Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Приветствую форумчан! Рад представить Вам свою новую (после продолжительного перерыва) модель!
Модель ЗиС-151, производитель - "Звезда", масштаб - 1/35
В далеком 1955-м году Египет, недавно переживший революционный переворот, организованный группой "Свободные офицеры" во главе с тогда еще полковником египетских вооруженных сил Г.А. Насером, закупил первую партию вооружений и прочей техники у стран социалистического лагеря, главным образом у СССР и ЧССР. Так начинался довольно долгий и продолжительный путь техники советского производства в Египет, в т.ч. и на Синайский полуостров, обстановка на котором, после относительно недавно прошедшей первой Арабо-израильской войны (1947—1949 г.г.) опять накалялась и вскоре начавшийся новый конфликт (Суэцкий кризис - 1956 г.) показал неготовность египетской армии к такого рода скоротечным локальным войнам. Неготовность эта, помимо всего прочего, вызвана в т.ч. и устаревшим парком вспомогательной техники, которой, к тому же, было недостаточно для достижения соответствующих целей и выполнения боевых задач. В связи с этим после Суэцкого кризиса СССР поставил Египту еще большее количество всевозможной техники, достойно вооружая ближневосточного союзника. Как удалось выяснить, опять-таки благодаря фотоматериалам (в списках поставок, доступных мне, имелась явно не вся техника, которая поставлялась туда), в конце 50-х - начале 60-х в Египет поставлялись, в том числе и грузовики советского производства ЗиС-151.
Решил собрать модель этого грузовика от производителя «Звезда» (а ведь последний раз занимался стендовым моделизмом еще в детстве) именно в египетском варианте, т.к. интересуюсь историей Арабо-израильского конфликта, да и к тому же ничего подобного в Интернете не находил: идея показалась мне оригинальной. Задумал сделать ЗиС, который был поставлен в ОАР примерно в 1958-м году (кстати, в этом же году и образовалось государство - изначально как конфедерация Египта и Сирии) и эксплуатировался на Синае около 9 лет - до начала Шестидневной войны (июнь 1967 г.). Это и есть тот исторический период, под который я делал автомобиль.
Сборку начал чуть менее года назад, вооружившись всем необходимым для этого в близлежащем магазине для стендовых моделистов: инструмент, кисти, краски, пигменты, а кое-что пришлось прикупить и в магазине для художников. Первоначально я не обратил внимания на заметные косяки звездовской модели ЗиСа - абсолютно неправильные покрышки, ошибки в форме кабины и другое, поэтому сначала сборка шла с огоньком. Все детали аккуратно очищались от следов крепления к литникам, зашкуривались мелкой наждачкой, обезжиривались при помощи мыла и щетки под струей воды. Клеил все это в основном звездовским же клеем для моделей, хотя кое-где использовал и "Супер-Момент" на цианоакрилате.
Покраска так же производилась в основном красками от "Звезды", при том, как на растворителе (уайт-спирит), так и акриловыми, на воде. В отсутствие аэрографа красил кистям, поэтому если тщательно присмотреться, заметны небольшие разводы от них в слое базовой краски, т.к. и грунтовал под песочный акрил я более светлым оттенком - светло-песочным акрилом, который имеет практически белый цвет и неплохо подходит для этой цели.
Рама автомобиля, детали подвески, крепления для кузова, буфера красилась черным "Звезда-Супер" (да-да - то что на У-С), хотя у меня имелись и АКАНовские краски, для которых, однако, не было нужного растворителя. Кстати говоря, матовый цвет черной звездовской краски мне понравился больше, чем аналогичной от АКАНа: он, по моему мнению, более соответствует избранному ТВД (а это, напомню, Ближний Восток, Синайская пустыня - темные детали быстро выгорают на солнце, сказывается и воздействие песка и ветра - они утрачивают былую яркость).
К тому же на звездовскую краску можно спокойно наносить сухой пигмент, даже не обрабатывая матовым лаком. Далее я экспериментировал с фильтрами, для чего были куплены масляные краски и соответствующие художественные растворители, в числе которых и пинен (растворитель №4). Всего на части песочного цвета было нанесено по два фильтра, при том их состав отличался на кузове (он же из дерева) и на кабине (у поздних ЗиСов/ЗиЛов-151 она цельнометаллическая, к чему я и стремился, но б этом - ниже). На кабину наносился сначала фильтр из смеси охры и маслянной краски ярко-желтого цвета, разведенной на пинене. Фильтр наносился круглой кистью одним слоем на полуматовую поверхность (ее обеспечил полуматовый водорастворимый лак от АКАНа) и высох достаточно быстро, сделав поверхность неоднороднее, придав модели более реалистичные черты.
Следующий фильтр для кабины наносился примерно через день прямо на предыдущий. На этот раз стояла задача сделать поверхность кабины более "выгоревшей" на ярком синайском солнце, ведь по сюжету машина каталась по пескам не менее 8 лет.
Поэтому следующий фильтр был приготовлен на базе маяслянных белил. Кузов "фильтровался" сначала желтым на белой краске с тем же пиненом, потом - охрой на тех же цинковых белилах, естественно перед всем этим кузов также покрывался полуматовым лаком, но, видимо, его слой был недостаточен: кое-где базовая краска "вздыбилась". К счастью, это произошло лишь местами, на небольшой площади.
Далее в работе над моделью был сделан небольшой перерыв, в течении которого я хорошенько почитал форумы и статьи в Интернете по данной модели (откуда и узнал про большинство косяков скопированной "Звездой" модели этого грузовика), подробнее изучил матчасть, нашел интересные фотографии времен Шестидневной войны и т.п. Прежде всего, обратил внимание на несоответствующие выбранному периоду решетку радиатора звездовской модели, сетки фар, пороги кабины и поняв, что ЗиСы образца 1948-50-го года (а именно эту модификацию скопировала "Звезда") едва ли могли поставляться в Египет в 58-м, принял решение дорабатывать изкоробочную модель своими силами и средствами. Начал с решетки радиатора (проконсультировавшись, кстати, на форуме scalemodels) - ее я сделал из жести от упаковки напитка "Adrenalin Rush" (основа, так сказать "оправа" для элементов, что будут находиться внутри) и из пластика от крышечки упаковки быстрорастворимой лапши "Доширак" (никогда ранее не мог подумать, что пластик этот настолько плотный, если не сказать довольно толстый). Все эту конструкцию вклеил в ранее доработанную морду ЗиСа и загрунтовал тамиевской грунтовкой, на которую, в последствии довольно хорошо легли слои краски и др. Потом настал черед порогов - они были изготовлены из пивной жести, положенной на основание из "дошистирола" и смонтированы на месте вырезанных старых "деревянных" (кстати, их качество оставляет желать лучшего, если была бы возможность взять пороги от ЗиЛ-157, я бы сделал это, т.к. они очень похожи), загрунтованы и покрашены. После порогов принялся за сетки фар (да, пришлось поискать проволоку толщиной 0,4 мм - именно такими они должны быть у модели 35-го масштаба), которые клеил при помощи цианоакрилата из металла и пластика. Хотел делать сетку на заднее стекло (да уж, "Звезда" позорно схалтурила и с этим элементом конструкции кабины), но сил уже не хватало - больше хотелось уже скорее закончить сей долгострой...
После того, как доработка конструкции кабины (а более я ничего и не трогал) была закончена, я решил использовать еще один прием моделиста под названием "смывка". Для этого поверхность кабины и кузова была покрыта глянцевым водорастворимым лаком от "Valejo", который, видимо, не просушил достаточное время, отчего кое-где пиненовая смывка со смесью белил и черного (масляная краска "сажа газовая") плотно осела на поверхности, не желая затекать в углубления. Учитывая это, применил именно метод точечной смывки, но ожидаемого результата так и не добился - смесь пинена с красками почему-то была не очень однородной. Не лучше показал себя в этой роли и художественный уайт-спирит - видимо краски и раствоиритель для смывки нужно очень долго смешивать каким-то неизвестным образом, либо, как подсказал коллега с форума, использовать специальную жидкость для масляных красок, которая делает их более текучими, а смесь их с пиненом - более однородной. Хотя в целом я результатом смывки остался доволен, но все равно в душе после этого остался какой-то неприятный осадок, будто бы я что-то недопонял или толком не доработал технологию изготовления смывки маслом на пинене...
Теперь, когда смывка просохла, а вред от неправильно растекшегося растворителя был по большей части ликвидирован, я покрыл опять кабину полуглянцевым АКАНовским лаком, а кузов - матовым водорастворимым от "Валеджо". Раму, ходовую часть, мосты, буфера кое-где состарил с помощью "сухой кисти", опять таки отрабатывая метод, что называется "на ходу" за неимением годной "кошки". Таким образом, были смоделированы хорошо видимые на фото сколы краски и потертости буферов до металла - использовался звездовский металлик.
Как только автомобиль в общем и целом был готов, встал вопрос о том, какие еще знаки могли наноситься на египетские военные грузовики перед Шестидневной войной 1967-го года. На большей части фотографий того периода (в т.ч. и цветных) на подобные автомобили (ЗиС-151, который имелся всего на двух ч/б фото, ЗиЛ-157) не имели каких-то особенных опознавательных или иных знаков, а зачастую даже и номеров (!).
Однако тут мне вспомнился эпизод из программы (вернее даже не полноценной TV-программы, а скорее какого-то кратковременного видео-трека хроники с общими комментариями о произошедших в июне 67-го на Синае событиях), когда-то уведенной мной по каналу Viasat History. Кстати, позднее я так и не смог найти в Интернете ни саму эту ч/б видеозапись, ни запись этой короткой программы. Так вот, на этой видеозаписи промелькнул египетский ГАЗ-63 с опознавательными знаками ОАРовских ВВС на дверях кабины - этот эпизод запомнился мне очень четко, пусть и составлял в этом видео всего несколько кадров. Тут же вспомнил, что у меня оставались декали от МиГ-21 (1/72, "Восточный Экспресс"), подаренного мне когда-то очень давно, при этом сама модель самолета была утрачена также довольно давно. Среди этих декалей были и арабские (ОАР или Ирак), которые не были использованы при постройке самолета: номера арабскими цифрами (да-да, именно оригинальными арабскими, а не теми, которыми пользуемся мы и большая часть мира) и эти самые круговые опознавательные знаки ВВС ОАР. Именно их я и решил задействовать, чтобы сделать модель оригинальнее, пусть хоть это и не ГАЗ-63. Номера так же пригодились, т.к. увидел по фотографиям, что на некоторых грузовиках (и опять ГАЗ-63!) номерные знаки все-таки имелись - решил сделать ЗиСу и их, для чего вырезал из дошираковского пластика подходящую пластинку, загрунтовал ее и покрасил звездовским акрилом. Так мой грузовик был в целом закончен и настало время поработать с ранее приобретенным МИГовским пигментом, имитирующим песок иракской пустыни (под синайскую, увы специальные пигменты не выпускают, впрочем особого отличия я не увидел). Единственное, что бросается в глаза - это несоответствующие размеру колеса с неправильными покрышками, которые я, кстати, тоже покрыл пигментом с помощью пинена, но, будем считать, что египтяне поставили ЗиСу подошедшие покрышки английского или американского производства (коих, как и других комплектующих, у них имелось достаточно), после того, как родные, советского пр-ва, износились.
Вот так вот и получился у меня этот необычный продукт советского автопрома, прототипы которого проходили нелегкую службу в песках Синая в середине прошлого века, часто бросались экипажами на пыльных дорогах при неграмотно организованных отступлениях, будучи захваченными впоследствии израильтянами; гибли от одного только попадания снарядов и пуль противника в достаточно большом количестве...
P.S. Недавно видел в продаже очень хорошую конверсию для звездовской модели, хотя профиксенные колеса к ЗиСу продавались и раньше. Но в принципе, я не жалею что доделывал модель самостоятельно - ведь благодаря этому был получен ценный опыт моделизма, которым я уже давненько не занимался. Да и потом было бы очень обидно испортить такую замечательную модель, ведь у человека, который так долго не делал стендовых моделей шансов для этого куда больше, чем у опытного специалиста.
>Конкретно по Вашей:не знаю кто поменял назначение(возможно-при редактировании?Кто его делал?).Я отправил как указано в заявке.
А кто модерирует этот раздел и имеет такие полномочия (перенаправлять статьи из одного раздела в другой)?
>Ну как всегда виноватых нет... На колу мочало,начинай сначала. Уж и в блоге писал, всё одно, всё едино... (т.е. пох)
Это вы о чем?
>А по-моему, может быть сей грузовик в галерее. Скажем так, этот Зис как минимум не хуже, чем Газ-ААА, который недавно в галерее появился. Т.е. или - или.
Спасибо за поддержку, коллега :) Я тоже счиатю что это не тот случай, когда модель должна пребывать в Лаборатории ошибок...
Комментарии
На сайте с 17.12.2010
А кто модерирует этот раздел и имеет такие полномочия (перенаправлять статьи из одного раздела в другой)?
>Ну как всегда виноватых нет... На колу мочало,начинай сначала. Уж и в блоге писал, всё одно, всё едино... (т.е. пох)
Это вы о чем?
>А по-моему, может быть сей грузовик в галерее. Скажем так, этот Зис как минимум не хуже, чем Газ-ААА, который недавно в галерее появился. Т.е. или - или.
Спасибо за поддержку, коллега :) Я тоже счиатю что это не тот случай, когда модель должна пребывать в Лаборатории ошибок...
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий