В 2015 году мои родные прислали мне на день рождения подарок, от которого я офигел в прямом смысле слова Это была модель самолета Ил-2 в 48-ом масштабе от "Тамии" (сам бы я такой набор не купил однозначно, ибо цена бы меня закусала, а жаба сгрызла). Но во всей этой бочке радости была маленькая ложечка дёгтя - мне все-таки хотелось сделать машину, относящуюся к Заполярью, а набор предлагает немного другую тематику... И вот в апреле 2016 года я прочитал в Живом Журнале пост своего френда про "Ил-2 с оленем на борту" (по ссылке очень много фотографий этой машины):
Цитата
Во время Петсамо-Киркинесской операции в 1944 году 22 октября над Норвегией был сбит самолёт ИЛ-2МЗ 214-го штурмового авиаполка. Летчик Александр Максимович Чечулин сумел посадить подбитую машину на замерзающее озеро и выйти к своим. Его стрелок Николай Степанович Максименко, видимо погиб при прыжке из падающей машины. Самолёт упал в озеро Сеннагрессваннет в горах Ярфьиордав Норвегии. Впервые Ил-2 был обнаружен ещё в 1947 году. В 1972 году впервые попытались его поднять из воды, но отломили хвостовую часть. Только лишь в 1984 году, наконец, самолёт был извлечён из воды. Норвежские власти обратились за помощью в Мурманск, так как не имели необходимого опыта, чертежей и материалов для достоверного восстановления ИЛа.
В общем, наши восстановили самолет и вернули его туда, где он был найден - в Норвегию в Сер-Варангер.
И я тогда подумал - а почему бы и нет? Модификация совпадает, а декаль... декаль я заказал в "Народной декали" у Георгия Сушкова И вот сейчас я почти готов приступить к стройке! Только "Сейран" докрашу...
Ого, серьезный вариант. "Танковый", с НС-37. Сергей, только вот меня терзают смутные сомнения, а точно ли этот борт "М3" (т.е. "крыло со стелкой")? Смотрю фотографии Ил-2 НС-37 - и почему то везде мне кажется что крыло прямое. Нет?
На архивных фото твоего Ила - крыло прямое, деревянное, борт выпущен 30-м авиазаводом.
Так что боюсь, что ложка дегтя будет чуть больше чем хотелось бы Тамия делает чистый Ил-2М3, тут нужно будет искать либо Эдиковский раритет (скомпилированный из 2-х аккуратовских моделей) либо самому компилировать с академовским/аккуратовским одноместным (но предупреждаю, что гемороя будет по самое небалуйся).
насчет компиляции - Аккурат делал 2 вида Ил-2: 1. Одноместный (естественно с прямым крылом) - его сасчас пакует как лыжный Академ 2. Двухместный (но уже с КСС, причем в плане фонарей - дает 2 варианта фонаря: ранний и поздний) - Его сейчас пакует в первозданном виде Итал.
Так вот Эдик всех "обхитрил" и выпустил ограниченной серией набор из этих аккуратовских, т.е. крылья взял от одноместного, а все остальное от 2-х местного. Результат можно посмотреть к примеру вот тут: РАЗ, ДВА.
В общем что нам нужно - просто определиться либо по номеру машины, ну или по примерному году выпуска - к какой серии данный борт больше относится. Насколько я понял из монографии Олега Растренина, цитирую близко к тектсу: Ил-2 НС-37 поступил на госиспытания в июне 43-го (30-й завод, №2349). В строевые части первые Ил-2 НС-37 стали поступать лишь в августе 2-й ШАК, в сентябре 1-й ШАК, октябрь-ноябрь 7-й ШАК, 1-й гвардейской и 227-й ШАД. В общей сложности в войсковых испытаниях приняли 96 Ил-2 НС-37... После обмена мнениями по результатам войсковых испытаний Ил-2 с НС-37 ГКО своим Постановлением от 12 ноября (скорее всего 43-го года) прекратил их серийный выпуск. КСС же появился вроде лишь в конце 43-го (?).
В любом случае нужно отталкиваться от номера борта, т.к. номер - это неоспоримый факт!
Виктор Курочкин пишет: В общем что нам нужно - просто определиться либо по номеру машины, ну или по примерному году выпуска - к какой серии данный борт больше относится.
Виктор, пока только так: самолеты 30 завода (в каждой серии по 100 самолетов) имеют шестизначные номера, значит номер "моего" выгладит так: 30 - № завода, 55 - номер серии, 60 - номер самолета. При этом до 13-й серии - самолеты одноместные, а с 13-й серии - двухместные (первые машины стали выпускаться в ноябре 1942 года). Информация с "Тризны" от Ильи Прокофьева
Цитата
Виктор Курочкин пишет: КСС же появился вроде лишь в конце 43-го (?).
Если судить по этой статье, то завод № 30 должен был полностью перейти на выпуск Ил-2 КСС к 15 мая 1944 года (к 1.04.44 было выпущено уже 22 машины)
Цитата
BREMEN пишет: Окраска музейного конечно же, фантазийная...судя по шоколадному цвету)))
Андрей, так там и винт вроде не тот, и приборка под сомнением... Поэтому и думаю, что могли намудрить при восстановлении и не париться со среловидностью...
Сергей, насчет расшифровки серийных номеров - очень интересная инфа!
Мой одноместный (№301228) полностью вписывается в данную концепцию как по серии, так и по дате выпуска. Но вот тогда с двухместными из моей ветки опять вопрос возникает, там номер вроде как 301287, т.е. по серии он не проходит... в общем история - занимательная наука ))
Та-а-а-акс... Дёгтя становится больше... В наборе НС-37 нет, значит придется делать самому... Если крыло на прототипе все-таки прямое - то надо будет пилить еще и крыло...
Интузиазизм начинает угасать
Цитата
Виктор Курочкин пишет: Но вот тогда с двухместными из моей ветки опять вопрос возникает, там номер вроде как 301287, т.е. по серии он не проходит...
А может там полевая переделка? Или 13-я пограничная серия - это очень усредненная цифра?
Да, скорее всего 2-х местные (с ранней кабиной) как раз начали делать с 12-й серии. По сроку выпуска вроде тоже подходит "конец 42 - начало 43 гг)
А вот смотри что еще нашел - опять таки из книги Растренина: в октябре 42-го на госиспытания 30-м авиазаводом был передан 2-х местный Ил-2 АМ-38 за номером 887. На фото 2-х местного из моей ветки номер определить четко не удается. Хотя конечно 100% уверенности в правильности данных по книжке тоже нет. Ну ладно, это уже больше к моей ветке относится ))
Сергей, то, что нет в наборе НС-37 - это фигня, делать их самому проще простого, можно даже замутить как на твоих фото - с открытым кожухом (я могу выслать тебе саму НС-37 из набора Як-9Т, она там конечно примитивна, но при незначительном приложении рук - вполне себе похожа). А вот с крыльями - тут конечно беда посерьезней. Вроде даже кто-то из производителей автермаркета делал отдельно консоли в смоле. Хотя и крылья то по большей степени решаемый вопрос, как говориться "Эх, Марфуша, нам ли быть в печали?" ))
Ответов на поставленные вопросы пока нет... Единственное - автор статьи в ЖЖ ответил на мой вопрос, что информация о том, что это Ил-2М-3 была указана на стенде (в музее в Ревде), посвященном этому самолету.
Еще наткнулся на пару вот таких, довольно противоречивых, фраз, касательно НС-37:
Цитата
После детального анализа результатов войсковых испытаний Государственный комитет обороны в ноябре 1943 г. прекратил их серийный выпуск.
Впервые самолеты были применены в июле 1943 г. в Курской битве против скопления немецких танков. <...> Позже пушками НС-37 оснащались и серийные Ил-2 «крыло со стрелкой». Они широко использовались на всех фронтах и в авиации ВМФ.
Сергей Красильников пишет: А может там полевая переделка?
Не полевая точно. Новые самолеты. При том их там двухместных довольно много на фото. http://wwii48.su/forum/7-4-1 К сожалению других номеров на фото не видно. Но на этом врят-ли 13 средняя цифра. Больше все-таки на 12 похожа.
Виктор Курочкин пишет: А вот по поводу 2-й цитаты: я думаю надо просто побольше покопать архивных фоток Ил-2 разных модификаций, и постараться найти именно НС-37+КСС
Виктор, приведу пример, хоть и не стопроцентный, но... В общем, в авиасимуляторе "Ил-2" (который я юзал лет пять, и который до сих пор есть у меня на компе), НС-37 стоит на Ил-2М-3
Виктор Курочкин пишет: по поводу авиасимулятора - Сергей, ну мы же взрослые люди ))
По поводу авиасима "Ил-2" я бы поспорил - это не онллайн игрушка, а полноценный симулятор. И при его создании использовалось много таких документов, которые появились в открытом доступе намного позднее... ИМХО
Виктор Курочкин пишет: Сергей, нашел еще кое что: Авиация и космонавтика, 5-6, 2001 г. О. Растренин.
Виктор, а я обратил внимание вот на что:
20 июля 1943 г. начались продолжавшиеся до 16 декабря войсковые испытания Ил-2 с двумя 37-мм авиапушками НС-37. В общей сложности к войсковым испытаниям привлекались 96 штурмовиков Ил-2 с НС-37 (24-й, 25-й и 26-й серий), которые в разное время поступили в части 2-го шак 1-й ВА, 227- й шад 2-й ВА, 219-й шад 17-й ВА.
Здесь указаны серии 24-26... У "моего" Ила серия - 55. То есть вероятность, что он сделан после окончания серийного выпуска Ил-2 с НС-37 в ноябре 1943 года, довольно высока. Ведь если верить цифрам из интернета (тык), то за 1942-1943 гг. на заводе № 30 было выпущено почти 3300 самолетов. Это значит около 33-х серий... И в 1944 году было сделано 3300 самолетов. То есть по 250-300 в месяц... Значит, 55-я серия получается сделана где-то в начале лета... А это уже "КСС"
Сергей, дополню твое предположение еще одной цитатой из книги:
В связи с неудовлетворительными результатами войсковых испытаний Ил- 2 с НС-37 ГКО Постановлением № 4154 от 12 ноября 1943 г. прекратил их серийный выпуск и обязал завод № 30 к 15 января 1944 г. осуществить полный переход к производству Ил-2 с пушками ВЯ, не снижая при этом достигнутого заводом уровня производства штурмовиков. Таким образом, с января 1944 г. все авиазаводы НКАП выпускали Ил-2 только с пушками ВЯ-23. По поводу судьбы уже выпущенных "Илов" с 37-мм авиапушками ОКБ-16 (по состоянию на 7 декабря 43-го таких самолетов было выпущено 947 штук и к моменту окончания серийного производства планировалось выпустить еще 228 машин)...
В общем вероятность того, что Ил-2М3 (КСС) с НС-37 строились - небольшая, но все таки есть . Правда с сериями все раввно какая то путаница - летом 44-го уже ни как не могли выпустить НС-37, сняли их в январе, а летали лишь только те, что успели произвести. Другой вопрос - полевая переделка? Как я понял - в Карелии любили это дело ))) (вспоминая ЛаГГ-3 Миронова, с оригинальным набором вооружения и непонятной серией).
В общем если будут вопросы у правдорубов - будем смело отсылать к этой ветке ))) и да, НС-37 то куда выслать? )))