Проектирование
Заказ крейсеров типа «Диана» был вызван внешнеполитической обстановкой, создавшейся в конце XIX века. Обострившиеся противоречия с Англией, которые удалось вскоре урегулировать дипломатическим путём, сменились постоянно возрастающей «германской угрозой» на Балтике. Новый виток гонкивоенно-морских вооружений на фоне напряжённой политической ситуации привёл в 1895 году к очередной корректировке двадцатилетней судостроительной программы России, принятой в 1881 году. В рамках дополнений, внесённых в программу, были заказаны три «карапасных крейсера», ставших впоследствии крейсерами типа «Диана».
Исполнителем заказа был выбран Балтийский завод, специалисты которого в течение месяца представили на рассмотрение Морского технического комитета четыре эскизных варианта крейсеров различного водоизмещения. Основой для дальнейшей разработки был выбран созданный по инициативе С. К. Ратника проект крейсера водоизмещением 6000 тонн, прототипом которого являлся новейший в то время английский крейсер «Тэлбот». Вплоть до ноября 1896 года происходило согласование тактико-технических характеристик будущих кораблей, а до этого (в начале июня) было принято решение о постройке серии — уже не из двух, как предполагалось изначально, а из трёх крейсеров. Третий крейсер (будущую «Аврору») было предписано заложить в Новом Адмиралтействе. Работы по строительству «Паллады» и «Дианы» осуществлялись фактически одновременно, «Аврора» же отставала от графика на протяжении всей постройки и может считаться дополнительно строившимся кораблём проекта. Подготовка и стапельный период
Отношением ГУКиС от 11 июня1896 года начальник управления вице-адмиралВ. П. Верховский предписал приступить к работам по постройке в Новом Адмиралтействе «крейсера водоизмещением 6630 т.» типа «Диана». Такое название нового корабля сохранялось в официальных документах в течение почти года, до того момента, как Николай II принял решение об именовании крейсера.
Непосредственные работы по формированию корпуса корабля начались в Новом Адмиралтействе в сентябре — октябре 1896 года под руководством назначенного строителя крейсера корабельного инженера младшего судостроителя Э. Р. де Грофе. К этому моменту необходимых для постройки материалов (стали) не было, так как Адмиралтейский Ижорский завод был перегружен заказами и не сумел справиться, в частности, с изготовлением коробчатой (швеллерной) стали для бимсовбатарейной и броневой палуб и подкрепления поперечных переборок. В результате часть заказа по распоряжению начальника ГУКиС разместили на Александровском чугунолитейном заводе. В связи с этой задержкой на начальном этапе постройки производились только подготовка разбивочного плаза и набор стапель-блоков в эллинге. 18 октября, с прибытием первой партии судостроительной стали, был начат наборвертикального киля. 31 марта1897 года император Николай II повелел именовать строящийся крейсер «Авророй» в честь богини зари у римлян. Это название было выбрано самодержцем из одиннадцати предложенных вариантов наименований.
Официальная закладка крейсеров типа «Диана» была произведена 23 мая. Первой в 10:30 торжественную церемонию провели на «Авроре» в присутствии генерал-адмиралаАлексея Александровича, укрепив серебряную закладную табличку между 60-м и 61-м шпангоутами и подняв на специально установленных флагштокахфлаг и гюйс будущего крейсера.
К середине 1898 года степень готовности корпуса «Авроры» достигла 28%, степень готовности машин равнялась чуть менее 60%.
Постепенно на корабле, как и на систершипах, стали появляться офицеры и судовые специалисты. По их предложению подверглось некоторому изменению торпедное вооружение кораблей серии, состоящее теперь из трёх 381-миллиметровых торпедных (минных) аппаратов: одного надводного выдвижного, расположенного в форштевне корабля, и двух подводных траверзных щитовых, установленных на носовой платформе. Соответствующий контракт был заключён с Петербургским металлическим заводом 6 июня 1898 года. К весне 1900 года готовность «Авроры» по корпусу составляла уже 78%. На корабле в это время шла установка различных систем и устройств. Спуск на воду
В 11:15 11 мая1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, наблюдавших за церемонией из Императорского павильона, состоялся торжественный спуск «Авроры» на воду. Под залпы артиллерийского салюта стоявших на Неве кораблей крейсер благополучно сошёл на воду, «без перегиби и течи», как докладывал впоследствии К. М. Токаревский. «По мере выхождения судна из эллинга, на нём были подняты флаги, а на грот-мачтештандарт Его Величества». Во время спуска на верхней палубе корабля в составе почётного караула находился 78-летний матрос, служивший на фрегате «Аврора». Кроме того, на спуске присутствовал бывший офицер прославленного парусника, а теперь вице-адмиралК. П. Пилкин. На следующий день новый крейсер был отбуксирован к стенке Франко-русского завода для установки главных машин. Водоизмещение корабля на момент спуска составило 6731 тонну. Завершение постройки
Одновременно с началом работ по установке машин на корабле начался монтаж паропровода, вспомогательных механизмов и общекорабельных систем. К августу на крейсере появились три дымовые трубы, а 17 октября был впервые поднят пар. Проведённая 30 октября проба машин показала, что все они работают исправно. 2 ноября состоялись испытания на швартовах, завершившиеся подписанием акта № 559, в котором говорилось, что «комиссия не находит препятствий для перехода крейсера в Кронштадт под своими главными машинами». Тем не менее очень многие работы на крейсере оставались незавершёнными, а некоторые (установка румпельного устройства, паровой рулевой машины и электрического устройства управления рулём) — даже не начатыми.
Начиная с лета 1900 года «Диана» и «Паллада», значительно опережавшие «Аврору» в степени готовности, проходили приёмные испытания. По их результатам комиссией были отмечены серьёзные недостатки и просчёты, особенно в артиллерийской части. Легко устранимые недостатки стали с начала 1901 года спешно исправлять на достраивавшейся «Авроре»: оказавшиеся ненадёжными телефоны лейтенанта Колбасьева были продублированы переговорными трубами, некоторым изменениям подверглись также погреба боезапаса. Основной модификацией конструкции судна на данном этапе стала переделка пушечных портов на батарейной палубе и, как следствие, увеличение углов обстрела 75-миллиметровых пушек.
Испытания водонепроницаемостикормового и носового котельных отделений показали необходимость доработки креплений, что также неизбежно задерживало работы. Ещё более серьёзно на сроках постройки корабля сказалась задержка изготовления вертикальной брони для боевой рубки, выполненной Ижорским заводом некачественно. Эта работа на крейсере была окончена лишь в мае 1902 года. Наибольшие затруднения на завершающем этапе строительства пришлись на доработку электрооборудования, промышленное освоение которого российскими заводами ещё только начиналось.
В начале 1902 года на «Аврору» установили якоря системы Холла, что сделало крейсер первым во флоте кораблём отечественной постройки, оснащённым этой новинкой. К маю судно было полностью готово. Кампания 1902 года
В первой кампании 28 июля 1902 года «Аврора» вышла в своё первое плавание, направляясь в Кронштадт. На борту находился новый командир крейсера капитан 1-го ранга И. В. Сухотин, заводские специалисты и половинная команда. Во время перехода на крейсере кратковременно вышло из строя рулевое управление и вследствие этого корабль коснулся бровки канала, незначительно повредив правый винт. В 13 часов 30 минут «Аврора» прибыла в Кронштадт. Последующие десять дней ушли на приготовления корабля к испытаниям.
Общая стоимость крейсера в целом составила примерно 6,4 млн рублей.
8 августа начались выходы «Авроры» на заводские испытания, в основном — для устранения девиации компасов и проверки главных машин. В сентябре крейсер почти две недели находился в Александровском доке, где специалисты завода выправили повреждённые в первом выходе лопасти правого винта и установили щиты подводных минных аппаратов. 4 октября представители Франко-русского завода сообщили о готовности крейсера к приёмным испытаниям.
10 октября состоялись официальные испытания механизмов для сдачи в казну. «Аврора» под флагом председателя приёмной комиссии контр-адмирала К. П. Никонова показала на мерной линии скорость 19,66 узла, однако испытания пришлось прервать из-за обнаружившегося стука в подшипнике цилиндра низкого давления правой машины. Еще несколько попыток выполнить программу испытаний и сдать механизмы в казну не увенчались успехом, и испытания перенесли на следующий год. Кампания 1903 года
6 июня 1903 года «Аврора» вышла в море для устранения девиации, а на 14 июня были вновь назначены приёмные испытания крейсера. Остро вставший вопрос о пополнении Тихоокеанской эскадры вынуждал Морское министерство сжимать сроки испытаний; управляющий министерством приказывал к концу июля полностью подготовить крейсер для перехода на Дальний Восток.
14 июня состоялись итоговые испытания крейсера в присутствии комиссии под председательством контр-адмирала К. П. Никонова. Всего в течение нескольких дней крейсер совершил четыре пробега, во время которых общая мощность трёх паровых машин составила 11 971,5 инд. л. с., а средняя скорость — 18,97 узла (максимальная — 19,2 узла).
На испытаниях 14 июня 1903 года
Таким образом, как и однотипные корабли, «Аврора» не сумела достичь контрактной скорости. Контрольное вскрытие механизмов показало, что все неисправности легко устранимы, поэтому комиссия «положила принять их [главные машины, вспомогательные механизмы и паровые котлы] в казну». Дата 16 июня 1903 года стала датой вхождения «Авроры» в состав Российского императорского флота.
10 июля крейсер совершил контрольный выход, опробовав торпедные аппараты.
Благодаря активному участию в руководстве работами главного командира Кронштадтского порта вице-адмиралаС. О. Макарова, при энергичной поддержке и. д. начальника Главного морского штаба контр-адмирала З. П. Рожественского, удалось избежать промедлений в дальнейшей подготовке крейсера, и все работы в основном были завершены к началу сентября.
10 сентября была получена директива Главного морского штаба, согласно которой следовало «перед отправкой в Тихий океан судов новой постройки испытывать их механизмы на продолжительном пробеге средним ходом в присутствии комиссии под председательством Командующего Отдельным отрядом судов, назначенных для испытаний, с представителем Технического Комитета и при участии заводских техников».
В качестве испытания для «Авроры» был выбран непрерывный пробег от Кронштадта до северной оконечности острова Борнхольма и обратно со скоростью 14 узлов. С 13 по 18 сентября «Аврора» находилась в этом плавании, пройдя 1158 миль со средней скоростью 273,8 мили в сутки. Все механизмы нового корабля работали исправно. Дальнейший боевой и мирный путь крейсера освещен весьма подробно в литературе и сети интернет (например, в одной Википедии количество ссылок у соответствующей статьи – 264), и сегодня каждый может, находясь проездом в Санкт-Петербурге, посетить легендарный корабль и увидеть его воочию.
Модель.
Прототип создавался на период 1903 года, в соответствии с фото на 14 июня, при этом кормовая (временная) рубка у меня уже снята после испытаний. Окраска классическая, бело-желтая.
Подробное описание процесса изготовления модели приведено здесь: http://karopka.ru/forum/forum190/topic16655/?PAGEN_1=1
График и содержание работ, смета и производитель. 1-й день: приобретение набора от Комбрига (1200 руб) в club-tm и там же (в Олимпийском – букваря по Авроре (Мидель №29) - 800 руб.
2-й день: отделение деталей, зачистка, примерка, сверление, вырез орудийных портов, сборка части орудий (стволы Master, 250 руб, щиты орудий Nord Star, 250 руб), рихтовка шпаклевкой (Tamiya Fine 250 руб), склейка - супермомент гель (Henkel, 50 руб), сверление днища, вклейка гаек М3, установка 2 винтами на фанерное рабочее основание.
3-й день: сборка 152-мм артиллерии (8 шт) (ствол-Мастер 350 руб, цевье и станина – 6” ЗИП 300 руб, щит и 2 рукоятки наводки – Нордстар 250 руб, погон и штырь - самодел).
4-й и 5-й день: литературные изыскания по вопросам конструкции 6-дм артиллерии.
6-й день: исправление орудийных портов, примерка установки и изготовление 75-мм артиллерии (12 шт) (стволы Master, 250 руб). Переделка 6-дм артиллерии (8 шт), наклейка палубных лючков круглых (Нордстар 250 руб).
Снос родных бортовых лючков, установка травленых как положено на новых местах (лючки палубные и переборочные (4) - Tauro Model Line Navali/Pronto model (Art.700/10, 400 руб), перенос мусоропроводов на штатные места.
7-й и 8-й день: изыскания по вопросам конструкции 75-мм артиллерии.
9-й день: изготовление 2 пушек Барановского (стволы Master, колеса – вьюшки Нордстар, 200 руб).
Окраска орудий аэром: «сажа» – эмаль Revell matt 8 (80 руб).
Окраска палубы аэром: прешейдинг «сажа» эмаль Revell matt 8, основа «бежевый» – эмаль Revell SM 314 (80 руб).
10-й день: подготовка родных шлюпочных принадлежностей (впоследствии не пригодились). Заготовка деталей мачт из FSTAR (FS700016, 500 руб) и проволоки 0.5-1 мм.
11-й, 12-й день: изготовление минных катеров (2 прутка разного диаметра и трубки нарезанные, рифленый лист WEM 300 руб, шлюпочный набор от Voyager, 500 руб).
13-й день: устройство бортового оборудования: скобтрапы Нордстар 250 руб (6), бортовые выстрелы сетей (20) (проволока 0.4 мм), поручни для обслуживания казематов бортовых орудий (20) проволока 0.2 мм, крышки казематов (10), люк для погрузки торпед с кран-балочкой (2) Tauro Model Line Navali/Pronto model, бортовые ограждения спонсонов палубных орудий (почему-то не было) – латунь 0.1 мм, двери палубной надстройки (4) WEM 350 руб, кронштейны крепежа (4) и бортовой монорельс подачи боезапаса, обвеска кормовой рубки кронштейнами (все – полосы перфорированные Нордстар 300 руб). Пластиковые тамбура под кормовым мостиком с дверями, какие-то белые хреньки согласно чертежам (вентиляция?) – пластик Евергрин фасонный (180).
Покрытие палубы жидкой маской от МИГ (502-й абтайлунг) 250 руб, задув аэром «белый глянец» эмаль Revell 80 руб.
14-й день: снятие маски с палубы, примерка надстроек.
15-й день: доделка и окраска катеров коричневая эмаль Revell 80 руб.
16-й день: мачты (трубка, проволока, леера и петли Нордстар 220 руб, кронштейны Флай 400 руб, кницы от Новика Нордстар 600 руб, металл) и основание кормового мостика (металл рифленый от WEM).
17-й день: носовые надстройки (пиллерсы, кницы Нордстар), прожекторные площадки (2) кормового мостика (рифленый лист, перфополосы, кницы, рельсы от палубы японского эсминца Флай 750 руб), мостик для компаса.
18-й день: правка и насыщение матч (перты от Новика Нордстар), подбор и подготовка деталей для шлюпочных устройств (оттуда же), обвязка шлюпбалок катеров перфо-полосами.
19-й день: изготовление ходовой рубки (из набора Новика Нордстар) и дерпалубы (Артвокс 700 руб) для носовых мостиков.
20-й день: переделал кормовую площадку для компаса, изготовил мелочевку для кормового мостика (набор штурвалов Нордстар 250 руб, оставшиеся прожекторы (2) и гочкисы (2) от Севастополя).
21-й день: установка иллюминаторов на правый борт (75 шт) 1 мм от Нордстар 250 руб.
22-й день: установка иллюминаторов на левый борт (75 шт) 1 мм от Нордстар.
23-й день: изготовление и подготовка к покраске мелочевки – 2 вьюшки (GMM 400 руб), 10 трапиков (Нордстар 250 руб, Флай 250 руб), 2 сходных трапа – сборных из разных (Флай), кнехты смоляные от Фстар 500 руб, родные детали.
24-й день: шлюпочное вооружение и ростры (из набора Новика Нордстар), шлюпбалки катеров – из кильблоков и косынок Нордстар.
25-й день: носовая надстройка, нижний мостик, 2-х нитевые леера все (Флай 250 руб).
26-й день: покраска мелочевки, шлюпок и надстроек, мачт, труб, эмаль Revell белая, желтая, сурик, черный, красный – все матт (3х80 руб).
27-й день: работа над ошибками.
28-й день: начало сборки – трубы, дефлекторы, кормовой мостик, палубные трапы (5) (Нордстар), вентиляционные головки и грибки – заклепки танковые 150 руб, стопора Булливанта (самодел из Евергрина), бортовые огни от Новика Нордстар, прожектора, леера, компаса, шлюпочные устройства, спаскруги окрашенные от Абер 350 руб, сходни от WEM 350 руб, орудия.
29-й день: работа над ошибками (дефлекторы), примерка мачт.
30-й день: дельные вещи к шлюпкам и катерам – румпеля, кили с винтами (Вояджер), весла (WEM 200 руб), проволока 0.1 мм, окраска маркерами (белый 150 руб и коричневый 50 руб), растяжка труб – органза.
31-й день: 2 сигнальных буя (кусочки лееров и стержень пластик 0.8 мм).
32, 33 -й день: шнуровка такелажа (органза).
34-й день: сигнальные конуса, шары, флагштоки, вентиляция гальюнов, паропроводы, талрепы и коуши для такелажа.
35-й день: шнуровка такелажа (органза, мононить 50 руб), примерочная фотосессия.
36-й день: установка в футляр TAMIYA 73008 (1200 руб) с зеркальной подкладкой.
ФОТОСЕССИЯ. Итого: трудоемкость 206 часов, затраты по материалам, включая модель и кейс – 15250 руб.
Косяки и несоответствия.
серьезные:
- по левому борту 5 орудий бортовых казематов с закрытыми крышками должны смотреть в корму, а не в нос (в отличие от правого борта, где орудия смотрят в нос),
- ходовая рубка (переделанная из рубки Новика) немасштабна – слишком широка, поэтому бортовые сходные трапы с ходового мостика не попали на нижний мостик напрямую,
- парадные бортовые трапы крепятся по-походному внутри бортов, а не снаружи,
- расшивка палубы, включая деревянные вставки, немасштабна и чрезмерно груба,
- нет 5 растяжек антенн беспроволочного телеграфа (которые видны на фото 14 июня). мелкие:
- общее неаккуратное (особенно для супермакро) исполнение, много гнутых деталей.
- шлюпки гуляют – висят неровно,
- окраска мачт кистью грубая, надо было отмыть либо переделать мачты, и задуть аэром.
- грубы, немасштабны и неокрашены нижние растяжки труб,
- кормовое украшение (герб) стоит слишком низко,
- нет названия корабля,
- на вьюшках не намотан трос,
- бортовые запасные якоря, цепи и пушки Барановского должны быть белыми (для красоты я их окрасил в черный цвет),
- корпус чрезмерно блестящ,
- на второй верхней носовой растяжке бросается в глаза заделка внахлест,
- такелаж не натянут, как следует.
Не смотря на это, приятного просмотра!
С уважением, Владимир.
Владимир приветствую,классно получилось,от меня высший балл,для 700 го это шедевр.
Но на диораме с морем смотрелась бы лучше.
А в 700 м,она какая по размеру?
Цитата: Аврору лучше на 1903-ий я не видел нигде и никогда. Владимир, требуй введения раздела "Шедевры Каропки" - ей там самое место.
Абсолютно согласен!
Шикарная работа!
Цитата: Аврору лучше на 1903-ий я не видел нигде и никогда. Владимир, требуй введения раздела "Шедевры Каропки" - ей там самое место.
Абсолютно согласен!
Шикарная работа!
Комментарии
26 лет
На сайте с 17.07.2012
На сайте с 03.02.2012
53 года
На сайте с 04.08.2010
Но на диораме с морем смотрелась бы лучше.
А в 700 м,она какая по размеру?
55 лет
На сайте с 16.09.2012
Ея (Авроры) масштабный размер - 17 см.
вот она в сравнении:
С уважением, Владимир.
47 лет
На сайте с 14.11.2010
65 лет
На сайте с 19.10.2010
На сайте с 19.01.2010
48 лет
На сайте с 13.04.2007
Аврору лучше на 1903-ий я не видел нигде и никогда. Владимир, требуй введения раздела "Шедевры Каропки" - ей там самое место.
Абсолютно согласен!
Шикарная работа!
48 лет
На сайте с 13.04.2007
Аврору лучше на 1903-ий я не видел нигде и никогда. Владимир, требуй введения раздела "Шедевры Каропки" - ей там самое место.
Абсолютно согласен!
Шикарная работа!
На сайте с 02.12.2011
46 лет
На сайте с 14.05.2012
На сайте с 09.02.2012
71 год
На сайте с 26.10.2009
Но зато он появится в 350-м!!!!!
Вот это будет музыка!!!
Да, конусы из зубочисток всё-таки больше подойдут именно для 350-го масштаба. Честное слово.
А со всем остальным - "респект", как говорит молодёжь.
С Уважением, Алексей.
На сайте с 19.04.2012
50 лет
На сайте с 10.01.2014
Возраст неизвестен
На сайте с 17.08.2014
45 лет
На сайте с 08.11.2008
55 лет
На сайте с 16.09.2012
мне очень приятны Ваши теплые отзывы!
С уважением, Владимир.
28 лет
На сайте с 22.03.2014
Возраст неизвестен
На сайте с 03.09.2014
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий