Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Первые и единственные линейные (большие) крейсера флота Соединенных Штатов Америки.
До 30-х годов ХХ века военно-морская доктрина США была достаточно прямолинейной: для победы в генеральном морском сражении стране был нужен многочисленный линейный флот, состоящий из мощно вооруженных и хорошо защищенных кораблей, имеющих по-возможности сходные характеристики автономности и мореходности и обладающих весьма посредственной скоростью в 20-22 узла. В рамках данной концепции была построена основная масса так называемых «стандартных линкоров». Но, справедливости ради, нужно отметить, что несмотря на подобную кажущуюся однобокость и простоту основной доктрины, американские адмиралы в конце 30-х годов прошлого века все же были менее консервативны в вопросах взглядов на стратегию и тактику применения флота, чем их европейские или азиатские коллеги.
Разработка различных классов крейсеров между первой и второй мировыми войнами в США проводилась практически постоянно, с периодической корректировкой проектов на соответствие требованиям Вашингтонской военно-морской Конвенции. В этих переговорах, США, Великобритания, Япония, Франция и Италия пришли к соглашению по ограничению водоизмещения и основных характеристик тяжелых крейсеров, оснащенных 8 дюймовыми орудиями. Однако, после того, как действие Конвенции в 1939 году истекло, США сразу приступили к разработке гораздо более крупных крейсеров, которые в последствии воплотились в кораблях типов «Балтимор» и «Аляска».
Изначальная идея создания линейных крейсеров в США имела место во второй половине 1930х годов, когда военно-морские силы хотели получить относительно небольшой и недорогой корабль, способный противостоять как немецким «Шарнхорсту» и «Гнейзенау», так и новому классу боевых крейсеров Японии (предположительно класс «Чичибу»), которыо, по агентурным данным, активно разрабатывались в стране восходящего солнца. По оперативным планам корабли типа «Аляска» должны были выступать в роли «убийц Вашингтонских крейсеров», как при «свободной охоте» на океанских просторах, так и в случае взаимодействия с другими кораблями, для придания боевой устойчивости авианосным соединениям в случае столкнования с «летучими» соединениями противника, ядром которых и должны служить тяжелые крейсера. В связи с этим американские адмиралы и конструкторы резонно рассудили, что новый класс будет кораблей должен быть оснащен как минимум 12-ти дюймовыми орудиями новой разработки и иметь адекватную главному калибру бронезащиту. С учетом планов боевого использования планируемая скорость кораблей должна была находиться в пределах 32-34 узлов.
Толчком для разработки крейсеров типа «Аляска» стал агентурный отчет, по которым Япония планировала или даже уже начала строительство так называемых «супер крейсеров», которые были намного более мощными нежели тяжелые крейсера США. В 1938 году от Генерального совета ВМС в «Бюро проектирования и ремонта» был послан запрос для «всестороннего исследования всех типов военно-морских судов для обсуждения новой и расширенной программы строительства флота». Идея создания «большого крейсера» захватила всех. Даже Франклин Делано Рузвельт в одном из выступлений перед руководством флота заявил, что он вдохновлен идеей этого класса (линейных крейсеров) судов, поскольку имеет желание иметь в составе флота что-то в противовес новым японским и германским линейным крейсерам, а так же «карманным» линкорам, способным вести рейдерские операции…
Процесс разработки и проектирования крейсеров класса «Аляска» был «мучительным» из-за многочисленных изменений, модификаций и дополнений, вносимых разными департаментами и постоянной смены требований к тактико-техническим характеристикам данного типа кораблей со стороны руководства флота. Как следствие, было подготовлено около 9 генеральных проектов и огромное количество различных вариантов крейсеров, ранжирующимся от класса крейсеров ПВО (будущие крейсера типа «Атланта»), до «мини-линкоров», вооруженных дюжиной 12 дюймовых орудий и 16-ю 127 мм универсальными пушками. Генеральный Совет флота – в попытке снизить водоизмещение «больших» крейсеров, разрешил конструкторам «сэкономить» на подводной защите, чтобы попытаться сохранить приемлемую скорость и вооружение. В результате, «ахиллесовой пятой» «Аляски» и «Гуама» стала весьма значительная уязвимость при подводных взрывах. И без того слабая ПТЗ (на миделе 3.8 м) этих кораблей в районе концевых башен главного калибра просто сходила на нет. К тому, расчеты показали, что не очень рациональное разделение на отсеки в кормовой части крейсеров, обусловленное расположением силовой установки и погребов боезапаса, при определенных условиях, даже в случае единичного торпедного попадания, могло привести к опрокидыванию корабля, при сохранении достаточного резерва запаса плавучести. Еще одной особенностью кораблей этого необычного типа, в силу политических причин, стало то, что раннее использовавшееся при разработках линейных крейсеров обозначение «СС», было изменено на «СВ» - «большой крейсер», чтобы хоть как-то дистанцировать эти корабли от класса линейных крейсеров и получить официальное одобрение Конгресса на их строительство.
Заказ на постройку 6-ти кораблей типа «Аляска» был официально подписан 9 сентября 1940 года совместно с большим количеством (более 100 единиц) других кораблей в соответствии с принятой концепцией «Флота Двух Океанов». В связи с новыми веяниями взгляды на роль данных кораблей были слегка изменены: теперь основной акцент в боевом использовании крейсеров делался на защиту авианосных соединений от ударов с моря и воздуха. Их мощное вооружение, наличие большого количества универсальных и зенитных орудий высокие скоростные характеристики и большая автономность делали их более ценными и привлекательными в роли «защитников авианосцев», чем тяжелые крейсера. Наличие во флоте таких боевых единиц могло служить гарантией против возможного строительства в Японии гипотетических «супер-крейсеров». Принцип «избыточности» противодействия всегда был характерной особенностью американской военной доктрины…
После вступления во Вторую мировую войну и постановки на «военные рельсы» большей части своей могучей экономики, США начали интенсивное строительство боевых кораблей для восстановления флота «уничтоженного» во время налета японской авиации на Перл-Харбор. Строительство крупных артиллерийских кораблей, на какое-то время, получило наивысший приоритет. Однако такая ситуация длилась не долго. Довольно быстро осознав, что в грядущей войне главной ударной силой на море станет палубная авиация, американские адмиралы стали подумывать о возможности быстрого наращивания своих авианосных сил. Эти тенденции получившие наибольшее развитие в начале 1942 года получили среди моряков и конструкторов шутливое название «паники авианосцев». Когда руководство военно-морских сил и президент получили информацию о том, что новые авианосцы («Эссекс»-класс), не смогут войти в эксплуатацию ранее начала 1944 года, было решено перестроить по новому проекту (в качестве авианосцев) несколько крупных артиллерийских кораблей, которые на тот момент находились в достаточно высокой степени готовности. В течение всего 1942 года Корабельное Бюро проводило расчеты по перестройке в авианосцы некоторых строящихся кораблей, в частности легких крейсеров «Кливленд» и тяжелых крейсеров «Балтимор». Не стали исключением, все шесть крейсеров типа «Аляска» и даже один из линейных кораблей типа «Айова»! Переоборудование «больших крейсеров» в авианосцы было очень привлекательным из-за многих сходных проектных характеристик «Эссексов» и «Алясок», включая энергетическую установку и другое машинное оборудование. Однако, при сравнении с «Эссексом», «Аляска», достроенная как авианосец имела бы более короткую и узкую полетную палубу, размеры ангара и значительно меньшую авиагруппу (более чем на 20%) при аналогичной с «Эссексом» энергоемкости ГЭУ. Достаточно весомым аргументом в планах по отмене переоборудования стала слабость подводной защиты В конце концов, для данной цели были выбраны крейсера типа «Кливленд» (авианосцы типа «Индепенденс») поскольку самым существенным фактором была «скорость производства и переоборудования», по которой «Кливленды» были вне конкуренции. В конце концов, путем внедрения различных прогрессивных технологических решений постройка авианосцев типа «Эссекс» была ускорена, до такой степени, что первые семь кораблей были введены в строй между декабрем 1942 и ноябрем 1943 года, намного раньше изначальной даты, а планы по переоборудованию в авианосцы «больших крейсеров» были отменены.
Постройка трех первых кораблей серии («Alaska» (CB-1), «GUAM» (CB-2) и «HAWAII» (СВ-3) была поручена верфи «New York Shipbilding» в Кэмдене. Строительство велось достаточно интенсивными темпами, так, что уже летом 1944 года два первых линейных крейсера были переданы флоту.
При вступлении в строй корабли имели следующие тактико-технические характеристики:
Водоизмещение: стандартное-29779 т, полное – 34253 т.
Размерения: длина - 246,4м (квл-241,2), ширина – 27,7м, осадка – 9,7 м.
Энергетическая установка: 4 ТЗА «General Electric» ; 8 ПК «Babcock & Wilcox» (давление 40 атм, температура 4540), мощность 150.000 л.с.; расположение ГЭУ – эшелонное; запас топлива - 3619 тон,
Скорость – 33 узла.
Дальность плавания экономическим ходом (15 узлов) 12 000 миль.
Первым командиром «Аляски» стал кэптэн Петер Фишлер. До конца года оба крейсера находились у восточного побережья, где в зоне Карибского бассейна проходили интенсивный курс боевой подготовки. В январе 1945 года «Аляску» и «Гуам» перевели на Тихий океан. До перехода в Перл-Харбор крейсера ненадолго зашли в Сан-Диего, для пополнения всех видов снабжения…
Звонок телефона прозвучал как-то резко и неожиданно. Звонил вахтенный: «Сэр, Вас хотят видеть два офицера. Говорят, что по весьма важному и срочному делу». Несколько озадаченный причиной столь неожиданного и загадочного визита Фишлер попросил проводить гостей к нему в каюту . Визитерами оказались полковник-интендант весьма импозантной наружности и небольшого роста крепыш – подполковник медицинской службы.
«Весьма важное и срочное дело» заключалось в более чем странной просьбе «подбросить» до «Перла» несколько ящиков с запасными частями в которых имеется крайне срочная необходимость… ну и еще кое что «по мелочи». Фишлер, несколько помедлив, сначала ответил отказом, однако соблюдая правила приличия, пригласил гостей присесть... и достал из шкафа «доброго старого друга всех служак» - бутылку «Jack Daniels»… Не прошло и часа, как командир «Аляски» и интендант уже были «на короткой ноге» и вопрос был решен положительно. Полковник клятвенно заверил кэптэна, что по прибытии в Перл-Харбор «Аляску» сразу разгрузят и никто ничего не узнает… а если и узнают, то что здесь такого…. «Мы ведь все это делаем для нашей победы»,- пафосно произнес интендант, за что офицеры и выпили… Полковник, словно что-то вспомнив, развернул принесенный сверток и положил на стол коробку из красного дерева… «Вам, командир… Так сказать небольшой презент. Мой кузен воевал в Европе… Это не какой-нибудь складской экземпляр… Он принадлежал командиру мотопехотной дивизии – настоящий боевой трофей»,- с этими словами он открыл крышку коробки, где на красной бархатной подкладке, тускло поблескивая воронеными гранями покоился легендарный «парабеллум».
Однако по прибытии в главную базу Тихоокеанского флота все пошло совсем не по задуманному сценарию. За время войны Тихоокеанский флот США вырос настолько, что перл-Харбор стал для него чем-то вроде «коротких штанишек». Сил и средств для удовлетворения всех потребностей флота явно не хватало. Обещанная полковником быстрая разгрузка не состоялась, так как «Аляске» отвели место на рейде…. А тут еще как назло, экс-командующий Третьим флотом адмирал Вильям Хэлси, в дурном настроении возвращавшийся на берег после передачи дел и должности Раймонду Спрюэнсу, вдруг изъявил желание подняться на борт нового крейсера…
Опытному Хелси было достаточно беглого взгляда, чтобы оценить ситуацию, после чего он попросил кэптена Фишлера проводить его в свою каюту…. Буквально через несколько минут адмирал покинул корабль, а все, кому в этот день довелось видеть командира «Аляски», отмечали его угнетенный и растерянный вид.
Как и следовало ожидать, по прибытии на берег адмирал Хэлси направился прямиком в штаб флота. Нимиц выслушав доклад, хотел было улыбнуться, но, взглянув на суровое лицо Хэлси, сдержался. Сложившаяся ситуация была слишком деликатной, что бы ее можно было разрешить в лоб. Он хорошо знал Билла и понимал его состояние после передачи командования флотом Спрюенсу… Хэлси был сугубо морским адмиралом и терпеть не мог берега… а тут еще этот случай с доставкой груза на боевом корабле. Поэтому Нимиц решил быть дипломатичным и начал издалека: «Понимаешь, Билл, война научила нас многому… И ты не хуже меня знаешь, что зачастую в этой «мясорубке» побеждает не тот ( он хотел употребить слово «тупо», но подумав, что это будет нетактично по отношению к его собеседнику, пользующемуся репутацией храброго, но слегка ограниченного человека) – и, поэтому, он произнес, - кто «слепо» следует всем инструкциям, а как раз тот, кто их разумно нарушает… Тебе и самому не раз приходилось принимать неординарные решения… Так, что может не будем наказывать парня за то, что он нам сэкономил время доставив нужные детали для ремонта боевых (он сделал акцент на слове боевых) кораблей…»
Но Хэлси не был бы самим собой, если бы дал переубедить себя так просто: «Если каждый командир будет превращать свой боевой (он тоже выделил интонацией это слово) корабль в транспортную шаланду, то это будет не флот, а сборище анархистов!»
Нимиц понял, что эта дискуссия вряд ли приведет к взаимопониманию и консенсусу. «Делай, как знаешь Билл, полномочий у Тебя достаточно. Свою позицию по этому вопросу я изложил. У тебя есть еще что-нибудь?» Хэлси молча «козырнул». Нимиц сделал то же самое. И как-будто что-то вспомнив, адмирал на мгновение замер у приоткрытой двери, но потом, вяло махнув рукой не оборачиваясь, вышел из кабинета командующего.
Можно только строить догадки о причастности Хэлси и Нимица к последующим кадровым перестановкам… Доподлинно известно только одно - в свой первый боевой поход к берегам Японии линейный крейсер «Аляска» в составе 16 дивизии вышел под командованием кэптена Кеннета Нобле, который сменил Петера Фишлера на его посту 27 января 1945 года… А первый командир первоголинейного крейсера флота США получил очередное… повышение по службе… Так, что не на всех флотах разумная инициатива наказуема!
18 марта около 7 часов утра 16-я дивизия крейсеров в точном соответствии с планом развертывания заняла позицию для обстрела береговых укреплений Окинавы – последнего оплота японцев перед островами Метрополии, а еще через 40 минут линейные крейсера второй раз за эту войну открыли огонь по реальной цели. Старослужащих, коих в экипаже «Аляски» было предостаточно, веселило то, что молодые матросы с нескрываемой тревогой наблюдали как на берегу среди клубов пыли и дыма, поднятых разрывами тяжелых снарядов, мерцали редкие вспышки выстрелов вражеских орудий, а на спокойной поверхности моря, время от времени, чаще всего с большими недолетами, поднимались и медленно опадали пенные водяные «султаны». Ведь они - настоящие «морские волки», прослужившие под звездно-полосатым флагом не один год понимали, что главная опасность исходит не оттуда. Поэтому сноровисто и деловито выполняя свои служебные обязанности, они, тем не менее, не забывали время от времени переводить свои взгляды на небо, в северо-восточной части которого, именно там, где находились японские острова, озаренные утренним солнцем, громоздились плотные дождевые облака…
Пробив кромку серых туч, нависших над морем, самолет Кэндзи Такаси словно вывалился из пещерного сумрака в этот ослепительный, залитый ярким солнцем простор. Успокаивающее действие чашки сакэ, принятой с поклоном из рук командира эскадрильи перед его первым и последним боевым вылетом закончилось. Не хотелось думать, что буквально через несколько минут этот чудесный мир навсегда перестанет для него существовать. Кендзи огляделся по сторонам. Никого из тех, кто стартовал вместе с ним, вокруг не было видно. Да это и неудивительно, на своем примере он знал, что весной 1945 года подготовка пилотов-камикадзе была весьма условной: взлет да элементарные приемы пилотирования… вот и все что успевали освоить эти юнцы, пожелавшие отдать свои жизни за «Тысячелетнюю империю» и Микадо.
На горизонте в утренней дымке Кэндзи увидел смутные очертания кораблей. Наставления предписывали по-возможности атаковать боевые корабли противника – предпочтительно авианосцы. Пилот так же вспомнил, что опытные инструкторы, успевшие повоевать с американцами, в своих наставлениях предупреждали: «На поиск и атаку у Вас есть не более трех-пяти минут… потом всех, кто не спикировал на цель, просто «свалят» в море истребители воздушного патруля». Где уж тут было разыскивать авианосцы или линкоры… Но Кендзи, по-видимому, повезло… Он сразу обратил внимание на огромный корабль, то-ли крейсер, то-ли линкор, идущий в окружении многочисленного эскорта. Без колебаний летчик пошел на снижение, все более увеличивая угол пикирования... Удерживая корабль в перекрестьи прицела, он думал сейчас только об одном: «Вот так и держать!!!… До конца!!!» Скорость стремительно нарастала… Синхронно с ней вырастал в размерах и корабль, ощетинившийся вспышками крупнокалиберных орудий и многочисленных зенитных автоматов. Рядом с машиной появились клубочки дыма от близких разрывов. Кабина сразу наполнилась кисловатым запахом взрывчатки… Самолет стало трясти как на ухабах, а по обшивке забарабанили осколки. Но Кэндзи не обращал на это внимания. Может ли вообще испугать что-либо человека, чья жизнь ему уже не принадлежит… ЕГО уже отпели!!!… ЕГО больше нет!!!
Но что это?! Почему корабль вдруг начал медленно ползти по прицелу вверх?! Кэндзи потянул рукоятку управления на себя пытаясь уменьшить угол пикирования… но самолет упорно продолжал опускать нос… С легким оттенком грусти пилот успел подумать, что, вероятно, повреждено рулевое управление и теперь его гибель не причинит никакого вреда противнику… Потом в памяти промелькнули быстро состарившаяся за годы войны мать и младший брат… Последнее, что он успел увидеть это сверкающий мириадами солнечных бликов бескрайний океан, внезапно заполнивший все вокруг и белые барашки пены на изумрудных гребнях волн…
В вахтенном журнале линейного крейсера «Аляска» появилась запись, сделанная четким почерком дежурного офицера: «18 марта 12 часов 24 минуты. Корабль подвергся атаке одиночного самолета (возможно управляемого пилотом-смертником). Объявлена воздушная тревога. Открыт зенитный огонь. Прямых попаданий в самолет противника не отмечено. Вероятно, в результате осколочных повреждений или ошибки летчика самолет упал в море в 3 кабельтовых от левого борта крейсера. Потерь и повреждений нет».
В этот же день зенитчики «Аляски» записали на свой счет еще один японский самолет. Артиллеристам «Гуама» так же удалось открыть боевой счет, сбив пикирующий бомбардировщик противника. Но, справедливости ради следует отметить, что к сожалению (или к счастью) это были первые и единственные боевые победы линейных крейсеров во Второй Мировой войне. На следующий день «Аляска» покинула район боевых действий в качестве флагмана группы кораблей, сопровождавших к атоллу Улити авианосец «Франклин», который накануне был тяжело поврежден в результате атак японской авиации.
9 июня «Аляска» и «Гуам» в течение нескольких часов занимались «размягчением» опорных пунктов противника на о. Окинодзима. А с 16 по 23 июля в составе оперативного соединения, под командованием вице-адмирала Олдендорфа, попытались положить конец японскому судоходству в Восточно-Китайском и Желтом морях. Несмотря на недельное крейсирование соединения операция не принесла никаких результатов: судоходство противника в данном районе, ввиду отсутствия топлива по-видимому перестало существовать само собой.
После капитуляции Японии оба корабля были включены в состав 7-го флота, который составлял часть оккупационных сил. Затем, весьма непродолжительное врем, крейсер «Аляска» входил в группу поддержки тральных сил у китайского побережья, а 13 сентября 1945 года ушел в США. «Гуам», являясь флагманским кораблем Северо-китайского соединения находился в западной части Тихого океана до 14 ноября, после чего тоже перешел в США.
2 февраля 1947 года оба корабля были выведены в резерв и поставлены на консервацию. Во второй половине 50-х годов изучалась возможность их переделки в большие ракетные крейсера (CBG), однако, вследствие высокой стоимости, от реализации проекта отказались.
В один день – 1 июня 1960 года корабли исключили из списков флота, а через год – летом 1961 года продали на слом.
Коротко о модели: «Аляска» была моим третьим опытом работы с наборами из полиэфирной смолы. Основные трудности построения смоляных моделей практически всех (или большинства)зарубежных производителей, выпускающих модели в варианте «ватерлиния – полный корпус» заключаются в очень большом объеме работ по стыковке верхней и нижней половин корпуса. В остальном непреодолимых трудностей не наблюдается, хотя доработки требуют практически все без исключения смоляные детали и заготовки, что значительно удлиняет процесс построения модели. Еще до начала построения моделей «Yankee Model Works», как впрочем, и других американских производителей. Необходимо подумать о замене деталей из «белого металла», так как используются они обычно не более чем на на 2-3%.
Для обвеса надстроек использовал наборы универсального травления «Vojager» «Alliance MW» и «North Star».
Стволы артиллерии ГК перепилены из «мастеровских» под амбразуры с брезентовым прикрытием. Обвес и арматура башен ГК – самодел с использованием остатков различного травления.
Башни универсальной артиллерии, как и счетверенные бофорсы полностью собраны из наборов «Alliance MW» с использованием универсальных наборов того же производителя. «Корзины» для выброса стреляных пеналов (гильз) – родное травление «YMW»
Эрликоны - «Master Model».
Посты управления огнем ГК Mk38 «эдуардовские» - подарок Юрия Рассохина (за что хочу выразить ему глубокую благодарность).
Директоры Mk37 и антенны их радаров - «L Arsenal»,остальной обвес (поручни, трапы, проводка) – самодел.
Все остальное травление (ограждения, трапы, мачты, антенны радаров, краны и.т.д.) – из фирменного набора.
Окраска: азрограф, аэрозоли, кисть. Эмаль и акрил «ТAMIYA», «Mr.Color». «Спецэффекты» - смывка и сухая кисть материалами «ТAMIYA» и «WILDER».
При строительстве модели пользовался как литературными источниками ( Дашьян А.В., Патянин С.В., Токарем М.Ю., -«Все линкоры Второй Мировой» ) так и различными интернет-ресурсами и данными, любезно предоставленными Уважаемыми Коллегами: Павлом, Дмитрием, Даниилом и другими, за что я им весьма признателен.
В заключение хочется выразить глубокую благодарность всем тем, кто оказывал посильную помощь и принимал участие в дискуссиях во время строительства данной модели.
Модель не лишена исполнительских недостатков, обусловленных, по-видимому, моим непрофессионализмом и относительно небольшим опытом работы со смоляными наборами. Постараюсь в дальнейшем улучшать качество своих работ.
Приятного Вам просмотра Уважаемые Коллеги и Друзья и (P.F.) нескучного чтения!
С Уважением. Сергей.
Комментарии
На сайте с 12.04.2013
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий