Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
И снова я приветствую всех коллег по увлечению, и просто зашедших на огонёк, по приятному поводу: завершён мой, пожалуй, самый растянутый во времени проект, работу над которым я начал, чуть ли не сражу после того, как собрал «по-взрослому» свой первый танк.
Итак, Вашему вниманию представляется машина, с традиционно «приятным» слуху названием Sd.Kfz.7/1 2 cm Flakvierling 38 auf selbstfahrlafette – эдакий «зенитный тягач», как бы забавно ни звучало. ПРОТОТИП
Стремительный «блицкриг» - молниеносная война - пронёсся над миром на крыльях немецких пикирующих и не очень бомбардировщиков и вонзился в него танковыми клиньями и пехотными цепями. И хотя немецкая тактика показала всему миру, в честности, какими эффективными могут быть внезапные, решительные, слаженные и отработанные действия авиации и сухопутных войск, сопутствующих наблюдений было сделано также немало - в том числе и немцами, опиравшимися на чужой и, как тоже бывало, свой, горький опыт «взаимодействия» сухопутных войск на марше и на плохо подготовленных позициях с вражеской авиацией.
При всём обилии и разнообразии огневых средств, в разной степени приспособленных (и конечно, в разной степени эффективных) против воздушных целей, подавляющее большинство таких средств, особенно специализированных – т.е. зенитных, представляли собой буксируемые орудия. Можно долго говорить о «дубинке-выручалочке» - «восемь-восемь», эффективной кажется против всего на свете, легких зенитных орудиях, автоматических и не очень – но, все они имели существенный недостаток: для стрельбы они требовали развёртывания. А если даже готовить орудие к бою минут 5-10, да ещё в напряженноё суматохе внезапного налёта – враг успеет натворить бед.
Одной из мер, призванных несколько выправить положение, и предоставить возможность колоннам на марше, а также наступающим войскам обороняться от внезапно появляющихся самолётов, стала установка уже освоенных производством зенитных орудий на освоенные же производством или высвободившиеся по разным причинам шасси устаревших танков, бронетранспортёры, или, как в данном случае, на 8-тонный тягач Sd.Kfz.7.
2-см четырёхствольная зенитная установка Flakvierling 38, имевшая максимальную досягаемость по высоте до 2200 м и скорострельность порядка 800 выстрелов в минуту, весила порядка полутора тонн, и не особо «напрягала» тягач. Благодаря достаточно крупной открытой платформе с откидными сетчатыми бортами, установка была, я бы сказал, «умеренно удобна» в обслуживании, имела сектор обстрела 360°. Установка могла использовать бронебойные и осколочно-фугасные снаряды.
Тягач мог передвигаться со скоростью до 50 км/ч, что обеспечивало достаточную манёвренность установки.
Главным недостатком машины принято считать отсутствие бронирования, но даже большим недостатком я бы назвал тип питания установки патронами: магазины ёмкостью 20 патронов для орудия, посылающего в цель 200 снарядов в минуту… Все 24 ящика с магазинами, которыми буквально-таки завалена моя модель, установке хватит только на полторы минуты непрерывного огня, без учёта времени перезарядки. Что говорить об одном магазине. Расчёт машины доходил до 8 человек: стрелок, 2 заряжающих, 2 подносчика боеприпасов, механик-водитель, командир, наблюдатель-оператор дальномера (который, впрочем, был вскоре исключён из боевого расчёта). В некоторых источниках есть информация о том что расчёт составлял 10 человек, но что делали эти двое – я не представляю.
Машину не всегда положительно оценивают из-за якобы малой эффективности 2-см снарядов, однако, считаю что следует сделать поправку на то, что она предназначалась явно не для борьбы с высотными бомбардировщиками… И к тому же, могла даже бороться с лёгкими танками и бронемашинами, использоваться для огневого подавления и поддержки пехоты, находясь на значительных расстояниях. А вопрос борьбы с самолётами – я не думаю что даже от грозного «Ил-2» эти снаряды просто отскакивали… Эффект мог быть как минимум такой: противник мог не рискнуть снизиться для атаки, выбрать другу цель, и т.п., т.е. одна из задач ПВО: «противник отказался от выполнения боевой задачи» - считалась выполненной.
Фотографии именно моей машины я найти не смог, хотя, уже фактически после сборки я увидел фото, которое ТЕОРЕТИЧЕСКИ могло быть моей машиной (хотя, вроде, там другой номер), или, в крайнем случае, с большой долей вероятности стояло на рабочем столе у дрэгоновских инженеров во время работы над моделью, так что образ больше собирательный, с добавлениями на основе увиденного на различных фото, и исходя из моего представления об этой машине. МОДЕЛЬ
DRAGON в наборе 6525 предлагает собрать небронированный тягач с зенитной установкой на круглом постаменте, опирающемся на боевую платформу на 3-х опорах, на шасси машины раннего типа. В комплекте в частности наборые гусеницы, «DS»-колёса с хорошо проработанной фактурой, прозрачное ветровое стекло с масками для покраски, металлические решётки откидных экранов. Хорошо деталирован двигатель, поле для доработок большое конечно, но основа для них в наборе – отличная!
В интернете есть на родственном нам по тематике сайте отличный обзор модели и сравнение её с аналогом от Trumpeter, так что долго рассказывать не буду.
Как показал опыт работы с набором, это «модель в себе», собрать можно прямо из коробки, получив на выходе очень достойный результат, как по копийности, так и по качеству проработки деталей. Стыкуется всё отлично, однако, установка боевой платформы с секцией сидений водителя на несущую раму осуществляется при наличии сноровки. Особо обращаю внимание на аккуратность и внимательность при сборке: в интернете есть фотографии классно смотрящейся машины, с приклеенными в обратную сторону площадками под ногами заряжающих и перевёрнутым в обратную сторону откидным сиденьем, также, обратите внимание, например, на установку маленьких коробочек у ног заряжающих, возле мест установки запасных магазинов: доворот этих ящиков хоть на малый угол - и магазин не встанет в нужный паз.
В инструкции как-то вскользь упоминается момент приклеивания фототравлёной имитации ребристой поверхности стального цилиндра в центре ведущего колеса, это предлагается делать на уже установленном на модель колесе. Я лично вообще не рекомендую ставить ведущее колесо пока не начали устанавливать гусеницы.
Любители доработок и максимальной деталировки могут приобрести просто море различных дополнений и аксессуаров, из которых самыми полезными на мой взгляд могут оказаться металлические бронещиты зенитки, приборная панель-бутерброд с плёнками, наборы общей деталировки зенитки. Что-то нужно придумать по поводу троса лебёдки, в наборе ничего для его имитации не предусмотрено.
При сборке, учтите, что реально (это видно из кадров кинохроник по мелькающим там порой таких машинам) не всегда при переезде с места на место складывались борта машины. Особенно при движении в прифронтовой полосе. Имеется фото машины в положении, совсем как на коробке у «Дрэгона», только она несёт полосатый камуфляж. Если машина прицепа не имеет, задумайтесь над добавлением ящиков с патронами и т.п. на боевую платформу, они стабильно присутствуют на многих фотографиях. СБОРКА
Собирая модель фактически, «из коробки», я всё-же сделал ряд доработок из подручных материалов. Возможно, многое я бы сейчас сделал не так, ведь начинал я модель когда она была всего лишь третья по счёту, и планировал покрасить её кисточками эмалью. Да вот не вышло…
Модель потом красилась баллончиками, потом всё смывалось… Потом долгий ящик на несколько месяцев (ибо, мысль красить вручную бандажи всех катков долго пугала)…
В итоге:
1. Заменил гусеницы на «фриул» (сразу скажу, этого можно и не делать, гусеницы и ведущие колёса и так достаточно хороши). Гусеничная лента «со скрипом» надевается на «родную» звёздочку, с остальным проблем нет. По числу траков у меня лично фриуловская гусеничная лента вышла на 1 трак короче, чем если бы я собирал её из китовых «мэджиков» ;
2. После n-ного снятия краски, случайно опустил кисть в растворитель-646 и провёлся по окрашенным колёсам, от чего они растворились. Приобрёл смоляные от Voyager, с аналогичной фактурой. К ним нареканий нет, разве что следует соблюдать аккуратность при установке: ведь у них, в отличие от «китовых» есть «прилив» от питателей, которые традиционно размещаем в точке касания с землёй;
3. Срезал «шарики» с габаритных усов из набора, и насадил на тонкую проволоку. Аналогично поступил и с зеркалом заднего вида, и с фарой-искателем. Само зеркало изготовил из наклейки с эмблемой «TAMIYA», шедшей в комплекте с боксом, в котором стоит модель (о нём-ниже). К фаре-искателю сделал проводку;
4. Заменил приборную доску на таковую из набора фототравления Eduard для тамиевского тягача (простого);
5. Сделал педаль газа (в наборе только «тормоз» и «сцепление», которые впрочем тоже сделал заново, ибо за время работы были утрачены оригинальные);
6. От себя добавил травлёные брызговики из того же комплекта Eduard: анализ фотографий показал, что эта деталь могла с одинаковым успехом присутствовать и отсутствовать на этих машинах.
7. «Драгон» предлагает нанести белой краской «уголки» на корме, предназначенные для облегчения движения в конвое. Считаю, что когда ещё вдобавок откинут кормовой сетчатый борт, ночью там вообще ничего не увидишь, так что добавил коробчатый фонарь-указатель расстояния и круглый красный катафот на подвесе.
8. Трос. Так как лебёдка рассчитана на 8 тонн, я честно взял тросик для танка «Прага» от Eureka (который, к слову, был на тонну-другу тяжелее, но думаю, там же и трос не рвался сразу после веса в 8 т. и 1 грамм), и по фото изготовил крюк лебёдки: приклеил тросик к коушу, взял S-образный крюк из запасов, отрезал одну половинку от него, согнул из проволоки петлю и в неё вставил коуш, петлю приклеил к куску S-образного коуша, замазал шпатлёвкой. Крюк зацепил за положенную для него петельку.
9. По зенитке мне сказать нечего… её я не дорабатывал (хотя, зря), только рассверлил отверстие в прицеле.
10. Шанцевый инструмент: заменил крепления на травлёные из запасов. Обращаю внимание любителей копийности: закрепить маленький топор как показывает «драгон», не получится: не правильно дан этот сектор борта, в месте крепления топора имеется сплошная металлическая пластинка, и зажим крепится к ней, а не к решётке. Кстати, все крепления на шанце придётся сразать так и так: они не позволяют установить инструмент как указано в инструкции (и собственно, как должно было быть на машине).
11. Все световые приборы доработаны с использованием оптики от Elf: в габариты и фару-искатель вставлены подходящие линзы, залиты «Micro Kristal Clear», сверху покрыты футурой. Фары – из набора, просто внутрь вставлены линзы с лампочками от Elf подходящего размера.
12. По периметру капота на стыке с передней стенкой водительской кабины на реальной машине прикрыт мягким материалом, предположительно брезентовый или дермантиновый, к сожалению, я не готов сказать из чего точно. Я имитировал его тамиевским скотчем, прихваченным для прочности суперклеем.
13. «Обвес». За столько времени работы над моделью и после всего того, что она пережила – она стала почти родной наверное… И рассуждал я, «загружая» её разными разностями, исходя из 2-х условий: 1- её надо всё-же КОГДА-ТО закончить. 2 – эта вся «помойка» должна быть чем-то полезна экипажу, ибо места хоть и много, но… и народу тоже, так что стал думать, что бы я загрузил на борт для выполнения боевой задачи.
Прицепа для припасов у нас нет, так что всё своё везём с собой!
Итак, были закуплены 6 смоляных карабинов Mauser 98K от ТАНК. Сразу скажу, в сравнении с идущими в наборе 2-я карабинами эти смоляные – просто помойка. К тому же пришлось стачивать в районе ложа, ибо они не помещались в укладки на крыльях. Но тех-то всего два… Добавил к ним ремни из фольги от шоколадки. На запирающих устройствах укладок добавил винты-«барашки». Есть травлёные в каком-то из многочисленных наборов, но кстати, тот один что я видел – не правильный даже по логике: он из себя представляет просто металлическую П-образную скобу с запирающей планкой сверху. Здесь же - 3 секции, по одной на винтовку, чтобы не ударялись стволами при движении.
Для хранения боеприпасов я планировал добавить на модель пару коробочек для магазинов из травления от Aber… Но… трудоёмкие в изготовлении пару металлических коробочек… Как-то жалко будут смотреться на столь «прожорливой» в плане расхода боекомплекта машине… А купить несколько таких наборов – слишком накладно.
Любителям копийности могу сказать: ящики от Aber почти один-в-один соответствуют размерам настоящих: 380x260x130 мм
Не стал выходом и набор ящиков от Condor – это редчайшая помойка, такие ящики крайне не советую никому покупать.
Решение пришло внезапно: за 480 руб был приобретён набор от Hauler –это смоляная конверсия Munition Ahanger 51, сам трейлер (без колёс) с шанцем для него и, о чудо, 24 (!!!) великолепного качества ящиками для магазинов. Их размеры с очень небольшим отклонением соответствую габаритам реальных. Трейлер остался в коробочке, а ящики перед Вами!
Также, помог набор аксессуаров от Tristar: оттуда взяты укладки для запасных стволов (так что их перегрев нам теперь не страшен) с замками из остатков травления, 2 продолговатые коробки 2-х типов (из назначение различно: штатно, в такой можно хранить 4 маслёнки, можно – инструмент разного назначения), 2 маслёнки (будете делать – не ошибитесь: я поменял ручки на проволоку, да вот только у них они были плоские, а не круглые в сечении…), ящик для обслуживания и хранения прицела (доработаны замки из остатков травления и цепочки на них), просто деревянный ящик, 2 малых ящика общего назначения (какой-то набор от Condor). ОКРАСКА И ТОНИРОВКА
Модель окрашена из баллона «TAMIYA» TS-4 поверх грунта Craftc Spray. Кистью нанесена футура, декали, смывка Mig. Отдельно скажу про декали номеров. Ну спасибо инженерам «Драгона» за наборные циферки J Я вначале нанёс белый «фон» номера, потом ещё раз укрыл его футурой, потом сверху цифры и буквы.
Маркировка выбрана – 24 танковая дивизия, 1942 год, на подступах к Сталинграду. Правда, я не стал накрашивать белые «скобы». Есть мнение, что напрасно. С другой стороны… в общем так исторически сложилось.
А потом… потом я понял что матовый лак кистью мне не нанести… Прибывший аэр всё-же был подключен и опробован, модель задута матовым лаком от Valejo, тонирована пигментами.
Так что это моя первая модель, где использовано это устройство!
Грязь мешал из пигментов и акрилового геля от Mig и гипса. На подкрылки наносил кистью, на колёса и катки частично кисть и зубочистка (колющими движениями), частично сдувал со старой кисти из аэрографа. Аналогичная процедура с разной степенью интенсивности проделана по всему днищу машины.
На внутренней стороне брызговиков также сымитировал брызги и потёки фактурной грязи.
Весь глушитель тонировал по привычной мне схеме: сухая кисть 2 оттенками краски цвета ржавчины от «Акан», потом 2-3 типа пигмента втираю насухо
Тонировал машину пигментами множества тонов, в основном землистых цветов. Стволы пальцами натёр Миговским «ганметалом», ящики тонировал масляными красками и слега-слега припылил, интенсивно использовал зубочистку для натирания пигментом ручек и граней на ящиках.
Честно говоря, винегрет получился из-за этих хитрых манипуляций, тучи типов краски и т.п… Но, вроде цвета похожи. И машины и ящиков, как на мой вкус. Единственное – мне не удалось всё-таки разнообразить как-то ящики эти вот, получились несколько однотонно, хотя использовал масло минимум 3 цветов. Но, оно в итоге сделало приятней цвет, но оттенок в целом один и тот же остался… Стёкла пылил по известной схеме: футура, маски, матовый лак, пигменты по «мату». Пытался также показать эффект некой такой «границы», возникающей на стекле по краю дуги, описываемой «дворником» - там чуть больше грязи скапливается, выделяется полоса… Но вышло не особо.
Бандажи катков собственно, в итоге и красил тонкой кисточкой. Здесь снова обращаю внимание на то, что граница бандажа пролита, но на некоторых работах в чёрный цвет красят каток прямо до глубокой бороздки, хотя бандаж заканчивается раньше, рекомендую взглянуть на фото реального катка, хорошо сохранившиеся машины ещё остались! Катки были задуты TS-4, а красил я по ним тамиевской эмалью (чёрный матовый), поэтому, если вдруг залезал на «металл» - под рукой стояла баночка с растворителем для эмали, и чистая кисть, я мог не боясь за базовый слой снимать краску.
Ролики на ведущем колесе также не забыл покрасить чёрной краской, они были обрезинены.
Я имитировал выбивание масла из ступицы катка, предполагая что машина совершила некоторый переход. Имитировал Миговской жидкостью для имитации масляных потёков. После высыхания, чуть «прибил» пигментом.
Гусеницы.. Говорят, не важно в какой цвет красить, хоть в розовый, всё равно тонировать (я согласен кстати с этим J). Однако, у меня они покрашены в смесь X-10 и X-11, подушечки гребней – чёрный матовый, тонированы пигментами от Mig разных цветов, в том числе «гусеничным» Track Brown, подушечки гребней траков натёр пальцем черным пигментом от Mig. ПОДСТАВКА
Коллеги, изначально никакой подставки, виньетки или диорамы не планировалось. Но, опыт хранения на открытой полке моделей показал: это с танка можно легко смахнуть пыль, а вот с этого «чуда» - не особо, тут больно уж много всякой мелочи… Решил накрыть тамиевским Display case-ом.
А чтобы машина не смотрелась уныло на чёрном пластике, во внутрь постелил покупную травку, фирму не помню, но травка прямо «как есть», лист формата А4, наклеил на супер-клей, машину поставил просто сверху. Считаю что она в таком виде ехала по умеренно-грязной дороге, и вот съехала на травку по каким-то своим зенитно-тягачьим делам J ПОСЛЕСЛОВИЕ Столько времени у меня ушло на эту модель… А сел писать статью и понял: если я сейчас всё начну расписывать – времени не хватит ни у меня написать, ни у Вас прочесть… Так что решил рассказать самое основное – про машину, про то что сделал… Самый главный вопрос ведь всегда такой: а что же в итоге получилось? Кому-то возможно понравится модель, а кому-то точно нет – мнение каждого, кого заинтересовала модель, мне хотелось бы услышать.
Если есть какие-то вопросы по модели – с удовольствием отвечу на них.
Что же до меня – то я сейчас за рабочим столом пишу последние строки, и изредка поглядываю через правое плечо на трюмо, туда где как раз и стоит прозрачный бокс, и смотрят как-то по-доброму 2 слегка покрытые дорожной пылью тягачьи "глаза", и искренне рад, что модель, сотню раз имевшая шансы оказаться в мусорном ведре, быть испорченной - оказалась в итоге в этом уютном боксе. Свою оценку моей работы, или вернее даже, отношение к ней - я оставлю при себе (хотя Вы наверное догадались :)), но одно скажу точно: своего часа в коробке ждёт Sd.Kfz.7 в варианте тягача :)
Спасибо за внимание всем, и за терпение тем, кто дочитал до конца!
Описание,к сожалению,не всё прочитал(на работе просто,не могу долго сидеть,в одну точку пялиться).Начало писания понравилось,машина тоже классная,в сборке,подозреваю,непростая.Отлично,в общем!
Отличная машина получилась, перечисление доработок и использованного афтера убило))). Описание очень понравилось - целая статья с историческими данными, технологией сборки и окраски, использованными средствами. Не знаю как другие, я всегда читаю описание внимательно, можно подчерпнуть много интересного.
Цитата: Отлично. Даже стрелки на приборах ! А вот призапылённости машины винтовки чистенькие и блестят ну это так ворчанье.5+ - Ваша правда, коллега! Всё-же я сам ведь говорил что, после марша.. Я просто помню что "винтовка как женщина - любит ласку, чистоту и смазку" :) Поэтому их особо и не пылил...
Кстати, могу сказать что машина собирается действительно не слишком просто, новичку бы я её не рекомендовал. Но это чисто из-за того что много выступающих и не прикрытых мелочей. Особых сложностей она при этом тоже не вызывает, всё-же идеальная стыкуемость даёт о себе знать. Шпатлёвка здесь как я помню, не применялась нигде.
Всё-же забыл я указать в статье, но напишу здесь: у модели минимальные допуски установки деталей. Вплоть до того, что после покраски орудийной установки (не самый толстый слой грунта+краски+лаки) стволы зенитных автоматов в свои отверстия проходили со скрипом, один упирался даже наглухо и не проходил, вынужден был расточить отверситие немного.
Алексей приветствую! Мы неоднократно обсуждали с тобой сей проект,мне довелось видеть фотографии в процессе создания модели. Я знал,что на выходе получится шедевр...и я не ошибся вообше ни разу. Аккуратная сборка,огромное количество доработок, поразительное внимание к матчасти. Реалистичнейшие окраска и тонировка...всё это вкупе делают модель поистине живой. Процесс длился долго и был отнюдь не простым,но результат того стоит. Спасибо за эту поистине шикарную работу и подробное описание. Поздравляю с окончанием мегазапила. От меня наивысший балл.
Комментарии
На сайте с 17.06.2011
38 лет
На сайте с 19.11.2011
34 года
На сайте с 01.08.2011
с сайта
53 года
На сайте с 16.11.2010
На сайте с 12.01.2011
На сайте с 26.11.2011
На сайте с 21.12.2010
выставляюсь редко, рад что получилось метко :)
55 лет
На сайте с 21.01.2011
На сайте с 22.12.2011
46 лет
На сайте с 04.05.2009
46 лет
На сайте с 04.05.2009
56 лет
На сайте с 18.04.2011
59 лет
На сайте с 02.07.2009
На сайте с 21.12.2010
Отлично. Даже стрелки на приборах ! А вот призапылённости машины винтовки чистенькие и блестят ну это так ворчанье.5+ - Ваша правда, коллега! Всё-же я сам ведь говорил что, после марша.. Я просто помню что "винтовка как женщина - любит ласку, чистоту и смазку" :) Поэтому их особо и не пылил...
Кстати, могу сказать что машина собирается действительно не слишком просто, новичку бы я её не рекомендовал. Но это чисто из-за того что много выступающих и не прикрытых мелочей. Особых сложностей она при этом тоже не вызывает, всё-же идеальная стыкуемость даёт о себе знать. Шпатлёвка здесь как я помню, не применялась нигде.
Всё-же забыл я указать в статье, но напишу здесь: у модели минимальные допуски установки деталей. Вплоть до того, что после покраски орудийной установки (не самый толстый слой грунта+краски+лаки) стволы зенитных автоматов в свои отверстия проходили со скрипом, один упирался даже наглухо и не проходил, вынужден был расточить отверситие немного.
28 лет
На сайте с 16.04.2010
65 лет
На сайте с 09.08.2010
43 года
На сайте с 16.09.2010
43 года
На сайте с 16.09.2010
На сайте с 14.03.2011
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий