Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Танк широко известен, но если кто-то все же не в курсе, а хотя бы в Википедию слазит ему лень, то вот краткая история БТ-7: В январе 1933 г., когда осуществлялась работа над конструкторской документацией танка БТ-5, КБ Харьковского завода получило задание на разработку нового танка, в котором предполагалось устранить недостатки предшественников.
По документации, предполагалось установить двигатель М-17 (более надёжный, чем ранее применявшийся М-5, тем более, что М-5 приходилось буквально выскребать по сусекам и даже закупать в САСШ за валюту, а М-17 серийно производился тогда в СССР), сварной корпус с улучшенной обзорностью для механика-водителя, увеличить ёмкость топливных баков и установить башню с 76-мм пушкой. То есть предполагалось создать «ударный колёсно-гусеничный танк дальнего действия». В начале 1934 г. началось производство прототипа, получившего индекс БТ-7. Первый образец был готов к 1 мая, второй — к 7 ноября 1934 г. (т. е. к главным «пролетарским» праздникам Страны Советов)
На первых прототипах БТ-7 устанавливался курсовой пулемёт справа от механика-водителя, а башня имела форму эллипса со скошенной крышей. Проект предусматривал возможность установки существующих на тот момент танковых пушек: 76-мм КТ-28 (такая же стояла в больших башнях Т-28 и Т-35, а позже на "артиллерийском" БТ-7А) или ПС-3 (серийное производство которой так и не было налажено) и 45-мм образца 1932 года без изменений в конструкции башни
Летом и осенью 1934 года танки прошли полную программу испытаний. Комиссия посчитала, что курсовой пулемёт для машины с экипажем в 3 человека является лишним, а башня имеет недостаток из-за несовместимости пулемёта с башней. В итоге в начале 1935 года в серийное производство был запущен танк с более простой башней от танка БТ-5. Модель 1935 года
Корпус серийного БТ-7 выпуска 1935 года представлял собой жёсткую коробчатую конструкцию с двойными бортовыми стенками, удлинённой суженной закруглённой передней частью и трапециевидной тыльной частью. Корпус собирался из броневых и стальных листов, преимущественно сварным способом, реже клёпаным. Наружные стенки были съёмными, внутренние представляли собой 4-мм стальные листы. Корпус танка держался на восьми пружинных рессорах (свечах): двух горизонтальных и шести вертикальных. Вертикальные рессоры располагались между бортовыми листами и внутренней стенкой корпуса. Горизонтальные — внутри корпуса в боевом отделении танка. Ходовая часть состояла из восьми опорных, двух направляющих колёс. При движении на колёсном ходу передняя пара катков становилась управляемой, а задняя пара — ведущей. При гусеничном ходу руль убирался и укладывался в отделении управления.
В тыльной части располагались карбюраторный V-образный 12-цилиндровый двигатель М-17Т мощностью 400 л. с., 4-скоростная коробка передач, многодисковый сухой главный фрикцион, бортовые фрикционы и передачи, гитары (для привода колёсного хода), тормоза, а также топливные баки (два по бокам между бортовыми листами и один в корме).
45-мм танковая пушка 20К образца 1934 года и спаренный с нею пулемёт ДТ размещались в башне цилиндрической формы с развитой кормовой нишей. Кормовые и зенитные пулемёты, а кроме того, и радиостанции 71-ТК с поручневой антенной, устанавливались на части танков. В экипаж входило 3 человека: командир (наводчик), заряжающий и водитель-механик. Модель 1937 года
Выпуск БТ-7 с конической башней начался в 1937 году. Вооружение танка не изменилось, но боезапас возрос на 44 снаряда (он достиг 188, а в танках с радиостанцией — 145 снарядов). На всех линейных танках устанавливался пулемёт ДТ в кормовой нише. Танк оборудовали двумя специальными фарами прожекторного типа , устанавливаемыми на маске пушки для ведения стрельбы из пушки и спаренного пулемёта в ночное время. Позже аналогичные фары ставили и на танки более ранних выпусков. На смену четырёхскоростной коробке передач пришла трёхскоростная. Были внесены изменения в трансмиссию и усилены пружины балансирных подвесок ведущих колёс колёсного хода. В 1938 г. крупнозвенчатую гусеницу начали повсеместно заменять на мелкозвенчатую. Толщина лобовой брони БТ-7 в ходе модернизаций достигла 22 мм, а боевая масса возросла до 13,9 т. Всего было изготовлено 4727 танков БТ-7 образца 1937 года.
Активно использовался РККА при Халхин-Голе, при походе в Польшу в 1939 г., в «Зимней войне» и Великой Отечественной (где именно эта модификация БТ-7 за характерные башенные люки получила от немецких солдат прозвище "Микки Маус").
И так, вашему вниманию предлагается обзор модели танка БТ-7 обр. 1937 г. Ранняя версия от фирмы «Восточный Экспресс». Модель находится в коробке среднего размера (34,5×24×5 см.) на лицевой стороне которого помещена сцена из предположительно «освободительного» похода в Польшу в 1939 г. Внутри коробки нас ожидают три целлофановых пакетика с литниками (всего пять литников: два с деталями корпуса, два одинаковых литника с элементами ходовой и обвеса и один литник с деталями башни), декаль, и инструкция на двух листах формата А4.
На первый взгляд набор производит положительное впечатление – детали отлиты довольно четка, присутствует облой, но он легко удаляется. Впрочем, исходя из опыта сборки модели КВ-1 от того же ВЭ, основной «засады» следует ожидать от сходимости деталей. Занятно, что в набор входит довольно богатая декаль, но в инструкции нет ни малейшего намека на то, что и куда клеить и что и чему соответствует – сплошная свобода для творчества. Схем окраски для модели в инструкции, как вы уже наверное догадались, тоже нет. Еще стоит отметит, что производитель предлагает с наборе фары «боевого света», но вот до их остекления деталями из прозрачного литника (равно как и до остекления основных фар) он не додумался, а жаль.
Первые прикидки деталей из набора к чертежам из книги М. Коломийца «Легкие танки БТ» показали, что определенный процент сходства есть, так что если не пересчитывать придирчиво все заклепки и не выверять углы наклона – то сойдет. Еще хочу отметить, что если ствол из набора КВ-1 от ВЭ сразу шел на изготовления тянутого литника из-за своей правильной овальной формы, то тут вроде все гораздо пристойнее, можно попробовать и родной довести до ума. Он хоть и отличается от точеного фирмы «Модель пойнт», но и тот не совсем хорошо в чертежи ложится. Еще в плюсу модели можно записать идущие в комплекте полунаборные гусеницы, хотя сделать с их помощью "красивый" провис будет не легко. В результате приложения энного количества усилий должно получится что-то вроде этого.
Стоит данный набор в районе 250 российских рублей, и до недавнего времени он не имел широко доступной альтернативы, равно как и набор БТ-7 обр. 1937 г. поздняя версия. Но совсем недавно фирма «Комплект ЗИП» выпустила серию конических башень из смолы как для моделей БТ-7 от ВЭ и «Звезды» (хотя БТ-7 от «Звезды» сейчас уже превращается в раритет) , так и для недавно появившегося БТ-7 от «Tamiya». Так что теперь выбор есть на любой вкус и кошелек.
И в заключение пару слов об афтермаркете, благо недостатка в нем не ощущается. Фототравление на модели БТ-7 делает чешская фирма «Eduard» (обзор можно посмотреть тут). Наборные траки делают российские фирмы «Мастер Клаб» и «Комплект ЗИП» (он же еще производит и комплекты катков), венгерская «Friulmodel», японская «Modelkasten». Точеные стволы выпускают россияне «Модель пойнт» и поляки RB Model (причем если «модель пойнтовсий» стоит 200 р., то польский аналог 50-60 рублей). Так же в интернет-магазинах нетрудно найти и разнообразную мелочевку для данной модели (типа гудков, фар "боевого света" или выхлопных патрубков о фирмы "Москит").
Спасибо за отзывы, а насчет точеного ствола от RB Model ничего конкретного сказать не могу: знаю, что есть, но в руках не держал. Кстати, надо быть внимательным при покупке, так как у поляков есть два ствола 20К. Один в магазинах зовут "обр. 32 г." (хотя он больше похож на ствол моноблок для Т-70):
А вот второй (который почему-то зовется "обр. 42 г.") более похож на 20К обр. 34 г., хотя повторюсь, что в руках эти стволы не держал и сужу только по фотографиям из интернет-магазинов.
Комментарии
На сайте с 10.12.2009
с сайта
33 года
На сайте с 21.07.2010
А вот по части стволов - лучше наш брать,у поляков жалкое подобие 20К.
35 лет
На сайте с 19.06.2009
На сайте с 24.09.2010
На сайте с 24.09.2010
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий