Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Мальчишкам родом из СССР посвящается...
О корабле
Первый.
Первый в мире надводный корабль с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен в Советском Союзе для обслуживания Северного морского пути. По-другому он называться не мог, имя "Ленин" для такого корабля было предопределено всем строем страны Советов.
Проект атомохода был разработан в ЦКБ-15 (п/я 619; ныне «Айсберг») в 1953—1955 годах. Главным конструктором был В. И. Неганов. Атомная установка проектировалась под руководством Игоря Ивановича Африкантова. Научным руководителем работ был назначен академик А. П. Александров. Корпусная сталь марок АК-27 и АК-28 была специально разработана в институте «Прометей» для ледоколов. Из-за новизны оборудования во время проектирования возникли сложности с компоновкой машинного отделения. Было принято решение о создании макета машинного отделения из дерева. На этом макете отрабатывались компоновочные решения конструкторов, благо переделать тот или иной фрагмент помещений было достаточно просто и, без сомнения, куда дешевле, чем если бы это пришлось делать на строящемся судне.
Судно было заложено 25 августа 1956 года на судостроительном заводе им. А. Марти в Ленинграде. Главный строитель — В. И. Червяков. Судовые турбины — Кировского завода. Главные турбогенераторы — Харьковский электромеханический завод. Гребные электродвигатели — ленинградский завод «Электросила». Спущен на воду 5 декабря 1957 года. Ядерная энергетическая установка смонтирована в 1958—1959 годах. 6 августа 1959 года осуществлен физический пуск ядерного реактора. 12 сентября 1959 года уже с верфи Адмиралтейского завода отправился на ходовые испытания под командованием П. А. Пономарёва.
Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывали множество делегаций и представителей разных государств и стран мира, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, министры КНР. 3 декабря 1959 года сдан Министерству морского флота. С 1960 года в составе Мурманского морского пароходства.
Конструкция
Атомный ледокол «Ленин» — гладкопалубное судно с удлинённой средней надстройкой и двумя мачтами, в кормовой части размещена взлётно-посадочная площадка для вертолётов ледовой разведки. Ядерная паропроизводительная установка водо-водяного типа, расположенная в центральной части судна, вырабатывает пар для 4 главных турбогенераторов, питающих постоянным током 3 гребных электродвигателя, последние приводят в действие 3 гребных винта (2 бортовых и 1 средний) особо прочной конструкции. Имеются 2 автономные вспомогательные электростанции. Управление механизмами, устройствами и системами — дистанционное. Экипажу созданы хорошие бытовые условия для длительного арктического плавания. Первоначально на ледоколе устанавливались три реактора типа ОК-150. В 1967 году их заменили на реакторы ОК-900.
Эксплуатация
Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации. В 1966 году по результатам эксплуатации было принято решение заменить старую трёхреакторную атомную паропроизводящую установку с реакторами ОК-150 на более совершенную двухреакторную с реакторами ОК-900. Основная причина — низкая ремонтопригодность. Старую реакторную установку утилизировали затоплением в заливе Цивольки на Новой Земле после выгрузки топлива. Монтаж новой установки закончили к 1970 году.
Обладал хорошей ледопроходимостью. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. За всё время эксплуатации прошел 654 тыс. миль, из них во льдах 563,6 тыс. миль. В июне 1971 года ледокол «Ленин» первым из надводных судов прошёл севернее Северной Земли. Рейс начался в Мурманске и закончился в Певеке. Таким образом была подготовлена экспедиция ледокола «Арктика» на Северный полюс в 1977 году. Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Замена реактора
С реакторной установкой ОК-150 произошло несколько инцидентов, что и стало причиной ее замены. Замена была проведена уникальным способом - ледокол был поставлен над местом захоронения старого реактора. Корпус был ослаблен так, чтобы при подрыве оставшихся креплений реакторный отсек отделился от ледокола и погрузился на место захоронения. Операция прошла успешно, корабль остался на плаву и был отбуксирован к месту ремонта.. (подробнее об этом можно почитать здесь: http://www.yaplakal.com/forum2/topic1556076.html)
В настоящее время ледокол "Ленин" является музеем в г.Мурманск.
Основные ТТХ ледокола "Ленин"
Водоизмещение 16 тыс. тонн (без балласта) Длина 134,0 м Ширина 27,6 м Высота 16,1 м Осадка 10,5 м Двигатели 2 атомных реактора, 4 турбины Мощность 32,4 МВт (44 тыс. л. с.) Скорость хода 18 узлов (33,3 км/ч) или 19,6 узлов по чистой воде Автономность плавания 12 месяцев Экипаж 243 чел.
--------------------- Использованы материалы сети Интернет: википедия
После спуска передового ледокола на воду возникла необходимость пропаганды достижений страны социализма. Множество маленьких моделей ледокола для этого подходили идеально. Вот только одна незадача - в СССР такого никто не делал. Выход нашли быстро - на загнивающем Западе у фирмы Heller были заказаны формы, в которых отливается пластиковая модель. Модель, судя по всему, представляет ледокол в его раннем виде. При последующих модернизациях на корме появилась дополнительная надстройка, была частично закрыта А-образная мачта и кран был перенесён с левого на правый борт.
Делали модель в СССР на фабрике "Черноморская игрушка". Как и все в СССР она тоже была дефицитом. Кому-то везло свободно ее купить, для кого-то она оставалась недостижимой мечтой и предметом зависти пацанам из соседнего двора, у которых она была. Серый пластик, склеенный как был, без декалей, с потеками клея, но все равно он был такой клевый - с миллионом деталей, микролесенками и пластиковыми антеннами.
С тех прошло четверть века. Страны, в которой они выросли, не стало. Игрушки времен СССР давно перестали производить и судьба форм, в которых их отливали, осталась неизвестной. Однако наборов успели наштамповать довольно много, а сборка модели корабля - дело все-таки сложное и долгое, не каждый моделист за него возьмется. Некоторые наборы сохранились до наших дней. В век Интернета и глобальной торговли оказалось возможным его найти. К сожалению, коробка не пережила время, но сам набор и инструкция к нему оказались вполне в целости и сохранности.
Опыт сборки "Арктики" у меня уже был, так что смело взялся за "Ленина". В основном старался оставить детали из набора, только если они стойкой аллергии не вызывали (как, например, антенны, которые пришлось заменить). Внутри сделана подсветка из светодиодов, модель дополнена травлением от Микродизайна (сборная солянка от разных кораблей), отдельно куплен и сделан вертолет. Подставка взята от "Арктики" (была запасная). Декали на заказ + готовый "серп и молот" из набора + готовая декаль уровня осадки на ватерлинии. Окраска модели акриловыми красками, в основном Tamiya. Смывка пастельные мелки. Такелаж спандекс. Питание подсветки постоянное 12В.
Из интересного, что впервые опробовал на этой модели: - двуцветная окраска трапов - двуцветная окраска лееров, с прокраской нижней нитки в цвет палубы - тонкие стальные нити 0.1 мм (черные антенны на передней мачте) и флаг на задней - прокладка проводов диодов прямо по деталям (белый огонь на задней мачте и прожектор на передней) - сборка передней мачты из деталей травления и прутков - замена деталей на вертолете от Трумпетера на травление и металлические прутки. Вертолет стал менее грубым. Можно было и шасси заменить. - блокировка подтеков прозрачным лаком по маске (а не краской того же цвета) - монтаж деталей прямо на сырую шпатлевку - работа скрайбером уже по окрашенной поверхности для восстановления залитых углублений - самостоятельное изготовление утерянных деталей (опора крана)
Дополнительные детали: - смоляные якоря - якорная цепочка - две круговые антенны из травления - тонкие чёрные антенны (сталь 0,1мм) - белые длинные антенны (прутки 0,3мм) - флагшток и гюйсшток (прутки 0,3мм) - передняя поперечина (пруток 0,5мм), травление на торцах, части травление снизу - все леера - сетка на полетной палубе - трап-скобы на задней мачте - лесенки на задней мачте - основные трапы на бортах - травленые спасательные круги на катерах - пластиковые спасательные круги на леерах - трубка ПВД на вертолёте впереди (пруток 0,3мм) - чёрный радиолокатор наверху (травление) - крепление флага (прутки 0,3мм и 0,1мм) - поперечина в окнах передней надстройки (0,1мм)
На каропке модель ледокола "Ленин", насколько я знаю, первая, других я не нашел. Был только обзор модели и в комментариях несколько человек отписались, что приобрели аналогичный раритет. Надеюсь, удалось сильно не испортить модель-раритет.
Еще немного матчасти:
Архив журналов "Моделист-конструктор" за 1970 год:
https://usamodelkina.ru/11968-arhiv-zhurnalov-modelist-konstruktor-za-1970-god.html
https://yadi.sk/i/vsF73sO13aGuxK
Форма ВРГ и отсутствующая надстройка (признак ранней версии ледокола):
Это вообще полный бред, картинка из "Мурзилки". МК тех лет... По этим рисункам модели не получится. Вы еще бы ДОСААф-ские чертежи вспомнили, крейсер "Юпитер" эсминец "Сириус" и т. д. Заводские штампы на чертежах искать надо.
Цитата: Это вообще полный бред, картинка из "Мурзилки". МК тех лет... По этим рисункам модели не получится. Вы еще бы ДОСААф-ские чертежи вспомнили, крейсер "Юпитер" эсминец "Сириус" и т. д. Заводские штампы на чертежах искать надо.
Ещё вчера было "Фото и схем, боковиков и т. д. полно в нете")
Пока счёт 1:3 и не в пользу овального проёма. Фотография ВМГ времен постройки ледокола этот вопрос закрыла бы, но, боюсь, из-за секретности постройки таких фото не найдётся.
А вот эта картинка из курсовой работы некоего студента. В этой работе есть разрез с овальным вырезом, но Вы выбрали именно эту иллюстрацию. Как говориться, "Двойные стандарты".
Цитата: Если Вы принимаете к рассмотрению картинки, то вот рассматривайте и ведите счет. Если мало покажется, еще накидаю.
Прошу перестать спамить. Если не можете дать ссылку на ДОСТОВЕРНЫЙ источник, то уж точно не надо фотографии других моделей сюда кидать.
Налицо разница между чертежами раннего и позднего ледокола. Лично я не думаю, что она появилась случайно - если на польских чертежах, в модели от Эллера и в чертежах Моделиста-Констуктора есть этот трапецевидный вырез, вряд ли он возник только из-за фантазии авторов. Ледокол ведь существенно перестраивали, заменив полностью реакторный отсек. Могли и вырез оптимизировать по итогам эксплуатации и новых расчётов. Как оно было - вопрос открытый.
Каждый при своем мнении. Просто видов с овалом гораздо больше. Эллер явно делал модель по польским чертежам. А что наши дали полякам (по секрету), большой вопрос. А "М-К" тех времен, это картинки. Сейчас это не серьезно.
Цитата: Каждый при своем мнении. Просто видов с овалом гораздо больше. Эллер явно делал модель по польским чертежам. А что наши дали полякам (по секрету), большой вопрос. А "М-К" тех времен, это картинки. Сейчас это не серьезно.
Поэтому надо найти новые факты. Или достоверные чертежи на момент постройки. Или фотографии кормы на то же время.
Специально дожидался тёмного времени суток, чтобы ночью модель ещё красивее засверкала в Галерее!
Очень качественно воплощение образа прототипа в модель.
Возникшие споры по матчасти, как мне кажется, несущественны - прототип за свою жизнь неоднократно модернизировался, а Автор озвучил в самом начале, что .....Модель, судя по всему, представляет ледокол в его раннем виде.....
Поздравляю автора с удавшейся моделью! Очень оживляет модель подсветка. Мальчишкой, помню её в детском мире (75-80 гг) и так же мечтал что её купили родители... Но так и не успел её купить. Вот именно: тысячи мелких деталей и потрясающая тогда деталировка.... В основном можно было достать три модели: Броненосец Потёмкин, Аврору и Ленина. Ленин пожалуй был более редким тогда. Спасибо за тёплые воспоминания.
По существу спора согласен с Иваном66, но понимаю Автора, у него данной информации не было,ибо по старому закону нужная информация появляется когда уже очень поздно.
Автор, какие планы? может опять подлодки? )))
Цитата: Специально дожидался тёмного времени суток, чтобы ночью модель ещё красивее засверкала в Галерее!
Очень качественно воплощение образа прототипа в модель.
Возникшие споры по матчасти, как мне кажется, несущественны - прототип за свою жизнь неоднократно модернизировался, а Автор озвучил в самом начале, что .....Модель, судя по всему, представляет ледокол в его раннем виде.....
Комментарии
На сайте с 09.03.2017
Архив журналов "Моделист-конструктор" за 1970 год:
https://usamodelkina.ru/11968-arhiv-zhurnalov-modelist-konstruktor-za-1970-god.html
https://yadi.sk/i/vsF73sO13aGuxK
Форма ВРГ и отсутствующая надстройка (признак ранней версии ледокола):
57 лет
На сайте с 18.09.2018
На сайте с 09.03.2017
Это вообще полный бред, картинка из "Мурзилки". МК тех лет... По этим рисункам модели не получится. Вы еще бы ДОСААф-ские чертежи вспомнили, крейсер "Юпитер" эсминец "Сириус" и т. д. Заводские штампы на чертежах искать надо.
Ещё вчера было "Фото и схем, боковиков и т. д. полно в нете")
Пока счёт 1:3 и не в пользу овального проёма. Фотография ВМГ времен постройки ледокола этот вопрос закрыла бы, но, боюсь, из-за секретности постройки таких фото не найдётся.
57 лет
На сайте с 18.09.2018
57 лет
На сайте с 18.09.2018
57 лет
На сайте с 18.09.2018
57 лет
На сайте с 18.09.2018
57 лет
На сайте с 18.09.2018
57 лет
На сайте с 18.09.2018
На сайте с 09.03.2017
Если Вы принимаете к рассмотрению картинки, то вот рассматривайте и ведите счет. Если мало покажется, еще накидаю.
Прошу перестать спамить. Если не можете дать ссылку на ДОСТОВЕРНЫЙ источник, то уж точно не надо фотографии других моделей сюда кидать.
Налицо разница между чертежами раннего и позднего ледокола. Лично я не думаю, что она появилась случайно - если на польских чертежах, в модели от Эллера и в чертежах Моделиста-Констуктора есть этот трапецевидный вырез, вряд ли он возник только из-за фантазии авторов. Ледокол ведь существенно перестраивали, заменив полностью реакторный отсек. Могли и вырез оптимизировать по итогам эксплуатации и новых расчётов. Как оно было - вопрос открытый.
57 лет
На сайте с 18.09.2018
На сайте с 09.03.2017
Каждый при своем мнении. Просто видов с овалом гораздо больше. Эллер явно делал модель по польским чертежам. А что наши дали полякам (по секрету), большой вопрос. А "М-К" тех времен, это картинки. Сейчас это не серьезно.
Поэтому надо найти новые факты. Или достоверные чертежи на момент постройки. Или фотографии кормы на то же время.
На сайте с 09.03.2008
71 год
На сайте с 26.10.2009
Очень качественно воплощение образа прототипа в модель.
Возникшие споры по матчасти, как мне кажется, несущественны - прототип за свою жизнь неоднократно модернизировался, а Автор озвучил в самом начале, что .....Модель, судя по всему, представляет ледокол в его раннем виде.....
поздравляю с красивой моделью!
С Уважением, Алексей.
На сайте с 12.10.2015
50 лет
На сайте с 29.03.2007
Автор, какие планы? может опять подлодки? )))
64 года
На сайте с 22.01.2011
На сайте с 09.03.2017
Автор, какие планы? может опять подлодки? )))
Может быть. Но не сразу. Следующее на очереди: https://karopka.ru/forum/forum190/topic28967/
На сайте с 09.03.2017
Но так и не успел её купить
В Интернете можно найти и сегодня.
На сайте с 09.03.2017
Специально дожидался тёмного времени суток, чтобы ночью модель ещё красивее засверкала в Галерее!
Очень качественно воплощение образа прототипа в модель.
Возникшие споры по матчасти, как мне кажется, несущественны - прототип за свою жизнь неоднократно модернизировался, а Автор озвучил в самом начале, что .....Модель, судя по всему, представляет ледокол в его раннем виде.....
поздравляю с красивой моделью!
С Уважением, Алексей.
Спасибо )
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий