В 1946 году Горьковский автозавод под руководством конструктора Г. М. Вассермана приступил к разработке легкого армейского многоцелевого полноприводного автомобиля. В октябре 1947 года был собран первый прототип ГАЗ-69, который после удачных испытаний был принят за основу нового поколения и получил военный индекс АТК-Л-69 - артиллерийский тягач колесный легкий. В 1948 - 1949 годах появились еще четыре опытные машины под индексом ГАЗ-69-76, которые имели иную форму оперения лобового стекла и капота без боковых вентиляционных окон. Машины испытывались на вездеходных шинах с глубоким протектором типа «елочка» в сцепе с легкими пушками или одноосными прицепами ГАЗ-704. В процессе последующих доработок прототипы получили усиленную систему охлаждения, масляный радиатор, синхронизированную коробку передач, круглые приборы, вентилятор и отопитель салона. Их государственные испытания провели в 1951 году. В ходе испытаний был снят кинофильм, который продемонстрировали И. В. Сталину, что предопределило дальнейшую успешную судьбу автомобиля и способствовало скорому принятию его на вооружение. Через год была собрана пробная партия ГАЗ-69, а 1 сентября 1953 года на Горьковском автозаводе развернулось серийное производство последнего доработанного варианта под упрощенным индексом ГАЗ-69. Машина выпускалась на Горьковском автозаводе до 1956 года, затем всю оснастку постепенно передали на Ульяновский автомобильный завод. Производство внедорожников ГАЗ-69 продолжалось вплоть до 1972 года. В общей сложности с 1952-го по 1972 год Горьковский и Ульяновский автозаводы вместе собрали 634 285 машин семейства ГАЗ-69, включая ГАЗ-69А и все их варианты.
Григорий Моисеевич Вассерман - ведущий конструктор Горьковского автомобильного завода.
С 1953 года, параллельно с моделью ГАЗ-69, выпускался вариант ГАЗ-69А для эксплуатации в сельском хозяйстве, который также сыграл важную роль и в военном деле. От ГАЗ-69 модифицированный вариант отличался изменённым открытым 4-дверным кузовом с двумя рядами сидений, задним багажным отсеком с запасным колесом для перевозки грузов до 50 кг, скошенной задней частью откидывавшегося брезентового верха и установкой только одного 60-литрового топливного бака. Передние и задние двери каждой стороны были взаимозаменяемыми. ГАЗ-69А имел практически ту же снаряженную массу (1535 кг), но его полная масса была сокращена до 1960 кг, а габаритная высота возросла до 2030 мм.
Автомобили ГАЗ-69 (слева) и ГАЗ-69А серийного выпуска ноября 1953 года.
Модификации:
Аэродромный пусковой агрегат АПА-12 применялся для запуска двигателей лёгких летательных аппаратов, проведения их обслуживания и питания электрических систем. Его основой являлось специальное шасси УАЗ-917, которое от серийного ГАЗа-69 отличалось наличием коробки отбора мощности, отдельной двухместной кабиной и кузовом с задней откидной крышкой, под которой находились генератор, аккумуляторы и контрольно-измерительные приборы.
Первая советская лёгкая боевая машина «Шмель» для запуска четырёх противотанковых реактивных снарядов, созданная в 1960 году, базировалась на доработанных шасси ГАЗ-69/69М и входила в состав самоходного ракетного комплекса 2К15. Машина снабжалась двухместной кабиной с бронированной задней стенкой и повышенным расположением брезентовой крыши. В задней секции рамы с высоким складным тентом помещалась артиллерийская часть с направляющими для ракет с дальностью стрельбы до двух километров. В кабине рядом с водителем на особом сиденье, обращённом спинкой против движения, размещался оператор-наводчик, управлявший ракетами посредством двухпроводной линии связи.
Используемая литература:
Кочнев. Е. Д - "Автомобили Советской Армии 1946 - 1991". Серия "Война моторов". Издательство: Эксмо, 2011.
Комментарии
61 год
На сайте с 05.08.2010
28 лет
На сайте с 22.03.2014
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий