Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
В семидесятых годах двадцатого века на Херсонском судостроительном заводе по пр. 399Б были построены два научно-промысловых судна (НПС), носителя глубоководных обитаемых аппаратов, получивших имена «Ихтиандр» и «Одиссей». За основу был взят самый массовый в то время проект большого морозильного рыболовецкого траулера (БМРТ) типа «Владимир Маяковский» (пр. 394), так как их главной задачей должно было стать не только изучение промысловых рыб, исследование морского шельфа и гидрометрические наблюдения, но и пробные траления для определения уловистости тралов различной конструкции и наблюдение за работой неподвижных орудий лова.
Главной особенностью этих судов помимо неограниченного района плавания стало базирование на борту глубоководного аппарата пр. 1539 «ТИНРО-2», который затем заменили на подводный аппарат пр. 1825 «Север-2 бис». Для размещения аппарата на борту судна-носителя оборудовали ангар с раздвижными воротами. Мощное спуско-подъёмное устройство, состоящее из нескольких лебёдок и выдвижных гидравлических балок управлялось системами автоматики, и позволяло выносить аппарат за борт и ставить его на воду рядом с судном при волнении моря до трёх баллов. Чтобы при этом не возникло опасного крена, были предусмотрены специальные балансировочные цистерны, между которыми перекачивалась забортная вода.Вокруг ангара располагались помещения для обслуживания подводного аппарата. Здесь было всё необходимое для зарядки и ремонта аккумуляторов, профилактики и подготовки гидравлических систем, накачки баллонов сжатым воздухом, хранения научных приборов и ЗИПа. На борту НПС «Ихтиандр» также располагались научные лаборатории (планктонная, химическая, геологическая, гидрохимическая, ихтиологическая, гидрологическая, бентосная и фотолаборатория), барокамера, каюты для проживания научных работников и гидронавтов, специальные грузовые устройства, океанографические лебёдки, а также три рефрижераторных, мучной и консервный трюмы и помещения с промышленными линиями для разделки и консервирования рыбной продукции.
Комплекс гидроакустического оборудования (гидролокаторы, эхолоты, эхоинтеграторы и пр.) этих судов позволял осуществлять наведение подводного аппарата на исследуемый объект. Штурман судна-носителя видел на приборах одновременно аппарат и цель, и сообщал экипажу подводного аппарата необходимые данные для встречи: курс, скорость, дистанцию и глубину. При обнаружении косяка рыбы с подводного аппарата, на НПС «Ихтиандр» подавался сигнал для начала траления. В результате такого взаимодействия судно и глубоководный аппарат представляли собой единый комплекс с огромными возможностями для проведения глубоководных исследований. Таким образом, советским кораблестроителям удалось создать на базе серийного БМРТ плавучий институт, оснащённый в то время по последнему слову техники.Отдельно стоит остановиться на глубоководных аппаратах, базировавшихся на НПС «Ихтиандр» и «Одиссей». В середине шестидесятых годов прошлого века, конструкторы ленинградского ЦКБ «Волна» по запросу учёных Тихоокеанского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО) приступили к разработке исследовательских подводных аппаратов пр. 1539, которые в честь этого института получили название «ТИНРО». Первый проект «ТИНРО-1» предусматривал создание полностью автономного комплекса, способного проводить исследования совместно с научной подводной лодкой «Северянка», а второй проект «ТИНРО-2» был рассчитан на применение с борта судна-носителя. В 1974 году этот аппарат завершил испытания и был принят в эксплуатацию на НПС «Ихтиандр», а в 1977 году его передали на научно-исследовательское судно пр. 1539 «Гидронавт». После чего на борту НПС «Ихтиандр» базировался уже глубоководный обитаемый аппарат пр. 1825 «Север-2 бис», предназначенный для проведения научно-исследовательских работ на глубинах до 2020 метров. Он был разработан для Полярного научно-исследовательского и проектного института рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО) и управлялся с помощью двух членов экипажа - командира и бортинженера. Также внутри были места для двух наблюдателей, для которых в корпусе имелись пять иллюминаторов. Ход обеспечивался горизонтальными и вертикальными движителями, а заряда бортовых аккумуляторов хватало на девять часов непрерывной работы электродвигателей. На аппарате было установлено специальное оборудование и манипуляторы для сбора образцов с четырьмя мощными прожекторами и двумя лампами-вспышками.
Оба глубоководных аппарата были «рабочими лошадками» и за 11 лет службы с 1974 по 1985 годы совершили более 700 погружений во всех океанах нашей планеты для проведения комплексных исследований численности, видового состава и поведения промысловых рыб, для разведки их скоплений, а также для поиска затонувших объектов с помощью гидроакустических станций.После распада СССР многое, что долгие годы создавалось усилиями советских учёных и инженеров в области подводных исследований, осталось за границей. Украина, не имея технических и финансовых возможностей заниматься глубоководными исследованиями, в 1998 году продала НПС «Ихтиандр» вместе с подводным аппаратом в турцию для разделки на металл. После чего аппарат «Север-2 бис» попал в ВМС США, где использовался в качестве необитаемой подводной лаборатории для сбора информации о радиационном и химическом заражении подводных объектов.Постройку НПС «Ихтиандр» удобнее всего начать с корпуса, но перед этим желательно заранее позаботиться о сохранности уже готовой модели и сделать для неё подставку и акриловый футляр. К сожалению, имеется ряд неточностей, связанных с расположением иллюминаторов на корпусе и надстройке. Поэтому, используя имеющиеся фотографии пришлось скорректировать их расположение зашпаклевав и просверлив соответствующие отверстия. Прямоугольные иллюминаторы надстройки были скорректированы нанесением декалей в нужных местах. После исправления этих неточностей в корпус был вклеен ангар подводного аппарата, внутренняя часть которого была дополнена силовым каркасом из полистирола. По завершении зачистки и обязательной грунтовки стоит задуматься об очерёдности покраски корпуса. Палубу юта и траловую лебёдку придётся покрасить до того, как их закроет палуба спардека. Стыкуемость сигнального мостика с носовой надстройкой идеальна, но после её установки всё равно остаётся тонкий зазор, который придётся зашпаклевать. Кормовая надстройка имеет сложную форму и поэтому требует тщательной подгонки деталей перед установкой. Ворота ангара даны фототравлением и их нужно загрунтовать и покрасить до установки на штатные места.После окраски палубы корпуса, надстройки и мостиков начинается кропотливый и неизбежный процесс нанесения модельного скотча перед покраской бортов и надстроек белым цветом. Ромб якорного клюза также был обозначен модельным скотчем и окрашен чёрным при помощи аэрографа. Как только высохла краска и удалены все маски, можно залить иллюминаторы чёрным «панелайнером». Специально покрывать модель глянцевым лаком перед этой процедурой не стоит, так как белый водорастворимый акрил имеет полуглянцевую консистенцию и этого достаточно для последующего удаления излишек «панелайнера» при помощи уайтспирита и ватной палочки. Декали наносятся достаточно легко. Для исключения их серебрения в дальнейшем модель достаточно покрыть матовым лаком. В комплект входят надписи на бортах и надстройке судна, марка на трубе и надписи на глубоководном аппарате.Дымовая труба НПС «Ихтиандр» в реальной жизни имела форму, отличную от тех, что были на серийных БМРТ, поэтому пришлось её переделать, нарастив козырёк нитрошпаклёвкой и установив дополнительную мачту с ходовыми огнями. В комплект модели также входит филигранно проработанный подводный аппарат «Север-2 бис», который был покрашен с использованием пяти различных цветов и затем установлен на своё место в ангаре НПС «Ихтиандр». Шлюпбалки предлагается сделать из фототравления, причём каждая собирается из двух деталей. После сборки, грунтовки и окраски их можно поставить на специально размеченные на палубе места. В комплект модели входит корабельный катер пр. 1390 «Стриж», который прекрасно деталирован для 700-го масштаба и остаётся только аккуратно его покрасить, после чего приклеить на шлюпбалки. Что касается двух других плавсредств, то мне пришлось их существенно дорабатывать, доведя до исторического соответствия.
Модель насыщена большим количеством мелких деталей, размер которых иногда не превышает иголочное ушко, поэтому придётся мобилизовать всю свою усидчивость для насыщения верхней палубы и мостиков различными лебёдками, дефлекторами, прожекторами, тамбурами, вентиляционными грибками, контейнерами спасательных плотов, вьюшками, брашпилем, якорями, пелорусами, спасательными кругами и прочей мелочёвкой. Для повышения копийности, входящие в набор фототравлёные трапы пришлось заменить китайским афтермаркетом, имеющим меньшую толщину латунной пластины. Забортные трапы, расположенные в районе носовой надстройки собираются из трёх деталей и идеально встают на свои места.Судно обладало развитыми мачтами и сложной системой грузовых стрел. Производитель предлагает собрать две мачты из фототравлёных деталей, а остальные сделать самостоятельно из проволоки (длина и диаметр указаны в инструкции). С тросами грузовых стрел пришлось повозиться, использовав в качестве блоков коллекцию неиспользованного фототравления из личных запасов. Для повышения копийности, антенны навигационных РЛС судна были сделаны самостоятельно из тонкого полистирола. Леера, которых на корабле не так много, после грунтовки и окраски аэрографом были приклеены к корпусу и надстройкам при помощи самозатекающего цианокрила. На сигнальном мостике пришлось добавить две самодельные антенны, отсутствующие в наборе, но которые можно увидеть на имеющихся фотографиях.После завершения всех вышеперечисленных этапов сборки модель была покрыта матовым лаком и приклеена на основание футляра, выполненного из чёрного глянцевого акрила. Штыревые антенны сделаны из тянутого над свечкой литника, окрашенного уже после установки на надстройку и мостики. Такелаж - из лавсановой нити, а флаг из декали, приваренной к кусочку фольги для возможности сымитировать реалистичные складки.
Работа очень порадовала серьёзным подходом и основательной исторической справкой. Да ещё и в мелком масштабе. Тот случай, когда чисто, аккуратно - но именно так и надо.
Приветствую!
Ну Вы блин даёте! Нифига себе спичка!!!
Как всегда фирменный стиль. Крохотулька-карапулька. Модель получилась отличная!
Очень понравилось,справка крайне познавательна.
Примите поздравления с завершением!
Единственный вопрос леера от МД. И это вроде не 700- тый?
Комментарии
На сайте с 20.07.2010
...извините )
На сайте с 24.04.2016
На сайте с 05.09.2021
С уважением!
На сайте с 20.10.2019
Ну Вы блин даёте! Нифига себе спичка!!!
Как всегда фирменный стиль. Крохотулька-карапулька. Модель получилась отличная!
Очень понравилось,справка крайне познавательна.
Примите поздравления с завершением!
Единственный вопрос леера от МД. И это вроде не 700- тый?
С Уважением.
На сайте с 03.07.2013
Кронштадт пока не является приоритетом, заканчиваю ССВ-590 "Крым", он тоже построен на базе "бармалея".
На сайте с 03.07.2013
Единственный вопрос леера от МД. И это вроде не 700- тый?
Леера от Флайхока. И да, это любимый 700-й масштаб)))
32 года
На сайте с 31.03.2015
с сайта
На сайте с 07.10.2007
54 года
На сайте с 27.06.2011
71 год
На сайте с 26.10.2009
С Уважением, Алексей.
Возраст неизвестен
На сайте с 17.04.2022
55 лет
На сайте с 16.09.2012
Приятно глазу.
С уважением,Владимир
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий