Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Приветствую уважаемое сообщество моделистов! Попробую рассказать вам свою историю постройки модели Ла-9 и как в процессе стройки она переросла в модификацию РД Если коснуться истории, то с 21 ноября 1947 г по 13 января 1948 г. проходил госиспытания серийный Ла-9 48210509 (Ла-9РД), оснащенный на 51-м заводе двумя автопульсирующими воздушно-реактивными двигателями РД-13 конструкции В.Н.Челомея. Ведущим летчиком-испытателем был И.М.Дзюба. На самолете изменили систему питания топливом, сняли бронеспинку, и две пушки НС-23, усилив конструкцию планера. Прирост скорости составил 70 км/ч. Летчик отмечал сильные вибрации и шум при включении ПуВРД. Подвеска ПуВРД ухудшала маневренные и взлетно-посадочные характеристики самолета. Запуск двигателей был ненадежным, резко снижалась продолжительность полета, усложнялась эксплуатация. Проведенные работы принесли пользу лишь при отработке прямоточных двигателей, предназначавшихся для установки на крылатые ракеты. Самолеты участвовали в воздушных парадах и неизменно своим грохотом производили сильное впечатление на публику. По свидетельству очевидцев в разных парадах участвовало от трех до девяти машин с ПуВРД. Кульминацией испытаний ПуВРД стал пролет девяти Ла-9РД летом 1947 г. на воздушном параде в Тушино. Пилотировали самолеты летчики-испытатели ГК НИИ ВВС В.И.Алексеенко. А.Г.Кубышкин. Л.М.Кувшинов, А.П.Манучаров. В.Г.Масич. Г.А.Седов, П.М.Стефановский, А.Г.Терентьев и В.П.Трофимов. Сама идея постройки зародилась после предложения сделать модель в 32 масштабе, и переросла в изготовление самой мастер-модели с расчетом изготовления также Ла-11. В работе, в основном, опирался на чертежи Н.Гордюкова, за неимением других более подробных, а также различные схемы, техническое описание, ну и помощь друзей. Приведя чертежи в свой масштаб выяснилось, что не без греха они, не сходились ниши шасси, пришлось весь этот узел сопоставлять с реальными фотографиями и рассчитывать новое положение ниш. Основными отличиями Ла-11 от девятки стало: капот с нижним радиатором и отсутствие последнего под фюзеляжем, стойка хвостовой опоры, и система подогрева носка крыла, тосчнее отверстия в крыле для функционирования этой системы. В настоящее время модели доступны в продаже под брендом LEM. Вкратце о содержимом коробки: Набор упакован в коробку из плотного картона с боковым изображением Ла-9, масштаба и названия фирмы изготовителя. Внутри представлены сами детали расфасованные в полиэтиленовую пленку с «пупырышками» исключающую повреждения при транспортировки, декаль на несколько вариантов в индивидуальном пакете и CD диск с документальными фотографиями прототипа и пошаговой фотосборкой. Модель отлита из полиуретановой смолы, кремового цвета, поверхность ровная без дефектов, расшивка аккуратная, показаны винты, клепки нет, недоливов нет. Членение выполнено следующим образом: половинки фюзеляжа с нишами шасси и кабиной пилота, капот с винтом, консоли, хвостовое оперение, стойки. Все стойки и подкосы армированные с расчетом на вес модели.
Кабина собирается моноблоком и вклеивается в фюзеляж, дается пленка с имитацией приборной доски, которую традиционно лучше сточить до приемлемой толщины, и прочее внутреннее убранство такое как бронеспинка, кресло, прицел и т.д. Фонарь дается в двух экземплярах. Ниша также вклеивается в фюзеляж, для ее установки необходимо доработать нижнюю часть фюзеляжа. Консоли сделаны полыми для облегчения конструкции, также в них делаются вырезы для установки ниш основных стоек шасси. Теперь что касается изготовления самой модели. Собрав и окрасив кабину, последняя была помещена на свое место, бронеспинка не устанавливалась, т.к. решено было построить модификацию РД, также был установлена самодельная антенна радиокомпаса в задней части кабины, что встречается на девятках и видно на фотографии прототипа. Сделаны вырезы под ниши шасси. Следует отметить, что все детали были снабжены самодельными штифтами из медной проволоки для надежности крепления. В процессе сборки переделал капот и пушечные порты, во-первых в мастер-модели сделал не совсем верно форму выреза, ну и в РД не было крайних пушек, их пришлось закрыть. Трудностей в сборке не возникло, все сошлось на «Ура», кое-где использовал шпатлевку. Добавил из алюминиевой фольги накладки на центроплане и люк на фюзеляже слева. Модель загрунтована черным грунтом Mr.Hobby для выявления мелких дефектов смолы, которые исправлены, затем отшлифована «совсем уставшей» наждачкой и окрашена. Слегка подтонирована, натянута антенна из нитки EZ Line. Мачты антенны традиционно выпилены из металла для живучести, просверлен ввод в задней части фонаря. Установлены БАНО от ЭЛЬФа, стяжные ленты на капоте из тойже фольги. Как говорил выше стойки армированные, только засверлить посадочные места в ниши и готово, подкосы створок основных стоек спаял из проволоки походящего диаметра. Декаль из набора отличного качества, тонкая и хорошо переводится без применения каких-либо вспомогательных жидкостей. В декале, кстати, предусмотрен бортовой номер «09» белый для борта И.М.Дзюбы. На капоте имеется характерный знак 21 завода, который мне сделал под заказ по моему эскизу Алексей Бацких за что ему респект. Автопульсирующие воздушно-реактивных двигателей РД-13 в данном наборе нет, я их добавлял уже по собственной инициативе, но при желании есть возможность приобрести целевой набор Ла-9РД этой же фирмы. Состоят они из трех частей: передней, центральной и сопла к каждому РД-13 идет пилон. Окрасил их под горелый металл, с оглядкой на фотографии. В целом модель оказалась желанной в ряду 32-го масштаба и при ее изготовлении получил массу позитива, чего и вам желаю, приятного просмотра.
Интересная модель в таком масштабе. Немного простовата для такого масштаба, но это смола, не пластик. Оригинально сделано заднее крепление РД. Слишком яркий низ. Можно было бы сделать направляющие фонаря и триммер на левом стабилизаторе. В целом, модель нравится!
Комментарии
69 лет
На сайте с 15.07.2010
59 лет
На сайте с 18.07.2010
На сайте с 14.12.2013
Впечатляет. И прототип любопытный. Цвет брюха показался очень уж пронзительным.
+1
46 лет
На сайте с 31.12.2011
48 лет
На сайте с 02.05.2012
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий