Регистрация Вход · Почистить куки

подводная лодка Щ-402 типа Щука X-серии

Производитель:
Звезда
Дата размещения:
20 мая 2021 года, 15:09
Раздел галереи:
Обзоры моделей
Тип обзора:
Модели
Тип модели:
Корабли
Масштаб модели:
1:144

2 месяца назад я просто хотел написать обзор модели, но что-то как обычно пошло не так. И так, настал тот день, когда Это вышло в сеть. Устраивайтесь поудобнее, запаситесь чем нить вкусненьким, потому что под конец вы обязательно проголодаетесь, и на часик отложите все свои дела. Вас ждет не просто обзор, а погружение в подводный мир Щук. Погнали погружаться в матчасть! 


Начну как обычно с официальной заунывной нудятины типа «представляю модельной общественности обзор на новинку и прочие бла-бла-бла» (уже не новинка, месяц как продается в супермаркетах) от Звезды в 1/144-м масштабе – советскую подводную лодку Щука Х-серии. Звезда наконец открыла, не Америку, а лишь новый для себя масштаб и нишу моделей. И своей Щукой сделала хорошую заявку на восполнение большого пробела в моделях подлодок отечественного флота времен Великой Отечественной Войны.

Немного истории

Без истории никуда. Можно сразу в Вики послать, но боюсь не все доползут. Поэтому самый минимум быстренько напишу тут. Средние подводные лодки типа Щ (Щука) массово строились с 1930 по 1945 годы. Всего было построено 86 субмарин. Из 86 построенных лодок, 44 приняли участие в боевых действиях – в основном субмарины Балтийского, Черноморского и Северного флотов. Из них 31 лодка в итоге погибла.
Лодки строились 6 разными сериями: III, V, V-бис, V-бис-2, Х и Х-бис.
Самой крупной была Х серия – 32 подводных лодки, построенные 5 судостроительными заводами: Балтийским, им. А.Марти, Красное Сормово, 61 Коммунара и Николаевским. Подводные лодки флотов различались между собой первой цифрой номера. Тихоокеанские Щуки имели номера «1ХХ», Черноморские – «2ХХ», Балтийские – «3ХХ» и Североморские – «4ХХ». Часть лодок, не успевших перейти на СФ, воевали на Балтике с номерами «4ХХ». И нас будут интересовать следующие подводные лодки (жирным выделены основные их номера после перехода к основному месту базирования):

  • Тихоокеанский флот: Щ-126, Щ-127, Щ-128, Щ-129, Щ-130, Щ-131, Щ-132, Щ-133, Щ-134
  • Черноморский флот: Щ-208, Щ-209, Щ-210, Щ-211, Щ-212, Щ-213, Щ-214, Щ-215
  • Балтийский флот: Щ-317, Щ-318, Щ-319, Щ-320, Щ-322, Щ-323, Щ-324
  • Северный флот: Щ-401/Щ-313, Щ-402/Щ-314, Щ-403/Щ-315, Щ-404/Щ-316, Щ-421/Щ-313, Щ-422/Щ-314, Щ-139/Щ-315/Щ-423, Щ-424/Щ-321/Щ-312

Историю каждой конкретной лодки пересказывать не буду - просто зайдите на sovboat и deepstorm, а лучше сразу монографию Морозова.

Китография Щук и потенциал рынка моделей 1/144

Китографию моделей Щук можно охарактеризовать одним словом – никакая. Всего было выпущено несколько моделей. AMP выпускал модель Щуки 3-й серии Щ-303 в масштабе 1/350 по технологии ЛНД.
Микробомир выпустил тихоокеанскую Щуку серии V (Щ-102, Щ-106, Щ-111, Щ-113) в масштабе 1/144. Модель сделана на первобытном уровне по плинтусу возможностей технологии ЛНД из субстанции, явно бывшей в прошлом отходами. Корпус лодки разделен на 4 части, палуба на 2 части, что представляет собой сплошной геморрой в сборке.
Также они выпускали модели Щуки в масштабе 1/350 - серии V-бис/V-бис-2 (Щ-121, Щ-307, Щ-311) и комбо-кит с 2 моделями Щук Х-серии и Х-бис (Щ-135, Щ-323, Щ-421). Модели эти простенькие с минимумом деталировки – около 20 пластиковых и 25 травленых деталей. Микробомир, как был на уровне ЛНД начала нулевых, так на этом уровне и застрял, что печально для поклонников флота, так как у фирмы были модели крайне интересных прототипов. А его качество пластика и технологические решения заставляют содрогаться судомоделистов в страшных снах и по сей день.
Еще более примитивную модель Щуки сделала фирма AER в начале 1990-х годов в масштабе 1/400, которую позже перепаковывал Maquette и Bum. Это скорее игрушка «по мотивам», нежели модель.
Ну и наконец, куда же без смолы - масштабе 1/700 было 3 полнокорпусных смоляных модели от Комбрига – Щука 3-й серии, Щука V-бис/V-бис-2 и Х/Х-бис.


Как мы видим, выбор моделей совсем грустный – или унылые модели в ЛНД, которым в 2021 году место только в мусорке, или маленькая смоляная лодка. С выбором моделей других советских подводных лодок этого периода: типа Декабрист, С, К, Л, Малютка - дела обстоят еще хуже. Поэтому на рынке есть огромная потребность в нормальных, широкодоступных моделях, спроектированных на современном технологическом уровне и отлитых по технологии ЛВД, в масштабе 1/144 и 1/350.
Щука в масштабе 1/144 будет иметь длину 408 мм, а в масштабе 1/350 – 168 мм. Отсюда видно, что наиболее предпочтительным для подводных лодок времен Первой Мировой и Великой Отечественной Войны является не традиционный «корабельный» масштаб 1/350, а более крупный масштаб 1/144, который позволяет лучше реализовать деталировку и делает в целом модель более смотрибельной. 1/350 больше подходит для моделей атомных подводных лодок, чья деталировка корпуса совсем упрощена в связи с требованиями гидродинамики и малозаметности.
В масштабе 1/144 уже 30 лет Revell выпускает модели немецких подлодок (VII, XXI, Type 206, Type 212, Type 214), ICM (II, XXIII), Trumpeter (Gato, Soryu, Romeo, Seawolf, 636, Astute, различные китаянки), а также микромир выпускают различные подводные лодки, только переводя на них сырье. И можно сказать, что ниша моделей советских дизельных подводных лодок 1930-1960-х годов абсолютно пуста и пока еще никем не занята. Мало того, несмотря на немецкую прописку Revell, до сих пор нет моделей немецких подлодок IX серии. И появление в этой нише рынка Звезды дает ей хорошие шансы на маркетинговый успех выпуска моделей советских подводных лодок типа Д, Л, Щ, К, М, С, послевоенных проектов 611, 613, 641 и 685, включая даже немецкую «девятку» IX. А также на традиционное сотрудничество с Revell по перепаковке своих моделей.
В общем, выпуск модели Щуки в масштабе 1/144 открыл для моделистов надежду на возможно хорошие перспективы продолжения серии моделей советских подводных лодок. Архивы есть, фотки есть, куда за всем этим бежать уже известно. Остается только надеяться, что маркетинг Звезды не упустит такую возможность…

Упаковка и инструкция

Инструкция предлагает 4 варианта сборки – 2 варианта с обычной носовой оконечностью и 2 с сетепрорезателем Краб. Каждый из 2 вариантов носовой оконечности предлагает открытые/закрытые двери рубки и створки кормовой орудийной платформы и опущенные/поднятые выдвижные устройства соответственно. Наконец то в инструкциях Звезды появилась цветная графика со схемой окраски модели. Сразу на душе стало приятно, а для моделистов стало наглядно.

Декаль

Декаль на 4 варианта окраски:

  • Щ-209 3-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Черноморского флота, 1936.
  • Щ-209 3-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Черноморского флота, 1940
  • Щ-402 2-й дивизиона Северного флота, 1937
  • Щ-402 2-й дивизиона Северного флота, 1940.

Ватерлиния дается декалью из 6 сегментов. Но лучше ватерлинию накрасить аэрографом и закрыть маской. На гюйсе левая часть флага должна быть отзеркалена относительно правой, как это сделано на кормовом флаге.

Щ-402

Заложена 4 декабря 1934 г. на Балтийском заводе в Ленинграде под названием Щ-314. 28 июня 1935 г. спущена на воду. 29 сентября 1936 г. вошла в состав Балтийского флота. В мае-июне 1937 г. совершила переход на Северный флот по Беломорско-Балтийскому каналу и переименована в Щ-402. Участвовала в советско-финляндской войне, совершив 3 боевых похода. За годы Великой Отечественной Войны совершила 15 боевых походов и потопила 2 судна общим тоннажем около 1100 тонн: норвежский каботажный пароход Vesteraalen (682т 17/10/1941) и немецкий сторожевой корабль NM01 Vandale (392т 27/02/1942). 3 апреля 1942 г. награждена Орденом Красного Знамени. 25 июля 1943 г. удостоена Гвардейского звания. Пропала без вести в конце сентября 1944 г. во время патрулирования в районе Конгс-фьорда. Одна из немногих Щук, чье местоположение до сих пор не установлено.

К 1-му варианту окраски на 1937 г. у меня вопросов нет. А вот ко 2-му варианту на 1940-й год есть вопрос. В инструкции предлагается на кормовой флагшток установить Гвардейский Краснознаменный флаг, который лодка могла нести только после 25 июля 1943 г. и звезду с числом на двери рубки. Ну никак не могло быть всего этого в 1940 году! Написали бы цифру 1943 или 1944 и вопросов бы не было. В годы Великой Отечественной Войны Щ-402 не носила бортовой номер на рубке. Прилагаемый в декали Краснознаменный Гвардейский флаг был на лодке с 25 июля 1943 по 21 сентября 1944 г. Поэтому совмещение на модели бортового номера «402», звезды с номером 12 на двери рубки и гвардейского флага невозможно. Поэтому выбираем одну из 3 возможных комбинаций для Щ-402 из этой декали:

  • Звезда на двери рубки + Краснознаменный Гвардейский флаг (с июля 1943 по сентябрь 1944)
  • Номер 402 на рубке + обычный флаг (на период до 1941 г.)
  • Обычный флаг (с 1941 по апрель 1942)

Для постройки лодки на период с апреля 1942 по июль 1943 г. в декали не хватает обычного краснознаменного флага без георгиевской ленты.

Щ-209

Заложена в Николаеве на заводе им. 61 Коммунара 25 мая 1934 г. Спущена на воду 2 марта 1936 г. 9 марта 1937 г. вошла в состав Черноморского флота. В предвоенные годы лодка получила сетепрорезатель Сом, который был заменен на сетепрорезатель Краб в конце 1941 или начале 1942 г. Также в конце 1941 или начале 1942 г. кормовое 45-мм орудие было заменено на пулемет ДШК. За годы Великой Отечественной Войны лодка совершила 18 боевых походов и потопила 2 судна общим тоннажем 181 тонну. Немецкую быстроходную десантную баржу F-566 (2/12/1943) и турецкий парусник Семси-Бахри (20/07/1944). 6 марта 1945 г. лодка была награждена Орденом Красного Знамени. С августа 1945 по 1948 г. лодка прошла капитальный ремонт и модернизацию (заменили рубку). 16 июня 1949 г. переименована в С-209. 7 февраля 1956 г. выведена из боевого состава флота. Позже разоружена и перестроена в учебно-тренировочную станцию УТС-10 и поставлена на прикол в Практической гавани Одессы. В этом качестве лодка прослужила еще 35 лет, обучая подводников упражнениями по борьбе за живучесть. 17 декабря 1992 г. исключена из списков ВМФ. В 1996 г. из-за неисправности донно-забортной арматуры лодка затонула у причала. Поднята в августе 1998 г. и в 1999 г. отбуксирована из Одессы в Очаков на разборку, где была брошена на отмели и в районе 2002 года снова затонула. После чего была окончательно распилена на металлолом в первой половине 2000-х годов. Щ-209 стала самой последней Щукой, но увы, ей не посчастливилось попасть в нормальные хозяйственные руки, и лодка была утрачена.

В инструкции ошибка, лодка по состоянию на 1936 г. входила в состав 7-го и 14-го дивизиона 3-й бригады ПЛ. А в 1940-м году входила в состав 31-го дивизиона ПЛ 3-й флотилии ПО ЧФ, а позже в 32-м дивизионе. В 3-й дивизион 1-й бригады ПЛ лодка попала только в феврале 1941 г.
Щ-209 носила бортовой номер на рубке до войны. Ватерлиния на лодках исчезла в 1940 году и появилась обратно после войны. Оба варианта окраски лодки на 1936 и 1940 г. предлагаются с якобы с сетепрорезателем Краб. Тогда как в предвоенные годы на лодке стоял сетепрорезатель Сом, который имел другую форму. Есть одно фото этой лодки вместе с учебным крейсером Коминтерн (бывший Память Меркурия, а в «девичестве» Кагул), снятое в начале 1941 г., где виден этот сетепрорезатель. О сетепрорезателях речь пойдет потом ниже. Поэтому тот сетепрорезатель, который дала Звезда не сочетаем с обоими предлагаемыми вариантами в инструкции.
Для постройки модели на период войны номер на рубку наносить не надо. Но тут есть загвоздка, форма и вид сетепрорезателя на лодке неоднократно менялась. Звезда сделала более позднюю его версию, которая была на лодке в 1942 году. А фоток лодки, чтобы она была с Крабом и с кормовым 45-мм орудием я не встречал… Дилемма, однако…
Так что из коробки лодка соответствует только очень узкому гипотетическому периоду времени - второй половины 1941 по начало 1942 г. – когда уже был сетепрорезатель Краб и еще, возможно, оставалась кормовая 45-мм пушка. Но для этого варианта окраски вам не понадобится ни ватерлиния, ни бортовой номер на рубку.

Литники и литье

Всего в наборе 3 литника из серого пластика – 116 деталей. Литника с прозрачными деталями остекления рубки «лимузинного» типа не предусмотрено. А жаль, в масштабе 1/144 заглушенные непрозрачным пластиком иллюминаторы смотрятся не очень.

Наконец то у Звезды получилось сделать модель без шагрени, утяжин, усадок пластика и следов от обработки фрезой пресс-форм. Самым классным в модели является то, что на ней сделана клепка. Много клепки! Здесь могло быть место для желчи и ненависти всех поклонников 48-го и 72-го масштаба, которые лишились клепки в моделях Ми-24, С-130, Ил-2 и других новинках. Но тут все получилось и у корабелов есть повод для радости. Ведь клепка, хоть и немного великовата для 1/144, но смотрится очень аккуратно и сделана в довольно большом объеме. Единственное, к чему можно придраться – плохо пропечаталась клепка на нижней части корпуса и в нижней части балластных цистерн. Клепка местами пропадает, ее шаг неравномерен и увеличивается. В принципе, их снизу не то чтобы сильно видно, но все равно – пустячок, а не приятно. Также на деталях выдвижных устройств рубки есть небольшой облой.
Дада, можно долго шипеть и скулить, что вот на ваших «черных огурцах» клепки вообще не будет видно, а корабелы вообще не умеют красить, а про везеринг в ваших отсталых гаванях даже и не слышали, не то, что на нашем «богоподобном Ми-24» чья поверхность создана для обливания художественными жижами для придания любого вида, кроме масштабного и реалистичного. Но для того, чтобы спуститься со своих небес на бренную землю, выключите в себе моделиста-перфекциониста и включите в себе технолога- экономиста. Когда у вас получится это все отфрезеровать, отлить, пропечатать на одноразъемной пресс-форме (или на многоразъемной пресс-форме), то попробуйте потом продать задешево и еще заработать. Вот тогда и порассуждаем. А пока, молча, декальками и учимся ее не заливать краской)))

Корпус

Корпус отлит из 2 половинок. Штевни даны отдельными деталями, при этом форштевень дается в 2 вариантах – стандартный форштевень и форштевень с сетепрорезателем Краб.
Сравним корпус с фотками предлагаемых вариантов окраски. Сначала с Щ-209. Задняя часть кормовых щелевых шпигатов сделана неверно. По фото Щ-209 это заметно. Также, если сравнить фотографии Щ-209 с моделью, то обнаружится, что по всей длине корпуса нет почти большинства мелких прямоугольных шпигатов и нет вырезов для подножек на корме и на бортах рубки. С каждого борта в модели сделано всего по 8 прямоугольных шпигатов, тогда как я только по фоткам насчитывал по 50 штук с каждого борта. Чет пахнет попадаловом. Одно дело прорезать на Мономахе 16 шпигатов, другое дело прорезать более 90 еще более мелких шпигатов на лодке с клепкой… Mission Impossible и Том Круз с травлом тут не поможет. При этом на бортах сделано много круглых отверстий, которых на Щ-209 не было, зато полукруглые шпигаты расположены как надо.
Но, не станем пороть горячку. В начале статьи, я упоминал, что лодки одной серии строились 5 заводами сразу. А это значит, что каждый завод мог строить лодки с определенными отклонениями от исходного проекта. Не бывает 2 одинаковых кораблей, тем более когда их 32 и строятся они все в разное время в разных частях страны. И далеко не факт, что та конструкторская документация из архива, по которой проектировалась модель, будет совпадать со всеми 32 лодками. Скорее всего она будет более-менее соответствовать группе лодок, построенных на одном заводе из 5. Так что прежде чем прицеливаться корпусом в мусорное ведро, проверим иной вариант, предлагаемый в декали.
Открываем фотки Щ-402. И… Ой, ну надо же! Прямоугольные и круглые шпигаты как на модели. А вот полукруглые шпигаты уже расположены иначе – на модели они сделаны слишком низко. И смущает форма изгиба передней части носового щелевого шпигата. В общем, корпус модели практически полностью соответствует 4 североморским Щукам – Щ-401, Щ-402, Щ-403 и Щ-404. Под все остальные щуки надо пилить новые шпигаты, а это потянет уничтожение всей клепки на модели. В конце статьи я напишу, что надо сделать чтобы получить из этого набора другие Щуки.
На лодках были разные насадки на отверстие выхлопа дизеля на корпусе по левому борту. В модели просто сделано круглое отверстие с решеткой. Какой именно она была на Щ-402 – не понятно, нет фоток с нужного ракурса. А вот на Щ-404, как и на многих других лодках, оно было с насадкой, обращенной вниз.
Перейдем к «начинке» корпуса. Для прочности в корпусе даны 3 переборки. Якорная ниша (это не клюз!) сделана с внутрянкой в виде стенок и собирается из 2 деталей. Якорь Холла сделан хорошо, но желающие всегда могут заменить его на смоляной от North Star Models. В нижней части носа лодки отдельной деталью дается грибовидный якорь в убранном положении. При просмотре фоток обратил внимание, что в районе якорной ниши корпус имеет недостаточно вогнутую форму, это заметно по приложенному фото. Что приводит к не совсем верной форме выреза якорной ниши со стороны рубки. Возможно ракурс подвел или чуток есть незначительные отклонения по сечениям.

Сетепрорезатель

Пару лет назад, когда мне стало известно о старте проекта Щуки, я хотел, чтобы сделали разные варианты носовых оконечностей, как раз с сетепрорезателями Краб и Сом. В итоге выпустили только версию с Крабом. А зря, в обсуждении Щ-209 выше я уже об этом написал. Вариативность форштевня является как плюсом, так и минусом. В виду отсутствия на носу лодки технологических швов, то шов между деталями будет по клепке на корпусе, которую будет очень просто повредить при неудачной установке детали форштевня. С другой стороны, если бы Звезда этого бы не сделала, была бы претензия «почему не сделали сетепрорезатели?». Так что я рад возможности расширить вариативность Щук, пусть и с ущербом в технологичности модели и для клепки.
Но давайте посмотрим фотки предлагаемой Щ-209. И чего-то сетепрорезатель Краб не похож на свой прототип на фотках на 1942-й год. Там должен быть иной наклон «клыков». В итоге, хотел как лучше, а получилось так что и с Крабом по форме не угадали и Сома не сделали…

Если посмотреть какие вообще были форштевни на Щуках Х-серии, то увидим, что помимо стандартного форштевня, было 3 варианта форштевней с сетепрорезателями: Сом (как на Щ-209 до 1942 года), Краб (Щ-212, Щ-213, Щ-215) и Краб-3 (Щ-209 с 1942, Щ-214), а также у Североморских Щук была иная носовая оконечность, как будто резак на носу, но без клыков – Щ-421, Щ-422, Щ-423. И увы, ни одна из реально существовавших версий форштевня с сетепрорезателем не похожа на то, что исполнила Звезда. Но перепилить его можно, Краб вполне можно из него получить. Зато у Звезды вроде как довольно точно удалось передать деталировку резаков, установленных на палубе и по бокам корпуса. И по ним четко видно, что это Краб-3. Передний клык сетепрорезателя, стоящий на палубе почему-то решили дать из 2 половинок, как и мелкий «клык», для вариантов лодки без сетепрорезателей. Зачем так сделали? Не понятно, данный «клык» будет сильно толще остальных «клыков» сетепрорезателей. При этом мелкий клык (детали С73 и С74) сделан неверно в своей нижней части, где он должен был расширяться к палубе. Для сравнения привел фото и чертеж сетепрорезателя Сом, который носила Щ-209 в 1940-1941 гг. То, что дается в комплекте у Звезды, в него точно не перепилить. Поэтому все влажные мечты о предвоенной Щ-209 1940-1941 годов с декалькой на рубке и с ватерлинией можно закопать где-то подальше.
Если делать Щ-402, то детали сетепрорезателей не понадобятся, а вот посадочные места в корпусе под них придется шпаклевать. Уж лучше бы эти отверстия моделист высверливал бы сам по отметинам с внутренней стороны корпуса.
В общем и целом, вариативность с форштевнем придала ему определенный геморрой, большинство из моделистов выберет беспроблемный по матчасти вариант с Щ-402 без сетепрорезателя.

Палуба

Палуба дана одной деталью, перфорация палубы отлита очень аккуратно. В носовой и кормовой части палубы нет многочисленных рейлингов на палубе. Рейлинги сделаны только в средней части корпуса. Придется подбирать проволоку и делать схожую имитацию. Перфорация палубы сделана немного крупноватой и слишком равномерной, чем была на самом деле. Но в глаза это не сильно бросается. Крайние ряды отверстий на палубе должны были идти по перегибу - по месту стыка палубы с половинками корпуса. И их попросту не сделали. На самом носу лодки нету 2 рымов, но их легко сделать из кусочков пластика.
Позади рубки на большинстве Щук не было перфорации и по центру палубы был короб прямоугольного сечения, в котором проходила труба выхлопа дизеля. Как это было на североморских щуках – не ясно, фоток нет. Также различались фактуры крышки носового люка погрузки торпед. В модели расшивка люка дана неверно, он был смещен к левому борту, а не по центру.
Утки на палубе (детали С44) были разных форм. Я не знаю какие были на предлагаемых вариантах, но предлагаемые в наборе утки были замечены на Щуках 5-й серии. На 10-й серии были иные утки. Возможно применить и эти утки, только подточить их немного сверху.
С кнехтами (детали С24) вышла промашка. Верхняя часть кнехтов имела «рога» и углубление с перекладиной, чего нет в модели. Кормовые кнехты надо развернуть на 90 градусов. Носовые кнехты в зависимости от лодки ставились по-разному, но вот фоток разного расположения кормовых я не нашел. Киповые планки (детали С68) похожи на оригинал.
Стойки на палубе для растяжки антенн (детали С33 и С34) не соответствуют лодкам Х-серии, которые были более массивными и прямоугольными в сечении. Они больше похожи на более тонкие стойки для лодок серии V-бис-2. Но это несложно исправить, сделав стойки из листового пластика. Флагштоки (детали С63 и С64) отдаленно на себя похожи. Но рекомендую их заменить на иглы от шприцов. Также на флагштоках нет «утки» для крепления флаг-фала. На Щ-402 флагшток был расположен на корме, а вот на многих других лодках, флагшток стоял в задней части рубки.

Подкосы навесной палубы вокруг рубки даются отдельными деталями. Но вот на Щ-403 было по 17, на Щ-210 – по 14 подкосов, на Щ-422 - по 12 подкосов с каждого борта, а на черноморской Щ-215 и Щ-210 было только по 7, на Щ-209 было по 8. Были лодки, где было по 6 подкосов. Поэтому для конкретной лодки надо ставить то число подкосов, которое было на фотках, а не дается в инструкции (по 10 на борт). Сами подкосы были плоскими в сечении, а не квадратными как в модели.
Вообще деталировка палубы Щук – самое мутное их место. Было много различного временного оборудования, которое устанавливалось или снималось с палубы в различные периоды эксплуатации или задач. Деталировка палуб порой очень сильно различалась от лодки к лодке и нет такого, чтобы по конкретной лодке можно было бы сказать так «Вот на Щ-ХХХ было вот так-то», так как обычно или есть фото кормы или фото носа. А цельного фотообзора палубы нету вовсе. Лучше всего, делая конкретную лодку, делать по фоткам этой лодки, а того чего не видно - оставить как сделала Звезда.

Рубка

Рубка состоит из 2 половин, палубы, крыши рубки и лобовой части рубки. Стыки деталей будут идти по швам клепки, поэтому надо быть осторожнее. К сожалению, Звезда не сделала 6 иллюминаторов на рубке прозрачными. В этом масштабе прозрачные иллюминаторы уже не являются чем-то избыточным и улучшили бы внешний вид модели. А так их снова придется красить или высверливать и самому стеклить обрезками литника. А мелкие окошки в лобовой части рубки придется стеклить с помощью жидкостей типа Crystal Clear или Liquid Decal Film. По верху рубки не сделана имитация планширя. Маленькая полоска поверх рубки чутка скрасила бы картину. А так ее возможно придется делать из полоски тонкого пластика. Звезда не стала делать рейлинговое ограждение носовой орудийной платформы. С одной стороны можно было бы, с другой – вышло бы толсто и все равно пришлось бы критиковать и переделывать. Трумоделист возьмет проволочку и сам спаяет, другие купят травление, а третьи вообще забьют на это.

Открываем фотки Щ-209. В задней части рубки по бортам отсутствуют поручни и как я уже ранее писал – отверстия для подножек. В основании рубки вдоль палубы не сделано большинство отверстий или углублений. «Уши» на рубке не такие как на модели.
Открываем фотки Щ-402. «Уши» на рубке уже как на модели, все отверстия в основании рубки и поручни уже как на фотках прототипа. Даже перфорация палубы на площадках рубки совпадает с фотками. Но вот забыли наклонные поручни по бокам от двери рубки. Но их несложно из проволоки сделать.
Просмотрев фотки всех лодок Х-серии, я пришел к выводу, что было 6 разных вариантов формы остекления и деталировки передней части рубки. В модели реализован вариант, который подходил к Щ-402 и возможно Щ-401, 403 и 404. У других «северянок» Щ-421, Щ-422 и Щ-423 не было «ушей» на рубке. На «балтийках», как на Щ-320 и Щ-317, «уши» были побольше, чем на «северянках», но располагались в районе круглых иллюминаторов. На «Черноморках», как на Щ-215, «уши» были сильно сдвинуты вперед и были больше по размеру. А на всех «тихоокеанках», как Щ-126 и Щ-129, «ушей» не было, но при этом остекление мостика было совсем иной формы и состояло только из иллюминаторов, а не ряда мелких окошек, как на остальных «щуках». А на Щ-322, Щ-323 и Щ-324 было иное остекление в лобовой части рубки – вместо 7 окошек было 2 широких продолговатых окна.
Если глянуть фотки других Щук – Щ-208, Щ-214, Щ-215 – то деталировка рубки этих лодок уже никак не соответствует тому, что реализовано в модели. Нету многочисленных шпигатов и отверстий. Поэтому данная рубка модели подойдет только к 4 из 32 «десяток» - Щ-401…Щ-404.
На внутренней части рубки нет силового набора и книц, на которых в модели нет и намека. Только толкатели, которые желательно потом удалить.
Дверь рубки сделана отдельно, что позволяет сделать ее открытой. Дверь сделана с петлями, которые позволяют сделать ее открытой в сторону левого борта. На некоторых Щуках были двери с петлями для открывания в сторону правого борта. Но так как вторая часть петель отлита на передней части рубки, то мы можем собрать только те Щуки, у которых дверь открывалась в сторону левого борта. Но была еще одна разновидность деталировки двери, как на Щ-422, у которой дверь имела Х-образное усиление.
Перфорация палубного настила носовой площадки 45-мм орудия совпадает с тем, что было на Щ-402. Но совершенно не совпадает с тем, что было на Щ-209 или, к примеру, на Щ-422. Возможно, что были еще вариации перфорации палубы.
Створки кормовой орудийной платформы даются отдельными деталями, что позволяет сделать их в открытом виде. Правда смущает форма деталировки силового набора на створках. На фото створок Щ-214 отчетливо виден вертикальный силовой набор, который в модели дан ну очень странным образом. Если захотите сделать створки в открытом состоянии, не забудьте сделать имитацию цепочек, которые удерживают эти створки. На фото створок Щ-323 видна толщина планширя по верху всей рубки. Рустерных решеток на палубе Щук Х-серии и на откидных створках орудийной платформы не было. Они были на Щуках более ранних серий.

Винторулевая группа

Носовые и кормовые горизонтальные рули можно сделать подвижными. Кормовые рули собираются из 2 половинок, задние кромки которых после склейки стоит заточить, так как по фото видно, что она не толстая. В целом, рули похожи на прототип. Детальных фоток ограждений носовых горизонтальных рулей у меня нет, поэтому не могу проверить их достоверность.
Винты вроде сделаны неплохо, только кромки лопастей надо заточить поострее. Но вот если взглянуть на фотки реального винта Щуки, поднятого с Щ-211, то разница пластиковой детали с прототипом существенна – как по пропорциям кока, так и по форме и крутке лопастей. Но, я не исключаю тот вариант, что винты могли быть разных форм. Дейдвуды даны отдельными деталями. Валы с кронштейнами валов отлиты одной деталью. К рулю вопросов нет. Увы, подробно проверить винторулевую группу по фоткам почти невозможно в виду практически полного их отсутствия в 1930-1940-е годы, а на затонувших лодках винторулевая группа уже сильно заросла ракушками и рыболовными сетями.

Выдвижные устройства

С фотками Щ-402 совпадают формы тумб для перископов. У Щ-209 (как и у многих «черноморских» и «балтийских» десяток) тумбы для перископов были не круглыми в сечении, а овальными, ближе к форме крыла в сечении. Ходовые огни на тумбах перископов у Звезды вышли овальными в сечении и почти слились своей задней стенкой с тумбой, тогда как должны быть круглыми. Навесной мостик между тумбами перископов сделан неплохо, но эта деталь будет куда лучше и ажурнее смотреться в травлении. Кстати, сам мостик такой конструкции между тумбами был только на Щ-402 (и на Щ-401, Щ-403 и Щ-404), тогда как на других лодка, к примеру, на Щ-209, Щ-320, Щ-323, на его месте была только балка, а на кормовой тумбе были площадки (не на всех лодках). Цилиндрическая часть детали С47 (штанга с двумя гермонактоузами) была только на «североморских щуках», на «балтийских» и «черноморских щуках» этой цилиндрической детали не было. Да и вообще вся конструкция мостиков балтийских и черноморских Щук Х-серии сильно отличалась от того, что сделала Звезда. Складную мачту с реем и 4 парами флаг-фалов Звезда делать не стала, хотя на Щ-402 и на других лодках она была. Также можно было дать съемный прожектор на рубке или радиопеленгатор. Далеко не каждый моделист сможет сам добавить к своей лодке эти детали. Так что, жаль, что Звезда не дала такую возможность вариативности. В общем, каждая лодка имела свои уникальные особенности деталировки мостика. Фактически, по конфигурации оборудования мостика и выдвижным устройствам Звезда идентична только четырем «североморским щукам».
Опоры с поперечиной для растяжки антенн похожи на прототип. Такие как раз была на Щ-401, 402, 403, 404, 421, 422, 423. На всех остальных лодках опоры для антенн были в 2 раза ниже и отсутствовала поперечина.

Вооружение

В модели дается только один вариант артиллерийского вооружения Щук – с двумя 45-мм орудиями К-21 и двумя съемными пулеметами Максим. 12.7-мм пулемета ДШК и 25-мм автомата 84-КМ в наборе нет. Данный вариант вооружения подойдет только довоенным Щукам, или на самый начальный период войны, кроме Североморских Щук, которые ДШК так и не получили, и до 1944 года ходили с двумя 45-мм орудиями. На Балтийском и Черноморском флоте кормовую 45-мм установку довольно быстро стали заменять на ДШК с 1942 года. А на Щ-215 пошли еще дальше – вместо кормовой 45-мм был установлен 25-мм 84-КМ, а на палубе позади рубки был установлен ДШК.
Станок 45-мм орудия и его лафет собираются из 2 половинок. Ствол с казенников и механизмами вертикальной наводки отлиты одной деталью. На орудии нет рукояток и приводов вертикальной и горизонтальной наводки с левой стороны лафета. Но я надеюсь, что эти детали компенсируют наборы деталировки. В остальном к орудию нет вопросов, все похоже на истину.
Съемные пулеметы Максим располагались по бортам рубки на вертлюгах. Отлиты одной деталью. В принципе, издали похожи. Но немного грубоваты.


А что если другую Щуку?

Этот вопрос будут задавать много моделистов, ибо далеко не всем будет охота иметь в коллекции стандартные Щ-402 или Щ-209. Добавлю ка в обзор новую рубрику «Что надо доработать при постройке конкретного прототипа из набора». На фотках приведу различия корпуса модели Звезды с фотографиями корпусов реальных лодок. 

Щ-126, Щ-127, Щ-128, Щ-129, Щ-130, Щ-131, Щ-132, Щ-133, Щ-134

Все лодки, кроме Щ-133, были построены на заводе №194 им. А. Марти в Ленинграде и перевезены в разобранном виде по железной дороге на Дальний Восток. Щ-133 была построена аналогичным способом на Балтийском заводе. Чтобы получить на полке эти «Тихоокеанские щучки» надо:

  • На передней части рубки переделать остекление и сделать его с круглыми иллюминаторами
  • Срезать «уши» с рубки
  • Переделать обтекатели ходовых огней на рубке (сделать их треугольной формы)
  • Добавить пару десятков шпигатов в основании рубки
  • Добавить по 2 шпигата с каждого борта в средней части корпуса
  • Добавить по 9 шпигатов на корме с каждого борта
  • Добавить полукруглые ступеньки в корпусе на корме (по 5 штук с каждого борта)
  • Зашпаклевать посадочные места под сетепрорезатель
  • Подрезать опоры растяжек антенны на рубке
  • Люк для подачи снарядов перед рубкой перенести с левого борта на правый.
  • Кормовой флагшток и якорный огонь перенести на кормовую часть рубки.
  • Добавить небольшую вертикальную стойку/обтекатель (назначение которой я не пока не знаю) в носовой и кормовой части на палубе
  • Добавить на палубу позади рубки прямоугольный короб трубы выхлопа дизеля и зашпаклевать отверстия в палубе в этой части
  • Выточить новые тумбы перископов (овальными в сечении) и переделать всю их деталировку
  • Переделать конструкцию площадки между тумбами перископов
  • На самих тумбах добавить штанги для проводки такелажа
  • В передней части мостика установить дополнительные стойки или выдвижные устройства
  • Если делать лодку на период конца войны, то надо убрать откидное ограждение кормовой орудийной платформы, расширить в этом месте палубу мостика и сделать новое рейлинговое ограждение

Для Щ-129 еще надо перенести дверь/петли двери рубки, чтобы она открывалась в сторону правого борта.

В виду малого количества фоток на эти лодки, мне сложно о них судить, поэтому список доработок дан приблизительный, полученный по фоткам 3-4 лодок из 9.

Щ-208, Щ-209, Щ-210, Щ-211, Щ-212, Щ-213, Щ-214, Щ-215

Все лодки, кроме Щ-213, были построены на заводе им. 61 Коммунара в Николаеве. Щ-213 была построена на Николаевском Судостроительном заводе. Тем не менее, это никак не сказалось на ней, и она в целом соответствовала лодкам с Коммунара.
Чтобы получить «черноморские щучки», включая ранее уже обсужденную Щ-209, надо выполнить следующий список «нехитрых» телодвижений:

  • Доработать «уши» на рубке, сделав их больше и передвинув их вперед
  • Добавить пару десятков шпигатов в основании рубки и полукруглые вырезы для ступенек
  • Добавить по 13-15 шпигатов с каждого борта в средней части корпуса
  • Добавить по 15-18 шпигатов с каждого борта в носовой части корпуса
  • Добавить по 9 шпигатов на корме с каждого борта
  • Добавить полукруглые ступеньки в корпусе на корме (по 5 штук с каждого борта)
  • Добавить насадку на отверстие выхлопа дизеля по левому борту на корпусе
  • Подрезать опоры растяжек антенны на рубке
  • Кормовой флагшток и якорный огонь перенести на кормовую часть рубки.
  • Добавить небольшую вертикальную стойку/обтекатель (назначение которой я не пока не знаю) в носовой и кормовой части на палубе
  • Добавить на палубу позади рубки прямоугольный короб трубы выхлопа дизеля и зашпаклевать отверстия в палубе в этой части
  • Выточить новые тумбы перископов (овальными в сечении) и переделать всю их деталировку
  • Переделать конструкцию площадки с гермонактоузами (оставить только 1) между тумбами перископов, добавить ступенек и площадок на кормовую тумбу перископа
  • Если делать лодку на период конца войны, то надо убрать откидное ограждение кормовой орудийной платформы, расширить в этом месте палубу мостика и сделать новое рейлинговое ограждение, а кормовую 45-мм установку заменить на ДШК
  • Убрать круглые отверстия на корпусе вдоль щелевых шпигатов

Для постройки Щ-210 в период войны надо сделать упрощенную версию сетепрорезателя Сом – без носового резака на форштевне и без боковых стоек с резаками. Боковые резаки крепились сразу к корпусу.
Для постройки Щ-215 надо сделать дверь по правому борту рубки, а для постройки на второю половину войны надо заменить кормовое 45-мм орудие на 25-мм автомат 84-КМ, а ДШК установить на палубу позади рубки.
Также для каждой лодки была практически своя конфигурация сетепрорезателя, поэтому их дорабатываем по фоткам конкретной лодки на конкретный период.

Щ-317, Щ-318, Щ-319, Щ-320

Чтобы получить эти 4 «балтийские щучки», построенных на заводе №194 им. А. Марти в Ленинграде, надо выполнить следующий список «нехитрых» телодвижений:

  • Доработать «уши» на рубке, сделав их больше
  • Добавить пару десятков шпигатов в основании рубки и полукруглые вырезы для ступенек
  • Добавить по 13-15 шпигатов с каждого борта в средней части корпуса
  • Добавить по 15-19 шпигатов с каждого борта в носовой части корпуса (точное число можно определить только по фоткам конкретной лодки).
  • Добавить по 9 шпигатов на корме с каждого борта
  • Добавить полукруглые ступеньки в корпусе на корме (по 5 штук с каждого борта)
  • Подрезать опоры растяжек антенны на рубке
  • Зашпаклевать посадочные места под сетепрорезатель
  • Кормовой флагшток перенести на кормовую часть рубки, а также сделать там еще один навигационный огонь.
  • Добавить на палубу позади рубки прямоугольный короб трубы выхлопа дизеля и зашпаклевать отверстия в палубе в этой части
  • Выточить новые тумбы перископов (овальными в сечении) и переделать всю их деталировку
  • Переделать конструкцию площадки с гермонактоузами между тумбами перископов, добавить ступенек и площадок на кормовую тумбу перископа
  • Если делать лодку на период конца войны, то надо убрать откидное ограждение кормовой орудийной платформы, расширить в этом месте палубу мостика и сделать новое рейлинговое ограждение, а кормовую 45-мм установку заменить на ДШК
  • Убрать круглые отверстия на корпусе вдоль щелевых шпигатов

Балтийские «щуки» Щ-317, Щ-318, Щ-319, Щ-320 имели аналогичное черноморским «щучкам» расположение шпигатов на корпусе.
Для постройки Щ-318 на 1940 г. необходимо добавить на нос резаки сетепрорезателя и доработать форштевень. Это единственная балтийская Щука, у которой я видел сетепрорезатель.
Для постройки Щ-320 необходимо добавить на тумбы перископов штанги для проводки такелажа. Также с 1942 г. у нее заменили ограждение кормовой 45-мм установки. И надо переделать перфорацию навесной палубы вокруг рубки – у нее было не 3 отверстия по ширине, а 4.

Щ-322, Щ-323, Щ-324

Эти три балтийских лодки, построенных на заводе Красное Сормово в Нижнем Новгороде, заметно отличались от остальных балтийских и черноморских Щук:

  • Убрать «уши» с рубки
  • Переделать форму шпигатов в основании рубки на полукруглую и добавить по 5 вырезов для ступенек с поручнями по центру рубки
  • Добавить по 4 шпигата с каждого борта в средней части корпуса
  • Добавить по 6 шпигатов с каждого борта в носовой части корпуса
  • Добавить полукруглые ступеньки в корпусе на корме (по 5 штук с каждого борта)
  • Подрезать опоры растяжек антенны на рубке
  • Зашпаклевать посадочные места под сетепрорезатель
  • Кормовой флагшток перенести на кормовую часть рубки, а также сделать там еще один навигационный огонь
  • Дверь рубки открывалась в сторону правого борта, на рубку по левому борту добавить решетку
  • Переделать остекление лобовой части рубки – вместо 7 маленьких окошек, сделать 2 больших продолговатых окна и 1 маленькое по центру рубки
  • Добавить на палубу позади рубки прямоугольный короб трубы выхлопа дизеля и зашпаклевать отверстия в палубе в этой части
  • Переделать конструкцию площадки с гермонактоузами между тумбами перископов, добавить ступенек и площадок на кормовую тумбу перископа
  • На тумбы перископов надо добавить штанги для проводки такелажа
  • Добавить небольшие вертикальные стойки/обтекатели в носовой и кормовой частях палубы
  • Убрать круглые отверстия на корпусе вдоль щелевых шпигатов

Для Щ-324 надо выточить новые тумбы перископов овального сечения. У Щ-323 они были цилиндрическими, как дала Звезда.

Щ-401, Щ-402, Щ-403, Щ-404, Щ-321/424

А теперь к Североморским «щукам». Данная группа лодок была построена на Балтийском заводе. Здесь список доработок сильно короче.
Щ-401 по фоткам была идентична Щ-402.
Про Щ-402 я распинался предыдущие полчаса выше.
Щ-403 – увеличить число подкосов навесной палубы вокруг рубки с 10 до 17 на каждый борт, перенести флагшток с кормы на заднюю часть рубки, добавить небольшие вертикальные стойки/обтекатели в носовой и кормовой частях палубы.
Щ-404 – добавить насадку на отверстие выхлопа дизеля по левому борту на корпусе.

Возможно, что Щ-321, которая была построена на Балтийском заводе, заметно отличалась от 4 других лодок, построенных на заводе №194 им. А. Марти, и по корпусу соответствовала Щ-402. Но доказать по фоткам я не могу, в виду полного отсутствия фоток Щ-321/Щ-424, погибшей 20 октября 1939 году при столкновении с рыболовным сейнером в Кольском заливе.

Щ-421, Щ-422, Щ-423

Эта серия «североморок» заметно отличалась от Щ-402, так как были построены на заводе Красное Сормово в Нижнем Новгороде. По корпусу эти лодки идентичны другой "красносормовской" группе лодок:

  • Добавить по 6 шпигатов с каждого борта в носовой части корпуса
  • Добавить по 4 шпигата с каждого борта в средней части корпуса
  • Переделать форштевень
  • Убрать «уши» с рубки
  • Зашпаклевать посадочные места под сетепрорезатель
  • Выточить новые тумбы перископов (овальными в сечении) и переделать всю их деталировку
  • Дверь рубки открывалась в сторону правого борта, на рубку по левому борту добавить решетку
  • Добавить 5 вырезов для ступенек по центру левого и правого борта рубки
  • Добавить на палубу позади рубки прямоугольный короб трубы выхлопа дизеля и зашпаклевать отверстия в палубе в этой части
  • Добавить небольшую вертикальную стойку/обтекатель в носовой и кормовой части на палубе
  • Кормовой флагшток перенести на кормовую часть рубки, а также сделать там еще один навигационный огонь

У Щ-421 были замечены резаки сетепрорезателя.
Для постройки Щ-422 увеличить число подкосов навесной палубы вокруг рубки с 10 до 12 с каждого борта.

Как оно было точно на Щ-126, Щ-131, Щ-132, Щ-133, Щ-134, Щ-321, Щ-322, Щ-401, Щ-421, Щ-424 – мне неизвестно. Их полных фоток у меня нет - только фрагмены деталировки. Также у меня нет достаточно полной информации о деталировке палуб лодок и по ограждениям на палубе и рубке.
Поэтому, я могу однозначно сказать, что модель больше всего похожа на североморские Щуки – Щ-401, Щ-402, Щ-403 и Щ-404. Чтобы построить любую другую Щуку Х-й серии, потребуются серьезные доработки деталировки корпуса, палубы и рубки.
Увы, я не знаю, почему Звезда решила сделать корпус максимально приближенный только к 4 лодкам из 32, тогда как можно было бы сделать его приближенным к 14 черноморским и балтийским щукам. Возможно, это связано с тем, что документация из архива РГА ВМФ, по которой строилась модель, соответствовала именно Щ-402. Жаль, но это было бы более грамотным решением с точки зрения расширения вариативности модели. Можно было бы пойти еще одним путем - взять теорию от Щ-402 и уже по фоткам воспроизвести деталировку корпуса черноморских лодок. Но это такой рискованный путь - можно и не угадать. А виновата будет... конечно, Звезда.
Но, я надеюсь, что для всех любителей построить что-то отличное от Щ-402 мой приведенный список доработок будет полезен.

Тестовая сборка

В мае уже поздно пить боржоми, когда модель уже месяц как в продаже. Но тем не менее, выложу результат того, что произойдет, если встряхнуть коробку с клеем и потом макнуть в краску. Даже в таком виде модель смотрится лучше предшественниц, собранных из огрызков ЛНД и достойно на уровне Revell.

Афтемаркет

На текущий момент к модели подводной лодки типа Щ есть афтемаркет от 3 фирм – Микродизайна, i-modelist и Арматы.
Микродизайн имеет 1 плату травления в 44 детали.

Из набора не понадобятся рустерные решетки на откидные створки кормовой орудийной платформы. Рустерные решетки на створках были только на ранних лодках 5-й серии, 5-бис и 5-бис-2. На Х-серии решеток уже не было. Из полезных деталей в наборе есть ограждения на палубу, носовую артиллерийскую платформу и рубку, решетки на палубу перед рубкой, рукоятки горизонтального и вертикального наведения орудий, деталировка рубки (различные мелкие детали, площадку между тумбами перископов, штурвал, держатели спаскругов, поручни, ограждения, прожектор, радиопеленгатор, цепочки откидных створок итд). Навесная палуба вокруг рубки сделана симпатично. Менять тумбы 45-мм пушек на травленые я не вижу особого смысла. Насадка на выхлоп дизеля в травлении бесполезна, так как она будет квадратной, а не со скругленными краями, как у прототипа. Также не вижу смысла в замене на травленые детали обтекателей ходовых огней. Так что травление имеет смысл приобрести – оно не только немного украсит модель, но и дополнит теми деталями, которых нет в наборе.
Также Микродизайн выпустил латунные гребные винты, но они не похожи на настоящие винты (см. винты Щ-211), так как лопасти имели другую форму, а на коке винта не было болтов. Поэтому менять винты из набора Звезды на эти нет особого смысла.

Набор Профи Металл от I-modelist im144003 представляет собой точеные детали (флагштоки, стойки, валы гребных винтов, перископы и 3д-печатные тумбы перископов с балкой между ними). Набор на мой взгляд бесполезный, так как содержит точеные детали или копирующие аналогичные из набора или еще более их упрощающие. К примеру, перископы и стойки для такелажа на палубу – они неправильные, а флагштоки очень толстые.

К сожалению, на момент выхода обзора, Армата и LiveResin так и не выпустили свои наборы деталировки и я не смог провести их обзор в этой статье. А жаль, Армата, вы упустили этот хороший шанс на интеграцию. Мой заказ на эти запчасти у вас висит уже полтора месяца… Но рассказать о них все таки стоит, ибо они больше интересны для оживления модели и придания модели неповторимого шарма на полке или диораме, чем для улучшения матчасти. К сожалению, доступны только рендеры, а о реальном качестве литья пока невозможно судить.

  • LiveResin 144001 и 14402 Моряки подводники. Артиллерийский расчет 45-мм пушки 21-К и командир. Оба набора состоят из 5 фигур и 2 вариантов орудия. Наборы на вид отличаются только позами артрасчета.
  • LiveResin 144003 Моряки подводники. Погрузка торпеды. Набор состоит из 7 фигур.
  • LiveResin 144004 Моряки подводники. Погрузка торпеды. Набор состоит из торпеды, фигуры пловца и талей.
  • LiveResin 144005 Моряки подводники. Швартовка. Набор состоит из 7 фигур.
  • LiveResin 144006 Советская 533-мм торпеда 53-38. Набор состоит из 2 торпед.
  • Arma Models 14431 Цветной металл для Щуки. Набор состоит из флагштоков, стволов 45-мм, перископов и стоек на палубе. Детали сделаны точно также как и в наборе от i-modelist и имеют точно такие же проблемы. На мой взгляд – набор бесполезен даже на рендерах.
  • Arma Models 14433 Интерьер кормового торпедного отсека Щуки.
  • Arma Models 14434 Интерьер носового торпедного отсека Щуки.

По рендерам сложно сказать насколько качественно будут сделаны наборы, но видно, что отсеки спроектированы в спешке и довольно примитивно, даже по меркам 1/144. Поэтому это довольно интересное и эффектное решение для модели, которое ее сделает необычной и скроет часть ее косяков и недостатков. Осталось дождаться остальных отсеков, которые обещают сделать в мае 2021 года.
Также был набор деталировки, который Армата предлагала при предзаказе, но про его состав и качество ничего сказать не могу, так как пока у меня его нет.
В общем, из афтемаркета однозначно будет полезно травление от Микродизайна и уже для любителей диорам и разрезов возможно подойдут наборы от LiveResin и Arma Models. Правда качество последних еще стоит оценить, так как рендеры это лишь рендеры, на деле все может быть иначе – это лишь фантик от конфеты.
На текущий момент я бы не рекомендовал сломя голову бежать скупать весь существующий афтемаркет, если вы только не хотите тут же построить лодку. Для этого вам пока будет достаточно травла Микродизайна. Возможно спустя год-2-3 выйдут еще наборы деталировки, в том числе и коррекционные.

Источники

Заключение

Обзор получился совсем не таким как я изначально планировал. Но задержка в полтора месяца в его выходе на свет, заставила меня пересмотреть свое мнение по этой модели, сделав итог более взвешенным и менее токсичным.
Чем прекрасны корабли? В отличие от автомобилей, самолетов и танков, даже в моделях нет 2 одинаковых кораблей. У каждого есть свои индивидуальные отличия друг от друга, даже если они построены по одному проекту на одном заводе, что делает их по истине уникальными. И эти индивидуальные отличия нужно отражать в модели. Вот эти моменты надо было учитывать при проектировании модели, инструкции и вариантов окраски. Главный косяк Звезды в этой модели в том, что разработав пресс-форму по конструкторской документации с максимальным уклоном в сторону Щ-402 и 3 других "североморских" лодок, они заявили в инструкции и декали черноморскую Щ-209, чтобы получить которую, надо перепилить большую часть всей деталировки модели. Было бы честным и разумным просто выпустить модель "Краснознаменной Гвардейской Щуки Щ-402", дав пару-тройку номеров других "североморских" лодок. Поэтому, я сознательно изменил название модели в заголовке обзора, сделав это за вас.
Надеюсь, для Звезды эта Щука будет небольшим уроком на будущее, что надо быть чуть более внимательным в выборе прототипов для декали при проектировании модели корабля. Это все таки не самолеты или танки, где индивидуальные отличия в масштабе 1/35 или 1/144 в основном заключаются в декали. Ну или просто надо обратиться за консультацией ко мне по прототипам и матчасти. В этом я всегда готов помочь и порешать различные исторические ребусы.
Поэтому, если отталкиваться от Щ-402, модель за исключением пары небольших косячков удалась. Имеющиеся несоответствия к Щ-402 или легко поправимы или не заслуживают особого внимания. А травление только дополнит эту модель.
Приведенный мною список переделок данного пластика в модель любой другой лодки возможно остудит пыл горячих голов. За исключением пары сценариев - диорама (где соответствие матчасти уходит на второстепенный план) и разрез/сечение, где с наборами деталировки отсеков можно будет оторваться и несоответствие в шпигатах не будет так бросаться в глаза.
Но при этом, если кому то захочется собрать модель как есть и положить любой военно-морской предмет на все те недостатки и несоответствия, что я написал выше, то я могу сказать только то, что вы не только неординарная, но творческая личность с развитым терпением, раз смогли не уснуть и промотать мышкой досюда. И вам надо просто красиво ее покрасить со всеми солевыми техниками, эффектами, ржавчинами, подтеками или наростами льда. Благо фактурная поверхность модели даст вам в этом оторваться по полной. Забудьте, о всем том, что пытались честно прочесть – просто творите. А Звезда вам дала для этого прекрасную модель. И я надеюсь, что серия подводных лодок в масштабе 1/144 будет продолжена новыми типами – Катюшей, Декабристом, Малюткой, Ленинцем и конечно же, знаменитой «Эской» С-13.

Всем, кто честно дочитал до конца - вы все молодцы! Теперь можете дружно пилить, клеить и красить вот этими вот ручками. Мануал вам выдали, нюансы немного разжевали, теперь вперед и с песней! Кто просто долистал - просто склейте и не парьтесь.

Здесь могла бы быть для вас какая нибудь плюшка (промокод, интеграция или что то в этом роде), но на послевкусие я оставлю вам лишь шутку, чтобы разбавить нудные и пресные глубины подводного мира Щук, из которых вам уже пора выныривать в вашу реальность. Мой обзор подошел к концу.

"С выходом Щуки от Звезды, Щучку от Микромира пора закопать обратно и прекратить разврат" (С) SilverGhost

Спасибо Звезде, что предоставила мне модель на обзор.
С уважением, Андрей «SilverGhost»


Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Комментарии

Страницы: 1 2 3
Алексей Карпов (Minotoru)
Рубцовск
41 год
На сайте с 14.01.2015
Алексей Карпов (Minotoru)
Ощущение, что делали по Бумажному моделированию Михаила Орла - шпигаты и подножки один в один.

Дополнение 09.10.2021.
У меня декали отделились от подложки и всплыли при замачивании перед нанесением.
Михаил (Kyklovod)
37 лет
На сайте с 11.11.2011
Михаил  (Kyklovod)
Надумал собирать, думаю дай поищу инфу, а тут! Ну просто преогромное спасибо за столь подробную проработку материала! С Уважением, М. Скребнёв!
Страницы: 1 2 3
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий

Андрей Кузнецов
Андрей Кузнецов
Логин
SilverGhost
Д.Р.
20 июня 1987 года
Сайт
http://scalemodels.ru
Город
Moscow
На сайте с
15 апреля 2014 года
Его сообщения на форуме
Его комментарии к моделям
Подписка на обновления

Друзья (22):

  • Даниил
  • Юрий
  • Антон
  • Алексей
  • Виталий аkа


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат