Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Доброго времени суток уважаемые коллеги!
Представляю заключительный на текущий момент обзор наборов для постройки деревянных корабликов. Сегодня это будет набор для строительства знаменитого русского брига «Меркурий» от итальянской компании Amati.
Я думаю, что большинство судомоделистов, интересующихся историей парусных кораблей русского военно-морского флота, знают о героическом сражении экипажа 20-пушечного брига «Меркурий» с двумя кораблями турецкой эскадры: 110-пушечным линейным кораблем "Селимие" и 74-пушечным линейным кораблем "Реал-бей", во время очередной русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Вместе с тем, перед представлением набора, хотелось бы дать некоторое техническое и историческое описание этого славного корабля.
Бриг русского флота «Меркурий» был заложен на Севастопольской верфи 28 января (9 февраля) 1819 года и спущен на воду 7 (19) мая 1820 года. Строительство велось под руководством известного корабельного мастера Ивана Яковлевича Осминина. Судно предназначалось для охраны Кавказского побережья, несения дозорной службы и разведки. В качестве материала для постройки «Меркурия» был использован крымский дуб. Своё имя бриг получил в честь катера «Меркурий», отличившегося во время русско-шведской войны 1788-1790 гг. под командованием капитан-лейтенанта Р.В. Кроуна. Этот катер 29 апреля (10 мая) 1789 года атаковал и сумел захватить в плен шведский 12-пушечный тендер «Снапоп», а 21 мая (1 июня) 1789 года захватил шведский 44-пушечный фрегат «Венус». Размерности брига: водоизмещение – 445 т, длина между перпендикулярами – 28,65 м, ширина по мидельшпангоуту – 9,7 м, осадка – 2,9 м, общая площадь парусов – 856 м2, экипаж составлял 115 офицеров и матросов. Вооружение брига состояло из восемнадцати 24-фунтовых карронад для ближнего боя и двух переносных 3-фунтовых пушек, имевших большую дальность стрельбы. «Меркурий» отличался от других бригов русского флота меньшей осадкой и оснащением вёслами (по семь вёсел с каждого борта). Гребли этими вёслами стоя. Бриг был остойчив и хорошо держал высокую волну, однако, в тихую погоду грузнел.
После вхождения в состав флота в 1820 - 1827 годах «Меркурий» находился в походах по Чёрному морю, занимаясь боевой подготовкой и выполняя отдельные приказания командования. С началом русско-турецкой войны 1828 - 1829 годов «Меркурий» участвовал во взятии Черноморским флотом крепостей Анапа, Варна, Бургас, Сизополь. В первой половине мая 1828 года «Меркурий» принял участие в захвате двух турецких транспортов с десантом. 24 июля (5 августа) 1828 года совместно с пароходом «Метеор» сопровождал из Варны в Одессу фрегат «Флора» с императором Николаем I на борту. 14 (26) мая 1829 года бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Александра Ивановича Казарского принял неравный бой с двумя турецкими линейными кораблями, из которого вышел победителем - бригу удалось нанести турецким кораблям повреждения, вынудившие их выйти из боя и прекратить преследование. Получив сильные повреждения, «Меркурий» не принимал участия в военных походах 1830 -1831 годов, а с 1832 по 1836 находился в Севастопольском адмиралтействе на капитальном ремонте. В кампаниях 1837 - 1853 годов бриг участвовал в высадках десантов и патрулировании кавказского побережья. Во время обороны Севастополя в 1855 году корпус «Меркурия» использовался в качестве понтона при наведении моста через Южную бухту, а в 1856 году его отбуксировали в Николаев, где некоторое время использовали в качестве плавучего склада. В 1857 году бриг «Меркурий» по причине крайней ветхости был исключён из списков флота и разобран.
Победа брига «Меркурий» в бою с двумя турецкими линейными кораблями — один из ярчайших эпизодов русско-турецкой войны, демонстрирующий силу духа, отвагу и мастерство русских моряков. Далее приведу описание этого морского боя.
В мае 1829 года три русских корабля: 44-пушечный фрегат "Штандарт", 20-пушечный бриг "Орфей" и 20-пушечный бриг "Меркурий" крейсировали у выхода из пролива Босфор. Командовал отрядом кораблей капитан-лейтенант П.Я. Сахновский (фрегат "Штандарт"). На рассвете 14 мая 1829 года от Босфора отошел турецкий флот в составе 6 линейных кораблей, 2 фрегатов, 2 корветов, 1 брига, 3 тендеров. Неприятельская эскадра, заметив русские корабли, пустилась за ними в погоню. На "Штандарте" был поднят сигнал: "Избрать каждому курс, каким судно имеет преимущественный ход", после чего более быстроходные "Штандарт" и "Орфей" быстро вырвались вперед, а тихоходный "Меркурий" стал отставать. К 14 часам дня корабли неприятеля - 110-пушечный линейный корабль "Селимие" и 74-пушечный линейный корабль "Реал-бей" уже начали настигать "Меркурий". Видя невозможность уклониться от неравного боя, А.И. Казарский собрал совет из офицеров. Шансы на спасение у "Меркурия" были ничтожны (20 орудий против 184), практически не оставалось надежды на благополучный исход боя, в неизбежности которого уже никто не сомневался.
Как пишет А.И. Казарский в своем рапорте командующему Черноморским флотом адмиралу А.С. Грейгу от 14 мая 1829 года, первым попросили высказаться поручика корпуса штурманов Прокофьева, который предложил: "Взорвать бриг, когда он будет доведен до крайности". Далее Казанский продолжает: "Вследствие этого мнения, принятого всеми единогласно, было положено защищаться до последней возможности и если будет сбит рангоут, или откроется большая течь, тогда схватиться с ближайшим неприятельским кораблем, и тот офицер, который остается в живых, должен зажечь крюйт-камеру, для чего был положен на шпиль пистолет". Казарский также обратился к нижним чинам и объяснил им, "чего ожидает от них Государь и чего требует честь императорского флага, нашел в команде те же чувства, как и в офицерах: все единогласно объявили, что будут до конца верны своему долгу и присяге". Успокоенный таким общим единодушием, он приказывает: "Прекратить действие веслами, поставить людей к пушкам, сбросить в море ял, висевший за кормой, и открыть огонь из ретирадных портов". Казарский прекрасно знал слабые и сильные стороны своего корабля, бриг был тяжел на ходу, спасти его могли только искусное маневрирование и меткость канониров.
В течение получаса "Меркурий", маневрируя, умело уклонялся от залпов неприятельских кораблей, но потом был поставлен между обоими кораблями, и с линейного корабля капудан-паши "Селимие" закричали по-русски: "Сдавайся! И убирай паруса".Ответом на это с "Меркурия" были залп всей артиллерией и дружный ружейный огонь. Оба турецких корабля, сдавшись к корме брига, открыли по нем непрерывную канонаду ядрами, книпелями и брандскугелями. На "Меркурии" возник пожар, который, к счастью, удалось потушить. Между тем метким огнем канониров брига был поврежден гротовый рангоут стопушечного турецкого корабля "Селимие", что заставило его лечь в дрейф. Другой корабль, 74-пушечный "Реал-бей" под флагом младшего флагмана продолжал преследование, переменяя галсы под кормой брига, и бил его продольными выстрелами, которых никакими движениями невозможно было избежать.
"Меркурий" отстреливался, и счастливым выстрелом канонирам брига удалось перебить у неприятеля нок-фор-марс-рею, падение которой увлекло за собой лисели. Эти повреждения лишили "Реал-бей" возможности продолжать сражение и в половине шестого он прекратил бой. Как писал в своем рапорте А.И. Казарский: "Урон в команде брига состоялся из четырех убитых и шести раненых нижних чинов. Пробоин в корпусе оказалось 22, повреждений в рангоуте 16, в парусах 133 и в такелаже 148; сверх того разбиты гребные суда и повреждена карронада". Сам Казарский во время боя получил контузию головы, но, несмотря на это, оставался на мостике и руководил боем. В заключении он пишет, что "не находит слов для описания храбрости, самоотверженности и точности в исполнении своих обязанностей, какие были оказаны всеми вообще офицерами и нижними чинами в продолжение этого трехчасового сражения, не представлявшего никакой совершенно надежды на спасение, и что только такому достойному удивления духу экипажа и милости Божией должно приписать спасение судна и флага Его Императорского Величества".
За этот бой командир и экипаж брига "Меркурий" были награждены указом императора Николая I. "В воздаяние блистательного подвига брига "Меркурий", вышедшаго победителем из беспримернаго боя 14 мая им выдержанного противу двух турецких кораблей, Государь Император всемилостивейше пожаловать соизволил: командира капитан-лейтенанта Казарского в капитаны 2 ранга, с назначением флигель-адъютантом к Его Императорскому Величеству, и сверх того кавалером ордена св. Георгия 4 класса; лейтенантов Скорятина и Новосильского, мичмана Притупова и поручика корпуса флотских штурманов Прокофьева следующими чинами, и первых орденами св. Владимира 4 степени, а Прокофьева, как предложившаго мужественный совет взорвать бриг, орденом св. Георгия 4 класса. Всем нижним чинам знаки отличия военного ордена. Всем вообще, как офицерам, так и нижним чинам, в пожизненный пенсион двойной оклад жалованья по окладу, какой они получали до настоящего времени. Вместе с тем Его Императорское Величество соизволил отличить и самый бриг, пожалованием на оный Георгиевскаго флага. А дабы увековечить в роде сих офицеров память примерной их храбрости и мужественной решимости на очевидную гибель, Государь Император соизволил повелеть, чтобы пистолет, как оружие избранное ими для взорвания на воздух при невозможности продолжать оборону, был внесен в гербы их" ("Морской сборник" № 6-1850 г., с. 493-494).
Кроме награждений указ императора Николая I повелевал: "...Мы желаем, дабы память безпримернаго дела сего сохранилась до позднейших времен, вследствие сего повелеваем вам распорядиться: когда бриг сей приходит в неспособность продолжать более служение на море, построить по одному с ним чертежу и совершенным с ним сходством во всем другое такое же судно, приписав к тому же экипажу, наименовать его "Меркурий", на который перенести и пожалованный флаг с вымпелом; когда же и сие судно станет приходить в ветхость, заменить его другим новым, по тому же чертежу построенным, продолжая сие таким образом до времен позднейших. Мы желаем, дабы память знаменитых заслуг команды брига "Меркурий" и его командира никогда во флоте не исчезала а, переходя из рода в род на вечныя времена, служила примером потомству".
Имя брига было сохранено в русском флоте с передачей вновь названному кораблю кормового Георгиевского флага. Три корабля Черноморского флота поочередно носили название "Память Меркурия": в 1865 году — корвет, а в 1883 и 1907 годах — крейсера. После этого в русском и советском военно-морском флоте не было военного корабля, названного в честь брига, но в начале 2019 года строящийся корвет проекта 20386 получил имя «Меркурий» (судостроительный завод «Северная верфь» г. Санкт-Петербург, заложен 28.10.2016, предполагаемая дата спуска - май 2021 года).
В 1834 году на Матросском бульваре Севастополя по инициативе адмирала М.П. Лазарева на средства, собранные моряками, был заложен памятник бригу "Меркурий" и его командиру. Памятник открыли в 1839 году. Автор проекта - академик архитектуры А.П. Брюллов. В 1954 году в честь А.И. Казарского была названа улица в Нахимовском районе Севастополя, кроме того, в его честь назван переулок в Ленинском районе Николаева. В 2019 году бюсты А.И. Казарского были установлены в Севастопольком Доме Офицеров и в Черноморском ВВМУ им. П.С. Нахимова (г.Севастополь).
В Крыму на мысе Херсонес кинорежиссер Юрий Кара приступает к съемкам исторического фильма по книге севастопольского писателя Геннадия Черкашина "Меркурий" - бриг российский". Эта лента планируется к запуску в апреле 2021 года. Специалисты верфи исторического судостроения "Полтава" (г.Санкт-Петербург) построят точную копию двухмачтового военного корабля "Меркурий". Полноразмерную действующую копию парусного корабля построят по оригинальным чертежам брига. По окончанию съёмок судно будет использоваться как учебное для курсантов военно-морских училищ.
После столь пространного вступления перехожу, наконец, непосредственно к описанию набора брига "Меркурий" от компании Amati (Италия). Данный набор представляет собой уникальный случай разработки одной из ведущих западных компаний исторической модели русского парусника. Дело не в том, что в Российской Империи не было достойных кораблей с героической историей, а в том, что там разрабатываются наборы моделей западных парусников для западного же рынка, с их историей, где, зачастую, наши победы – это их поражения. Несмотря на указанные обстоятельства, итальянская компания Amati в элитной серии Victory Models выпустила, на мой взгляд, очень хороший по качеству материалов и чертежей набор русского брига «Меркурий».
Коробка из плотного качественного картона с великолепной полиграфией, отражающей модель корабля и репродукции картин русских художников, изображающих моменты сражения брига «Меркурий» с двумя турецкими кораблями. Содержимое набора уложено в коробку аккуратно, плотно, упаковано в контейнеры и пластиковые пакеты. Amati предлагает наборную конструкцию корпуса, выполненную из вырезанных лазером каркасных деталей МДФ, что в отличие от фанеры обеспечивает отсутствие пропеллерности, необходимую толщину и легкость при дальнейшей обработке. Полноценная двойная обшивка выполняется из реек липы и темного ореха.
В данном наборе Amati впервые применила технологию лазерного нанесения рисунка настила палубы с прорисовкой всех врезок, ватервейса, люков, правильных изгибов и заужений реек настила. Причем лазерная гравировка настила выполнена и на нижней палубе брига. Фальшборта даны уже с прорезанными пушечными и весельными портами, что облегчает сборку модели. Отличный многослойный декор боковых и кормовой галерей выполнен фототравлением из нескольких деталей, включая и герб Российской Империи.
Качественную сборочную инструкцию на итальянском и английском языках дополняет комплект из семнадцати листов отличных чертежей формата А1, из которых двенадцать (!) относятся к изготовлению и установке рангоута и проводке нитей такелажа. Набор мной приобретался на «Верфи на столе», специалисты которой выполнили перевод на русский язык инструкции по сборке модели парусника, дополнив ее своими советами и комментариями.
В наборе хорошо проработаны палубные элементы, люки, решетки, шпиль. Ниже ватерлинии корпус брига обшивается прилагаемыми в наборе медными листами, причем медная обшивка высокого качества, с имитацией гвоздей, отдельно для левого и правого борта. Теме медной обшивки посвящена целая глава в инструкции по сборке. Кроме того, на модели штатно выполнен механизм движения руля от штурвала, т.е. при повороте штурвала через систему блоков будет поворачиваться и руль.
Вооружение модели брига "Меркурий" состоит из 18 карронад, каждая из которых устанавливается на деревянном станке, состоящем из более чем десятка деревянных и фототравленных латунных деталей. Как и карронады, две пушки брига крепятся на станках из дерева. Особо выделяются наборные шлюпки (барказ и катер): каждая шлюпка является небольшим полноценным проектом, собираются они на наборном корпусе, имеют две обшивки из реек ореха шириной 2 мм, на шлюпках выполняется настил, крепятся банки, делаются уключины, ставятся весла и якорь-кошка. При желании меньшую из шлюпок можно или подвесить сзади брига на кран-балках, или поставить сверху барказа на специальных киль-блоках, кроме того, нужно сделать и разместить у шлюпок запасные рангоутные деревья.
Компания Amati только к этой модели подготовила и прикладывает идеальные скругленные одно-, двух- и трехшкивные блоки из груши. Для рангоута даны круглые заготовки из темного ореха, а для такелажа нити двух цветов и нескольких диаметров. Завершают модель Андреевские флаги.
Amati предлагает модель брига «Меркурий», как чисто рангоутную модель, паруса и их установка не отражены ни в чертежах, ни в инструкции по сборке, соответственно, в наборе отсутствует материал для парусов и нет выкроек. После покупки набора мне захотелось сделать модель все-таки с парусами, поэтому приобрел дополнительно комплект из 12 отличных профессиональных парусов на бриг «Меркурий» от великолепного мастера Олега Серегина из Ульяновска https://www.shipmodeling.ru/phpbb/viewtopic.php?f=51&t=70534.
Носовая фигура бога Меркурия, предлагаемая Amati, является отливкой из светлого металла, к сожалению, не высокого качества, после некоторых размышлений и поисков остановился на работах великолепного мастера из Беларуси, который в ручную в нужном масштабе вырезал Меркурия из груши по сохранившемуся изображению носовой фигуры, снятой с брига https://www.shipmodeling.ru/phpbb/viewtopic.php?f=15&t=6181&start=150.
В целом набор от Amati получился, на мой взгляд, очень хорошим, одним из лучших в линейке наборов у итальянцев, одного из лидеров в корабельном коробочном деле на текущий момент. Недостатки конечно есть, но они рабочие, характерные для всех наборов. Да, конечно, можно спорить до хрипоты, что чертежи Некрасова, взятые за основу Amati, не точны, что итальянцы не так, как надо спроектировали боковые галереи и гальюн, что окраска фальшбортов снаружи и внутри не соответствует прототипу, что карронады не такие и такелаж не такой, что появилась в два раза дешевле более точная альтернатива от Эскадры и т.д. и т.п. На мой взгляд, не бывает идеальных наборов, как не бывает идеальных людей, и при желании можно строить с нуля и совершенствовать свой кораблик до бесконечности. Но любой реальный выбор – это компромисс. Мой выбор – набор брига «Меркурий» от итальянской компании Amati. Рекомендую.
Цитата: После этого в русском и советском военно-морском флоте не было корабля, названного в честь брига А вот тут Вы ошибаетесь. В 1968-1990 годах в составе ЧФ числилось малое гидрографическое судно "Память Меркурия".
Красивая статья и прекрасная модель, спасибо!
С детства был восхищен этим подвигом, строил Меркурий в 80-ых, к сожалению, не сохранил...
Кстати, не так давно в Москве была выставка Айвазовского, там с удивлением увидел еще одну картину великого художника, посвященную этому бригу, когда он после боя подходит к своей эскадре. Не знал о ней.
Цитата: Цитата:После этого в русском и советском военно-морском флоте не было корабля, названного в честь брига А вот тут Вы ошибаетесь. В 1968-1990 годах в составе ЧФ числилось малое гидрографическое судно "Память Меркурия".
Именно так.
И еще
Крейсер «Память Меркурия" 1880 г.п.
Бронепалубный крейсер “Кагул” с 1907 был переименован в “Память Меркурия” и носил это имя до 1922 года, потом был переименован в “Коминтерн”.
Цитата: После этого в русском и советском военно-морском флоте не было корабля, названного в честь брига А вот тут Вы ошибаетесь. В 1968-1990 годах в составе ЧФ числилось малое гидрографическое судно "Память Меркурия".
Да, совершенно верно, было гидрографическое судно, но военного корабля, как хотел Николай I, к сожалению не было. Спасибо, подправил текст.
Цитата: И еще
Крейсер «Память Меркурия" 1880 г.п.
Бронепалубный крейсер “Кагул” с 1907 был переименован в “Память Меркурия” и носил это имя до 1922 года, потом был переименован в “Коминтерн”.
Об этих кораблях я и упоминул в описании.
Олег, СПАСИБО БОЛЬШОЕ за такой подробный обзор!!!!
Как раз пытаюсь его в 50-м масштабе, по возможности, по максимуму из подручных материалов пилить.....
Утянул обзор в избранные к себе.... :)))
Комментарии
На сайте с 04.12.2015
57 лет
На сайте с 14.06.2019
подставка из ДВП??
Похоже МДФ.
На сайте с 04.12.2015
57 лет
На сайте с 14.06.2019
за такую цену могли бы и красное дерево положить, спасибо за обзор!
Не всё, на мой взгляд, нужно мерить деньгами. Пожалуйста, старался.
Возраст неизвестен
На сайте с 16.10.2016
28 лет
На сайте с 22.03.2014
59 лет
На сайте с 18.07.2010
После этого в русском и советском военно-морском флоте не было корабля, названного в честь брига А вот тут Вы ошибаетесь. В 1968-1990 годах в составе ЧФ числилось малое гидрографическое судно "Память Меркурия".
53 года
На сайте с 20.05.2013
С детства был восхищен этим подвигом, строил Меркурий в 80-ых, к сожалению, не сохранил...
Кстати, не так давно в Москве была выставка Айвазовского, там с удивлением увидел еще одну картину великого художника, посвященную этому бригу, когда он после боя подходит к своей эскадре. Не знал о ней.
64 года
На сайте с 22.01.2011
Цитата:После этого в русском и советском военно-морском флоте не было корабля, названного в честь брига А вот тут Вы ошибаетесь. В 1968-1990 годах в составе ЧФ числилось малое гидрографическое судно "Память Меркурия".
Именно так.
И еще
Крейсер «Память Меркурия" 1880 г.п.
Бронепалубный крейсер “Кагул” с 1907 был переименован в “Память Меркурия” и носил это имя до 1922 года, потом был переименован в “Коминтерн”.
57 лет
На сайте с 14.06.2019
После этого в русском и советском военно-морском флоте не было корабля, названного в честь брига А вот тут Вы ошибаетесь. В 1968-1990 годах в составе ЧФ числилось малое гидрографическое судно "Память Меркурия".
Да, совершенно верно, было гидрографическое судно, но военного корабля, как хотел Николай I, к сожалению не было. Спасибо, подправил текст.
57 лет
На сайте с 14.06.2019
И еще
Крейсер «Память Меркурия" 1880 г.п.
Бронепалубный крейсер “Кагул” с 1907 был переименован в “Память Меркурия” и носил это имя до 1922 года, потом был переименован в “Коминтерн”.
Об этих кораблях я и упоминул в описании.
54 года
На сайте с 20.03.2011
Спасибо за подробный рассказ.
На сайте с 16.09.2013
Как раз пытаюсь его в 50-м масштабе, по возможности, по максимуму из подручных материалов пилить.....
Утянул обзор в избранные к себе.... :)))
57 лет
На сайте с 14.06.2019
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий