Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Всем привет. Представляю вашему вниманию модель бомбардировщика NВ-52А, использовавшегося в качестве носителя экспериментального гиперзвукового ракетоплана Х-15. В отличие от своих военных собратьев, NВ-52А и его дублёр NВ-52В, имели весьма живописный вид, особенно в начале 60-х гг., и бурную биографию, прослужив в NASA долгие годы в качестве средства запуска всевозможной экзотики от ракетоплана Х-15, лёгкой ракеты «Пегас» или радиоуправляемой модели истребителя F-15, до кабины F-111 с парашютом и системы спасения твердотопливных ускорителей Space Shuttle. Из всего множества схем исполнения и окраски я выбрал вариант NB-52А соответствующей конкретной дате: 3 ноября 1965 г., когда состоялся первый тренировочный полет модификации Х-15А-2 (борт 66671) без отделения от носителя, но со сбросом пустых подвесных топливных баков. Основой конверсии послужила доставшаяся мне, по случаю, более 15 лет назад модель B-52D от Monogram. Качество литья и деталировка типичная для моделей разработки 80-х гг.: хороший пластик и неплохая копийность, а также большой плюс – наружная расшивка, которую легко убрать и сделать как надо, но бедная деталировка и множество мелких утяжин. Размер В-52 72-м масштабе ещё тот: размах 78,2 см, длина 68,5 см. Работы с перерывами заняли более 4 лет. Из особенностей сборки следует отметить склейку консолей крыла, которым надо было придать изгиб вверх и крутку, хорошо заметные на фото Стратофортресса в полёте. Потребовали доработки и ниши крыльевых стоек, а также не совсем точно выполненные пилоны и сопла мотогондол. Основное время ушло на изготовление всякой мелочёвки, обеспечивающей реализм модели и доводку её поверхности под окраску. С учетом того, что NB-52А в молодости был цвета полированного алюминия, который предполагалось изобразить с помощью краски «Alclad 2», обладающей неприятным свойством делать видимыми мельчайшие риски, доводка поверхности включала шпаклёвку и шлифовку набором шкурок с уменьшающееся зернистостью, с попутным приданием крылу и оперению более-менее приличного аэродинамического профиля с последующей полировкой алмазными пастами и пастой ГОИ до зеркального блеска. После полировки в соответствии чертежами и фото были нанесены расшивка и множество мелких воздухозаборников и дренажных отверстий (в основном на нижней поверхности крыла) и восстановлены турбулизаторы, расположенные сверху на середине крыла, а также сверху и снизу стабилизатора перед рулями высоты. На модели они были выполнены неверно: слишком низкие и толстые, и установлены с одинаковым наклоном к потоку. Пришлось турбулизаторы делать заново (64 шт. на крыле и 128 на стабилизаторе) из тонкого полистирола. Для этого из крышки от сметаны были нарезаны бритвой квадратики размером ≈ 1 х 1 мм и поштучно приклеены циакрином «ёлочкой». Больше всего времени заняла деталировка отсеков шасси, которые в исходном состоянии были не только совершенно пустые, но и даже без торцовых стенок. Конечно, полностью скопировать содержимое отсека шасси Стратофортресса совершенно невозможно, поскольку изнутри, как видно из фото, отсек чем-то напоминает хозблок на садовом участке, куда навалом складывается на хранение все подряд. Но для общего впечатления наполнение отсека, хотя бы крупными элементами, просто обязательно. Такими элементами стали хорошо заметные бимсы треугольного сечения, окантовывающие отсеки снизу, упирающиеся в них мощные подкосы, фиксирующие узлы крепления стоек шасси и гидроцилиндров системы уборки; сами гидроцилиндры, фары и разводка гидравлики на стойках шасси, а также контейнеры с оборудованием, воздуховоды системы кондиционирования и дорожки из кабелей (собраны на листе фторопласта из луженой проволоки и склеены циакрином). Серьезной доработки потребовали фюзеляжные створки, которые в исходном состоянии слишком тонкие. Для имитации толщины по периметру модельной створки с внутренней стороны был наклеен бортик из тонкого полистирола переменной высоты, а всё образовавшееся пространство заполнено полиэфирной шпаклевкой с последующей шлифовкой и выборкой с помощью бора технологических ниш. Фюзеляжные работы завершились доработкой кормовой установки (вместо пулемётов установлен обтекатель), размещением в районе кабины антенн и трубок ПВД, изготовленных из тонкого металла, а по правому борту блистеров с кинокамерами и фарами подсветки, сверлением дренажных отверстий по бокам и днищу фюзеляжа, а также штамповкой из тонкого алюминия множества мелких воздухозаборников, приклеенных затем на боковую поверхность фюзеляжа. Кроме этого с левой стороны фюзеляжа в районе бомбоотсека были установлены длинная труба аварийного слива окислителя из расположенного в нём бака подпитки, обеспечивающего дозаправку Х-15А-2 в полёте (материал - игла шприца диаметром 1 мм, подкреплённая подкосами из булавок) и пара коротких патрубков. После NB-52А изготовление Х-15А-2 от фирмы МРМ стало просто отдыхом: модель простая, пилить практически ничего не надо, и в добавок, полный комплект декалей. Объем самодельных железок минимальный: две телеметрические антенны, ПВД перед кабиной, выхлопные трубы двух ракетнотурбинных ВСУ (справа и слева за кабиной), а также разводка трубопроводов и узлы крепления на подвесных баках. Полированный шарбаллон с гелием, установленный в ящике за торцом задней кромки клиновидного киля, имитируется подходящим по размеру шариком от подшипника. Готовый Х-15А-2 использовался в качестве шаблона при изготовлении из листов полистирола толстенного пилона, на котором он подвешивался под правой консолью NB-52А. Ввиду значительных размеров модели её окраска производилась в разобранном виде. Вся поверхность NB-52А окрашивалась под алюминий краской Alclad 2 ALC-105 с последующей лёгкой полировкой широкой беличьей кистью. Из всех «металликов» эта краска, пожалуй, самая реалистичная (и одна из самых редких), но боится любого механического воздействия, особенно маскировочной ленты и следов пальцев, вследствие чего при дальнейшей работе, чтобы взять окрашенную деталь, приходится пользоваться мягкими салфетками из нетканого материала. Вся остальная палитра была составлена из красок Mr.COLOR, за исключением черной краски, вместо которой использовалась полуматовая черная грунтовка «Alclad2 lacquers blaск primer». Крупные надписи – декали от «Cartograf» из набора для самолётов ВВС США конца 50-х гг. Всю бортовую живопись: орла, держащего в когтях Х-15, эмблемы лётно-испытательного центра на авиабазе Edwards, откуда проводились полёты, надписи и силуэты Х-15, соответствующие выполненным миссиям, пришлось делать вручную художественными акриловыми красками с помощью увеличительного стекла, самой мелкой кисти №1 и чертёжного пёрышка.
Спасибо за оценку моих трудов. Постараюсь ответить на некоторые вопросы.
В процессе проведения испытаний ракетоплана Х-15носители NВ-52А (борт 20003) и NВ-52В (борт 20008) несколько раз меняли свою окраску. Первоначально (конец 1959 г.) у них помимо контрастных красно-оранжевых полос на крыле и фюзеляже в такой же цвет были окрашены носовые части мотогондол и целиком кили. К середине 1964 г. красно-оранжевых полосы остались только на фюзеляже и крыле. В таком варианте окраски носителей начались испытания модификации Х-15А-2 с подвесными топливными баками. А к концу 1967 г. контрастные полосы совсем исчезли, поскольку самолёты перекрасили в тусклый серебристо-серый цвет. Именно в этом варианте раскраски Monogram выпустил в 1987 г. ограниченным тиражом набор под названием «B-52 with X-15», докомплектованный моделью ракетоплана Х-15А-2 и литником с пилоном для его установки под крылом. Лет десять назад я видел такой набор в магазине «Техника-молодёжи» в Олимпийском. История программы Х-15 подробно описана в книге Dennis Jenkins & Tony Landis. HYPERSONIC. The story of North American X-15. Speciality press. USA, 2003, которой я руководствовался при выборе варианта окраски модели. В настоящее время NВ-52А и NВ-52В хранятся в музеях и в Интернете можно найти их детальные фотосессии.
При окраске моделей под «полированный алюминий» в разное время я пользовался и Алкладом и испанской АК481. У Алклада растворитель более едкий и поэтому краска лучше держится на поверхности. А работая с АК481, как ни бережешься, обязательно в конце работы острые углы и кромки модели местами начинают просвечивать и их приходится подкрашивать.
При завершающей полировке поверхности и последующей борьбе с пылью удобно пользоваться большой плоской беличьей кистью из дамского макияжного набора. По сравнению с художественной кистью такого же размера она стоит сущие копейки. Кстати о пыли. Как известно, стендовую модель подстерегают три опасности: пыль, маленькие дети (внуки) и жена с тряпкой. Если удастся отжать жизненное пространство в квартире, лучший способ решить сразу все три проблемы - завести стеклянную витрину. В Интернете множество фирм, которые их делают для магазинов по размерам заказчика с запираемой на ключ дверцей, подсветкой светодиодами и пр. Я заранее решил, что не буду делать ни Хьюз «Геркулес», ни Конвэр В-36, поэтому габариты витрины выбирал так, чтобы с минимальными зазорами можно было затолкать в неё Стратофортресс. Полезный совет: задник витрины лучше сделать зеркальным т.к. на фоне обоев модели смотрятся не очень натурально. Кроме этого зеркало визуально увеличивает глубину витрины и численность модельного авиапарка. Дно витрины я расписал акриловыми красками «под аэродром» 50-х гг. с шестиугольными плитами, что позволяет устраивать фотосессии для всякой авиационной мелкоты прямо в витрине. Заодно там и для реализма ГАЗ-69 пристроил. Думаю надо ещё сделать будку руководителя полётов, выкрашенную в «шашку» (кто бы посоветовал где найти её фото) и столб с полосатой «колбасой».
Съёмка модели окрашенной под «полированный алюминий» тоже доставляет массу проблем. Конечно, если снимать модель на фоне неба, то лучше всего это делать в солнечный день на свежем воздухе, например, на крыше, и, разумеется, в безветренную погоду. Правда, туда (т.е. на крышу) ещё надо попасть. Если же снимать на фоне открытого окна, то приходится засвечивать с разных сторон несколькими лампами с цветовой температурой 4200 град не только модель, но и затемнённый потолок, который в противном случае отражается полированной поверхностью модели и делает её слишком тёмной. Кроме этого приходится пользоваться вспышкой, чтобы сократить выдержку, т.к. модель, подвешенная на леске, всегда немного раскачивается.
Мега-работа, просто мега, я в шоке, что некоторые здесь сами знаете кто еще умудряются в ней что-то критиковать, труд титанический, считаю
А Вам,Юрий, с такими навыками надо открыть авиамодельный кружок, передавать, такскать, опыт, а на её базе можно и макетную мастерскую, еще и денюжку поднимете, в общем успехов!!!
Комментарии
59 лет
На сайте с 18.07.2010
Интересно, что Монограм когда-то делал В-52 в комплекте с Х-15.
48 лет
На сайте с 02.05.2012
На сайте с 17.10.2016
Возраст неизвестен
На сайте с 16.02.2012
62 года
На сайте с 26.09.2018
На сайте с 26.09.2015
На сайте с 27.02.2018
В процессе проведения испытаний ракетоплана Х-15носители NВ-52А (борт 20003) и NВ-52В (борт 20008) несколько раз меняли свою окраску. Первоначально (конец 1959 г.) у них помимо контрастных красно-оранжевых полос на крыле и фюзеляже в такой же цвет были окрашены носовые части мотогондол и целиком кили. К середине 1964 г. красно-оранжевых полосы остались только на фюзеляже и крыле. В таком варианте окраски носителей начались испытания модификации Х-15А-2 с подвесными топливными баками. А к концу 1967 г. контрастные полосы совсем исчезли, поскольку самолёты перекрасили в тусклый серебристо-серый цвет. Именно в этом варианте раскраски Monogram выпустил в 1987 г. ограниченным тиражом набор под названием «B-52 with X-15», докомплектованный моделью ракетоплана Х-15А-2 и литником с пилоном для его установки под крылом. Лет десять назад я видел такой набор в магазине «Техника-молодёжи» в Олимпийском. История программы Х-15 подробно описана в книге Dennis Jenkins & Tony Landis. HYPERSONIC. The story of North American X-15. Speciality press. USA, 2003, которой я руководствовался при выборе варианта окраски модели. В настоящее время NВ-52А и NВ-52В хранятся в музеях и в Интернете можно найти их детальные фотосессии.
При окраске моделей под «полированный алюминий» в разное время я пользовался и Алкладом и испанской АК481. У Алклада растворитель более едкий и поэтому краска лучше держится на поверхности. А работая с АК481, как ни бережешься, обязательно в конце работы острые углы и кромки модели местами начинают просвечивать и их приходится подкрашивать.
При завершающей полировке поверхности и последующей борьбе с пылью удобно пользоваться большой плоской беличьей кистью из дамского макияжного набора. По сравнению с художественной кистью такого же размера она стоит сущие копейки. Кстати о пыли. Как известно, стендовую модель подстерегают три опасности: пыль, маленькие дети (внуки) и жена с тряпкой. Если удастся отжать жизненное пространство в квартире, лучший способ решить сразу все три проблемы - завести стеклянную витрину. В Интернете множество фирм, которые их делают для магазинов по размерам заказчика с запираемой на ключ дверцей, подсветкой светодиодами и пр. Я заранее решил, что не буду делать ни Хьюз «Геркулес», ни Конвэр В-36, поэтому габариты витрины выбирал так, чтобы с минимальными зазорами можно было затолкать в неё Стратофортресс. Полезный совет: задник витрины лучше сделать зеркальным т.к. на фоне обоев модели смотрятся не очень натурально. Кроме этого зеркало визуально увеличивает глубину витрины и численность модельного авиапарка. Дно витрины я расписал акриловыми красками «под аэродром» 50-х гг. с шестиугольными плитами, что позволяет устраивать фотосессии для всякой авиационной мелкоты прямо в витрине. Заодно там и для реализма ГАЗ-69 пристроил. Думаю надо ещё сделать будку руководителя полётов, выкрашенную в «шашку» (кто бы посоветовал где найти её фото) и столб с полосатой «колбасой».
Съёмка модели окрашенной под «полированный алюминий» тоже доставляет массу проблем. Конечно, если снимать модель на фоне неба, то лучше всего это делать в солнечный день на свежем воздухе, например, на крыше, и, разумеется, в безветренную погоду. Правда, туда (т.е. на крышу) ещё надо попасть. Если же снимать на фоне открытого окна, то приходится засвечивать с разных сторон несколькими лампами с цветовой температурой 4200 град не только модель, но и затемнённый потолок, который в противном случае отражается полированной поверхностью модели и делает её слишком тёмной. Кроме этого приходится пользоваться вспышкой, чтобы сократить выдержку, т.к. модель, подвешенная на леске, всегда немного раскачивается.
На сайте с 30.08.2018
А Вам,Юрий, с такими навыками надо открыть авиамодельный кружок, передавать, такскать, опыт, а на её базе можно и макетную мастерскую, еще и денюжку поднимете, в общем успехов!!!
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий