Доброго дня, коллеги! Разрешите и мне присоединиться к конкурсу. Строить буду БА-10 от Звезды. За прототип хочу взять Шлиссельбургскую машину с известной фотки.
Тут Saluza Secundus вроде тоже заявлялся с этой же моделью, но что-то так и не начал стройку. Надеюсь будет не в обиде, а ежели все-таки присоединится – так вдвоем веселее будет.
Изучаем так сказать доступные источники по матчасти и по сборке модели:
1. Книг собственно всего две – Фронтовая иллюстрация «Средние БА Красной Армии» и «Средние БА Красной Армии в боях». Есть еще польская Милитари, но это перепечатка все той же книги. Чертежи Мальгинова судя по всему дают лишь общее представление, так как не совпадают с обмерами сохранившихся в Пароле и под Полтавой машин, так что ориентироваться на них не стоит. Мне даже не удалось привязать их к единому размеру: ориентируемся на ширину – не совпадает длина и соответственно наоборот. Но зато неожиданно обнаружилось, что по основным габаритам корпус модели и рама прекрасно укладываются в чертежи БА-3 и БА-6 от Н.Поликарпова из М-Хобби. Предполагаю, что изначально по этим чертежам довольно точно была сделана модель БА-6 от ВЭ, а потом на ее основе уже модель БА-10, вот тут и пошли «косяки». В пользу этого предположения и неверная база модели БА-10 (должна быть короче, чем у БА-6).
2. Есть валки по сохранившимся машинам из Паролы и Полтавской области и куча военных фотографий из Инета.
Поскольку всем известно, что из данного кита совсем правильный БА-10 собрать нереально, проще выпилить с нуля, поэтому буду делать чтобы «было похоже».
Главный «косяк» звездовского корпуса, бросающийся в глаза – неверный радиус задней части подбашенного листа. Исправляется вырезанием куска около 2 мм и сошкуриванием избыточной «угловатости» бортов.
Попутно сделал сварные швы на планках корпуса. Если что сильно не пинайте, сварка пока плохо получается )))
Срезал нах антенный ввод, ибо он должен быть чуть дальше от края. Приклеил лобовой лист у места пулеметчика, шпаклевкой скруглил угол, ибо лист для пулеметчика и мехвода был цельный гнутой формы. На фотке угол кажется замазанным неровно шпаклей, на самом деле там все зашлифовано )))
Вот даже не знаю. Это же влечет за собой добавление куска верхнего листа, его шпаклевание, и как потом восстановить стык лобового и верхнего листов. Боюсь испортить. Посмотрел работы коллег, кто не исправлял, вроде на готовой модели в глаза не сильно бросается. Сижу в раздумьях пока.
Судя по этим фото встречалась такая «кольцевая» бронировка пулемета на БА-10А, отличающаяся от пятиугольной «парольской». Возможно это ранние БА-10А выпуска 1938 Есть еще штук 5 фото с такой бронировкой.
И собственно сам лючок с отбортовкой и отбортовка в лобовом листе из доширака. В лючке прорезал смотровую щель. Также приклеил все лючки моторного отделения, т.к. открывать их не буду. На воздуховыводах сточил кромки до масштабной толщины.
Ну и все-таки решился на переделку лобового листа по совету ANI-MAKSа, а также добавил сварные швы. Как и ожидалось все пошло не так, как надо. После трехдневных многоразовых переделок результатом мягко говоря не доволен, но если начну переделывать еще раз – испорчу 100%. В итоге имеем вот что:
Задние крылья сначала хотел взять из травла от Мир Моделей, но там они для БА-10М (из трех частей), и без отбортовки, поэтому буду использовать родные. Заострил кромки и процарапал изнутри по краю желобок отбортовки. Слева исходное крыло, справа – доработанное. Крылья пришлось приклеить уже на текущем этапе, так как по ним буду определять месторасположение задних колес (отрезать раму только сзади как предлагает в инструкции Звезда – не совсем верно, т.к. раму надо укорачивать в середине, соответственно задняя тележка сдвинется вперед).
Отложу ка я пока корпус нафиг. Переходим к ходовой. Тут как известно все очень печально, но т.к. модель планируется на грунт, да еще со снегом, так что особо видно ничего не будет. Первым делом с рамы срезаем имитацию стремянок. Если я правильно думаю, их на БА не было, т.к. не было бруса для кузова грузовика.
Добавил еще одну поперечину (к которой крепится передняя рессора). И начинаем мучить двигатель. Верхнюю часть двигателя дорабатывать не буду, т.к. будет виден только низ. Напильником, шпаклевкой и кусочками литника придал более похожую на оригинал форму, добавил гайку-пробку. Добавил также диск центрального тормоза, судя по фото он на БА-10 был, при этом тормозных барабанов на передних колесах не наблюдается. Карданные шарниры делать не стал, видно их не будет.
Переходим к задней тележке. Тут совсем все печально … Если делать нормальную копию, то по-хорошему надо все выкинуть нах и заменить, но нету у меня лишней ходовой от ГАЗ-ААА, а делать самому с нуля – офигеешь, уж очень там мудреная ажурная конструкция. Но, учитываем, что видно-то будет совсем немного, поэтому: редукторы оставил родные, тяги кое-какие добавил самодельные, ибо если совсем не делать – то пустота где-нибудь да и будет бросаться в глаза. Да, чуть не забыл, между двигателем и средним мостом вырезал кусок рамы около 4-мм, т.к. рама БА-10 была короче ГАЗ-ААА, соответственно задние колеса уходят вперед. На фотке видно зашпаклеванные стыки. Хвост рамы пока не подрезал, позже по корпусу отмерю.
А вот рессоры придется переделывать, ибо с торцов и между колесами они хорошо просматриваются.
Вот как-то так получается. Стяжки листов пока не скруглены и гайки еще не добавлены. Больше всего крови попили крестообразные штуки на торцах: форма сложная для изгибания, да еще супер клей быстро схватывается.
Отлично всё выходит, с лобовым листом тоже ничего критичного, нормально выглядит. Не забудьте только вокруг кольцевой бронировки (да, она делалась на самых ранних БА-10А) противопульные болты поставить. Тяги, указанные на фото, не нужны.
Оверолл могу порекомендовать Микродизайновские. Повозиться придется, но результат отличный, получаются рабочими. На Хоббиковскую БАшку встали как родные.
Да все просто: за много лет накопилось моделей, все руки не доходили, по существу полноценно моделить начал только 2 года назад. Ну и что делать с накопленным? А там дровишек много: от БТ (Звезда и ВЭ) до Pz.38 (Alan/Макет) и даже (о, ужас!) Т-38 и АСУ-57 (AER). Так что будем пилить и дальше, нравится именно творческий процесс, а не просто банальная склейка готовых деталек. Вот тут https://karopka.ru/forum/messages/forum432/topic30044/message1391771/#message1391771 Алексей Ромадин очень правильно написал: "... тот, 10-15 летней давности [моделист], был изобретатель, мыслитель, художник... сейчас больше потребитель, который, извините, не в состоянии доработать фару, потому как в лом, а нафига, есть же Эльф...вот и удовольствия от процессов... но от разных действий. :-)" Но это не значит, что я мазохист от моделизма, есть в наличии Эмка и Т-28 (Звезда), ГАЗ-03-30 и трамвай (Миниарт), ЗиЛ-157 (Трумп) и т.д. Дойдут руки и до них, а пока тренируемся на старой Звезде и т.п. Ну и не последний критерий - цена вопроса: 100 моделей по 500 руб. и 100 моделей по 3000 - есть разница? Ну как-то так, пофлудил маленько :-)