Karopka

Fokker F.7a

Автор: Борис Размещено: 28.04.2014 · Борис 5 421 просмотров
Производитель:
Aviodrome (Nationaal Luchtvaart-Themapark Aviodrome)
Тип модели:
Авиация

Коллеги, позвольте представить вам один из красивейших самолётов гражданской авиации - Fokker F.7a из коллекции голландского авиамузея Aviodrome (Nationaal Luchtvaart-Themapark Aviodrome)
Про музей я рассказывал здесь



Разработка самолёта Fokker F.7 началась 10 декабря 1923. В этот день Антони Фоккер заключил контракт с авиакомпанией KLM на создание 8-ми местного авиалайнера с большой дальностью полёта. Разработку возглавил Вальтер Ретель (Walter Rethel).  Первый полёт 11 апреля 1924 года совершил фирменный пилот Герман Гесс (Herman Hess). Испытания прототипа проходили довольно успешно. Вскоре к обкатке самолёта присоединились пилоты KLM. Летом проходила опытная эксплуатация на наиболее загуженных линиях авиакомпании. А с 1 октября по 24 ноября того же года линейные пилоты совершили перелёт из Амстердама в Батавию (ныне Джакарта). Затем F.VII совершил ряд полётов по Нидерландской Индии (ныне Индонезия), выдержав испытания её тропическим климатом. 

Коммерческие полёты в KLM приступил в июне 1925. Лайнеры летали на европейских трассах KLM, однако это продолжалось недолго. 

Несмотря на успешный перелёт и довольно высокие характеристики F.VII не производились в массовом количестве. Опыт эксплуатации этого самолёта и многочисленные доработки привели к созданию улучшенной модификации - F.VIIa. У него удлинили фюзеляж и сделали закрытую пилотскую кабину. Салон стал отапливаемым. Заново спроектировали крыло - теперь элероны не выступали, а красиво вписывались в его габариты. Стали более плавными обводы у стабилизаторов. Сложная конструкция шасси со множеством распорок была заменена более простой с телескопическими стойками. Новое шасси облегчало посадку на необорудованные аэродромы с неровной посадочной полосой. Модификация поднялась в воздух 12 марта 1925 - её пилотировал Грасе. Самолёт показал хорошую управляемость. Грасе выделывал на нём петли и иммельманы. В процессе испытаний он побил мировой рекорд по длительности полёта с грузами 1000 кг и 1500кг - его время составило 3 часа 3 минуты 30 секунд. 

Как и прежде основным заказчиком стала компания KLM. Для неё Фоккер изготовил 11 лайнеров (кроме того 4 самолёта построила сама авиакомпания). F.VIIa в KLM использовался как в пассажирском, так и в грузовом варианте. Много машин заказали французская CIDNA (7) и польская LOT (6). Самолёты строили и для других европейских компаний. Прочные и надёждные машины эксплуатировались там долго и успешно. Во время службы на линиях они не раз подвергались модернизациям. Многие F.VIIa эксплуатировались в авиакомпаниях до начала Второй Мировой войны, в военные годы некоторые из них попали в военно-транспортную авиацию. А один экземпляр летал в санитарной авиации Швейцарии аж до 1955. 
Как и в прежним моделях Фоккера, у одномоторного F.VII был хороший обзор из пассажирского салона. Вдобавок появились новые удобства для воздушных путешественников. Простота конструкции и удобство доступа к узлам и системам вызывали положительные эмоции у обслуживающего персонала. Однако сам Фоккер мало занимался созданием этой машины. У него были громадные планы, связанные с Северной Америкой. Для нового рынка предназначались другие проекты. Поэтому F.VIIa стал лишь ступенью на пути к ним.

За свою долгую жизнь "Фоккер" F.VII несчетное количество раз попадал в экстремальные ситуации, но в большинстве случаев выходил из них с честью. Так, в 1928-м поляки Калина, Сцалас и Клозинак вылетели на F.VIIA из Деблина в Ирак. Перед Багдадом самолет мощнейшим нисходящим потоком швырнуло вниз, на несколько сотен метров, но машина выдержала, не развалилась. Экипаж отделался ушибами и ссадинами. 28 ноября 1928-го авиаторы Берд, Валхен, Джун и Кимлей стартовали на F.VIIА/3m из Росбарре в направлении Южного полюса. Это был труднейший полет. Машина, перегруженная топливом, не смогла набрать необходимую для перелета через ледники высоту. Пришлось в полете слить часть горючего. Но подступили новые беды - обледенение и тряска двигателей. Но из всех передряг "Фоккер" возвратился невредимым, достигнув цели полета. Таким образом, машине Антони Фоккера покорились оба полюса - две самые трудные точки земного шара.

Но, пожалуй, самый оригинальный трюк совершил F.VII, продержавшийся в воздухе...150 ч 40 мин! Это был рекорд продолжительности полета. Самолет с бортовым номером С-2А и надписью на фюзеляже "Qvestion Mark" ("Знак вопроса") и днем, и ночью летал по замкнутому маршруту. В определенное время над ним появлялся биплан-бензовоз, машины уравнивали скорости полета, и топливозаправщик опускал вниз заправочный шланг...

Оценки

Пока нет оценок.

Войдите, чтобы оценить работу.

Комментарии (28)

Дмитрий Дмитрий

На сайте с 15.02.2014

360     666

Пассажирские места вызывают вопросы... На мой взгляд и жестковаты, и ремней нет. При посадке получается - то ещё удовольствие.))

Борис Борис

Спонсор

На сайте с 17.10.2010

724     9624

Пассажирские места вызывают вопросы... На мой взгляд и жестковаты, и ремней нет. При посадке получается - то ещё удовольствие.))

Надо посмотреть фотографии тех времён. Возможно, неполная реконструкция.
Но салон - просторный

?
Гость
Гость

Прикольный лимузин... но не истребитель :-)
Спасибо за хорошие обзоры.

С уважением,
Игорь

Владимир(Redvostok) Владимир(Redvostok)

На сайте с 09.10.2009

402     1762

Очень полезный обзор. Пригодится для доработки более поздней , трёхмоторной модификации.

Борис Борис

Спонсор

На сайте с 17.10.2010

724     9624

Очень полезный обзор. Пригодится для доработки более поздней , трёхмоторной модификации.

Володя, с этой целью и размещал обзор.

Борис Борис

Спонсор

На сайте с 17.10.2010

724     9624

Прикольный лимузин... но не истребитель :-)

Спасибо за хорошие обзоры.

С уважением,
Игорь


Игорь, спасибо. Не истребитель :-) но практически бомбардировщик

Rata Rata

На сайте с 01.08.2010

25     1943

Да,интересный аппарат ,лонжероны у него тоже деревянные ? Начал как-то такой делать ,но как склеил крыло ,понял какой Размах ...
Большой ,во всех смыслах , самолёт !

SAURON SAURON

На сайте с 18.07.2010

368     21797

Очень интересно! У меня давно лежит нововский Фоккер, мечтаю переделать в этот вариант.
Из моделей в 1/72 могу припомнить только вакушку от Broplan. А в 144-м есть от AZ Models.

SAURON SAURON

На сайте с 18.07.2010

368     21797

Но, пожалуй, самый оригинальный трюк совершил F.VII, продержавшийся в воздухе...150 ч 40 мин! Это был рекорд продолжительности полета. Самолет с бортовым номером С-2А и надписью на фюзеляже "Qvestion Mark" ("Знак вопроса" и днем, и ночью летал по замкнутому маршруту. В определенное время над ним появлялся биплан-бензовоз, машины уравнивали скорости полета, и топливозаправщик опускал вниз заправочный шланг...
Небольшое уточнение. С-2А - не бортовой номер, так данный самолет обозначался в американской армии.
Борис Борис

Спонсор

На сайте с 17.10.2010

724     9624

Очень интересно! У меня давно лежит нововский Фоккер, мечтаю переделать в этот вариант.

Из моделей в 1/72 могу припомнить только вакушку от Broplan. А в 144-м есть от AZ Models.

Так VALOM же делает егов 72-м, правда VIIb, трёхмоторник.

Борис Борис

Спонсор

На сайте с 17.10.2010

724     9624

Да,интересный аппарат ,лонжероны у него тоже деревянные ? Начал как-то такой делать ,но как склеил крыло ,понял какой Размах ...

Большой ,во всех смыслах , самолёт !


Дима, большой. И что хорошо, можно зайти в салон, впрочем, это ж видно на фотографиях :-)
И салон не кажется тесным, наоборот, потолки высокие и внутри ощущение большого обьёма

SAURON SAURON

На сайте с 18.07.2010

368     21797

Так VALOM же делает егов 72-м, правда VIIb, трёхмоторник.
То-то и оно, что трехмоторник. У меня валомовское изделие тоже имеется. Только у одномоторника размах меньше, есть и другие отличия.

А броплановское изделие вот такое.

Дмитрий Дмитрий

На сайте с 15.02.2014

360     666

Была ещё смола в 1/72. Но это так - для полноты картины.))Валом намного предпочтительней.
Полезный обзор - тоже буду на него при постройке ориентироваться.

Борис Борис

Спонсор

На сайте с 17.10.2010

724     9624

Так VALOM же делает его в 72-м, правда VIIb, трёхмоторник.

А броплановское изделие вот такое.То-то и оно, что трехмоторник. У меня валомовское изделие тоже имеется. Только у одномоторника размах меньше, есть и другие отличия.
А броплановское изделие вот такое.

А-а-а-а-а...
А я не понял, думал, что одномоторник вообще никто не делает, а Броплан тоже машину с тремя движками выпускает.

Andrey Andrey

На сайте с 22.11.2010

76     88

Интересный обзор, и, главное, полезный!
Спасибо большое, Борис!

Владимир(Redvostok) Владимир(Redvostok)

На сайте с 09.10.2009

402     1762

Броплан выпускал несколько трёх , двух и одномоторных модификаций ( с разными моторами). Но делать модели этой фирмы тяжеловато- штамповка неплохая , но толщина очень небольшая...

Борис Борис

Спонсор

На сайте с 17.10.2010

724     9624

Интересный обзор, и, главное, полезный!

Спасибо большое, Борис!


Андрей, буду рад, если обзор тебе пригодится

Борис Борис

Спонсор

На сайте с 17.10.2010

724     9624

Броплан выпускал несколько трёх , двух и одномоторных модификаций ( с разными моторами). Но делать модели этой фирмы тяжеловато- штамповка неплохая , но толщина очень небольшая...

честно говоря, ни разу не собирал броплановских вакушек. Так что все еще впереди :-)

SAURON SAURON

На сайте с 18.07.2010

368     21797

У меня был как-то броплановский Зубр, потом продал его. Пластик действительно тонкий...

Владимир(Redvostok) Владимир(Redvostok)

На сайте с 09.10.2009

402     1762

Мои ФК-58 и Жубр от Броплана в галерее. Но собрал я их только запоров истребитель этой же фирмы.Зато в изделия от Контрэйл я влюбился...

Борис Борис

Спонсор

На сайте с 17.10.2010

724     9624

Мои ФК-58 и Жубр от Броплана в галерее. Но собрал я их только запоров истребитель этой же фирмы.Зато в изделия от Контрэйл я влюбился...

Про контрейл да, наслышан.
А вот Зубр и 58-ю ещё раз сейчас посмотрю

Кристо Кристо

На сайте с 24.01.2009

128     4850

Наверно было мягко говоря не очень удобно сидеть в самолёте на садовых стульях.
Почему Фоккер не додумался сделать там нормальные кресла??!

Борис Борис

Спонсор

На сайте с 17.10.2010

724     9624

Наверно было мягко говоря не очень удобно сидеть в самолёте на садовых стульях.Почему Фоккер не додумался сделать там нормальные кресла??!

Я когда по салону ходил, меня не покидало чувство, что эти кресла "не родные". Хотя, глядя на фотографии тех лет других самолётв - похоже на правду.

SAURON SAURON

На сайте с 18.07.2010

368     21797

В "Гранде" - первом в мире пассажирском самолете - кресла вообще были плетеные.

Борис Борис

Спонсор

На сайте с 17.10.2010

724     9624

В "Гранде" - первом в мире пассажирском самолете - кресла вообще были плетеные.

Так там всё было впервые в мире, в том числе и кресла :-)

Кристо Кристо

На сайте с 24.01.2009

128     4850

Цитата:Наверно было мягко говоря не очень удобно сидеть в самолёте на садовых стульях.Почему Фоккер не додумался сделать там нормальные кресла??!

Я когда по салону ходил, меня не покидало чувство, что эти кресла "не родные". Хотя, глядя на фотографии тех лет других самолётв - похоже на правду.


А в туалете Вы не были? Интересно как он выглядел (если вообще был).

Борис Борис

Спонсор

На сайте с 17.10.2010

724     9624

Наверно было мягко говоря не очень удобно сидеть в самолёте на садовых стульях.Почему Фоккер не додумался сделать там нормальные кресла??!

Я когда по салону ходил, меня не покидало чувство, что эти кресла "не родные". Хотя, глядя на фотографии тех лет других самолётв - похоже на правду.
А в туалете Вы не были? Интересно как он выглядел (если вообще был).

Нет. Там глухая стенка. Весь салон прошёл, фото и с головы салона и с хвоста - здесь. В конце салона глухая стена

?
Гость
Гость

Спасибо за обзор

Войдите, чтобы оставить комментарий.