Дмитрий Третьяков пишет: На самом деле грешу на клей.
Привет, Дмитрий! По опыту соглашусь, что на 90% причина в нем. Тем более, что применены разнородные материалы: фанера-бумага. У меня был случай, когда ПВА выкрутил фанерку в винт в течение суток. Очевидно иногда есть несовместимость ПВА с фанерным составом.
Alexally пишет: есть основания полагать, что стоящий такелаж был на Васе одного цвета ,так что делаю так :-) если что.то и провисает, то просто не зафиксировал клеем так например грузовые тали у меня не закреплены поэтому провисают
Привет, Алекс!
Так оно и есть. Все канаты на "Ваське" одного цвета. Об этом есть разъяснение на музейном сайте. Вот оригинальные канаты, которым более 350 лет.
Кирилл Шабанов пишет: вроде как "шарики" дрлжны бы быть покрупнее,а "пластины" потоньше и меньше по высоте?...
Привет, Кирилл!
"Рак-слизы должны быть слегка длиннее, чем максимальный диаметр мачты. Диаметр ракс-клотов был примерно 1\5 длины ракс-слизов" Р.С.Андерсон, "Такелаж и рангоут семнадцатого века", стр.86.
Михаил Кочанов пишет: А можно поподоробнее, как делали колеса? И фото почетче бы пожалуйста...
Привет, Михаил. Да проще простого. Из квадратной заготовки при помощи лерки для нарезания резьбы и эл.дрели за пару минут делаются кругляк-заготовки.
Вставляем заготовку в токарник - сверлим, режем небольшой выступ реборду и отрезаем колесико.
Реборду красим черным цветом и наносим имитацию гвоздей.
При изготовлении лафетов встала проблемка, как в осях диаметром 1мм просверлить отверстие под клин диаметром 0,5мм. Надо просверлить 64 шт отверстий и не сломать сверло. Из брусочка изготовил такой кондуктор:
Зажимаем кондуктор в тисочки, в миллиметровое отверстие вставляем оську и вперед с песней.
Полтора часа работы и все оси просверлены, сверло целое.
Далее решаю заморочку с мини гвоздиками с квадратной шляпкой.
Вся комплектация артиллерии завершена. Теперь пойдет конвеерная сборка орудий.
"Текущий статус книги Васа II выглядит следующим образом : По шведским законам государственной системы следует: если государственный орган заключает контракт из большой объем работы (выше определенной суммы), то он должен пройти конкурсные торги (тендер, я так понял, прим. моё) . Поэтому мы находимся в процессе завершения процедуры запроса предложений и ожидаем , что результат торгов будет опубликован в октябре. Затем мы будем оценивать участников торгов и выберем одного, с целью уже иметь издателя в первом месяце года, а затем можем начать макет. У меня весь материал готов к работе. Честно говоря, я не ожидал , что мы должны пройти через этот процесс торгов (ни один другой музей в Швеции не делает этого для своих публикаций), но это не мое решение. Пусть все ожидающие знают , как идут дела."
Изготовление колёсных осей под лафеты. Для получения одинаковых размеров использую самодельную фрезу из цанги. Надвигаю фрезу на заготовку, секунда и ось готова.
Думал, что буду долго возиться. За час работы кучка осей двух типоразмеров.
Продукция как из-под токарно-револьверного станка.
P.S. Мал-мал обшибку дал! Начал обрабатывать - мешают цапфы, особенно при шлифовке. Пришлось прибегнуть к харакири. Следующие 3-и типоразмера стволов буду лить без цапф.
Антон Хотеев пишет: Процесс отливки очень интересен - по возможности показывайте, пожалуйста, этапы
Привет, Антон! Всё покажу, в том числе и просчёты.
Тут на соседнем форуме углядели, что вингард (шарик в конце ствола) великоват. Технологично на станке делать меньше было опасно, могла заготовка обломиться. А из большого меньший всегда получиться. А вот из меньшего больший нет.
Кирилл, я знаю про эту модель. Над ней работало трое, один из них засвечен на голландском форуме с ником JanV. К сожалению форум небольшой и нет англицкого. А в фладманском я не копенгаген. Фотки себе ещё тогда сохранил. Такелаж придется копировать с других сайтов, есть подборка с датских, немецких и новозеландских форумов. Плюс книги - вообщем, доживем и будем думать.
Имеется разночтения по количеству и типам орудий на "Васа". 1. Популярный источник Википедия: Общее число орудий64 орудия, из них: 48 × 24-фунтовых орудий; 8 × 3-фунтовых орудий; 2 × 1-фунтовых орудия; 6 × мортир (калибр не указан) https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E0%E7%E0_(%EA%EE%F0%E0%E1%EB%FC)
2. Что пишет Ландстрём:
"Я говорил, что на "Васу" сначала предполагалось установить 32-а 24-фунтовых орудия на одну батарейную палубу. Самый старый из известных документов по её вооружению имеет дату 1627г (Clason, Tidskrift Sjovasendet). В нем упоминается 36-ть 24-фунтовых и 24-е 12-фунтовых, 8-мь 48-фунтовых бомбард и 10-ть заряжающихся с казенной части вертлюжных пушек. Согласно этого списка в кормовой части кают было сделано четыре круглых орудийных порта. По этому же источнику, в 1628 году был составлен другой план вооружения (т.к. появилась дополнительная палуба), в этот раз с 30-ю 24-фунтовыми и 30-ю 12-фунтовыми и другими более мелкими орудиями. Когда "Васа" отплывала, на ней стояли 48-мь 24-фунтовых, 8-мь 3-фунтовых, 2-е 1-фунтовых и 6-ть бомбард".
Имеем совпадение по количеству орудий с Википедией. Но что скрывается за выражением "и другими более мелкими орудиями"?
Ствол 24-фунтового орудия по рисунку Ладстрёма получается длиной 3 метра.
3. Источник Клайтон Джонсон. а) Его модель "Васа" в масштабе 1:50 признана дирекцией музея в Стокгольме как "наиболее точная в мире". б) В 2011 году ему было сделано предложение от дирекции музея изготовить артиллерию для музейной модели, та которая в масштабе 1:10. Стволы он сначала вытачивал из дерева, а затем делал отливки.
(Для экономии места ссылки на источник нанесены на фото) По типам: 18 и 19 апреля 2011г макеты орудий были установлены на музейной модели.
Он также приводит схематические в масштабе чертежи этих макетов.
У него 24-фунтовка также длиной 3м.
Использование 3-фунтовых длиноствольных кулеврин выглядит логичным решением (а правильным или нет это другой вопрос). Моделисты, которые подошли к стадии такелажа, в частности Matti, столкнулись с конфликтом орудий и вант. На фото видно, что предлагаемая КИТами пушка, первым выстрелом снесет ванты фок-мачты.
Длиноствольная кулеврина в принципе решает эту проблему.
По расчету количества орудий у Клайтона такая картина: - на квартердеке 2 шт 1-фунтовых. - 8 шт 3-фунтовых кулеврин ( 2-е в районе вант фок-мачты, 6- грот-мачты), - 6 шт 20 фунтовых мортир. Итого на верхней палубе 16 орудий. Всё сходится.
На средней орудийной палубе 24 шт ТЯЖЕЛЫХ 24-фунтовых пушек. и на нижней 28 шт 24-фунтовых пушек. Итого 52 шт орудий. Вроде перебор. Но если принять во внимание ремарку Ландстрёма, что на нижней батарейной палубе у 1-го и 3-го портов стояли пустые запасные лафеты, то 52 - 4 = 48шт. и тогда арифметика сходится.
ЛАФЕТЫ пока не затрагиваю. Это будет часть №2. Всё сразу не влезло. Там тоже есть свои тараканы.
Кирилл Шабанов пишет: А на самой Вазе, разве эти шпигаты,никак не обозначены?...по идее дырки от них должны были остаться,независимо от состояния обшивки.... мне не совсем понятно почему такой вопрос возник,о месте их расположения?..
Привет, Кирилл! Они есть на оригинале. Только рассмотреть их все по фоткам не получается. А в литературных источниках (см. выше) имеется разбежность по местам врезок. Китовые схемы от OcCre и Corel различаются, а на схемах Billing вообще их нет. А участники, которые подняли вопрос, как раз собирают Киты. Вот поэтому и возник вопрос. А Павел вспомнил об об этой дискуссии. По моему мнению, это произошло из-за невнимательности авторов публикаций к таким мелочам. Но это сугубо моё мнение.
Павел пишет: Насколько я понял они должны сильнее выступать над обшивкой, чтобы надевать рукава?
Да, Павел. Если будете делать рукава, то собирайте конструкцию с рукавами до установки на борт. Потом это вылазит в головную боль. А посему от рукавов отказался. Выглядят на модели, как некоторая использованная интимная штука.
Геннадий пишет: Согласно всяким умным книжкам, колеса у лафетов оковывались железом (у Курти на 412 стр. так написано (а кто я такой, чтобы ему не верить )) Так как я не маньяк, чтобы в сотом масштабе чего-то там оковывать, поэтому я по ободу просто покрасил цветом "вороненая сталь".
Привет, Геннадий!
Да не всегда это делали. Железная оковка колес портила палубный настил. И орудие иногда надо было разворачивать левее или правее, а оковка, как цикля, портила палубу. Вот оригинальные лафеты "Васа" (1628г), а им более 350 лет. Никакой оковки на колёсах.
Антон Хотеев пишет: просмотрел все галлерейные "Ниньи" и на всех ходовые концы бегучего такелажа крепятся прямо к кормовому ограждению, неужели так и должно быть?
Привет Антон. Да вроде получается так. В "Анатомии" про планки и утки не упоминается.