Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Самый могучий из мулов вермахта в зимнем исполнении. Подается в ледяной корочке и сосульках! :)
Давненько я не выкладывал статей о своих работах, всё не хватало то времени, то вдохновения, то ещё чего-нибудь... Поймал себя на мысли, что за это время скопилась целая серия интересных неопубликованных материалов! Пора исправляться и выложить построенное на суд публики! Начнем с полугусеничного Маультира от Звезды, пусть он добавит немного зимней прохлады в летнюю жару!
Во времена Римской империи мулы Флавия таскали на себе несколько десятков килограмм скарба и амуниции. Пару тысяч лет спустя полугусеничные мулы фюрера могли утащить уже несколько тонн в кузове, плюс орудие на крюке. Наглядный пример умопомрачительной эволюции военных мулов. Кстати, этих мулов в вермахте было целое семейство, и самым внушительным из них был мул от Мерседеса.
Желание собрать Maultier L4500R от Звезды посещало меня с самого момента выхода данной модели. Опыт работы с обычным Мерседесом L4500 был позитивным и я постоянно держал в уме постройку его полугусеничной версии. Правда, железного повода для старта такого проекта у меня не было, и появился он лишь спустя несколько лет, когда мне поступил заказ на постройку Маультира. Это уже был безоговорочный повод и я с азартом взялся за работу!
Кстати, с момента выхода в продажу и до момента поступления заказа Маультир уже успели снять с производства и он даже стал раритетом. К счастью, благодаря помощи друзей и коллег это не стало проблемой и мне удалось обзавестись сразу двумя моделями – одна для текущего проекта, вторая на будущее.
Редкий случай, когда в качестве фото прототипа у меня была не черно-белая фотка времен войны, а несколько фоток модели другого моделиста. То есть, моей задачей было ориентироваться на чужую модель. Интересный эксперимент! Правда, я решил, что надо немного довернуть эквалайзер в доработках, окраске и фишках, чтобы Маультир смотрелся интереснее и эффектнее, чем работа от которой я отталкивался.
СБОРКА
Изначально, предполагалась преимущественно изкоробочная сборка, но в процессе работы, модель стала обрастать кое-какими доработками и дополнениями. В первую очередь, был доработан картер двигателя – одно из самых слабых мест модели. Он не соответствует оригиналу по количеству ребер, да еще и замылен. При виде спереди этот момент очень заметен. Более достоверное оребрение было изготовлено из листового пластика. Также я заменил фару Нотек на смоляную от MiG. Самым массированным доработкам подверглась ходовая часть. Изначально было решено заменить пластиковые траки. Вместо них установил рабочие металлические от Friulmodel. Это тот аксессуар, который делает любую гусеничную модель гораздо более убедительной, эффектной и визуально интересной будь то танк или грузовик.
Замене подверглись также катки и рессоры. Смоляные детали от Комплект ЗИП выглядели лучше, чем изкоробочные, хотя, эта замена не столь критична как замена передних колёс. Увы, они совсем не похожи на оригинал, как формой диска, так и рисунком протектора покрышки, так что вместо пластиковых деталей поставил смоляные от Panzer Art. Они очень заметно улучшают внешний вид и точность модели. Были и другие обязательные доработки вроде рассверленной выхлопной трубы, срезания трехлучевой звезды с капота (у маультиров ее не было), замены держателя зеркала на проволочный, пластиковых деталей дворников на травление, утоньшения немасштабных кромок и вклеивания Эльфовских отражателей в тело фар.
ОКРАСКА
Это была самая интересная и увлекательная часть работы. Делать зимний камо я очень люблю, а если попытаться снабдить модель разного рода фишечками, которые усилят ощущение зимней машины, то предстоящая работа выглядит как некоторый вызов себе и своим способностям. Тем более, у меня была задана планка в виде образца, ниже которой сделать было никак нельзя.
В качестве фишечек были выбраны следующие моменты: разный принцип обдира белой краски на металлической кабине, деревянном кузове и на тканевом тенте, многочисленные сосульки, свежая корочка снега на тыльной стороне кузова, старая, грязная наледь на катках и раме, изморозь на стеклах кабины с надписью. Впрочем, давайте обо всем по порядку!
Грунт наносил Тамиевский в аэрозольном баллоне. Красил модель акрилами от Тамии. В качестве базы выбрал старый-добрый XF-60. Зимник имитирован с помощью «хэйрспрей метода». Интересно, что белый камо не целиком покрывает модель, а частично, причем, с характерной «сеткой» на брезенте. Отличия стилистики ободранностей зимника на твердых поверхностях грузовика и на гибких поверхностях брезента достиг разным способом нанесения лака для волос и разными движениями кисти при обдире. В деле тонировки брезента и придания ему «тканевости» очень помогли зеленые пигменты от MiG и Wilder. Многослойность белому цвету была придана с помощью белой краски Vallejo и белого карандаша от AK. Ими же имитированы и разбросанные кое-где потеки белой краски.
Для общей тонировки использовался привычный арсенал из фильтров, смывок, масляных красок и прочих чудодейственных составов. А вот пигменты для имитации пыли не использовал. На зимних моделях они ни к чему хорошему обычно не приводят и только разрушают холодное впечатление.
Сосульки традиционно изготавливал из тянутого прозрачного литника и клеил в наиболее подходящих, на мой взгляд, местах. Снег, налипший на бортах кузова корочкой, имитирован содой, которая закреплена с помощью фиксера для пигментов. Такой эффект неоднократно наблюдал зимой на фурах, фургонах и грузовиках и решил, что просто обязан воплотить его на Маультире. Ни разу не встречал, чтобы кто-то имитировал этот эффект таким способом, экспериментом остался удовлетворен. Старую грязную наледь имитировал составом Snow от Wilder, который по высыхании то тут, то там, пропитывал жидкой зимней грязюкой от AK Interactive, чтобы избежать чрезмерной белоснежности.
Очень интересной задачей стала имитация изморози на стеклах кабины. Она должна была добавить ощущения холода от модели. Долго экспериментировал и пробовал разные приемы и в итоге, воспроизвел ее матовым лаком и матовой базой от Тамии, плюс немного супержидкого клея для имитации подтаявших пятен. Как по мне, получилось убедительно. Кстати, очень удивлен, что моделисты практически поголовно игнорируют этот эффект на моделях. По крайней мере, ни разу не встречал. Впрочем, оно и понятно, одно неверное действие и прозрачная деталь безвозвратно испорчена.
В период работы с моделью из всех утюгов доносилось имя Греты Тунберг, решил немного пошалить и написал имя Greta на изморози пальцем водителя. Будем считать, что так зовут его подружку и ему в замерзшем Маультире рассуждения о глобальном потеплении кажутся чем-то очень далеким, впрочем, как и домашний рождественский уют. Кстати, роль пальца в 35ом масштабе замечательно исполнила зубочистка.
СКАРБ
Тот редкий случай, когда мне нечего написать в этой главе повествования. У модели был установлен тент, так что скарб складывать было некуда. Однако, есть в этом и плюс, ведь можно нафантазировать в качестве груза под тентом все, что угодно и, что немаловажно, это не нужно делать. Давайте предположим, что Маультир везет груз из бочек с топливом, дрова, разноцветные ящики с каким-то оборудованием и, например неисправный мотоцикл.
На этом все. Работа над моделью шла с лета 2019 года по февраль 2020 и доставила массу позитивных эмоций. Подробную статью об этом Маультире с пошаговыми фото процесса работы, нюансами и тонкостями вы могли видеть на страницах журнала М-Хобби, номер за январь 2022 года.
Хочу выразить благодарность Станиславу Дробышеву за то, что его стараниями раритетный Маультир перекочевал из стен центра «Кузница мастеров» в Новокузнецке в стены нашего клуба МКС в Новосибирске. Кстати, в настоящий момент Маультир перевыпущен Звездой, так что рекомендую обзавестись!
Комментарии
На сайте с 30.12.2013
42 года
На сайте с 04.10.2014
Супер!
Спасибо! Рад, что понравилось!
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий