Привет, Дмитрий! Все расчеты по рангоуту и такелажу провожу по "Arhitectura navalis" Nicolaes Witsen (1641-1717) с контрольным пересчетом по "De Nederlandsche Scheeps bouw-konst" Van Yk. И смотрю по смотрибельности детали. Отправные точки - диаметры фок и грот-мачт у палубного пятнерса (100% точные данные, тут никуда не денешься). Итак: диаметр грот-мачты у палубы 90см. Пресчитываем в масштаб 1:75 - 900:75=12мм (диаметр мачты на модели). Далее, штаг составляет 0,166 диаметра мачты. 12х0,166= 1,992мм Берем грот-штаг 2,0мм. Ванты всегда половина соответствующего штага - ванты грота 1,0мм. Фока штаг составляет 0,8 от грота-штага - 1,6мм, ванты - 0,8мм. Бизань-штаг - 0,8мм (2х0.4=08), ванты дал 0,5мм для смотрибельности.
Такелаж на оригинале "Васа" в музее восстанавливался по расчетам Nicolaes Witsen. На модели 1:10 есть погрешности (из-за спешки к открытию музея)
Штаг-блоки действительно должны быть такими. Вот как выглядел оригинальный штаг-блок, которому больше 340 лет
Я изготовил такие
Для бизань-штага изготовил двушкивные, т.к. размеры не позволили делать трехшкивными. Фред одобрил.
Далее предстоит следующий тритон в 2-х экземплярах и поляк в клетке (2 шт). Вот вид сбоку есть, а всё остальное (вид сверху, спереди, размер) - будет опять небольшой проблемончик с подбором размеров. Так что. вперёд с вечно живым лозунгом "Пилите, Шура!"
Вот уже Игорь Тараканов, большое спасибо ему, просветил:
"На самом деле данная фигура (пленённый поляк) - это по-прежнему старый - добрый сапортус. С давних времён сапортусом принято украшать корабль, это связано с древними повериями моряков, что рисунок или скульптура на каком-нибудь элементе корабля придаёт этому элементу дух и силу изображения.
Дмитрий из Тулы пишет: Мне тоже кажется, что Мондфельд "маху дал".
Уважаемые Константин и Дмитрий, не спорте. Мондфельд не виноват, вина переводчика. Очевидно, не разобравшись в разном назначении элементов, было всё свалено в один термин. К перу руля крепяться как руль(румпель)-тали, так и сорлинь. И каждый элемент выполняет свою роль. А для чего нужны эти элементы разъясняет Александр Яковлевич Глотов.
В оригинале книги элемент, который переводчик назвал сорлинь, обазначен RUDDER PENDANTS, который должен переводиться, как ШКЕНТЕЛИ РУЛЯ (Т.к. Шкентель - pendant (англ), schenkel (немец), pantiore (франц)).
Alexally пишет: а к тем кто утверждает что бакштагов и фордунов не было на васе .пусть и в грубой форме написал.короче ,оставлю как на картинке представленной выше .время рассудит кто был прав
Да, спор нешуточный. А всего-то надо было не опираться на спорные чертежи Ланицкого (которые гуляют по всем постсоветским форумам), а зайти на сайт "Wasa", в ветку "Вопросы по такелажу" и получить ответ, что бакштаг отсутствовал только на фок-мачте. На остальных мачтах и стеньгах есть.
P.S. Там же директор музея Фред Хоккер предупреждает, что не следует брать за образец схему такелажа с модели 1:10, что стоит в музее, т.к. готовя ее к открытию музея, реставраторы в спешке допустили ряд ошибок. Использовать только в качестве справочного материала.
Вадим Аванесов пишет: Вот это дают для того, чтобы сделать петли на руль.Честно говоря немного в раздумье, тут наверное нужны круглогубцы, или ещё чего посоветуете?