Регистрация Вход · Почистить куки

U-4704 "Alberich" Type XXIII

Производитель:
ICM
Дата размещения:
9 февраля 2020 года, 22:32
Раздел галереи:
Корабли
Тип техники:
Военные
Тип двигателя:
Дизель-электроходы
Прочее:
Подводные лодки
Страна-производитель:
Германия
Масштаб модели:
1:144

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Историческая справка:

Изучая историю подводного флота, я обратил внимание, что практически все лодки послевоенного периода оснащались резиновым покрытием, защищавшим их от гидролокаторов. Мне стала интересна история его появления. Поэтому поделюсь краткой историей его создания:

Во время 1 мировой войны, командование английского флота считало подводные лодки вспомогательными кораблями, однако стратегия Германии, показала иной подход к использованию субмарин, несмотря на их примитивную конструкцию. Подводные лодки уже тогда доказали свою высокую эффективность, как оружия.

Английский флот, как военный, так и торговый, понес серьезные потери и уже во время Первой мировой войны, в период 1915-16 годов. Для противодействия субмаринам Английское Адмиралтейство начало секретную программу по разработке гидролокатора, которая получила название ASDIC (Anti-Submarine Detection Investigation Committee)

Прототип был доработан до серийного внедрения только к 1919 году, однако его технические возможности были весьма ограничены, тем не менее все военные корабли английского флота были оснащены системой ASDIC.

Тем временем, в Германии, в 1920 году, к власти приходит партия NSDAP и начинает в обход «Версальского договора» тайные разработки нового типа субмарин в Финляндии.

В 1935 поступают в серийное строительство первые 6 лодок Type IIA, а за ними лодки улучшенной серии IIB.

Немецкая разведка на тот момент уже располагала данными о внедрении на английских кораблях системы ASDIC и приблизительными её возможностями. За помощью Кригсмарине обратились к ученым Института имени Генриха Герца и Берлинского технического университета для решения проблемы противодействия системе ASDIC.

Для этого одна лодка из серии IIB направляется для опытных работ по программе противодействия гидролокаторам по проекту «Фафнир». Этой лодкой стала U-11. На корпус лодки устанавливается покрытие из резиновых пластин призматической формы. По результатам тестов, данное экспериментальное покрытие признаётся неудачным, однако, направление исследований перспективным. Так появляется проект "Альберих" (Alberich).

В марте 1943 года для экспериментов по проекту «Альберих» привлекается подводная лодка UA (изначально – «Батырай», строившаяся в интересах ВМС Турции). На тот момент лодка была выведена из состава боевого флота и зачислена в 4 учебную флотилию «Шеттин». С лодки было демонтировано вооружение и торпедные аппараты, которые были заменены научным оборудованием. Покрытие «Альберих» представляло собой двухслойные резиновые листы, верхний из них, в последствии, получил перфорацию. Листы резины крепились на корпус лодки помощью изопренового клея. Несмотря на то, что технология была несовершенной и листы покрытия периодически отваливались и смывались, проект был признан успешным и начал применяться на боевых лодках. Первой боевой лодкой, получившей покрытие «Альберих», стала U-480. Летом 1944 года она совершила поход в Атлантику где успешно потопила два боевых корабля и осталась незамеченной. Исторические источники сообщают, что покрытием «Альберих» были оснащены пять лодок, входящих в боевой состав Кригсмарине. Две из них U-480 и U-485 относились к Type VII C, а также U-1105 и U-1107 Type VIIC/41.

В связи с этим, стала интересна судьба лодки, не вошедшей в исторические очерки.

Поиски привели меня к новейшей серии лодок типа XX и в частности к лодкам серии XXIII. Эта серия лодок представляла собой уменьшенную версию лодок серии XXI «Электробот» и предназначалась для боевых действий в прибрежной океанской зоне и в мелководных водах Балтийского, Черного, Северного и Средиземного морей. Данный тип лодок предназначался для замены устаревших лодок Type II и имел заметно меньшие размеры - водоизмещение 275 т. против 328 т. наиболее распространенного Type IIB.

Лодки Type XXIII несмотря на существенно более совершенное техническое оснащение (улучшенные батареи и шнорхельное устройство), имели ряд недостатков, допущенных при их проектировании (проект создан в 1943 году, первая лодка спущена на воду в 1945 году). Основная часть лодок строились на верфи «Дойче верфт» в Финкенвердере (Гамбург), но позже, из-за участившихся налетов бомбардировочной авиации антигитлеровской коалиции часть лодок была переведена на достройку на «Germaniawerft» в Киле, и представляли собой вариант прототипа парогазовой подлодки XVII серии с модернизированной дизель-электрической силовой установкой и шнорхелем. Всего планировалось построить 72 малых подлодоки XXII серии, и треть из них должна была получить покрытие «Альберих». В серии данных лодок явно не выделены подтипы, однако по чертежам и фотографиям историки выделяют лодки раннего и позднего типов. Хотя силы Третьего Рейха уже были на исходе, в строй успели ввести 61 (по другим данным 63) лодку данной серии, однако в боевых походах успели поучаствовать только 6 (по другим данным 5) лодок. Из них, покрытие «Альберих» успели получить только две – U-4704 и U-4708. Установка данного покрытия увеличивала срок постройки лодки на треть, а из-за потерь, немцы вынуждены бросать в бой всё новые лодки заканчивая строительство в минимальные сроки. Из серии номеров U-47xx было построено всего 11 лодок, и я осмелюсь предположить, что именно они должны были получить покрытие «Альберих».

К счастью для множества моряков, покрытие «Альберих», как и лодки серии XXxx не поступили на поля сражений в достаточном объёме, однако, в послевоенные годы, доработанная технология покрытия пассивной защиты от сонаров стала общемировым стандартом оснащения субмарин всех стран.

История прототипа:

U-4704 была заложена на верфи 09.11.44, спущена на воду 13.02.45, введена в строй 14.03.45. Лодка была приписана к 5 Флотилии «Эмсманн» (г. Киль) Лодка не успела совершить боевых походов, однако совершала учебно-испытательные выходы в прибрежных водах. Была затоплена экипажем в порту Хёруп Хафф 05.05.45 в ходе операции «Регенбоген». В последствии была поднята и передана на слом. Её сестра, U-4708, готовилась к спуску на воду после достройки на «Germaniawerft» в Киле, однако не дожила до этого момента буквально несколько дней. Она погибла под обломками крытого бетонного дока в ходе налета американских бомбардировщиков.

Лодки Type XXIII обладали всего лишь 10% запасом плавучести, поэтому на них не редко наносили погружные метки. Достаточно четких фото, подтверждающих этот факт, сохранилось около десятка.

О модели:

Известный набор от ICM, по качеству – довольно средний, позволяет построить модель лодки позднего типа. При стройке использовал простой набор фототравления от Brengun BRL144076. Корпус отлит вместе с рубкой, двумя деталями, что при сборке создало определенные трудности. Детализация на отливках замылена, местами довольно сильно. Части экстерьера схематичны. Мелкие и тонкие детали из пластика отлиты весьма грубо и не масштабно. Штатная декаль в комплекте отсутствует.

Постройка:

При подготовке корпуса заметил, что носовые шпигаты выполнены не симметрично на половинках корпуса, чему подтверждения в источниках и фото не нашел. Пришлось их исправить, и заново нарезать расшивку крышек носовых ТА. Вырезал крышки люков в рубке и заменил их на травленные детали, подклеенные на эпоксидный пластилин. В моём случае, это было не самым удачным решением, но об этом я догадался только на этапе покраски. Прорезаны все шпигаты в корпусе, где было необходимо – имитирована сетка.

Далее, были проведены следующие доработки:

Заменена решетка носового шпигата на травленную, перед ней добавлен круглый шпигат из латунной трубки. Нижние отверстия шпигатов прорезаны и в целях эксперимента их решетки изготовлены вручную из проволоки. Их обозначения на корпусе замылены так сильно, что я их с трудом нашел, да и то по инструкции к травлению. За рубкой на крышке глушителя сделан кнехт. Остальные кнехты изготовлены заново из пластикового прутка и проволоки. Буксирная скоба и скоба крепления тросовой антенны изготовлены из скрепок от степлера. Изготовлена палуба из листовой латуни и двух стальных прутков по бокам. Окантовка на технологическом люке изготовлена из проволоки. Внутри рубки установлен настил из травления, а также ребра жесткости и крепления для антенн. Сделаны пазы для крепления флагштоков, однако сами флагштоки и флаги пока не ставил, т.к. пока плохо получаются, а также потому, что нормальные флаги нужно делать на заказ. Будем считать, что они убраны. Добавил спасательный круг и его крепление, прорезал ниши ходовых огней. Перископ выточен из гвоздя подходящего диаметра. Переделано шнорхельное устройство, мачта и патрубок сделаны из иглы от шприца и стального прутка. На верхнюю часть добавлена решетка фильтра из кусочка травленной сетки. На рубку добавлены скоб-трапы и рукоять крышки люка из травления. Немного доработан гребной винт – на кромки винта нанесены и зашлифованы тонкие полоски эпоксидного пластилина, имитирующие противокавитационные утолщения.

Отдельной и довольно сложной была покраска модели, ввиду того, что она должна имитировать резиновые листы покрытия «Альберих». Данные о размерах этих листов мне найти не удалась, поэтому, приблизительный их размер я прикинул из кадров фильма о U-480 и двух найденных фото в доке, с не самого удачного ракурса. После грунта корпус был окрашен нитрокраской Mr.Hobby в цвет Tire Black, мне он показался наиболее логичным, т.к. на тот период Третий Рейх вряд ли располагал специальной технологией их изготовления, и резина отливалась по той же технологии, что и шины. После, белой краской, был сделан прешейдинг, который должен был имитировать стыки между листами из подтеков изопренового клея. Далее корпус был задут тем же цветом, что и основа, а в последствии, для придания неоднородного «запыленного» цвета сухой резины тонировался пигментами АК и MIG, а так же пудреницы Тамия. Подводка контуров люков и ниш ходовых огней, в соответствии с найденными фото, делалась белым акриловым карандашом и краской по маскам. 

Окраска дана на период перед спуском на воду, т.к. после намокания цвет резины становится более темным и однотонным. Результат покраски и тонирования я счел не идеальным, но удовлетворительным.


За фото сильно не пинайте, всё фотографировал на зеркалку, и лодка почему-то целиком не получалась в резкости. Буду благодарен за советы, как снимать на неё правильно (желательно в личку) советы в интернетах читал, в моём случае – не получилось.

Приятного просмотра коллеги и, как всегда, жду объективной критики.


Использованные материалы:

Скан Vom Original zum Modell Uboottyp XXIII

С.П. Махов, Н.Н. Баженов, В.А. Нагирняк, М.Э. Морозов, А.Я. Кузнецов - Тайны подводной войны. 1914—1945

http://dubm.de

https://coollib.com/b/300159/read Германские субмарины Тип XXIII крупным планом

https://olt-z-s.livejournal.com Волшебная шапка Нибелунгов

https://ru.wikipedia.org

https://www.youtube.com/watch?v=0L7gyRfq-4c «По следам морских сражений. Немецкая субмарина-невидимка U-480 Альберих.»

https://uboat.net

http://www.u-boote.ru


Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
98.8998.8998.67
Средняя оценка: 98.8133 (все оценки)
Популярность модели: 79.11

Комментарии

Антон Хотеев (Anton1969)
Минск
54 года
На сайте с 02.04.2015
Антон  Хотеев (Anton1969)
Не берусь оценивать матчасть в силу незнания.... А выглядит вполне натуралистично!
Вот только подставочка совсем примитивная, - заменить бы ее
Алексей Лежнев (ПиЛя) администратор
Город-Герой Москва,
71 год
На сайте с 26.10.2009
Алексей Лежнев (ПиЛя)
Удивительно, но данная модель как-то не произвела впечатление на Коллег!

Странно это, ведь Автору удалось вполне реалистично изобразить "неаккуратность" первых попыток нанесения на корпуса подводных лодок резинового защитного покрытия.

Смотрится очень неаккуратно, но ведь это не вина Автора, скорее всего именно так и выглядели первые попытки нанесения такой защиты.

Тема для Автора - не новая, он ей владеет, и уверенно воплощает в жизнь свои задумки.

Поэтому-то модель и направляется в Галерею.

С Уважением, Алексей.
Павел Скоблов (Румын)
Дудинка
46 лет
На сайте с 21.11.2018
Павел Скоблов (Румын)
Алексей, произвела конечно, но автор в описании сказал практически все, поэтому оценки были поставлены право на борт полностью, у меня два вопроса правда возникло, но ответы в принципе всплыли сами, первый это про антену, то что вроде бы должна была идти на правую сторону рубки, но по фотографиям видно что было и на правый и на левый, а второй это косяк производителя, квадратный люк вроде бы съемный лист аккумуляторной ямы, перед рубкой, должен быть смещен к левому борту а он исполнен по диаметральной плоскости, тезке огромный респект и поздравление с пополнением коллекции.
Павел Скоблов (Румын)
Дудинка
46 лет
На сайте с 21.11.2018
Павел Скоблов (Румын)
А насчет не аккуратности, так оно так и надо было выполнить.
Павел (Фиолетовый Котенок)
46 лет
На сайте с 24.07.2015
Коллеги, приветствую и благодарю за внимание! Прототип действительно довольно необычный, в связи с чем, возможно, и мало комментариев.

Алексей, вы правы, судя по найденной информации листы клеились вручную и на их стыках выступали подтеки клея. По источникам он был белого или желтоватого цвета. Вот для примера одна из немногих фото U-480 в доке, на момент установки покрытия. Собственно по нескольким найденым фото и паре 3D реконструкций я ориентировался при покраске. Некоторое представление о том как выгледело установленное покрытие даёт известная фотография U-11 с покрытием "Фафнир".

Павел, по вашим вопросам: По поводу тросовой антенны, по тем более-менее четким фото что я нашел, видно что крепление смещено скорее к правому борту (если хотите могу их скинуть). Да и Bronko на модели масштаба 1/35 тоже указывает на смещённую вправо антенну.
По крышке аккумуляторной ямы - вы правы, она должна быть смещена к левому борту и вообще выступать над корпусом под прямым углом. Однако здесь два момента.
Первый, как вы верно заметили, косяк ICM, эта деталь отлита вместе с половинками корпуса, и как всё литьё изрядно замылена. Выправить, впринципе можно, но работа будет нелёгкой. По уму проще совсем спилить и сделать новую правильно.
Второй момент в том, что я делал лодку с резиновым покрытием, и здесь, как ни странно, данная замыленность мне сыграла наруку, т.к. стыки спалубой и общая форма наверняка были покрыты резиновыми листами, что сдело эту деталь более "обтекаемой". Кстати, леер вдоль палубы тоже не делал специально, т.к. эта металлическая деталь вполне могла давать эхо на доработанных к концу войны АСДИКах.
Прикрепленные файлы:
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий





Реклама на Каропке
Не показывать чат