Регистрация Вход · Почистить куки

Ил-102

Производитель:
A&A Models
Дата размещения:
27 января 2019 года, 17:00
Раздел галереи:
Обзоры моделей
Тип обзора:
Модели
Тип модели:
Авиация
Масштаб модели:
1:72

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Ильюшинька, который не стал богатырём… или как «Горбатого» заСушил «Грач» …
(К 50-и летию конкурса ВС СССР по созданию Реактивного штурмовика)

 

Здравствуйте друзья.

Представляю Вам новинку  украинской фирмы A&A Models – Реактивный штурмовик Ил-102 .

Полную историю прототипа, думаю пересказывать смысла нет (она широко и однообразно кочует по большинству сайтов)… но некоторые факты истории думаю вспомнить надо…

…Первым советским реактивным штурмовиком стал самолёт Ил-40. В конце 1951 г. было разработано техническое предложение по созданию двухместного бронированного штурмовика. Предложение, направленное в правительство в январе 1952 г., очень быстро рассмотрели, и уже 1 февраля вышло постановление Совета Министров СССР о проектировании и изготовлении опытного самолета.

Работы по созданию самолета Ил-40 шли очень быстрыми темпами. Тут сказывались как организаторские способности С.В.Ильюшина, так и большой опыт и высокая квалификация конструкторского коллектива. Уже через три с половиной месяца после выхода в свет постановления правительства комиссия ВВС дала положительный отзыв. В феврале 1953 г. завершили постройку опытного самолета Ил-40. 7 марта 1953 г. летчик-испытатель В.К.Коккинаки поднял Ил-40 в воздух…

…Приказом министра обороны СССР от 20 апреля 1956 г. в составе советских ВВС упраздняется штурмовая авиация. Новая военная доктрина учитывает возможность применения тактического ядерного оружия и по-иному рассматривает функции ВВС над полем боя. По мнению тогдашних военных специалистов, основные силы должны быть направлены для ударов по объектам, расположенным за пределами досягаемости огня сухопутных войск. Таким образом, наличие в составе ВВС специализированного самолета-штурмовика (в данном случае Ил-40) становилось ненужным…

…В конце 1960-х в авиационных изданиях вновь замелькало, казалось, забытое слово штурмовик. Опыт эксплуатации и боевого применения истребителей-бомбардировщиков показал, что они не в состоянии заменить над полем боя бронированные летающие танки. Видимо, первыми в СССР начали разрабатывать реактивный штурмовик в ОКБ П.О.Сухого. К идее бронированного штурмовика вернулись и в ОКБ Ильюшина, когда в соответствии с требованиями ВВС, на основе опыта Вьетнама и ближневосточных конфликтов, вновь заинтересовавшихся штурмовой авиацией, был предложен проект самолета Ил-42, являющегося глубокой модернизацией Ил-40.

В конкурсе проектов штурмовиков, проведенном в июне 1969 года, участвовали, также, ОКБ А.С. Яковлева, А.И. Микояна и П.О. Сухого. В результате конкурс "прошли" Т8 и МиГ-21ЛШ… а работы по Як-25ЛШ и Ил-42 было решено прекратить.

Однако разработка "ильюшинского" двухместного штурмовика была все же продолжена под руководством Г. Новожилова в инициативном порядке.

Самым главным отличием Ил-102 от Су-25 стала вторая кабина для стрелка. По всей видимости, это обстоятельство сыграло самую негативную роль в судьбе машины…

Широкой публике самолет демонстрироваться всего ОДИН раз. Это произошло на авиасалоне «Мосаэрошоу 92», где он стал одной из сенсаций. Позднее самолет встал на вечную стоянку в ЛИИ имени Громова, где штурмовик находился на хранении вплоть до 2005 года. После этого его покрасили и установили на постамент в аллее героев музея ЛИИ имени Громова.

 

До «вчерашнего дня» единственной моделью Ил-102 был «смоляной бычок» от Anigrand…

…ну а «сегодня»:

В коробке, уже традиционного для производителя дизайна, с боксартом штурмовика в камо без знаков госпринадлежности, 14 литников с деталями самолёта, рамка с остеклением. Присутствует так же платка травления, декаль и окрасочные маски. Поначалу подумал, что боксарт выдержан в свете «линии партии»… ан нет, действительно самолёт ими не обзавёлся, даже на своём единственном показе.

Поскольку мне известны только одни чертежи от АиВ… то и буду «вкладываться» в них (они как раз масштабные).

Коробка из добротного картона с верхней загрузкой. На длинных, боковых сторонах схема окраски и 3D деталировка модели.

Литник А – половинки скорлупок фюзеляжа. Расшивка внутренняя, несколько неоднородная. Вкладывание в чертёж показывает практически нулевое отклонение.


Литники B и C  - крылья, его элементы и ниши шасси. Вкладывание в чертёж показало (с учётом концевых накладок) так же 0 отклонений.

Интересной особенностью является возможность прорезать створки внутренних бомбоотсеков. На рамках присутствуют внутренние стенки отсеков, так что «пустыми» они не останутся.


Литники D, E – элементы правого и левого крыльев. На литниках присутствует довольно хорошо проработанные ниши основного шасси.


Литник F – элементы кабин и носового шасси.  Носовая ниша выполнена отдельными элементами и вкладывается в фюзеляж.


Литник M – внешние «скорлупки» мотогондол.


Литник Л – детали оперения и киля.


Пара литников G – подвеска вооружения. С учетом «bonus»-ной рамки Р, вооружение довольно внушительное и разнообразное… думаю вполне не уступающее «не состоявшемуся конкуренту». Деталировка вполне приемлимая.


О литнике N, много не напишешь… остекление кабин. Из приятностей, есть вариантность «открыт – закрыт». "Стёклушки" прозрачные... хотя на макросъёмке видно, что присутствуют искажения на просвет.


А вот литники О заслуживают больше внимания. Они полностью «посвящены» креслам экипажа. По-моему, это первый случай, когда каждый ложемент состоит из 23 деталей. (Модель в модели! Думаю эту «рамочку» мы ещё увидим не однократно в моделях других производителей.). В подтверждении уникальности рамки упакованы в индпакет.


Ну и последняя пара, литники Н – детали внутреннего воздушного тракта. Поскольку воздуховоды  без «выгибонов», то и просматриваются они, даже на модели хорошо. И приятно, что изобретать ничего не нужно… всё есть…


Плата фототравления приятно дополнит деталировку пилонов подвески.


А вот с окрасочными масками по мне даже перебор… они и внутренние и наружные. (Я просто изнутри не окрашивал переплёт – не будет ли видна «щель» между сторонами переплёта?)


Декаль не богатая, но достаточная.


Инструкция.

Вполне себе произведение искусства на 8-и страницах. Языки пояснений: украинский и английский. Последовательность сборки достаточно подробна и последовательна.

Схема окраски. Как и следовало ожидать, она представляет единственный вариант: Мосаэрошоу 92. Палитра красок ориентируется на гамму Humbrol. Насколько она верна, сказать трудно. Фотографий, тем более цветных,  крайне мало и цветовые оттенки разные.

Общее впечатление о модели очень положительное.


Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
999999
Средняя оценка: 99 (все оценки)
Популярность модели: 83.28

Комментарии

Автор удалён
с сайта
Воистину-за державу обидно!!!
Почему в своей стране не делают такие модели СВОИХ же образцов техники!
Приходиться смотреть за бугор...
Сергей!Большое спасибо за обзор!
Мансур Батманов (unb320)
46 лет
На сайте с 14.12.2013
Мансур Батманов (unb320)
Отличная детализация!!!Шикарный набор!!!
Макс Коробов (maksik)
Запорожье
46 лет
На сайте с 26.11.2011
Макс Коробов (maksik)
Держал в руках этот набор, очень хороший, рекомендую всем!
Матвей Богданов (Matvei_Bogdanov)
Кубань
50 лет
На сайте с 04.01.2015
Матвей Богданов (Matvei_Bogdanov)
Уже куплен и ждёт переправки.))))
SAURON
Киев
59 лет
На сайте с 18.07.2010
SAURON
Видел живьем, деталировка впечатлила, но брать не стал. Цитата:
Самым главным отличием Ил-102 от Су-25 стала вторая кабина для стрелка. По всей видимости, это обстоятельство сыграло самую негативную роль в судьбе машины…
Читал как-то отзывы летчика-испытателя (уж не помню фамилию) летавшего на Ил-102 в перестроечные времена. Устойчивость в полете ему показалась хорошей как для бомбардировщика, но чрезмерной для штурмовика. Управление он признал чересчур тяжелым. Цитата:
А вот с окрасочными масками по мне даже перебор… они и внутренние и наружные. (Я просто изнутри не окрашивал переплёт – не будет ли видна «щель» между сторонами переплёта?)
Встречаю такие маски уже не первый раз и тоже не пойму - нафига? Чтобы цену поднять?
Автор удалён
с сайта
Цитата:
Воистину-за державу обидно!!!
Почему в своей стране не делают такие модели СВОИХ же образцов техники!

потому что єтой державы уже давно нет, а тем, кто даже за бугром интереснее смотреть свое: немецко-англицкое...
Вагиф Гульметов (O.Genri18)
Сургут
45 лет
На сайте с 11.09.2015
Вагиф Гульметов (O.Genri18)
будем ждать в прихожке готовую работу .
Борис (BorisV) администратор
59 лет
На сайте с 17.10.2010
Борис  (BorisV)
Образцовый обзор, подробно отснята каждая деталюшка на литниках.
Одно не понятно - рамки с деталями показаны с бОльшей стороной снимка по вертикали, а инструкция положена на бок, почему?
Сергей Стасенко (Kubantiger)
Краснодар
62 года
На сайте с 13.12.2012
Сергей Стасенко (Kubantiger)
Цитата:
Образцовый обзор, подробно отснята каждая деталюшка на литниках.
Одно не понятно - рамки с деталями показаны с бОльшей стороной снимка по вертикали, а инструкция положена на бок, почему?


:) Парни, задайте вопрос IT-шнику сайта... фото "рамочек" загружались бОлшей стороной "по горизонту"... ТРИ разА... а они "вздыбливаются...
Инструкция загрузилась как задумано... что б картинка была в соответствии с правилами 2500 горизонт х 1440 вертикаль...
Денис Догадов (De-nis03)
Санкт-Петербург
61 год
На сайте с 11.05.2016
Денис Догадов  (De-nis03)
В Афганистане довольно хорошо себя проявил Ил-28.
При выходе из атаки кормовой стрелок довольно успешно подавлял огневые точки, ведущие огонь по самолёту.
Афганцы даже захотели ещё приобрести таких самолётов, но это оказалось нереально.
Вот тут как раз и в очередной раз и вспомнили про Ил-102. но не надолго...
Максим (AMS) (makiss)
Темников
39 лет
На сайте с 31.07.2012
Максим (AMS)  (makiss)
Угадываются черты Ил-40,обязательно взял бы, если б не залежи.
SAURON
Киев
59 лет
На сайте с 18.07.2010
SAURON
Цитата:
В Афганистане довольно хорошо себя проявил Ил-28.
При выходе из атаки кормовой стрелок довольно успешно подавлял огневые точки, ведущие огонь по самолёту.
Афганцы даже захотели ещё приобрести таких самолётов, но это оказалось нереально.
Вот тут как раз и в очередной раз и вспомнили про Ил-102. но не надолго...
В Афгане Ил-102 был бы абсолютно бесполезен из-за своей скверной маневренности, не позволявшей успешно действовать в горах. А вспомнили про сие чудо техники просто на перестроечной волне "разоблачений". Типа, закоснелые чинуши валят все новое и передовое. Последним гвоздем в гроб Ил-102 стало отрицательное мнение о нем В. Соловьева, испытателя с афганским опытом. Вот отрывок из воспоминаний В. Мигунова, заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза, который вместе с Соловьевым летал тогда на Ил-102:
"26 марта 1986 г. накануне вылета мы с В. Соловьевым обговорили тактику поведения. Решили, что первым полечу я и после посадки впечатлениями делиться не стану, чтобы не влиять на объективность оценки своего коллеги. Уже на рулении я получил отрицательные эмоции – в канале руля направления был поставлен какой-то загружатель, чтобы летчик не мог резко работать педалями, и, пока удалось к нему приспособиться, энергии потребовалось затратить изрядно. Взлет, полет, пилотирование в зоне и посадка приятных ощущений не прибавили. Единственное, что сразу бросилось в глаза: на курсе самолет был устойчив, как бомбардировщик, заставить свернуть его оказалось очень тяжело, что резко контрастировало на фоне маневренного Су-25.
Ничего этого я Соловьеву не сказал и с нетерпением ждал его возвращения из полета. Когда Слава зарулил и покинул кабину, то его лицо выражало полное недоумение. Было видно, что он «опасается» что-то говорить. И это с его опытом полетов на Су-25!!!
Не получив восторга от первого полета, мы по приезде в гостиницу наметили благородную цель – завтра поискать положительные особенности самолета, которые мы сразу не разглядели. Однако и после второго вылета наши впечатления не изменились. Мы оба отметили очень хорошую путевую устойчивость на пикировании, имитировавшем атаку наземной цели. Но, если требовалось подвернуть по курсу, самолет этого делать упорно«не хотел», то есть исправить ошибку прицеливания оказалось очень сложно. Мы уже не затрагивали вопрос тугого безбустерного управления.
На послеполетном разборе мы, получив фирменные галстуки и значки, были вынуждены честно, но без упреков высказать конструкторам свои впечатления и замечания. Поскольку они звучали из уст боевого летчика В.В. Соловьева, никто из присутствовавших не возразил. С этим мы и убыли в Ахтубинск. Доложив начальнику института о командировке, мы все изложили в летной оценке, которая впоследствии и была приложена к ответу на запрос комиссии ЦК КПСС".
Сергей (Sergio77)
Москва
47 лет
На сайте с 22.01.2013
Сергей  (Sergio77)
Спасибо за обзор! Деталировка внушает!
Владимир Писарев (4294VP)
Электроугли
51 год
На сайте с 04.01.2013
Владимир Писарев (4294VP)
Модель Ил-102 получил, за что отдельное спасибо АМаркету.
Ко всем восхваляющим эпитетам хочется всё-таки немного дёгтя добавить.
Я конечно понимаю, что ребят из Харькова вряд ли кто пустил бы на территорию ЛИИ для обмера прототипа, это же ведь не музей в Луганске, но есть Валки, есть рекламный проспект фирмы Ильюшина.
По порядку косяков, что я пока заметил. Может ещё не все.
- лобовое стекло фонаря стрелка должно идти ниже под гаргрот до фюзеляжа.
- не надо было отдельно делать переднюю нишу шасси. Шпангоуты вплотную к обшивке.
- гермошпангоут в нише ближе к хвосту и является передней стенкой бронекапсулы.
-декаль приборок по мотивам, общего с оригиналом мало.
- кресло взято с Моделсвитовского Су-17м3, поэтому немного не такое. Убрать дефлектор (хотя его не видать) и ограничители разброса рук.Должно быть К-36Л, как на Су-25.
Надеюсь пока всё. Хотя подробно ещё не вник.
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий

Сергей Стасенко
Сергей Стасенко
Логин
Kubantiger
Д.Р.
25 июля 1962 года
Город
Краснодар
На сайте с
13 декабря 2012 года
Его сообщения на форуме
Его комментарии к моделям
Подписка на обновления

Друзья (10):

  • DEN
  • Степан
  • Владислав Валентинович
  • --------------
  • Сергей




Реклама на Каропке
Не показывать чат