Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Доброго времени суток Коллеги.
Представляю свою крайнюю работу
- модель СУ-27КУБ 1/72 «Trumpiter», также на просторах интернета его называют СУ-33УБ.
Хочу начать со слов благодарности Борису!!!
- Борис на протяжении всей постройки модели вел и контролировал данный проект, консультировал, делал замечания.
Борис огромное спасибо за помощь, данная модель появилась на свет в этом виде только благодаря тебе. Еще раз спасибо.
Теперь немного истории из просторов интернета, но с поправками….
Су-27КУБ (заводской шифр Т-10КУБ; на просторах интернета известен как Су-33УБ (Т-12УБ) — двухместный (кресла в ряд) учебно-боевой палубный истребитель четвёртого поколения с передним горизонтальным оперением (ПГО), созданный на основе палубного истребителя Су-33. Проект закрыт в 2009 году.
Одной из главных особенностей самолёта Су-27КУБ является нестандартное для учебно-боевых машин расположение экипажа — бок о бок, благодаря чему улучшилось взаимодействие лётчиков во время полёта и обеспечился лучший обзор вперёд-вниз, чем у традиционных учебно-боевых самолётов, что очень важно для посадки на палубу авианосца. Вход в кабину осуществляется через нишу передней стойки шасси.
Изменению подверглась и аэродинамика самолёта: по сравнению с Су-33 увеличена площадь килей, изменена форма и увеличена площадь переднего и заднего горизонтального оперения. Также значительно увеличена площадь крыла — на 8 м². В отличие от Су-33, стабилизаторы выполнены нескладывающимися, оси складывания крыла вынесены так, чтобы в сложенном положении размах крыла соответствовал размаху горизонтального оперения, вследствие чего самолёт стал занимать меньше места на палубе и в ангаре авианосца.
Большие размеры и взлётная масса самолётов семейства Су-27 предоставляют конструкторам широкие возможности в размещении оборудования и вооружения, что вполне позволяло совместить функции учебного Су-27КУ и ударного Су-27МК в одном универсальном двухместном самолёте. Исходя из этого, 23 мая 1991 года новым решением ВПК было предписано дальнейшую разработку этих машин объединить в один проект. В ОКБ самолёт, разрабатывающийся по обновлённому заданию, получил название Су-27КУБ («КУБ» здесь означает «корабельный, учебно-боевой»).
Дальнейшую работу над проектом затормозил раздел СССР и последовавший за этим тяжелейший экономический кризис в России. Потребность морской авиации в учебном палубном самолёте уже была к тому времени закрыта за счёт создания невооружённой спарки на базе штурмовика Су-25. Тем не менее, даже в этих условиях в ОКБ Сухого смогли подготовить рабочую конструкторскую документацию на Су-27КУБ к 1995 году. Средств на постройку полностью нового прототипа не было, поэтому было решено переделать его из Т10К-4 - одного из Су-33 опытной серии. Осенью 1995 года Т10К-4 перегнали на завод в Комсомольске-на-Амуре, а в конце 1997 года переделанный планер доставили в разобранном виде на опытный завод в Москве, где и приступили к сборке будущего Су-27КУБ. Опытный экземпляр после переделки сменил обозначение с Т10К-4 на Т10КУБ-1. Параллельно со сборкой и оснащением бортовым оборудованием лётного образца, в 1997 году на основе нелётного образца Су-33 (экземпляра Т10К-0) был собран нелётный Т10КУБ-0 для статических испытаний на стендах.
Сборку и подготовку лётного образца завершили к апрелю 1999 года, и 29 апреля 1999 года экипаж в составе лётчика В. Г. Пугачёва и штурмана-оператора С. Н. Мельникова впервые поднял самолёт в воздух.
В октябре 1999 года самолёт выполнил первоначальную программу испытаний на корабле, совершив несколько посадок и взлётов с палубы ТАКР «Адмирал Кузнецов» (самолет был не окрашен и в сети есть много фотографий в грунте).
Летное происшествие:
●16.06.2000 предпосылка Су-27КУБ №21 (02502), КБ Сухого, лётчик-испытатель Виктор Пугачёв 16 июня 2000 года произошла предпосылка к лётному происшествию, самолёт сел, был потушен титановый пожар.
Проходил полёт на отработку трансзвуковых режимов. Во время разгона на форсаже самолёт начало резко трясти, Виктор Пугачёв убрал форсаж и отдал ручку от себя с целью снизить скорость полёта. Далее последовал резкий удар, сорвало левую створку фонаря, правая треснула пополам, оторвало левое ПГО (обломками разбило остекление кабины и повредило ВЗ с килем). Начался пожар левого двигателя. Кресло штурмана было повреждено элементами фонаря поэтому возможность катапультирования не рассматривалась. (на просторах интернета пишут, что кресло «развернуло» - это неправда, развернуть его можно только если разрушить сам кокпит. Несмотря на все повреждения, Виктор Пугачёв сумел посадить самолёт. К новому 2001 году повреждения были устранены, и машина возобновила программу испытаний.
Хронология аварии:
- полностью оторвало левое ПГО, - оно попало в левый воздухозаборник и срезало его от начала до 28 шпангоута, срезало наискосок – внешнюю стенку от середины в начале и под корень в конце. Нижнюю стенку в начале целиком, в конце чуть меньше половины. - обломки воздухозаборника попали в двигатель, - начался пожар левого мотора, - на гондоле, в районе камеры сгорания со стороны ПСС образовались два прогара, один размером с кулак, другой – меньше, - одновременно сорвало левую створку фонаря, она попала в адаптивный носок крыла и снесла одну секцию, - далее створка или оторванный носок попадает в стабилизатор и рубит его посередине хорды до первого лонжерона.
Летом 2003 года самолёт получил новую РЛС «Сокол» и двигатели с управляемым вектором тяги.
В августе 2003 года самолет показали на МАКСе 2023, самолет получил трёхцветный камуфляж и бортовой номер 21.
Осенью 2004 года обновлённый Су-27КУБ повторно был направлен для прохождения корабельных испытаний на выходивший в море «Адмирал Кузнецов», успешно совершив ряд посадок на трос и взлётов с трамплина. На планер самолета были установлены тензодатчики (на фото коричневые пятна разных форм)
В целом по ходу лётно-конструкторских испытаний (ЛКИ), проводившихся в период с 1999 по 2009 год, на самолёте были сняты лётно-технические и взлётно-посадочные характеристики, а также характеристики устойчивости и управляемости. Была выполнена оценка работы новых систем и оборудования, в том числе двигателей с управляемым вектором тяги (УВТ). Было отмечено, в частности, существенное улучшение ВПХ и возросшее аэродинамическое качество, что привело к уменьшенному на 15...20% расходу горючего на крейсерских режимах полёта по сравнению с остальными модификациями Су-27. Самолёт успешно прошёл цикл испытаний как на комплексе НИТКА, так и на палубе ТАКР «Адмирал Кузнецов», что позволило сделать вывод об эффективности применённых на нём технических решений. Су-27КУБ трижды появлялся на авиавыставке «МАКС» - в 2001, 2003 и 2005 годах.
На дальнейшую судьбу самолёта повлиял контракт, по которому для ВМС Индии в ОКБ имени А. И. Микояна был разработан многоцелевой палубный самолёт МиГ-29КУБ с близкими к Су-27КУБ возможностями. Безусловно, более лёгкий МиГ не может быть полноценной заменой Су-27КУБ в роли ударного самолёта, но разработка первого и его подготовка к серии была уже оплачена благодаря индийскому заказу, к тому же стоимость более лёгкого самолёта при прочих равных условиях всегда будет меньше. Таким образом, ради экономии военного бюджета был сделан выбор в пользу уже строящихся для Индии МиГ-29КУБ, а дальнейшая разработка и подготовка к серийному производству Су-27КУБ для ВМФ России была прекращена. Некоторое время фирма «Сухой» вела переговоры с представителями Китая, рассчитывая на поставку партии Су-27КУБ в экспортной модификации для достраивающегося тогда в Даляне авианосца «Варяг». Однако в 2009 году китайцы окончательно решили строить палубные самолёты сами, что поставило в судьбе Су-27КУБ точку.
Теперь о стройке:
- За прототип взят СУ-27КУБ, участвующий на МАКС 2003 года, - после аварии, но до цикла испытаний как на комплексе НИТКА, так и на палубе ТАКР «Адмирал Кузнецов»,
- К постройке данной модели, шел очень давно, искал информацию, фотографии….более того самолет СУ-33 – мой любимый самолет, но решил я все же замахнутся именно на КУБ….потренироваться так сказать)…а тут знакомство с Борисом.
- и так, что сделано….
1. Передняя ниша –, собрана из двух ниш от «Амиго» с внедрением сдвижного люка для посадки экипажа в гермокабину, тут признаюсь, можно было сделать лучше, но из-за отсутствия проволоки меньшего диаметра сделал как видно на фото – можно было и лучше.
2. Приборная панель, боковые панели - декаль которая лежит в коробке, ничего не имеет общего с кабиной самолета, поэтому было приобретено 3 декали от Квинты, - 2 шт, для СУ-33 и СУ-30СМ, - вырезал приборы и клеил в соответствии с фотографиями
3. Кабина.
- кабина для СУ-34 «НеОмега» - была обточена до пыли, и все равно не встала (Амиго,ТемпМоделс) – также не встанут), ванна, кресла, РУС - остались из коробки + Квинта.
4. Фонарь – получил от набора из смолы панель на которой воздуховоды системы кондиционирования
5. Основные ниши «Амиго» для модели СУ-33 «Звезда» - также обточил и сами ниши, и места установки практически до дыр…..вклеивались с напряжением, только из-за этого момента носки крыла сделал не в отклонённом положении. В модели закрылки предкрылки, стабилизатор находится в положении «МАНЕВР».
6. Створки ниш – «Амиго» - створки ниш как переднюю, так и основные нарастил по длине дошипластом,
7. Стойки шасси – шикарные от «ТемпМоделс» – армированные (в комплекте/коробке лежат три обрезанные иглы для шприца)
– на передние стойки шасси СУ-27КУБ - отсутствует «светофор», - на самолет не устанавливался, срезать не стал, так как можно было испортить всю
стойку и убить проводку.
- основные стойки к сожалению, не имеют подкосов, использовал от СУ-30СМ «Звезда», проводку по ним вести не стал – поленился, а надо было
- также упоры/гидроцилиндры в обтекателях те что на мотогондолах - взяты из набора Трумпитер.
8. Добавлена проводка, топливопроводы и прочее, для наполнения пустых – голых ниш - в основные ниши.
9. В фюзеляж врезана «решётка воздухо-воздушного радиатора», использовал от СУ-30СМ «Звезда».
10. Воздухозаборники:
– обточены, до приемлемой толщины (на мой вид) врезано фототравление от «Микродизайн» - створки подпитки.
- жалюзи подпитки использованы также от»Микродизайн» - те что лежат в коробке – смело на помойку.
11. Элероны, - срезаны располовинены, обточены до приемлемой толщины, как смог сделал узлы механизации.
12. Сопла, капоты двигателей.
Из фюзеляжа, вырезаны капоты двигателей, для установки сопел двигателей с УВТ.
Сопла использованы «Амиго» для модели СУ-30СМ «Звезда», чтоб попасть в размер – по диаметру хотя бы приблизительно, с начало были обмеры модели, – новый диаметр после обрезки лишних капотов, - потом были приобретены все сопла продукции «Амиго» для всех модификаций, включая СУ-57. И только тогда из множества вариантов, был выбран один наиболее подходящий.
- Паша (Амиго), низкий поклон и огромное спасибо.
13. ПГО.
В коробке, как писал ранее, лежит ПГО от СУ-27КУБ, до модернизации, по этому с начало я нарастил уголки из пластика 2 мм и обточил, пластик оказался очень мягкий и после нанесения расшивки и клепки, рисунок поплыл. Тогда я взял два – киля от СУ-30СМ, и из них выточил новое ПГО, нанес клеп и расшивку. ПГО к фюзеляжу не приклеивал, на штырях из гвоздя.
14. Пушка, дренажи – иглы от шприцов.
15. Штанга системы дозаправки.
Штанга системы дозоправки, та что на корпусе, срезана и углублено место под штангу, штанга производства Димы Буренко.
- Дима, низкий поклон и огромное спасибо.
16. Конус/обтекатель РЛС.
Конус модели не верной длины, поэтому было срезано лишнее по длине, ступеньку убирал при помощи двухкомпонентным пластилином «JAS»
17. Стабилизаторы.
Стабилизаторы, - нанесен клеп, установлены в отклоненом положении, была также сделана вставка, для придания угла атаки.
18. Гак. Гак использован от модели СУ-33 «Хасегава»
19. Вооружение/пилоны/АПУ.
В соответствии с фото, которое я имел, решил повесить две ракеты Р-77 «ТемпМоделс», а также две ракеты Р-73 «ТемпМоделс». На фото можно видеть масогабаритные макеты, в смоле даны боевые – мудрить не стал, просто покрасил как на фото приводит в соответствии с фото не стал.
Пилоны/АПУ- также основываясь на имеющихся фото:
- центральный пилон – балочный держатель БД3-УСК-А «Амиго»;
- в центре сзади, имитация центрального пилона с замками;
- АКУ-170 «ТемпМоделс» совмещенные с переходной балкой от СУ-30СМ «Звезда» - возможно, я неправильно окрасил АПУ-по фото не смог понять, цвет белый или светло-серый, но переходная балка, точно в цвет грунта).
20. Датчики.
Датчики использованы от «ТемпМоделс», - для моделей СУ-30СМ, как для СУ-33, так и для МиГ-29, антенны в виде якоря (АФС «Поток») - «Микродизайн».
21. По фюзеляжу, использована фольга-самоклейка, - усилиние/накладки/основание удаленной СПО «Березы» и пр.
Дополнения.
Фототравление «Микродизайн» Декаль «Бегемот»
Декаль интерьера «Квинта» для СУ-33 – 2 шт, для СУ-30СМ – 1 шт. Ниши шасси «Амиго» для СУ-33
Створки шасси «Амиго» для СУ-33 Сопла «Амиго» Су-30СМ Стойки шасси 3Д для СУ-33 «Звезда» - «ТемпМоделс»
Колеса шасси 3Д – для стоек 3Д - «ТемпМоделс» Заправочная штанга от Димы Буренко Ствол пушки /дренажные трубки - мед.иглы разных диаметров Датчики «ТемпМоделс» для моделей СУ-33,30СМ, Миг-29. ПВД «Амиго»
Двоякое ощущение: с одной стороны такое богатое описание, столько плюшек к модели, групповая стройка, а шов лобовой части фонаря и фюзеляжа не выведен в ноль шпаклевкой...
Цитата: Двоякое ощущение: с одной стороны такое богатое описание, столько плюшек к модели, групповая стройка, а шов лобовой части фонаря и фюзеляжа не выведен в ноль шпаклевкой...
- всегда любил критику из уст людей, которые палец об палец ни делают и дают сидя с дивана ценные указани
Молодец дружище! старания на лицо, хоть может не все вышло как хотелось тебе , но модель хорошо получилась! В матчасти данного аппарата не силен, ну все остальное я уже лично тебе сказал!)))
Цитата: Молодец дружище! старания на лицо, хоть может не все вышло как хотелось тебе , но модель хорошо получилась! В матчасти данного аппарата не силен, ну все остальное я уже лично тебе сказал!)))
- мне очень приятно, что тебе понравилась моя работа...спасибо!
Комментарии
51 год
На сайте с 17.08.2010
46 лет
На сайте с 13.08.2014
Отлично, на мой взгляд!
- Василий, рад, что заглянул и оценил мою работу.
На сайте с 17.05.2011
46 лет
На сайте с 13.08.2014
Двоякое ощущение: с одной стороны такое богатое описание, столько плюшек к модели, групповая стройка, а шов лобовой части фонаря и фюзеляжа не выведен в ноль шпаклевкой...
- всегда любил критику из уст людей, которые палец об палец ни делают и дают сидя с дивана ценные указани
На сайте с 02.08.2010
46 лет
На сайте с 13.08.2014
Молодец дружище! старания на лицо, хоть может не все вышло как хотелось тебе , но модель хорошо получилась! В матчасти данного аппарата не силен, ну все остальное я уже лично тебе сказал!)))
- мне очень приятно, что тебе понравилась моя работа...спасибо!
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий