Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
«Беспощадный подарок»
Приветствую всех Коллег по увлечению и просто интересующихся!
Сегодняшнюю статью я внезапно начну с небольшого стихотворения:
Штурмовой огонь веди,
Наш тяжёлый танк,
В тыл фашисту заходи,
Бей его во фланг.
Экипаж бесстрашный твой,
Не смыкая глаз
Выполняет боевой
Сталинский приказ.
Эти стихи С.Я. Маршака были написаны на борту танка КВ-1, с собственным именем «Беспощадный». Эта замечательная машина и её героический экипаж по праву являются одними из самых известных Героев времён Великой Отечественной Войны. Сегодня я расскажу Вам, откуда же появился «Беспощадный», при чём здесь стихи С.Я. Маршака, ну и конечно же –о том, как постарался передать облик этой знаменитой боевой машины.
Подробно во всех деталях Вы сможете прочитать про героические действия экипажа, например, на «Тупичке» по запросу «История одного подарка». Я же, как обещал, кратко расскажу, откуда столько внимания этой машине, и, уже подробнее – об особенностях её конструкции и изготовления её модели.
Итак, история танка «Беспощадный» началась с того, что в апреле 1942 года лауреатами Сталинской премии стали среди прочих поэт и писатель В. М. Гусев, поэт С. В. Михалков, художники Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов и Н. А. Соколов), поэт Н. С. Тихонов, поэт С. Я. Маршак. Николай Тихонов заявил, что передаёт свою премию в Фонд обороны – специальный фонд, посредством которого граждане могли оказать дополнительную посильную помощь сражающейся Родине, путём передачи в Фонд например денежных средств, или передачи украшений, драгоценных металлов и камней, изделий из них и прочего. В итоге, все вышеперечисленные Граждане передали премии в Фонд обороны, и... на эти денежные средства был приобретён танк, и не какой-нибудь, а тяжёлый танк КВ-1 с пушкой ЗиС-5 выпуска ЧКЗ, стоимостью 345 000 рублей.
Коллектив «отцов» танка, обеспечивших финансирование его постройки, поддержали предложение члена Военного Совета Западного фронта Н.Н. Бирюкова оформить танк в стиле «Окон ТАСС» и присвоить ему имя «Беспощадный». Стихотворение, с которого я начал эту статью, было написано на бортах башни танка, также борт украшал стилизованный рисунок, изображавший танк, бьющий в стилизованно изображённого А.Гитлера чем-то похожим на вырывающийся из дула кулак (стилизованное изображение выстрела), от чего лидер 3 Рейха разлетается на кусочки.
Снизу сзади бортовых деталей башни, был список лиц, на средства которых была построена машина.
На бортах башни и на дополнительной лобовой плите корпуса также было написано имя танка: БЕСПОЩАДНЫЙ.
Перейдём, пожалуй, к прототипу, а по ходу повествования Вы узнаете немного больше о дальнейшей судьбе машины и её экипажа.
ПРОТОТИП
КВ-1 – машина довольно многоликая, сменившая 3 вида орудий, несколько типов башен, но работу над «Беспощадным» (а как модель, машина конечно же интересна столь необычной маркировкой) начать вполне себе можно с определения даты производства машины, плюс – вооружившись имеющимися фото, которые есть в количестве, но… ответы дают не на все вопросы.
Имеющиеся фото передачи машины экипажу на торжественном митинге датируются 25 мая 1942 года, премию вышеуказанные граждане получили в соответствии с постановлениями Совнаркома СССР от 10 и 11 апреля 1942, поэтому – примерно в период с конца апреля по середину мая 1942 и была выпущена машина.
Танк представляет собой КВ-1 выпуска ЧКЗ указанного периода, имеет характерный спрямлённый кормовой броневой лист, в лобовой части имеет установленную плиту дополнительного бронирования увеличенной высоты. Таранный уголок судя по всему уже приваривался, машина имела характерные для машин указанного периода литые опорные катки, чётко видимые на фото, грязеочистительное устройство перед ведущим колесом обновлённой конструкции и металлические поддерживающие катки. Колпак ведущего колеса – позднего типа, на 8 болтах.
Оснащён танк башней типа СБ-157, характеризующейся переходом на большое количество сварных соединений и шиповых соединений плит, с ограниченным применением гужонов. Вооружена машина 76,2 мм танковой пушкой ЗиС-5.
Важно определиться, на какой период Вы будете строить машину, поскольку некоторые фото при ближайшем рассмотрение вносят определённую путаницу в привычное видение этого танка, поэтому сразу скажу: я позиционирую танк на конец мая-самое начало июня в лучшем случае, 1942 г.
На этот период, экипаж машины:
Командир танка — командир танкового взвода гв. л-т Хорошилов Павел Максимович, 1917 года рождения, член ВЛКСМ с 1939 года, в кадрах РККА с того же года, в Действующей армии с 23 июня 1941 г., дважды легко ранен.
Командир орудия — гв. с-т Фатеев Алексей Иванович, 1921 г.р., член ВЛКСМ с 1937 года, призван в 1939 году из Тулы, в Действ. армии с июня 1941 г.
Старший механик-водитель — гв. мл. воентехник Царапин Егор Сергеевич, 1918 г.р., призван в 1938 г. из Тамбовской обл., в Действ. армии с 22 июня 1941 г., был легко ранен.
Младший механик-водитель — гв. ст. с-т Филиппов Георгий Иванович, 1918 г.р., призван в 1938 г. из Гагр Абхазской АССР, в Действ. армии с июня 1941 г.
Радиотелеграфист — гв. мл. с-т Егоров Алексей Андреевич, 1920 г.р., призван в 1940 г. из подмосковной Истры, в Действ. армии с июня 1941 г.
Танк на указанный период имел описанные выше рисунки и текст на бортах, и не имел отметок о победах. И, при этом, укладка ЗиП - запасные траки – 4 шт., по 2 на борт, прямоугольный ящик на левой полке.
Беспощадные метаморфозы
Особое указание о периоде я дал вот ещё почему: имеют место более поздние фото машины, где на левой стороне (и, возможно, на правой тоже) появляется стандартный большой ящик ЗиП. Машина прошла долгий боевой путь: только представьте, после тяжёлого боя 1 марта 1943 года, в котором погибли Хорошилов П.М. и Фатеев А.И., танк прошёл ремонт (есть основания полагать, что серъёзный), и последний бой его состоялся 31 августа 1943. Как раз в указанный период она и могла получить новые укладки ЗиП.
Но не исключено, что получил он их после ремонта осенью 1942 года – о ремонте в этот период есть упоминание, тем более что служба машины в этот период упоминает несколько успешных атак на занятые населённые пункты и попадание в засаду.
МОДЕЛЬ
Модель строилась из известного набора фирмы Trumpeter 00358 Russia KV-1 model 1942 Simplified Turret Tank, Набор в общем неплохо подходит для постройки указанного прототипа, но требует ряда доработок.
В постройке принимали участие:
1. Trumpeter 00358 Russia KV-1 model 1942 Simplified Turret Tank – модель машины указанного периода. Набор предлагает построить как раз именно «Беспощадного», и даёт соответствующую (правда, только по мнению китайских производителей, и это печально…) декаль. В целом, как сама основа – набор не заставить Вас покупать не понятно где кучу дополнительных деталей из-за не соответствия предложенных в нём периоду, но вот качество изготовления самого набора оставляет конечно желать много лучшего, о чём далее по тексту;
2. Friulmodel ATL-10 KV-1/|KV-2 – траки и ведущие колёса для танков КВ-1 и КВ-2. Что интересно, в наборе даются ранние траки, в варианте установки всех траков с гребнем, но ведущие колёса, характерные для более поздник машин, что оказалось кстати (впрочем, с оговорками);
3. ABER 35 190a Soviet Heavy Tank KV-1 (all “Trumpeter” versions) – vol.1 – базовый набор деталировки. Мне понравился. Особенно, как решили вопрос установки поздней решётки под сеткой воздухопритока. Деталей вроде и не много, но большинство – довольно полезны;
4. Magic Models MM3594 76,2 mm F-34/ZIS-5 barrel KV-1, KV-1S, T-34/76 – точёный металлический ствол орудия ЗиС-5, с нарезами. Хорошее изделие, правда установка конечно производится «по месту», по принципу «придумай сам». Ствол в общем позиционируется как я понял «для всех наборов всех фирм», но мне он понравился;
5. Model Point MP3545 7,62 мм DT machine gun barrel – точёный металлический ствол пулемёта ДТ. Потребовалось 2 таких ствола. Вопросов к ним нет, разве что конечно в шаровые установки КВ они входят с серьёзной хирургией;
6. RMG RM 036 Copper Cable for Soviet KV I-II Tanks Model 1939/43 – трос буксировочный медный для танков КВ. В комплекте со смоляными коушами. Фирма – судя по всему, та же Eureka XXL. Как обычно: трос - -классный, коуши – «родные» из коробки;
7. ABER R-18 Shackle for russian tanks KV-1, KV-2 and JS-2 - 4 pcs. – буксировочные серьги для танка КВ. Хорошее изделие, но в моём комплекте была непредвиденная проблема: отсутствовал один из «пальцев» крепления, что вызвало в дальнейшем необходимость поиска замены;
7. Разнообразные смоляные и металлические метизы, остатки от наборов дополнений.
8. Декаль из набора Звезда 3539 с танком КВ-1: она содержит правильные надписи, и собственно сам рисунок. Был приобретён собственно полностью танк. Что интересно, «Звезда» ни в одной из декалей в свой прототип не попала, но для моего декаль «Беспощадный» - что надо!
Пойдём как обычно, снизу-вверх.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
1. Гусеницы были заменены на соответствующие из металла фирмы Friulmodel. Причины, как обычно: реалистичный вид, удобство тонировки, чёткое литьё. Обращает на себя внимание особенность именно «Беспощадного», ярко видимая на фото: машина имеет все траки с гребнем, в то время как в период производства вполне могли быть с гребнем через один$
2. Днище танка КВ фирмы Trumpeter обычно требует не малого объёма доработок в части добавления недостающих заклёпок, сварных швов и т.п., но пару раз проделав эту работу, решил, что с ожидаемым везерингом это не отразится на результате. Поэтому, ограничился недостающим сварным швом на стыке НКД и днища, и добавил заклёпки вокруг эваколюка (было опасение, что их отсутствие будет заметно на виде спереди);
3. Заменены на корончатые гайки на стопорах-ограничителях хода балансиров;
4. Заменены на пулестойкие головки болтов на кронштейнах крепления поддерживающих роликов;
5. Заменены на винты верхние 3 болта основания механизма натяжения ленивца. Винты даны из набора травлёных головок винтов от ET model, вклеены в подготовленные для них углубления.
6. Рассверлены сквозные отверстия облегчения в поддерживающих роликах (внешний и наружный диск);
7. Изготовил из пластика по чертежам новый грязеочиститель. Собственная оценка такого творчества – лучше чем было, но есть куда стремиться;
8. Добавил недостающие болты крепления бортовых передач возле бронировки кронштейнов ведущих колёс, сами бронировки доработал по рекомендациям статьи «КВ от Трубача. Взгляд ниже "пояса"», т.е перенёс часть болтов, сделал требуемые выемки, обварил основание крепления;
9. Ведущее колесо. Широко известна проблема, связанная с не корректным расположением болтов на нём: они не находятся строго напротив зубьев, что очень заметно на модели, так как болты - массивные. Есть и известное решение: «вывернуть» колесо на изнанку, поставив внутренней частью наружу – там болты стоят правильно. На мой взгляд, решение так себе: дело в том, что если вклеить при этом снаружи центральный диск, у него возникнет широкая канавка по периметру, тоже кстати заметная, которой на реальной машине быть не могло. Впрочем, можно её зашпатлевать/заделать пластиком.
В моём случае, были литые колёса. Да, болты там стоят верно, и не надо выгрызать зубья из облоя, но… центральная часть дана цилиндрической, в то время как у реального… имеет сужение в центре. Это искажает вид довольно сильно. Я вынужден был выбирать центральную часть бормашинкой, затем сверлить металл для имитации смазочных горловин, вклеивая в него пластиновые прутки, которые затем вместе с колесом изнутри заливать цинакрилатом с содой для имитации фактуры литья, и в получившиеся горловины вклеивать болты. Получилось крепко, но как-то муторно в работе.
Мой выбор в следующий раз – просто снести все болты на ведущем колесе на той стороне, что в наборе обращена наружу, и добавить болты от MENG, пластиковые, безо всяких «перевёртышей». Да и горловины для спринцевания сделать будет проще.
КОРПУС
Собственно, у модели Trumpeter есть и хорошие моменты: в основном, все основные детали учтены, соответствуют периоду, но, как и я говорил выше, стыкуемость местами хромает. А поэтому:
1. Изготовлены заново вообще все сварные швы, кроме идущих снизу на стыке корпуса и днища, а также – приварки, а именно:
- стык бортов корпуса с ВЛД, НЛД, ВКД и НКД;
- обварен таранный уголок;
- обварен заново лист дополнительной брони на НЛД, при этом у основания крепления буксировочных проуших усилена сварка;
- обварены заново буксировочные проушины на корме;
- даны приварки всех листов доп.бронирования, элементов крепления надгусеничных полок, бронировок погона башни, всех внешних мелких деталей и бронировок
2. Изготовил заново лист дополнительной брони, приваривавшийся к лобовой плите корпуса – «родной» из набора не соответствует серии, на машинах рассматриваемого периода он сильно выступает вверх, давая дополнительную защиту люку механика-водителя, перископу стрелка-радиста и башенному погону в какой-то степени. Дана имитация приварки листа. Обращаю внимание, что он приваривался по сути по всем сторонам, и имитацию делать следует ДО установки смотрового люка-пробки механика-водителя в лобовой плите;
3. Изменил форму лобового люка-пробки механика-водителя, нарастив в центре выступ пластиком и двухкомпонентной шпатлёвкой, с последующим выводом острого ребра в центре;
4. Изготовил из латунной трубочки имитацию канала проводки к звуковому сигналу и фаре. Фара и звуковой сигнал получили комбинированное крепление из травлёных деталей и пластика. Проводка имитирована тонким припоем, заблаговременно заведённым в трубочку. Дана также клеммная колодка, через которую выполняется подключение, трубка на вводе в корпус-обварена;
5. Заменил пулестойкие болты около люка механика-водителя на смоляные. Обращаю также внимание на место установки люка: стык обечайки с корпусом следует зашпатлевать;
6. Заменил все болты на надмоторной плите на смоляные. Вот кстати, именно метизы надмоторной плиты обычно ставятся в плюс моделям Trumpeter: они неплохо отлиты, в нужном количестве и соответствуют обычно прототипам. Меняют их или истинные ценители (всё же смоляные резче, чётче гораздо), или когда брак, или… как в моём случае, что-то между…. Мне, во-первых, действительно, болты показались чуть замыленными, а во-вторых – были 2-3 откровенно недолитых, причём на видном месте, в разных частях крыши. Решения были разные, моё было – заменить всё полностью. Модель от этого точно не потеряла;
7. Заменил болты крепления бронировок патрубков на шпильки (дана имитация гайки сверху из метизов Masterclub;
8. Бронировка патрубков. Здесь я хочу обратить внимание: это именно бронировка патрубков, выходящих из корпуса. Они сами не большой длины, она накрывает их сверху и крепится через несколько прокладок к корпусу. Поэтому, деталь довольно толстая. Имитировать её например патрубком, сделанным гальваническим выращиванием – не стоит. Это будет не масштабно. ABER в наборе даёт деталь сверху, которая… что-то имитирует (зазор между деталью и прокладкой по-идее) и имеет по краям выемки. Я её использовал, но на самом деле конечно ей стоило иметь отверстия, а не выемки, в которые бы как раз входили шпильки. Патрубки в наборе отлиты ужасно, пришлось долго наращивать двухкомпонентной и обычной шпатлёвкой, и выводить форму;
9. На люк дал трос для фиксации с самодельным крюком из проволоки. При расчёте длины этого троса, можно ориентироваться на следующее: при повёрнутой башне он крюком цепляется за П-образную арматуру на крыше башни;
10. Надгусеничные полки взял из набора. Не сказать что они прям очень хороши, но… во-первых, смотрятся правда неплохо, во-вторых – имитацию метизов крепления рёбер жёсткости по краям дают масштабного размера. Да и плюс у меня почти новая машина. А вот приварки к корпусу поддерживающих полки уголков пришлось делать, ровно как и метизы крепления к ВЛД (отлитая в наборе имитация не выдерживает критики);
11. Ящик ЗиП – из набора, замочки – из набора ABER. Одно скажу: сделаны излишне сложно, на мой взгляд можно было проще, НО, к чести ABER – собираемо, и действительно копийно;
12. Крепления запасных траков. То, что в наборе – честно-то говоря, на себя похоже, просто замылено очень. Но суть честно говоря правильно передана. Я взял травлёные крепления из набора ABER, а траки – смоляные, из остатков тех ещё, что ставил на свой первый КВ-1. Крепления по основанию были обварены (пластиковые прутки истончённые и размоченные клеем), плюс заранее заготовил отверстия, в которые будут вклеиваться барашки крепления прижимной пластинки, удерживающей трак (рекомендую пластинки чуть рассверлить). Клеил на неокрашенную модель, после установки это делать – не захотелось, как-то хрупкое всё не смотря ни на что;
13. Очень здорово у ABER дана внешняя деталь на фару, только клеить надо аккуратно, что и было сделано.
15. Заранее сделал ремни крепления брезента. Сами ремни и пряжки – из набора ABER, но для надёжности петли их крепления вставлены в рассверленные в корпусе отверстия. Выгнул сразу до окраски, они масштабные, но краска конечно с них отлетать любит не смотря на грунтовку;
16. Бронировка курсового пулемёта получила пулестойкие болты (в наборе – простые, увы – они под замену), заменил пулемёт на точёный. Пулемёт получил недостающую перемычку между стволом и газоотводной трубкой;
17. Заново сделал талрепы натяжения и крепления буксировочных тросов: латунная трубка, рассверленная посередине, 2 крюка из толстой проволоки, тонкая провлока в центе для имитации пальца, которым крутят талреп. Несколько муторно, но очень просто и по-моему, даже масштабно.
18. Дал такую не частую деталь: пальцы фиксации шкворня буксировочных серьг. К сожалению, купленные ради шкворней серьги от RB Model имеют шкворни не подходящей длины, от этого пальцы фиксации вышли тоньше, чем хотелось. Цепочки – из остатка какого-то травления.
18. Надмоторный люк рекомендую всё-же ставить плоский. Творчество, которое предлагает сделать Trumpeter - я на реальных фото аналогичных машин не видел.
БАШНЯ
Наверное, даже интереснее корпуса.
Итак, были найдены в сети чертежи и виды СБ-157, а самое главное – сохранившиеся фото этой редкой на самом-то деле башни.
В чём особенность её: малая кормовая ниша, массовое использование сварки, шиповые соединения в корме и крыши с бортами. Собственно, в этом и упрощение.
Переделки основаны на фото «Беспощадного» и реальной башни.
Сделано:
1. Исправлены (углублены) шиповые соединения деталей в кормовой части и дана их обварка (даже в нижней части ниши);
2. По фото оригинала уменьшено количество «волн» усиливающего стык в корме в нижней части уголка. Trumpeter кстати даёт его как опциональную деталь, но её использование при постройке «Беспощадного» обязательно, надо только укоротить (должно быть на виде сзади 7 перевёрнутых парабол, направленных вверх, а не 9);
3. Вот это пожалуй было неожиданно, но тем не менее: напротив задних перископов потребовалось фрезеровать канавки к бортам (для обеспечения поля зрения, особенность конструкции при такой башне);
4. Около боковых перископов доработаны сварные швы, и даны приварки пулеотбойника. Пулеотбойник на самом деле представлял из себя кусок арматуры какой-то, и был круглым в сечении. Можно при желании родной срезать и пруток приклеить, но… после обварки оно на то и выйдет, на мой взгляд;
5. Обратите внимание, что все перископы были просто на сварке: видимо, со временем решили, что этого достаточно, и не так сильно они страдали от огня (прилететь всё же что-то должно было под очень уж острым углом), а если уж что-то прилетало, то сносило его в любом случае. Доработал изкоробочные бронировки до приварных, лишние отверстия в крыше – заделал;
6. Бронировка вентилятора была приварная, поэтому болтовое крепление удалено, дана приварка. Не забываем в приварке сделать 3 отверстия для стока воды;
7. При установке прибора ПТ-К (прибор наблюдения справа) не забываем шпатлевать канавку – он вставлялся снизу. Винты наоборот дополнительно выделил, углубив канавки мест их установки (с запасом на грунт, краску и т.п.). Бронировка получила смоляной пулестойкий болт в тыльной стороне вместо изкоробочного;
8. Из-за нехватки вращающихся смотровых приборов, часто танк получал фиксированный. Так было и с «Беспощадным»: у него установлен фиксированный смотровой прибор наводчика (командира орудия, как это у КВ называется). С этим прибором проведена следующая манипуляция: он крепился тоже снизу, но обечайка его была сверху, а не снизу, как у ПТ-К, например. Поэтому, посадочное отверстие для него я заделал круглой пробкой из пластика, прошпатлевал, у прибора срезал часть, которой он вставлялся в крышу, и оставил только ту, которая была снаружи, чтобы добиться его правильного положения по высоте. Также, дал отверстия в бронировке (они смотрятся не уместно, но по сути через них он крепился снизу, поэтому так и должно быть – непонятные отверсия). Сам прибор изнутри выбрал дополнительно стамесками, чтобы в будущем дать оптику в углублении;
8. Из проволоки выгнул скобы для крюка троса фиксации люка в открытом положении;
9. Из травления и пластикового крючка дал основания для крепления зенитного пулемёта и кольцо вокруг люка. Стандартное кстати тоже хорошее, но у травлёного резче формы, и вины на удивление не скрылись при покраске;
10. Бронировка кормового пулемёта получила смоляные пулестойкие болты и планку-ограничитель снизу;
11. Обварил защитные планки вокруг бронировки орудия;
12. На бронировке орудия дал фактуру литья, добавил пулестойкие болты сверху. Выбрал отверстие под прицел и вклеил трубочку с высверленной в ней «чашей» для имитации оптики;
13. Заменил орудие и пулемёт на точёные, пулемёт получил недостающую перемычку между стволом и газоотводной трубкой;
14. Долго разбирался, как так крепится козырёк над орудием… В итоге, понял: к крыше приваривалась пластинка с отверстиями, к ней он крепился маленькими болтами. К бронировке цапф козырёк крепился через бонки, болтами сквозь отогнутые «лапки» по бокам козырька. Надо отдать должное – хоть Trumpeter и даёт еле заметные пупырышки, болты на самом деле были очень маленькие. Я вклеил планку под основание козырька из истончёного полистирола, и заменил болты на самые мелкие метизы Masterclub. По бокам козырька дал площадки, имитирующие отогнутую жесть, рассверлил и дал крепление болтами к бонкам;
15. Рассверлил отверстие спаренного пулемёта, вклеил имитацию из пластиковой трубочки. В следующий раз – поставлю точёный, результат средний вышел.
ОКРАСКА И МАРКИРОВКА
Всё по традиционной схеме:
гусеницы- химическое чернение, далее грунтовка модели из баллона TAMIYA oxide red 87160.
Базовый цвет мешал на основе Mr.Hobby 511 Russian green «4BO».
Танк был окрашен в базовый цвет, далее – цветовая модуляция, адресные высветления осветлённой краской, общая обработка фильтрами, затем – маслом, выступающих деталей.
Полученный слой полностью покрыт футурой (из аэрографа) для выполнения смывки и что самое главное – нанесения декали.
Маркировка – собственно, май 1942 года, 6 гвардейская танковая бригада, танк «Беспощадный».
Про декаль фирмы «Звезда» я скажу только хорошее: она умеренно толстая, она прочная, она чётко пропечатана, хороший белый цвет, и… на себя очень похода. Текст без орфографических ошибок, как у «Trumpeter»:
«Штурмовой огонь веги
наши тяжёлый танки»
«Экипаж бесстра»,
«Вы полняет» - вот это вот издевательство над разумом – не совсем то, что я бы хотел видеть на борту своей модели, и что интересно – вот этот яркий танк, то-ли высекающий искры, то-ли что-то летящее из-под гусениц у него, имитирующее стремительность – действительно больше похож на реальность у «Звезды». В общем, декаль – себя оправдала на все 100%!
Приваривалась впрочем не в один заход, химией Micro SET и SOL, с повторным закрытием футурой.
После – смывка, матовый лак TS-80 через аэрограф.
Общее запыление жидкими пигментами от Mig Production. Грязь на ходовой – пигменты Mig и смеси от Wilder.
Катки пылил пигментом на растворителе для акрила, адресно – пигменты Mig.
Катки полировал пигментом ZIPmaket 12031 полированная сталь. Тут… двоякое чувство: он по-моему светлее ганметала, что мне и было надо. Но, что-то с помолом по-моему… Пигмент Mig одним касанием заставляет поверхность блестеть, здесь как-то субъективно если… дольше полировать надо и прям-таки купать поверхность в пигменте. Полировалось пальцами, где-то ватными палочками.
На финишном этапе – вклеил смотровые приборы из наклейки от боксов TAMIYA, отражатель фары закрасил маркером Molotov-хром, и вклеил предварительно сточенный по периметру рассеиватель от набора Elf для советских машин. Вклеил имитацию оптики даже в ПТ-К, а вот прицел нарисовал хромом и лаком Smoke.
Кормовой фонарь – синий верх, красный них прозрачными лаками TAMIYA поверх хрома Molotov.
Приклеил тросы. Мне в этот раз понравилось красить их так: та часть коушей, что на серьгах – уже надетыми на них, остальная часть троса – отдельно.
КАК СДЕЛАТЬ ВАШ «БЕСПОЩАДНЫЙ» ЛУЧШЕ?
Как обычно, работа над собственными ошибками и идеи.
1. Ну, во-первых, мой недосмотр, и ещё какой: люки механика-водителя и надмоторные – имели УТОПЛЕННЫЕ болты. Проглядел, забыл, а на окрашенной модели срезать не стал;
2. Адепты матчасти конечно же сочтут недоработку днища не серъёзной, поэтому – статья «КВ от Трубача. Взгляд ниже "пояса"», и годные травлёные лючки от Nord Star Models – в помощь. Ну и много-много метизов J
3. Вы конечно можете выбрать машину в более поздний период и добавить отметки побед: наградной лист Хорошилова в помощь, танк настрелял врагов «в количестве», но аккуратней с позиционированием: я рекомендую чётко прикинуть их положение на корпусе;
4. Можно попробовать сделать модель по поздним фото, дав повреждения скул бронировки цапф, простреленный ящик ЗиП, или… даже дать машину на завершающий период службы, добавив стандартный большой ящик.
5. Конечно отличные, я бы сказал, уникальные возможности для диорамы с героической машиной и её экипажем: торжественное вручение, экипаж на фоне своего танка, Хорошилов, пишущий письмо на фоне танка, экипаж на погрузке БК, экипаж на броне машины в движении во время слаживания – все эти фото история для нас сохранила. А уж количество боевых эпизодов с участием танка, описанных и дошедших до нас – более чем достаточно, и на любой вкус.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что ж, вот и подошёл к концу рассказ о постройке танка «Беспощадный». Как и было упомянуто, танк прошёл долгий боевой пусть, с мая 1942 до 31 августа 1943 года. Только представьте! А ведь машина вела тяжёлые бои, и принимала участие именно в наступательных действиях: атака населённых пунктов, прикрытие прорывов… Танк к сожалению, пережил своего первого командира: в бою, в феврале 1943 года в ходе Жиздринской наступательной операции машина была повреждена и загорелась. Горящий танк ворвался на батарею и гусеницами и корпусом прошёлся по ней. По воспоминаниям старшего механика-водителя, раненная горящая машина, под управлением получившего тяжёлые ожоги и раны экипажа отходя протаранила также вражеский танк (предположу, что средний или лёгкий) и вырвалась к своим. От тяжёлых ран и ожогов погибли командир старший лейтенант Хорошилов Павел Максимович и командир орудия (читайте – наводчик) Гв. с-т Фатеев Алексей Иванович.
31 августа 1943 года машина в ходе очередного боя получила тяжёлые повреждения, но смогла выйти к своим. Как пишется во всех источниках, было принято решение танк дальше не восстанавливать. Здесь я честно говоря теряюсь в догадках: машина сама вышла из боя, то есть… повреждения-то бывали и хуже, например… Танк был как минимум на ходу, что полагает исправность очень многих механизмов, как мы понимаем. Тем не менее, танк был доставлен в Кубинку, и в 1948 году его переплавили на металл. В такие моменты мне всегда хочется спросить: «Что, много металла получили»? Успокаиваю себя тем, что… многие были Герои! Хоть аллею открывай из одних танков! Поэтому… а может, он не один такой, а один из многих? Да не может быть, а точно.
И сложно было как-то особенно выделить конкретный танк, конкретный экипаж… Как бы там ни было – история сохранила для нас множество фотографий этого славного танка и его экипажа, рассказы о их ратных подвигах и дружбе художников и поэтов и танкистов, ставшей примером для многих граждан, внёсших свой вклад в дело Великой Победы!
Какой будет Ваш «Беспощадный» - решать только Вам, а моя модель перед Вами.
Закончить свою статью я хочу наградным листом Гвардии лейтенанта Хорошилова П.М.
Цитата: Как-то бросилось в глаза что ведущие по тонировке сильно отличаются от опорных.
- Они судя по всему, обычно больше пыльные, чем грязные. Опорные - больше грязные.
По разному конечно, но чаще опорное скорее в пыли, или не сильная грязь (понятно, если конечно не весь танк по башню грязный).
Здесь на фото видно что ведущее чистое довольно (имею в виду, где машина на марше), катки вон в грунт уходят.
Цитата: Kais, че это тебя на советскую бтт потянуло? Отлично исполнил все.
Спасибо! Так а танки КВ и машины на их базе - одна из любимых тем. Вот, в работе сейчас:
Всем отписавшимся, ToPot74, Orctos78, Александр71, Михаил, спасибо!
Михаил, грязь всё-же должна быть там, где она может логично появиться на заявленной машине в заявленный период. На моей машине- как раз на ходовой и минимум от следов экипажа на корпусе. Это не более чем стереотипы. Фото реальной машины Вы можете найти в Сети. Тонн грязи Вы не увидите.
Цитата: Отлично.Передний пк надо вперёд сдвигать,башню надо асимметричную,корпус имел характерную ступеньку.
- Александр, знаю что Вы на довольно глубоком уровне изучаете матчасть, хотел бы уточнить: передний ПК - это что?
И по поводу ассиметричности башни, не могли бы уточнить, о чём речь? Если опираться на эту графику:
Комментарии
Возраст неизвестен
На сайте с 28.04.2011
На сайте с 20.03.2017
46 лет
На сайте с 04.11.2013
Вечная слава Героям!
53 года
На сайте с 15.12.2019
48 лет
На сайте с 04.02.2017
На сайте с 21.12.2010
64 года
На сайте с 13.12.2010
53 года
На сайте с 26.04.2013
На сайте с 20.03.2017
52 года
На сайте с 19.02.2013
29 лет
На сайте с 05.04.2018
На сайте с 21.12.2010
Как-то бросилось в глаза что ведущие по тонировке сильно отличаются от опорных.
- Они судя по всему, обычно больше пыльные, чем грязные. Опорные - больше грязные.
По разному конечно, но чаще опорное скорее в пыли, или не сильная грязь (понятно, если конечно не весь танк по башню грязный).
Здесь на фото видно что ведущее чистое довольно (имею в виду, где машина на марше), катки вон в грунт уходят.
На сайте с 21.12.2010
Kais, че это тебя на советскую бтт потянуло? Отлично исполнил все.
Спасибо! Так а танки КВ и машины на их базе - одна из любимых тем. Вот, в работе сейчас:
На сайте с 21.12.2010
На сайте с 30.04.2016
На мой взгляд, ленивец и ведущий каток чистотой выделяются...
На сайте с 30.08.2016
53 года
На сайте с 09.06.2017
45 лет
На сайте с 11.01.2019
На сайте с 21.12.2010
Михаил, грязь всё-же должна быть там, где она может логично появиться на заявленной машине в заявленный период. На моей машине- как раз на ходовой и минимум от следов экипажа на корпусе. Это не более чем стереотипы. Фото реальной машины Вы можете найти в Сети. Тонн грязи Вы не увидите.
На сайте с 21.12.2010
Отлично.Передний пк надо вперёд сдвигать,башню надо асимметричную,корпус имел характерную ступеньку.
- Александр, знаю что Вы на довольно глубоком уровне изучаете матчасть, хотел бы уточнить: передний ПК - это что?
И по поводу ассиметричности башни, не могли бы уточнить, о чём речь? Если опираться на эту графику:
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий