Приборная панель. На коробке Modelsvit показал покрашенную модель с приборной панелью изумрудного цвета. Это неверно. У Е-152 она была черного цвета. Также декаль неверно воспроизводит приборы. Ее нужно переделать. В общем, самая подробная информация есть в руководстве к виртуальной модели самолета, выполненной Йозефом Чепеком (https://dcn44dt-okb-eee.webnode.cz/) для Microsoft Flight Simulator (кстати, если интересно, скачайте игру и его модель - он неплохо реализовал Е-152 https://www.avsim.su/f/fs2004-originalnie-samoleti-40/mig-e152-m-dlya-fs-2004-fsx-22000.html). Есть еще много деталей и вопросов и много информации. Так всего не опишешь. Для внешнего вида есть хорошие walkground'ы Е-166. Игорь, я буду рад если вы построите хорошую модель и покажите ее общественности. Чтобы упростить Вам жизнь (даже не спрашивайте как я вышел на модель Чепека и сколько времени мне это стоило) я могу выслать всю инфу Вам.
36 лет
На сайте с 01.09.2014
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий