Немного истории создания самолета.
В 1936 году в СССР был объявлен конкурс на разработку многоцелевого самолёта «Иванов» (с ударением на «а»). По-видимому, инициатором его проведения был сам И. В. Сталин. Девиз, присвоенный этой машине, по мнению некоторых историков, соответствовал телеграфному адресу генсека; другие полагали, что название свидетельствовало о массовости будущих самолётов — «их надо построить столько, сколько людей у нас в стране носит фамилию Иванов».
В конкурсе приняли участие ЦАГИ (главный конструктор А. Н. Туполев), ЦКБ (главный конструктор Н. Н. Поликарпов), ХАИ (главный конструктор И. Г. Неман), а также Д. П. Григорович, С. А. Кочеригин и С. В. Ильюшин.
25 августа 1937 года Михаил Громов впервые поднял в воздух бомбардировщик ближнего действия конструкции П. Сухого. В 1939 году на нём установили мотор М-88Б мощностью в 1000 л. с. Этот самолёт, названный Су-2 (или ББ-1 — ближний бомбардировщик), с 1940 года выпускался серийно. В ноябре 1941 года Су-2 стал выпускаться с мотором М-82 (АШ-82) мощностью в 1400 л. с., с ним скорость самолёта достигала 486 км/ч. Производство Су-2 было прекращено в начале 1942 года.
Характеристики по Су-2 М-82 №15116 серийный, апрель 1942
Экипаж: 2 чел.
Максимальная скорость у земли: 430 км/ч
Максимальная скорость на высоте 5850 м: 486 км/ч
Дальность полёта: 910 км
Практический потолок: 8400 м
Время набора высоты 5000 м: 9,8 мин
Длина: 10,46 м
Высота: 3,94 м
Размах крыла: 14,3 м
Площадь крыла: 29 м²
Масса пустого: 3220 кг
Масса снаряжённого: 4700 кг
Длина разбега: 380 м
Длина пробега: 290 м
Двигатели: М-82
Номинальная мощность: 1330 л. с.
Стрелковое вооружение: 4 × ШКАС неподвижных и 2 × ШКАС подвижных
Боезапас: 3400 на неподвижные пулемёты и 1500 на подвижные
Бомбовая нагрузка: 400 кг.
Непосредственно о прототипе модели.
С декабря 1940 г. по март 1941 г. в НИИ ВВС летчик-испытатель А.К.Долгов провел государственные испытания трех Су-2. Одна из поступивших машин (No. 1/6) значительно отличалась от серийных (No.No. 16/2 и 20/2). Целью модификации стало повышение летно-тактических данных до требований 1941 г. Для этого маслорадиатор перенесли в центроплан, изменили профиль капота и форму всасывающего патрубка. Весьма громоздкую заднюю башню MB-5 заменили турелью ТСС-1 со сдвигаемой крышкой. В целом результаты проведенной работы радовали. Скорость по сравнению с серийными самолетами возросла на 33-38 км/ч, а практический потолок - на 700 м. Впервые на второй границе высотности Су-2 летал быстрее 500 км/ч.
Ведущий инженер А.В.Синельников выразил тревогу - уже в который раз - по поводу ненадежности двигателей. В то время как на модифицированном самолете (No.1/6) он работал удовлетворительно, на серийных машинах пришлось сменить четыре М-88Б, причем три из них вышли из строя после трех часов работы из-за задира и прогара поршней. Штурман капитан Гладинцев отметил ряд достоинств ТСС-1, но не обошел вниманием и недостатки: малые углы обстрела, трудности ведения прицельного огня при работе в потоке воздуха, сложность перевода пулемета из походного положения в боевое.
По мнению начальника НИИ ВВС А.И.Филина, изменения, осуществленные на модифицированной машине, следовало внедрить в серию после устранения отмеченных в ходе испытаний дефектов. Но здесь производственники проявили поспешность и уже весной начали строить Су-2 с турелью ТСС-1. Тем временем турель модифицировали, доработали, но ее государственные испытания завершились все же с неудовлетворительными результатами. Генерал И.Ф.Петров, сменивший Филина в НИИ ВВС, считал недопустимо ослабленной обороноспособность Су-2, и после его вмешательства в конце мая 1941 г. башню MB-5 восстановили. Всего заводы выпустили 250 машин с турелью ТСС-1.
Интересные факты
К 22 июня 1941 года в ВВС РККА полностью был оснащен этими самолетами только один 135-й бап и еще семь авиаполков получили по несколько Су-2.
Именно Су-2 (из состава 211 БАП) оказался первым самолётом, который сбил (по ошибке) в же первый день войны, 22 июня 1941 года, будущий советский ас и маршал авиации А. И. Покрышкин. Сбитие наблюдал летевший в той же группе Су-2 И. И. Пстыго (также будущий маршал авиации, а после войны — однокурсник Покрышкина на учёбе в Высших офицерских курсах ВВС в Липецке).
На Су-2 был совершён единственный известный случай воздушного тарана, совершённого женщиной, — 12 сентября 1941 года лётчица Екатерина Зеленко на Су-2 заместителя командира 135 бап А.И.Пушкина(самолет Зеленко был поврежден и находился в ремонте) сбила тараном один немецкий истребитель Me-109 (второй Me-109 подбил её самолёт, который она пыталась после тарана приземлить, лётчица при этом погибла).
Итак, о модели.
Очень давно хотелось сделать этот замечательный самолет. Пластик есть и всем хорошо известен, фототравление выпускает несколько фирм, а вот с документальной информацией - напряг.
К сожалению, оригиналов этого самолета не сохранилось, только реплики с огромными упрощениями. Фотографии в основном прототипов СЗ-2 и СЗ-3, а не серийных машин. Информация по всем источникам кочует из книг Хазанова и Гордюкова.
Потому остановился на самом освещенном фотоматериалами прототипе №1/6.
При изготовлении использовались фототравления от АСЕ для интерьера и закрылок.
Вот неполный список переделок(от носа к хвосту):
1. Кок винта машины №1/6 не соответствует серийному, переточен из позаимствованого у разбитого Спитфайра.
2. Передок штатного капота срезан, заменен передком от мотора Звездовского Do-217(идеально подошел!). Перерасшил и переклепал.
3. Редуктор мотора закрыт белым обтекателем.
4. Доработан мотор из штатного, установлены толкатели, подводки, выхлопной патрубки, приливы над клапанами.
5. Изменен воздухозаборник под капотом.На правый борт установлен жаропрочный щит под выхлоп.
6. В крыле сделан заборник и выходные жабры маслорадиатора.
7. Открыт люк доступа к крыльевым пулеметам, начинка - самодел. Перенес пулеметные амбразуры выше от линии разъема половинок крыла (в пластике ошибка!)
8. Сделан из литника и медицинских игл и установлен один ШКАС в открытый люк(во втором крыле только ствол из мед.иглы). На прототипе поставлены были только по одному пулемету на крыло.
9. Посадочные фары - самодел.
10.Ниши колес - самодел. Опирался на два известных снимка и инженерную логику.
11.Сточил щитки колесных стоек по толщине, имитировал механизм складывания створки щитка.
12.Изготовил механизм подкосов с гидроцилиндрами, добавил тормозные шланги.
13.Доработал стойки основного шасси и хвостового колеса, "нагрузил" пневматики основных колес.
14.Крыльевые и хвостовой АНО - прозрачный литник под Футурой и цветным лаком.
15.Доработал кабины и бомболюк используя частично травленку и самодел, закрылки-травленка. Предварительно утончил стенки кабин до минимума.
16.Исправил серьезную ошибку набора Су-2. Пол в кабине(и все прочее, что с ним связано) поднял на 2 мм вверх, кабина стала мельче, бомболюк глубже. Приборка поднялась вверх, как на оригинале.
17.Прорезал круглые окошки в бортах
18.Изготовил пулеметную турель ТСС-1, пулемет взял от Звездовского Пе-8 (штатный из набора больше нужного раза в полтора), но ствол заменил на отожженную иглу, прицел- травленка.
19.Бомбы в количестве 4 шт позаимствовал у айсиэмовского СБ, немного подточив.
20.Остекление давил сам(первый опыт, результатом доволен!). Переплеты на переднем блистере - полоски сыростирола(для жесткости крепежа антенны), на остальных - формировал несколькими слоями грунтовки Тамия.
21.Петли руля направления переделал.
22.Мачта антенны перенесена на блистер (как у прототипа). Сама антенна и отводка - бантик. Изоляторы-суперклей.
23.Добавлены линии расшивки и некоторые лючки.
Вообще с этим у пластика большая проблема. Клепки сделаны красиво и грамотно (передние-потайка, задние-чечевичные), но линии заклепок не точные, а линии имеющихся расшивок неверны вообще. И выпуклые заклепки мешают нормально обрабатывать швы и удалять неверную расшивку. Лучше бы ВСЕ сточил и нарезал по-новой.
К тому же аэр Джас забарахлил (уплотнительное кольцо у иглы начало травить воздух в камеру краски). Заменил подручным материалом, но что-то получилось не очень. Начало подплевавать краску, а заклепки не позволяют исправить плевки.
Окраска - эмаль тамия(низ - SKY, верх - мешал сам на основе №58, интерьер - №53). Смывка - акрил.
Покрыт полуглянцем - все же краски 40 года были глянцевыми, да и самолет, предназначенный для прохождения испытания в том числе и на скорость, должен был быть отполирован в КБ. И следов эксплуатации по-минимуму.
Деки - штатные. Теперь ICM под звезды сделала белую подкладку, перестали просвечивать розовым на зеленом камуфляже, но зато стали толще.
Подставка сделана на скорую руку - чтобы передать обстановку испытаний.
Комментарии
23 года
На сайте с 13.01.2014
23 года
На сайте с 13.01.2014
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий