Жара! Недаром есть байка, что моделирование - это зимний вид увлечения.
Продолжаю обзор. Фиш-балка. Фиш-балка "Васы" была поднята со дна моря: она 5,85 метров длины, 24 на 27 см в поперечнике. Ее концы сделаны так, чтобы её можно было использовать с любой стороны корабля. На обоих концах есть поперечный паз под прямым углом к оси, за который она крепится канатом к палубе, и поперечный косой паз под углом 20 градусов, за который крепят тали.
В масштабе 1:75 длина балки 7, 8см. Взял 8см.
К палубе не крепил. Надо будет ещё сделать обвязку талей. А это лучше сделать на свободной балке на столе. Вообще-то на корабле положена одна фиш-балка, которую при необходимости переносили с борта на борт. Для красоты сделал две.
Спасибо за оценку, Константин. По декору корпуса практически финиш. Остается декор пера руля. Последняя фигурка на корпус. Галс-клампы для грота-галсов. Смотрим где они на оригинале и приблизительный размер.
Не знаю, как выглядят эти фигурки из наборов, у меня получилось так:
Продолжаю обзор. Последнее слово осталось за помощницей Викторией, оба рыцаря правши.
По основному декору осталось вырезать галс-клампы. А посему и затолкал льва на свое место. С носовой частью финиш. Вместо бушприта воткнул кусок кругляка. Будет выполнять роль предохранителя от поломок при задевании носом за разное и всякое.
Владимир Якунчиков пишет: а выпилили из фанеры электролобзиком?
Спасибо, Владимир!
Ручным лобзиком обрезал из яблоневой заготовки. А далее ножичком и резцами. У моего электролобзика слишком грубая пилка для таких работ. Переделан из бытового электролобзика. Перевернул "вверх ногами", сделал стол и имею счастье.
Скульптура интерпретирована как символ благородного и честного воина. Собака на голове льва агрессивна, но лев спокоен и готов пощадить собаку. Эта аллегория говорит о благородном сердце воина, который не будет нападать на слабого противника.
Хочу пояснить, чего чешу репу с фигуркой рыцаря. Фигурка рыцаря была найдена в единственном экземпляре и установлена по правому борту оригинала "Васа". Поднятая правая рука направлена в сторону кормы, а взор по ходу корабля.
По левому борту на оригинале фигурка отсутствует.
По логике и правилу симметрии декора, там должна быть зеркальная копия рыцаря - левша - в сторону кормы поднята левая рука, взор по ходу корабля. Что-то типа этого.
НО! На копии "Васа" 1:10 в музее по левому борту фигурка есть! Причем меч кривой.
Правша. Alexandr - шведский мастер модели утверждает, что фигурка должна быть такой. Обоснование - рыцари всегда держали меч в правой руке. Ему в унисон вторят модели собраные по Корелевским китам.
Резонный контрвопрос - а что левшей в те времена не было? В подтверждение, что мог быть левша - известная модель "Васа" из Берлинского музея. Рыцарь левша.
Идем дальше. Китайцы безпардонно сдирают всякие копии и в своем Ките тоже дают левшу.
На модели работы, не знаю какого нашего из Мастеров, тоже стоит фигурка левши.
Вот дурью и мучаюсь. Толи вырезать двух правшей, или придерживаться правила симметрии.
Следующая фигурка меня малость озадачила. Фото из книги Ландстрёма:
" Сразу же после планширя и кат-балки стоит воин в римских доспехах, а у его ног находится маленькая собачка, а под ней голова льва. И что интересно, у него изогнутый меч." Это версия Ландстрёма.
Фигурка найдена в единственном экземпляре, без меча. Ей присвоили инвентарный номер 7237. Т Отмыли, отчистили, фигурка приняла вид:
Понятно, что рука поднята для замаха, на поясе есть прямые ножны - значит должен быть меч, решили рестовраторы. Но почему-то Ландстрём решил, что он изогнутый, как ятаган - непонятно. Кривой меч, по моему разумению, в прямые ножны не встанет.
Низ фигурки тоже довольно сложный.
А на модель 1:10 реставраторы повесили вот такого разноцветного рыцаря:
А ведь на фигурке под №7237 нет следов красок, но есть следы позолоты. А непозолоченая на оригинальной "Васе", вообще, смотрится естествение.
И ещё - каков точный размер фигурки. Будем думать, ориентируясь на рейки обшивки и бархоуты.
Дмитрий Третьяков пишет: миниатюрные анапуть блоки? Коуши? Или вообще клетневанные огоны? На фор-стень-штаге похоже больше либо на анапуть-блок, либо клетневанную петлю. На бакштаге блинда-стеньги вообще ничего непонятно.
Привет, Дмитрий! Конечно задавал вопросы Фреду. Во-первых: Было найдено несколько анапуть-блоков. Где использовали?
Во-вторых: бакштаг блинда-стеньги - анапуть или огончик (петелька)?
Ответ от Фреда вкратце: Были найдены анапути с 4-мя, 5-ю и 6-и отверстиями. 6-ти дырочные использовались для нок-горденей нижних парусов, остальные для подключения снастей к штагам. таких как фор-марса-фал. брам-фалы и т.д. На бакштаге блинда стеньги - петли.
Теперь про фор-стень-штаг. Если верить Хоккелю и Витсену, то там должны быть 6-ти дырочные анапуть-блочки. Фред предлагает ставить клетневаные петли.
Я пока до стень-штагов вплотную не добрался.
Дмитрий, не могли бы Вы скинуть размеры всех реев, что предлагает набор? Хотелось сравнить их с расчетными размерами по Витсену и Мондфельду (по книгам расхождение между ними минимальное).
И примеры от разных забугорных моделистов, Варианты разные:
Дмитрий, спасибо за отзыв и поддержку! Думаю, что ещё не один подводный камень нам с Вами предстоит обойти на этой модели. В музее оригинал только корпуса, а такелаж - будем сильно думать.
Практически закончил декор на гальюн. Последняя деталь - герб.
Лев (зараза) ещё полностью на своё место не сел, щит в вольном полете. Придется ещё раз подгонять и подпиливать посадочное место. Одел каску, залез в окоп. Теперь можно кидаться тапочками. а также табуретками. В хозяйстве пригодятся.
Заготовлен почти весь декор на гальюн. Римские императоры (слева направо, двойной комплект, левый-правый борт): Домициан, Тит, Веспасиан, Вителлий, Отон, Гальба, Нерон, Клавдий, Калигула. Тиберий. Портретного сходства для императоров не добивался. Как у Райкина - пиджак ваш, значит и фото ваше. Остается вырезать щит с гербом и вставить в лапы льву.
Привет, Дмитрий! Все расчеты по рангоуту и такелажу провожу по "Arhitectura navalis" Nicolaes Witsen (1641-1717) с контрольным пересчетом по "De Nederlandsche Scheeps bouw-konst" Van Yk. И смотрю по смотрибельности детали. Отправные точки - диаметры фок и грот-мачт у палубного пятнерса (100% точные данные, тут никуда не денешься). Итак: диаметр грот-мачты у палубы 90см. Пресчитываем в масштаб 1:75 - 900:75=12мм (диаметр мачты на модели). Далее, штаг составляет 0,166 диаметра мачты. 12х0,166= 1,992мм Берем грот-штаг 2,0мм. Ванты всегда половина соответствующего штага - ванты грота 1,0мм. Фока штаг составляет 0,8 от грота-штага - 1,6мм, ванты - 0,8мм. Бизань-штаг - 0,8мм (2х0.4=08), ванты дал 0,5мм для смотрибельности.
Такелаж на оригинале "Васа" в музее восстанавливался по расчетам Nicolaes Witsen. На модели 1:10 есть погрешности (из-за спешки к открытию музея)
Штаг-блоки действительно должны быть такими. Вот как выглядел оригинальный штаг-блок, которому больше 340 лет
Я изготовил такие
Для бизань-штага изготовил двушкивные, т.к. размеры не позволили делать трехшкивными. Фред одобрил.
Сергей Никитин пишет: Попробовал изготовить юферс из рейки груши - довольно быстро и никакого приспособления не понадобилось - вся разметка имеется на коврике...
Добрый день, Сергей! Вот видите, ничего сложного. Глаза бояться - руки делают! Плюс экономия в кошельке. Если бы я всю мелочёвку покупал, то давно бы остался без пенсии. Удачи в дальнейшей постройке!
Сергей Никитин пишет: Жаль юферсы уже не по деньгам, к тому же здесь нужны треугольные на 5 мм., но ничего что получится то и будет....
Добрый день, Сергей! А почему бы самому их не изготовить. Их делать намного проще, чем круглые и не надо хитроумных станков. Всего то надо: нехитрая приспособа из двух реек, рейки необходимой толщины, нож, пилочка. наждачка и руки.
Дмитрий Третьяков пишет: Кто подскажет, что за "кисточки" свисают из гальюна? У Ландстрема на всех репродукциях Васы есть эти элементы
Привет, Дмитрий!
Ландстрём, стр.126, второй абзац сверху:
"С верхнего планширя гальюна свисают несколько (некие? прим. с вопрос. моё) швабр(ы). Такую же швабру можно увидеть висящую на якоре "Vrijheid" (стр.116). Эти швабры, вероятно, использовали, чтобы чистить якорь и канат, а так же сам гальюн".
Дмитрий Третьяков пишет: Ну и, конечно, самую важную часть корабля - ночные горшки. Уж не знаю, какие они были на оригинале, но я для шведских моряков не поскупился и сделал их из танганьики.
Дмитрий, ВСЁ ОЧЕНЬ КЛАССНО!!!
Оригиналы "ночных горшков":
И обратите внимание на расстояние между рейками настила. На некоторых форумах затеяли спор, что расстояние велико, каблук застрянет, ногу матрос подвернет. А на оригинале не то что каблук, весь ботинок может пролезть.
Alexally пишет: куда крепить конец канатика крюйс-стень штага,нарисовал в поинте картинку.
Alexally, в Вашем варианте (что на рисунке) ходовой конец крюйс-стень-штага ведете на блок у топа грот-мачты, а затем через тали на палубу позади грот-мачты.
На нагель или утку у последней ванты это варианты а, в и г, т.е. нижний выход ходового конца. Вы показали верхний выход.