Ульяновский автозавод внёс существенный вклад в развитие отечественной военной автотехники и всего советского автомобилестроения, самостоятельно разработав и внедрив в массовое производство самый известный и популярный легкий многоцелевой полноприводный автомобиль УАЗ-469. Как и вся прежняя продукция завода, он также создавался по заказу Министерства обороны СССР, превратившись в наиболее передовой и совершенный советский армейский джип, на равных конкурировавший с зарубежными аналогами. С конструктивной точки зрения он послужил основой всего последующего семейства легких военных машин, развитие и совершенствование которых продолжается до сих пор.
Петр Иванович Музюкин - Главный конструктор Ульяновского автомобильного завода (1955-1967).
Сколь самодеятельными и смелыми были намерения конструкторов УАЗа под руководством главного конструктора П. И. Музюкина, можно судить по широкому разбросу конструкций и компоновок будущей машины. В первоначальный типаж входили автомобили с независимой подвеской и несущими кузовами, а также плавающие заднемоторные версии, но консервативно строгие требования Министерства обороны ограничили фантазии конструкторов неким подобием классической машине ГАЗ-69 с передним мотором, традиционной зависимой подвеской и открытым кузовом с откидным задним бортом.
Первый прототип автомобиля УАЗ-469 - модель УАЗ-460Б с колесными редукторами и с зависимой рессорной подвеской. 1960 год.
С 1960 года завод один за другим строил и предлагал военным на выбор различные результаты своего поиска самой оптимальной конструкции. Осенью появился прототип УАЗ-460 рамной конструкции с открытым 4-дверным кузовом, по общей конструкции сходный с ГАЗ-69. Из-за низкого дорожного просвета военные его не приняли. Для решения этой проблемы была предложена схема с дополнительными бортовыми редукторами в ступицах всех колес, позволявшими приподнять мосты и кузов над поверхностью дороги. Так появился второй прототип 460Б с характерной угловатой функциональной внешностью и открытым кузовом с тентом. Он был выполнен на шасси УАЗ-450. В том же 1960 году был построен второй пробный вариант УАЗ-471, созданный по образцу американских джипов Ford М-151 и явно претендовавший на революционность. Он снабжался независимой подвеской всех колес на поперечных рычагах, несущим 4-дверным кузовом и 16-дюймовыми шинами, но колесных редукторов не имел. На машине стоял необычный компактный 4-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель (2,45 л, 82 л.с.), созданный на базе мотора М-21. Все эти автомобили проходили испытания до 1964 года, по завершении которых за основу был принят вариант 460Б с рекомендациями по его модернизации и доработке. Слишком необычный дорогой и сложный УАЗ-471 военные отвергли, зато его силовой агрегат после испытаний был рекомендован к производству, но так и не попал на конвейер.
Второй прототип УАЗ-471 с независимой подвеской и 82-сильным мотором V4. 1960 год.
В 1964 году, как развитие прототипов 460 и 460Б, впервые появился более солидный, прочный и чуть удлиненный автомобиль с бортовыми редукторами и повышенными тактико-техническими характеристиками, который был унифицирован с будущим грузовым семейством 452 и получил знакомый индекс УАЗ-469. На стадии проектирования и испытаний автомобиль претерпел несколько модернизаций, которые внешне отражались в разных вариантах передней облицовки с вертикальными или горизонтальными воздухозаборными прорезями. В это же время был создан первый авиадесантируемый вариант с откидными лобовым и боковыми стеклами и съемными дугами тента. Все версии испытывали в 21 НИИИ(Научно-исследовательский испытательный институт) и в дальних пробегах по регионам СССР со всеми видами дорожных и климатических условий. Одновременно проводились подготовительные работы по внедрению новой машины в серийное производство, но из-за нехватки средств и отсутствия производственных мощностей на это потребовалось еще несколько лет огромных усилий. Приёмочные испытания доработанного джипа УАЗ-469 завершились в марте 1971 года. Автомобиль был представлен министру автомобильной промышленности Александру Михайловичу Тарасову, который дал согласие на финансирование серийного производства новой машины. 2 ноября 1971 года руководство УАЗа приняло решение о безостановочном переходе с автомобиля ГАЗ-69 на УАЗ-469. На его реализацию потребовался еще один год: 15 декабря 1972 года на вторую линию главного конвейера был поставлен упрощенный сельскохозяйственный вариант 469Б. До начала серийного производства военного джипа 469 оставалось еще несколько месяцев. В феврале 1972 года, в преддверии серийного выпуска машин 469-й серии, предприятие было преобразовано в Производственное объединение «АвтоУАЗ» имени В. И. Ленина.
Модификации:
УАЗ-469П (1962). В период, когда разрабатывались ещё опытные образцы будущего УАЗ-469, конструкторы создавали также различные вариации этого автомобиля для выполнения специальных заданий. Например, проектировалась модификация, которая могла бы пополнить автопарк Министерства связи. Среди её конструктивных особенностей - удлинённый задний свес и увеличенная колёсная база. Грузоподъёмность автомобиля составляла 600 кг. Кузов модели смонтирован на прочной и жесткой лонжеронной раме. Всего было собрано два опытных образца, однако в серийное производство версия не пошла.
Опытный внедорожник УАЗ-469Б-НАМИ (1977). Опытный образец, основанный на серийной модели, которая должна была отличаться повышенной комфортностью. Создана эта модификация специалистами УАЗ в сотрудничестве с НАМИ. Среди характерных черт модели - жесткая покатая крыша, пластиковая отделка фальш-радиаторной решётки, цельное лобовое стекло, цельные двери. В салоне появились элементы декоративной отделки и шумоизоляция, более комфортабельные сиденья, травмобезопасная рулевая колонка и ремни безопасности, новые панель приборов и рулевое колесо. Запасное колесо разместили в багажнике, а «дворники» перенесли на нижнюю часть стекла и снабдили функцией автоматического включения при использовании электрического стеклоомывателя. В серийное производство модель так и не пошла из-за несоответствия международным стандартам.
Используемая литература:
Кочнев. Е. Д - "Автомобили Советской Армии 1946 - 1991". Серия "Война моторов". Издательство: Эксмо, 2011.
Цитата: Машина без тента,что ж так мало фоток салона...
Автомобиль круглый год стоит под открытым небом и разумеется имеет полный доступ в салон для детей с желанием сделать фотографию за рулём(не смотря на табличку "трогать запрещено"). От всех природных и человеческих манипуляция салон пришёл в мягко говоря, не очень хорошее состояние - от этого предпочёл его не показывать,ибо нет смысла.
Цитата: Редчайший экспонат! Вы бы ещё на ВАЗовскую "шестёрку" обзор выложили.
И тем не менее,вы всё же выделили своё драгоценное время,чтобы написать коммент под этой публикацией. Если у меня будет желание(а оно скорее всего будет) лет так через 10-15 будут и обзоры на советский автопром.
Комментарии
43 года
На сайте с 28.12.2012
28 лет
На сайте с 22.03.2014
Машина без тента,что ж так мало фоток салона...
Автомобиль круглый год стоит под открытым небом и разумеется имеет полный доступ в салон для детей с желанием сделать фотографию за рулём(не смотря на табличку "трогать запрещено"). От всех природных и человеческих манипуляция салон пришёл в мягко говоря, не очень хорошее состояние - от этого предпочёл его не показывать,ибо нет смысла.
На сайте с 09.03.2008
42 года
На сайте с 05.10.2012
28 лет
На сайте с 22.03.2014
Редчайший экспонат! Вы бы ещё на ВАЗовскую "шестёрку" обзор выложили.
И тем не менее,вы всё же выделили своё драгоценное время,чтобы написать коммент под этой публикацией. Если у меня будет желание(а оно скорее всего будет) лет так через 10-15 будут и обзоры на советский автопром.
28 лет
На сайте с 22.03.2014
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий