Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Уважаемые коллеги, представляю Вам модель советской средней специальной (опытовой) подводной лодки проекта 1710 шифр «Макрель» (по классификации НАТО – Beluga), выполненная в масштабе 1/350 фирмой МикроМир. Информация по прототипу и фильм. Модель изображает подводную лодку, всплывшую в надводное положение, включены ходовые огни, выдвижные устройства еще не опущены, мостик приготовлен для плавания в надводном положении, поднят флаг ВМФ СССР, бортовой номер снят боцманом с окончанием приготовления ПЛ к бою, походу и погружению в базе.
Прототип:
Разработку многоцелевых высокоскоростных подлодок почти нельзя представить без проведения натурных испытаний и экспериментов, которые позволили бы отработать вживую новые технические решения с гарантированно высокой степенью успеха при их внедрении в конструкцию серийных подлодок. США уже в 1960-х годах обладали собственной исследовательской подлодкой «Альбакор», на данной лодке достаточно продолжительное время ставились различные эксперименты и проводились научные исследования в интересах американского флота. Примерно в этот же период времени в СССР специалисты осознали необходимость нахождения в составе советского флота особой научно-исследовательской подлодки. Приоритетным направлением в применении таких субмарин должны были стать исследования в области управляемости, акустической незаметности, ходкости, силовой установки и гидродинамических аспектов, отработки новых схем расположения торпедных аппаратов.
Впервые идея разработки особой лодки-лаборатории, на которой можно было бы натурно оценить всю физическую картину обтекания и проводить регистрацию всех нужных параметров при различных режимах хода и при применении разнообразных средств уменьшения сопротивления и движителей, была предложена специалистами СКБ-143 в 1960 году. Данная идея достаточно быстро получила поддержу Академии наук СССР и была полностью одобрена в 1962 году.
Разрабатываемая в Советском Союзе подлодка предназначалась для осуществления натурных испытаний, которые были связаны с новыми способами уменьшения сопротивления. Лодка должна была стать частью комплекса испытательных средств флота, который создавался на Черном море. Также с ее помощью планировалось проводить различные исследования в области гидродинамики. На лодке должно было быть установлено огромное количество вновь создаваемого научно-исследовательского оборудования и аппаратуры.
Принимая в расчет довольно специфические условия эксплуатации подлодки и для получения наибольшей подводной скорости хода и наименьшего водоизмещения лодки ее проектирование осуществлялось с соблюдением следующих положений: на подлодке исключалось размещение систем вооружений, она обладала ограниченным районом плавания для проведения испытаний и малой автономностью, экипаж лодки должен был быть малочисленным. В ходе проектирования советскими конструкторами была предусмотрена возможность проведения поэтапного переоборудования корабля для проведения разнообразных видов испытаний. В целях ускорения постройки подводной лодки планировалось максимально использовать оборудование, которое уже было хорошо освоено советской промышленностью.
В 1985 году Ленинградское Адмиралтейское объединение наконец-то приступило к постройке лодки проекта 1710 «Макрель». 22 октября 1985 года лодка была заложена, 5 октября 1986 года состоялся ее спуск на воду. После этого достройка подводного корабля производилась на территории Ново-Адмиралтейского завода, лодка достраивалась на плаву.
Швартовые испытания новая научно-исследовательская лодка проекта 1710 проходила с 14 октября по 23 ноября 1986 года, а с конца того же года и по 29 октября 1987 года проводились заводские ходовые испытания лодки, которые начались сразу же после ее транспортировки. Лодка была доставлена в акваторию Черного моря в Балаклаву по внутренним водным путям. 19 декабря 1987 года корабль был официально включен в состав Черноморского флота СССР. Экспериментальные исследования на лодке были завершены после развала страны в 1992 году. Всего лишь после нескольких лет эксплуатации и проведения экспериментов корабль оказался не нужен. В 2001 году лодку вывели из боевого состава Черноморского флота и в дальнейшем утилизировали в Севастополе.
Конструкция подводной лодки проекта 1710 «Макрель» была двухкорпусной. Легкий корпус лодки был изготовлен в виде тела вращения без использования цилиндрической вставки. Соотношение длины корпуса лодки к ее ширине равнялось 7 к 1. Данная форма обводов корпуса гарантировала получение минимального сопротивления набегающему потоку и наилучших пропульсивных характеристик. Прочный корпус подлодки обладал цилиндрической формой и имел конусообразную кормовую оконечность. Корпус лодки водонепроницаемыми переборками был разделен на 5 отсеков. Ограждение всех выдвижных устройств имело так называемую «лимузинную» форму с плавным перетеканием основания в легкий корпус лодки. Кормовое оперение подводной лодки было выполнено крестообразным, носовые горизонтальные рули размещались в надстройке лодки и могли заваливаться внутрь. На лодке была предусмотрена возможность замены обтекателя главной антенны ГАК, что обеспечивало возможность изучения разнообразных форм носовой оконечности подлодки.
Всего на данной подводной лодке были проведены испытания 3-х типов съемных обтекателей главной антенны ГАК (гидроакустического комплекса). Для уменьшения уровня акустических помех на внутренних переборках и на внешних обводах корпуса лодки применялись специальные гидроакустические покрытия из материалов «Шлем» и «Плавник-78». Для уменьшения уровня сопротивления воды в пограничный слой вдоль всего легкого корпуса субмарины и ограждения перископов был подан специальный раствор полимеров, который уменьшал сопротивление (скорость хода лодки возрастала без изменения мощности ее ДЭУ). Данная система состояла из цистерны-хранилища полимерной пасты, кольцевых щелевидных конструкций легкого корпуса лодки и оборудования: центробежный насос, используемый для подачи забортной воды; трубопроводы подачи раствора к щелям; винтовой насос для подачи пасты в смесители.
Специальная полимерная паста помещалась в цистерну-хранилище, имеющую эластичные емкости. В полости между этими емкостями и переборками цистерны находилась забортная вода, которая заменяла пасту по мере ее расходования. При запуске системы в смеситель подавалась паста и забортная вода. Полученный в результате этого раствор по трубам передавался в сборные коффердамы, после чего поступал к щелям в легком корпусе лодки, стабилизаторах, ограждении выдвижных устройств и к гребному винту. Гидродинамически активные полимеры были разработаны на базе акриламида и полиэтиленоксида.
Все это способствовало достижению главной цели испытаний, которая состояла в оценке эффекта от подачи полимерных растворов в пограничный слой. Было установлено, что гидродинамическое сопротивление при этом стабильно уменьшалось, а скорость хода лодки удавалось увеличить при поддержании постоянной мощности главной энергетической установки. Одновременно с этим была получена информация о путях снижения гидродинамических помех при функционировании ГАК при большой скорости хода лодки. Также благодаря лодке проекта 1710 удалось опробовать новые методики расчета акустического поля подлодки и расчета гребных винтов.
Данные, полученные в результате измерений параметров работы гребного винта, маневренных характеристик лодок и проверки шумности, позволили выработать важные технические решения, которые были рекомендованы для будущих проектов перспективных боевых подводных лодок, одна из которых летом 2014 года вступила в состав флота — «Северодвинск» проекта 885.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Габаритные размеры: длина — 64 м, ширина — 9 м, осадка — 5,8 м.
Водоизмещение подводное — 2480 т, надводное — 1420 т.
Мощность главного гребного электродвигателя — 5500 л.с, электродвигателя экономичного хода — 50 л.с.
Максимальная дальность хода — 1100 миль.
Предельная глубина погружения — 300 м, рабочая глубина погружения — 240 м.
Автономность — 3 суток.
Экипаж лодки — 22-30 человек.
Вооружение: не устанавливалось
Корабль заложили 22 октября 1985 года на заводе «Судомех» в г. Ленинград, на воду его спустили 5 октября 1986 года.
Сентябрь 1987 года - ПЛ прибыла на Черноморский флот и вошла в состав 153-й бригады подводных лодок (Балаклава).
19 декабря 1987 года - вступила в строй.
1988 – 1992 годы – участвовала в многочисленных испытаниях. Они проводились на полигоне под Балаклавой. Впервые были получены достоверные данные, которые могли быть использованы при выборе элементов стабилизаторов и рулей, гребных винтов, при выборе архитектурного облика вновь проектируемых подводных лодок. Все рекомендации, полученные при натурных испытаниях, имеют как долгосрочную научную перспективу, так и возможность непосредственной реализации на боевых подводных лодках. Последние упоминания о выходах в море датируются 1996 годом.
1995 год - после расформирования 153 брпл вошла в сростав 155 брпл Черноморского флота с базированием на Балаклаву.
16 февраля 1995 года в составе бригады была передислоцирована из Балаклавской бухты в бухту Южная (г. Севастополь).
2001 год – выведена из состава ВМФ.
Вот такая короткая и удивительная судьба самой быстрой в ВМФ СССР и России дизельной подводной лодки, на сегодняшний день.
Сборка модели представлена подробно в СКАЗКЕ. В дополнение - доработано и вновь создано 19 элементов модели.
Окраска:
Модель загрунтована Tamiya Metal Primer чтобы не испортить детали из травления и тонкую расшивку надстройки. Окраска выполнена акрилом от Tamiya. Сделан прешейдинг нижней части корпуса черной и красно-коричневой краской. Покраска корпуса ниже ватерлинии, затем выше ватерлинии. C помощью Тамиевского скотча нанесена ватерлиния. Потом глянцевый лак, декали, глянец поверх декалей, смывка и финишный матовый лак. Следы эксплуатации на этой модели не наносил. Все огни – ходовые и якорные симитированы гелем Viva Décor с эффектом стекла (ссылка).
Итак, коллеги, модель перед Вами. Критика, замечания и предложения приветствуются.
Цитата: Александр, поздравляю с завершением очередной отличной модели! Замечательно смотрится! Полным подводным ходом в галерею!
Спасибо, коллеги, за оценку скромного труда. С постройкой средних дизельных лодок появилось чувство, что начал незаметно переходить в другой масштаб (1/700).
Выглядит модель хорошо.
Хотел уточнить почему ВЛ накрашена вровень с необрастайкой? Почему-то все "веретено-образные" лодки, что я видел окашены необрастайкой только по кормовые ГР.
То есть почему не вот так
Цитата: Обалдеть! Я думал она крупнее, пока фотку с коробком не увидел.Ювелирно поделано, поздравляю!С Уважением, Михаил!Пы.Сы. откуда люди такие огромные коробки берут? :)
Уважаемый Михаил, этот вопрос также являлся для меня тайной, пока не увидел "каминные" спички, думаю их и используют на фотографиях моделисты 1/700 масштаба (конечно же шутка). Поэтому рядом со спичной выложил коробок. На переделку датчиков, от производителя не устроили, подтолкнула модель орудия из сказка DeLoro "Транспортная подводная лодка японской Императорской армии "Мару-ю" (Ю-1001).1/700". Для тех кто не читал сказку о Макрели выкладываю фото датчиков скоростей (спички не каминные). Диаметр датчика (слева на фото) располагается по левому борту пониже ограждения выдвижных - 0,7 мм, длинна серебристой части - 2 мм, сделан из проволоки 0,07 мм.
Цитата: Выглядит модель хорошо.Хотел уточнить почему ВЛ накрашена вровень с необрастайкой? Почему-то все "веретено-образные" лодки, что я видел окашены необрастайкой только по кормовые ГР.То есть почему не вот так
Уважаемый Oleg, согласно "Положения об окраске кораблей, вспомогательных судов и базовых плавучих средств ВМС (1954 год)" дизельные лодки так и окрашивались, ну а "Макрель" имеет такую окраску, я думаю, для снижения площади обрастания и достижения наибольшей скорости, одна из причин ее постройки (истина не в последней инстанции, но где-то близко). Обрастание корпуса иногда снижало скорость на 2-3 узла. Самое трудное в покраске дизельных лодок - сведение двух цветов (красный и черный) и нанесение по этой линии белой ватерлинии, особенно у масштабный моделей. Толщина ватерлинии у моей модели - 0,2 - 0,25 мм.
подтолкнула модель орудия из сказка DeLoro "Транспортная подводная лодка японской Императорской армии "Мару-ю" (Ю-1001).1/700". Для тех кто не читал сказку о Макрели выкладываю фото датчиков скоростей (спички не каминные). Диаметр датчика (слева на фото) располагается по левому борту пониже ограждения выдвижных - 0,7 мм, длинна серебристой части - 2 мм, сделан из проволоки 0,07 мм.
С уважением...
Да уж, товарисч DeLoro отменно ковыряет эти масштабы (дай Бог ему здоровья) я одно время тоже чуть было не перешел на "темную сторону силы" в 700-й.
С Уважением, Михаил!
Цитата: Симпатичная "МАКРЕЛЬ". Но следы эксплуатации, придали бы особый вкус. Мои поздравления.
Уважаемый Олег, была мысль добавить следы от полимеров, но нигде в интернете не нашел какого они были цвета. По фильму это сделать также было невозможно, так как снимался он на цветную пленку (вероятнее всего ОРВОХРОМ), которая в архивах со старением дала красный оттенок (все мои слайды тех времен давали такой же оттенок). Этот оттенок отфильтровать не представляется возможным, поэтому делал без следов эксплуатации. Замечание одно - нет лопаты.
....согласно "Положения об окраске кораблей, вспомогательных судов и базовых плавучих средств ВМС (1954 год)" дизельные лодки так и окрашивались....
С уважением...
Вот в этом то и вопрос, который я не могу выяснить для себя уже много лет: Почему на старых лодках необрастайка наносится по самую ВЛ то есть по-корабельному, а на новых всегда ниже?
Комментарии
На сайте с 07.10.2007
45 лет
На сайте с 14.04.2014
28 лет
На сайте с 22.03.2014
62 года
На сайте с 09.09.2015
Александр, поздравляю с завершением очередной отличной модели! Замечательно смотрится! Полным подводным ходом в галерею!
Спасибо, коллеги, за оценку скромного труда. С постройкой средних дизельных лодок появилось чувство, что начал незаметно переходить в другой масштаб (1/700).
С уважением...
32 года
На сайте с 31.03.2015
На сайте с 21.09.2011
Ювелирно поделано, поздравляю!
С Уважением, Михаил!
Пы.Сы. откуда люди такие огромные коробки берут? :)
На сайте с 24.03.2007
Хотел уточнить почему ВЛ накрашена вровень с необрастайкой? Почему-то все "веретено-образные" лодки, что я видел окашены необрастайкой только по кормовые ГР.
То есть почему не вот так
53 года
На сайте с 04.08.2010
62 года
На сайте с 09.09.2015
Обалдеть! Я думал она крупнее, пока фотку с коробком не увидел.Ювелирно поделано, поздравляю!С Уважением, Михаил!Пы.Сы. откуда люди такие огромные коробки берут? :)
Уважаемый Михаил, этот вопрос также являлся для меня тайной, пока не увидел "каминные" спички, думаю их и используют на фотографиях моделисты 1/700 масштаба (конечно же шутка). Поэтому рядом со спичной выложил коробок. На переделку датчиков, от производителя не устроили, подтолкнула модель орудия из сказка DeLoro "Транспортная подводная лодка японской Императорской армии "Мару-ю" (Ю-1001).1/700". Для тех кто не читал сказку о Макрели выкладываю фото датчиков скоростей (спички не каминные). Диаметр датчика (слева на фото) располагается по левому борту пониже ограждения выдвижных - 0,7 мм, длинна серебристой части - 2 мм, сделан из проволоки 0,07 мм.
С уважением...
62 года
На сайте с 09.09.2015
Выглядит модель хорошо.Хотел уточнить почему ВЛ накрашена вровень с необрастайкой? Почему-то все "веретено-образные" лодки, что я видел окашены необрастайкой только по кормовые ГР.То есть почему не вот так
Уважаемый Oleg, согласно "Положения об окраске кораблей, вспомогательных судов и базовых плавучих средств ВМС (1954 год)" дизельные лодки так и окрашивались, ну а "Макрель" имеет такую окраску, я думаю, для снижения площади обрастания и достижения наибольшей скорости, одна из причин ее постройки (истина не в последней инстанции, но где-то близко). Обрастание корпуса иногда снижало скорость на 2-3 узла. Самое трудное в покраске дизельных лодок - сведение двух цветов (красный и черный) и нанесение по этой линии белой ватерлинии, особенно у масштабный моделей. Толщина ватерлинии у моей модели - 0,2 - 0,25 мм.
С уважением...
На сайте с 21.09.2011
С уважением...
Да уж, товарисч DeLoro отменно ковыряет эти масштабы (дай Бог ему здоровья) я одно время тоже чуть было не перешел на "темную сторону силы" в 700-й.
С Уважением, Михаил!
57 лет
На сайте с 22.12.2011
С уважением - Олег.
56 лет
На сайте с 13.01.2012
62 года
На сайте с 09.09.2015
Симпатичная "МАКРЕЛЬ". Но следы эксплуатации, придали бы особый вкус. Мои поздравления.
Уважаемый Олег, была мысль добавить следы от полимеров, но нигде в интернете не нашел какого они были цвета. По фильму это сделать также было невозможно, так как снимался он на цветную пленку (вероятнее всего ОРВОХРОМ), которая в архивах со старением дала красный оттенок (все мои слайды тех времен давали такой же оттенок). Этот оттенок отфильтровать не представляется возможным, поэтому делал без следов эксплуатации. Замечание одно - нет лопаты.
С уважением...
На сайте с 24.03.2007
....согласно "Положения об окраске кораблей, вспомогательных судов и базовых плавучих средств ВМС (1954 год)" дизельные лодки так и окрашивались....
С уважением...
Вот в этом то и вопрос, который я не могу выяснить для себя уже много лет: Почему на старых лодках необрастайка наносится по самую ВЛ то есть по-корабельному, а на новых всегда ниже?
На сайте с 05.07.2015
Замечательная модель.
43 года
На сайте с 03.11.2014
с сайта
Удачи
71 год
На сайте с 26.10.2009
С Уважением, Алексей.
65 лет
На сайте с 19.10.2010
Даже не знал о такой подводной лодке.
Замечательная модель.
+1
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий