Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Об истории.
Любому, кто более-менее знаком с историей российского мореплавания, известны подвиги русских моряков, совершенные на дуббель-шлюпках: походы Прончищева и Челюскина на «Якутске», Овцына и Кошелева на «Тоболе», дальневосточная одиссея «Надежды», беспримерный абордаж Остен-Сакена с четырьмя турецкими галерами.
Их не стоит связывать с представленным здесь ранним (условно назовем его «южным») прототипом; то были суда более крупные и, зачастую, лучше вооруженные. Из известных мне моделей, в сети легко найти «северный» вариант дуббель-шлюпки, замечательно выполненный Жданом. Вместе с тем, и эта черноморская «рабочая лошадка» сыграла отведенную ей роль в деле славы российского флота.
Так, в книге издательства Гармашева («Частный военно-исторический архив» С-Петербург, 2004г.) «Чертежи кораблей. Чертеж Дуббель - шлюпки. 1736 г. (масштаб 1:50)», старший научный сотрудник ЦВММ А.Л. Ларионов пишет: «…Весной 1735 года на Донском направлении под командованием генерала П.Л. Ласси выступили Русские войска. Чуть позже, под командованием генерал - фельдмаршала Б.К. Миниха, боевые действия начались и на Днепровском направлении. Для успешного наступления армии Миниха были необходимы боевые и транспортные суда. 19.06.1736 года выходит указ Правительствующего Сената о постройке в Брянске 70 мостовых плашкоутов, 3 малых прамов, 4 плоскодонных галер и 500 дуббель - шлюпок. По просьбе Миниха количество строившихся дуббель - шлюпок сократили до 400 для постройки казачьих лодок и барок. Данных" о конструкции и участии в боевых действиях Брянских прамов и галер не сохранилось. О редчайшем же в истории кораблестроения случае массовой постройке дуббель - шлюпок оказалось достаточно сведений. В донесении Адмиралтейств - Коллегий Сенату от 6.09.1736г. сообщалось: "...именуемые дубель -шлюпками делаются в подобие, как обычно при военных кораблях шлюпки бывают, против оных вдвое". По мнению Коллегии дуббель шлюпки предназначались для поддержки русских войск, действовавших по берегам Днепра и его лимана. При необходимости они могли перевозить до пятидесяти вооруженных людей с двумя полковыми пушками. Каждая дуббель - шлюпка имела восемнадцать весел и две мачты с латинским вооружением, подобным стоявшему на турецких кончебасах и вооружалась шестью двухфунтовыми фальконетами на кованых вертлюгах. Корабли строились по чертежу обер-интенданта флота Р. Броуна и по сделанной с чертежей образцовой полумодели. Размеры дуббель - шлюпки были определены современными реконструкторами при обмерах данной полумодели, сохранившейся в ЦВММ, куда она была передана в 1809г. из Модель - камеры при Главном Адмиралтействе. В навигации 1737-1739гг. дуббель шлюпки активно участвовали в боевых действиях армии фельдмаршала Миниха. 2.07.1737г. русские войска взяли штурмом крепость Очаков, коя и должна была стать базой Днепровской флотилии. 3.09.1737г. командующим флотилией назначается вице-адмирал Наум Акимович Сенявин. К июню 1737г. в Брянске построили 202 дуббель- шлюпки, но до конца сентября только 16 из них сумели пройти Днепровские пороги, в октябре к ним присоединилось еще несколько кораблей. Остальные вымпела, построенные в Брянске, из-за мелководья Днепра остались зимовать в верховьях реки. Уже 30.10.1737г. корабли Днепровской флотилии принимают участие в отражении нападения на Очаков сорокатысячной турецкой армии, поддержанной двенадцатью галерами. В дальнейшем дуббель - шлюпки постоянно обстреливали позиции турецких войск под Очаковом, одна из них под командованием мичмана Чихачева вела суточный огонь такой силы, что переломились вертлюги ее фальконетов. К лету 1738г. под Очаковом и Кинбурном находилось уже 254 дуббель - шлюпки, построенные в Брянске. Разразившаяся в мае 1738г. эпидемия чумы нарушила все планы воюющих сторон. Нанесшая значительный урон русским войскам болезнь стала причиной смерти 24 мая командующего флотилией Н.А. Сенявина. 2 сентября русское командование приняло решение об эвакуации гарнизонов крепостей Очаков и Кинбурн и уничтожении их укреплений. В середине сентября Днепровская флотилия из 347 кораблей с русскими войсками на борту пришла к Хортицкому острову и устью Самары. Здесь корабли базировались до заключения мира между Турцией и Россией 18.09.1739г.. 15 октября вышел указ императрицы Анны Иоанновны об упразднении Днепровской флотилии. Ввиду не пригодности для боевой службы большинство кораблей флотилии было сожжено, на окончание деятельности из 657 вымпелов 245 были дуббель – шлюпками…». О модели и немного об истории.
Что еще мы знаем о нашей «рабочей лошадке флота» и на что я обратил внимание при изготовлении модели.
По свидетельству некоторых очевидцев, высокими мореходными качествами судно не отличалось, при малейшем волнении, учитывая его низкую осадку, «зачерпывало» воду. И действительно, изготавливая модель, я так и не понял, как же от этой воды, собственно избавлялись (ни помп, ни шпигатов на шлюпке нет, а вычерпывать вручную – зело тяжко).
В «Википедии» также читаем, что дуббель-шлюпки «в начальный период беспалубные, позже имели палубы». Я полагаю, что это не верно. Палубными дуббель-шлюпки были с самого начала, однако есть сведения о том, что срединная часть палубы выполнялась в виде съемных щитов (возможно для освобождения дополнительного трюмного места).
По сведениям «Википедии» имели от 9 до 20 пар весел. Я при постройке больше ориентировался на чертежи издательства Гармашева, нежели на «Меланиевские», и у меня – 11 пар весел. От предложенного «Меланией» способа их крепления к планширю я также отказался, не найдя ему исторического подтверждения. О вооружении. Оставил, как и положено, 6 двухфунтовых фальконетов (припаял к пушкам из набора «приклады»), окрасил и пигментовал в соответствии со своими представлениями о бронзовом (именно бронзовом) фальконете, и имеющихся фотографиях исторических пушек. Такелаж. Руководствуясь чертежами Гармашева и здравым смыслом, добавил к бегучему такелажу парусов гордени. Для их фиксации на палубе пришлось изготовить пару нагельных планок возле мачт. Кстати, нагелей мне не хватило. Частично докупал, частично сам изготовил (мои мне понравились больше, но и мороки с ними не мало). Нити использовал самые разные: от «Звезды» до «Артесании». Брызги лака, к сожалению, оставили неизгладимые следы на ниточках в районе юферсов, да и набивку впредь я буду «смолить по-черному». «Ворсистость» такелажа тоже удалось убрать не везде. Блоки, опять же закосячил.. «Разномастные» они у меня.
Более ничего не менял и не добавлял. Руки не дошли переделать крепление рю к мачте. Я бы в дальнейшем от схемы «Мелании» отказался и изготовил бы бугель (бастард-рю). Паруса. Собственный пошив и тонировка. НАКОСЯЧИЛ. Переразмерил, сгоряча, подшивку паруса к ликтросу и прошивку шкаторин. В дальнейшем в 72-м и более мелких масштабах шкаторины планирую склеивать между собой, а не прошивать (методика эта на сайте, если не ошибаюсь, есть у Билли Бонса); ликтрос буду подклеивать, а не подшивать. Руль. Румпель я переделал. В предлагаемом «Меланией» варианте, морячок держался бы за него вытянутыми вверх ручонками. Кстати, румпель по длине возможно тоже обрежу: уж больно длинноват. Флаг. Долго искал исторические варианты крепления. В итоге остановился на фале с завязками «а-ля ботик Петра». Подставка. Наборная мне не понравилась. Низковата. Какой-то кусок бруса я обклеил обрезками какого-то шпона, добавил две палочки от мороженого и покрыл морилкой. Внутри палочек - металлические стержни для стыка с килем шлюпки. Окраска. Различные морилки «орех» и «лиственница». Палуба – льняное масло. Сверху всего – матовый лак «Тамия».
На палубу добавил мешки (собственного производства) и бочки (собственной прорисовки). О родовых корнях судна.
Да, и в заключение, еще один интересный факт (я проиллюстрировал его парой фото). В 1999 году на Украине, в районе острова Хортица, подняты останки запорожской «чайки», ни дать, ни взять – такая же дуббель-шлюпка. Что позволяет сделать вывод о близком родстве различных судов Днепровской флотилии и их общем народном казацком происхождении.
Здесь частично цитирую (автор, к сожалению, мне не известен). Есть вероятность, что увеличение остойчивости дуббель-шлюпки в ущерб ее ходовым качествам, по сравнению с «новоманерной» казацкой лодкой (Бредаль о казацких лодках: “оныя и при малом волнении шатки”; контр-адмирал Барш: “А новоманерныя казацкія лодки весьма негодны, узки и шатки и на гребле тяжелы и строены более для разъезду запорожцам, и они ихъ не употребляютъ” было обусловлено строителями стремлением улучшить мореходные качества (имеется ввиду использование лодок в морских условиях); могло быть обусловлено и увеличение высоты бортов…Так, быстроходная гребная лодка, не зарекомендовавшая себя в условиях мелководного Азовского бассейна, переоборудовалась в новую парусно-гребную модель… О наборе.
Соотношение «цена-качество», на мой, не профессиональный взгляд, удалось. Радуют успехи отечественного производителя и интерес к отечественным парусникам. Хорошо то, что «моделисты строили для моделистов». Набор, действительно, хорош. Очень рекомендую.
Есть претензии к авторам за качество местами пережженой и хрупкой древесины, но это ИМХО.
В связи с тем, что это моя первая оконченная модель в дереве, выражаю признательностьколлегам по сайту Билли Бонсу и, особенно, Сергею Логачеву («прошли» «дуббель-шлюпку» гораздо раньше меня, помогли фото и толковым обзором постройки), а также всем деревянных, такелажных и парусных дел мастерам, чьи советы на чужих «стройках» внимательно читал и запоминал.
Приятного просмотра.
С уважением, Денис.
P.S. Кидаться в автора попрошу не «табуретками», а, к примеру, матросскими сундуками!
Работа .... что песня. Лирику пропускаю, да и из критики мало что сказать.
Душевно.
За Галерею.
Аламо, Д, поздравляю с дебютом.
Успехов.
PostScriptum.
Если Вы любите котофф, простите им сгрызенные модели из дерева, сделанные Вами. Очень часто они любят их жевать. )))) Что пахнет нами.... Они думають, что кушают из наших рук.
Котэ - отдельная песня... с собаками проще. ))))
Цитата: Если Вы любите котофф, простите им сгрызенные модели из дерева, сделанные Вами. Очень часто они любят их жевать. )))) Что пахнет нами.... Они думають, что кушают из наших рук.
Котэ - отдельная песня... с собаками проще. ))))
Марко, у меня 4 котофф и одна СОБАКАКА (не опечатка)! Как говорит, дочка, я "в теме"!
С уваженем, Денис.
Цитата: СУПЕР! Деревянные модели не идут в сравнение ни с каким пластиком. Сам хочу попробовать дерево, но боюсь!
Здравствуйте, Земляк! Смотрел Ваши пластиковые, диво как хороши!
С деревом бояться, имхо, можно только ЦЕННИКА...Да и приобрести их у нас в области, можно либо через два магазина в Ростове, либо через интернет (не пробовал, не знаю).
Субъективно могу сказать, что с деревом работать ПРОЩЕ (у меня два оконченных парусника в пластике, и пара не оконченных) и ИНТЕРЕСНЕЕ.
С Вашим опытом "мелочевки" (я имею в виду ПЛ от "Флагмана", у меня пара были в работе, так и не окончил), полагаю проблем с деревом (в плане такелажа и рангоута) не возникнет.
Собирая сейчас одновременно три деревянных проекта (благо, что наборы подарены друзьями), прихожу к мысли, что при наличии чертежей, проще было бы изготовить самому, чем покупать...
Дюббель - шлюпка очень хороша, но на мой взгляд, практически нет следов эксплуатации )))
Но, это по желанию автора )
Константин, спасибо! Поддерживаю! В точку! Бочки не распиты экипажем! Голого казака (герб Всевел. Войска Дон.) с саблей на бочке нет! Таким образом шлюпка действительно, без следов эксплуатации!!! :))))
Комментарии
71 год
На сайте с 26.10.2009
С Уважением, Алексей.
53 года
На сайте с 10.04.2012
С Днем рождения!
63 года
На сайте с 03.08.2010
Закораблило...
Вот автору мой рундук.
Работа .... что песня. Лирику пропускаю, да и из критики мало что сказать.
Душевно.
За Галерею.
Аламо, Д, поздравляю с дебютом.
Успехов.
PostScriptum.
Если Вы любите котофф, простите им сгрызенные модели из дерева, сделанные Вами. Очень часто они любят их жевать. )))) Что пахнет нами.... Они думають, что кушают из наших рук.
Котэ - отдельная песня... с собаками проще. ))))
45 лет
На сайте с 25.03.2011
Если Вы любите котофф, простите им сгрызенные модели из дерева, сделанные Вами. Очень часто они любят их жевать. )))) Что пахнет нами.... Они думають, что кушают из наших рук.
Котэ - отдельная песня... с собаками проще. ))))
Марко, у меня 4 котофф и одна СОБАКАКА (не опечатка)! Как говорит, дочка, я "в теме"!
С уваженем, Денис.
44 года
На сайте с 14.03.2011
с сайта
Дюббель - шлюпка очень хороша, но на мой взгляд, практически нет следов эксплуатации )))
Но, это по желанию автора )
55 лет
На сайте с 17.05.2008
45 лет
На сайте с 25.03.2011
СУПЕР! Деревянные модели не идут в сравнение ни с каким пластиком. Сам хочу попробовать дерево, но боюсь!
Здравствуйте, Земляк! Смотрел Ваши пластиковые, диво как хороши!
С деревом бояться, имхо, можно только ЦЕННИКА...Да и приобрести их у нас в области, можно либо через два магазина в Ростове, либо через интернет (не пробовал, не знаю).
Субъективно могу сказать, что с деревом работать ПРОЩЕ (у меня два оконченных парусника в пластике, и пара не оконченных) и ИНТЕРЕСНЕЕ.
С Вашим опытом "мелочевки" (я имею в виду ПЛ от "Флагмана", у меня пара были в работе, так и не окончил), полагаю проблем с деревом (в плане такелажа и рангоута) не возникнет.
Собирая сейчас одновременно три деревянных проекта (благо, что наборы подарены друзьями), прихожу к мысли, что при наличии чертежей, проще было бы изготовить самому, чем покупать...
45 лет
На сайте с 25.03.2011
С прошедшим ДР и попаданием в галерею!
Дюббель - шлюпка очень хороша, но на мой взгляд, практически нет следов эксплуатации )))
Но, это по желанию автора )
Константин, спасибо! Поддерживаю! В точку! Бочки не распиты экипажем! Голого казака (герб Всевел. Войска Дон.) с саблей на бочке нет! Таким образом шлюпка действительно, без следов эксплуатации!!! :))))
59 лет
На сайте с 15.05.2013
На сайте с 14.09.2013
На сайте с 10.06.2014
Ну очень притное цветосочетание.
А еще подставка действительно очень к месту, по пропорциям и стилю. Модель от такой подставки только выигрывает.
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий