Я уже давно надеюсь дожить до того светлого дня, когда можно будет, открыв коробку с моделью, и придирчиво исследовав все литники, понять, что на этот раз производитель наконец-то ответственно подошёл к изучению матчасти… Мечты… Мечты… Мечты…
К сожалению, реальность пока что более сурова – и мне ещё ни разу не доводилось видеть ни одного кита, который полностью соответствовал бы заявленному на коробке названию, модификации и году выпуска. Зато сплошь и рядом видно, что производители стремятся быть хитрее и экономнее всех на свете. В результате рождаются модели из серии «молодой Франкенштейн» - когда за основу берется некая усреднённая база, не попадающая толком ни в одну из модификаций, и к ней прилепляются башни / пушки и прочая крупная атрибутика. Как говорится, внешне вроде похоже, и ладно.
Не стала исключением и недавно купленная коробка с трумпетеровским КВ-1 «1939 года» (Trumpeter Russian KV-1 Mod 1939), что за каталожным номером 01561. Ну да обо всем по порядку… Законы жанра под названием «обзор» всё-таки надо соблюдать.
Литники, качество исполнения, комплектация и прочая
Тут – всё как всегда. Тот же серый мягкий пластик, что мы уже видели на трумпетеровском же КВ-2 (на том, что перепаковывался Моделистом), то же достаточно неплохое качество литья. Однако (как и на КВ-2) присутствует смещение половинок пресс-форм – весьма некритичное, но повозиться с модельным ножом в руках придётся. В остальном – ничего удивительного и необычного – свойственное Трумпетеру очень качественное, но не хватающее звёзд с неба литье.
Общий для всех трумпетеровских КВ недостаток – несколько невнятные сварные швы – присутствует и тут. Исправлять или нет – дело вкуса. Лично я не стал бы – смотрится вполне масштабно и весьма неплохо.
Приятно порадовало наличие в коробке алюминиевого ствола для орудия (Л-11) и пластинки с фототравлёными решеткой воздухозаборников (как полагается – раннего типа, без скоса спереди), решеткой заднего вентиляционного отверстия (что между ВКД и НКД) и грязеотбойником, располагающимся там же. Очевидный прогресс по сравнению с тем, что было в коробках с КВ-2 и другими моделями КВ-1 (например, с ранним КВ-1 с экранами) того же производителя.
Гусеницы даются те же самые, что и в других коробках с КВ – и наборные, и виниловые – в общем, тоже ничего удивительного.
Есть очень качественно отпечатанная (не в пример тому, что делается Моделистом) инструкция + цветная, на глянцевой бумаге, схема окраски – впрочем, простая, как 3 копейки – ибо предлагается единственно правильная на то время схема «4БО и никаких других излишеств в виде опознавательных знаков».
Собираемость модели - такая же, как у других китов Трумпетера - весьма неплохая, можно обойтись минимумом шпаклевки и подгонки.
Матчасть и детальный анализ содержимого коробки
Вот тут начинается самое интересное. Первая мысль о том, что «что-то тут не так» зародилась в моей голове сразу, как только я увидел заветные цифры «1939» на коробке. Дело в том, что серийное производство КВ-1 на Лениградском Кировском заводе (ЛКЗ) началось только во второй половине 1940 года. Значит, под модификацией 1939 года, строго говоря, можно понимать только танки УСТАНОВОЧНОЙ ПАРТИИ, т.е. предсерийные. Да и то не все: дело в том, что (скажу, забегая вперед, уж извините) в коробке лежит так называемая «радиусная башня» - с полукруглой задней стенкой, и предусмотрен только вариант с пушкой Л-11 – которые существовали ТОЛЬКО на первых ВОСЕМНАДЦАТИ машинах, выпущенных ЛКЗ. С июня 1940 года, когда начали изготавливаться первые серийные образцы, эта башня была заменена на более привычную нам башню с прямоугольной кормой. Соответственно, тому, кто будет строить модель из этой коробки, придется ещё до начала сборки принять принципиальное решение о том, что же собственно будет собираться – либо предсерийная машина из установочной партии (да и то не любая, а только с У7 по У18 – на более ранних машинах были крылья «авиационного типа» - в коробке этого нет), либо уже первые серийные образцы с Л-11 – но тогда не называть это «модификацией 1939 года», чтобы не погрешить против истины.
Почему решение принципиально? Потому, что от него зависит многое во внешнем облике машины – например, для серийной машины вполне допустим курсовой пулемет - но тогда придется искать донора и брать оттуда раннюю граненую башню. И т.д. и т.п.
На этой радостной ноте предлагаю прервать лирическое отступление и начать двигаться по порядку - снизу вверх.
1. Ванна корпуса
Абсолютно такая же, как в других коробках с КВ-1 и КВ-2. Значит, для того, чтобы сделать её соответствующей ранним серийным образцам (а, значит, с большой вероятностью и предсерийным – ибо ни одного предсерийного образца до наших дней не сохранилось и проверить просто негде), надо будет сделать некоторое количество достаточно несложных доработок. Прежде всего, по днищу (подробнее см. на дише в статье «КВ от Трубача. Взгляд ниже пояса»), двигаясь от кормы к носу:
- Нижнюю кормовую деталь (НКД) отфрезеровать заподлицо с днищем (имеющийся в коробке вариант НКД взят от поздних КВ производства ЧТЗ);
- Сделать сварной шов между днищем и НКД;
- Перенести вперед две крышки сливных горловин под МТО – те, что располагаются ближе к бортам;
- Добавить ряд заклепок;
- Окружить заклепками и болтами подмоторный люк;
- Добавить недостающие заклепки креплений торсионов - практически по всей длине днища;
- Перенести сварной шов чуть вперед и "окружить" его двумя рядами заклепок;
- Окружить заклепками эваколюк;
- Добавить ряд заклепок перед сварным швом между нижней лобовой деталью (НЛД) и днищем;
- Добавить 2 недостающих гужона на НЛД.
2. Борта корпуса, катки, надгусеничные полки – т.е. все, что сбоку
Вот тут придется потрудиться:
- Прежде всего, необходимо заменить три головки болтов на три головки винтов на пластине крепления механизма натяжения ленивца к корпусу, а на самом механизме – показать резьбу, про которую начисто забыл Трумпетер.
- Сами надгусеничные полки вполне себе ничего (абсолютно такие же, как на КВ-2), но с ящиками ЗИП у Трумпетера большой, ОЧЕНЬ большой косяк – в наборе лежат ящики позднего типа, с ручкой по центру и скошенными бортами крышек, которые появились только на машинах образца 1941 года.
На любой более ранней машине они очень сильно бросаются в глаза - смотрясь также нелепо, как автомат Калашникова в фильме про Гражданскую войну. Ну или как лакированные туфли, надетые с тренировочным костюмом J
И исправить этот косяк «малой кровью» просто не получится – в отличие от КВ-2 и других китов КВ-1, в этом наборе Трумпетер пожмотился на ящики раннего типа – так что придется либо искать донора, либо обзаводиться травлением, либо жестко перепиливать эти ящики – уж кому что нравится.
- Кроме того, инструкция буквально-таки требует, чтобы на правом борту танка было два ящика ЗИП – это, конечно, верно для поздних машин, но в нашем случае инструкции верить нельзя – два ящика должны быть по ЛЕВОМУ борту.
- Балансиры правильные – раннего типа. Но придется повозиться (у меня ушел целый день) на то, чтобы убрать нестыковки половин литьевой формы + убрать облой из отверстий облегчения. То же самое – и с ограничителями хода балансиров.
- Поддерживающие катки – тоже правильные, раннего типа, обрезиненные (не забывайте красить соответственно!)
- Катки. Вот тут стратегия Трумпетера «положу, что есть - главное, чтобы было меньше вариантов отливок» проявила себя во всей красе. В коробке, к сожалению, лежат те же катки типа 2 (появившиеся в августе 1940 года – с ребрами усиления на диске и шестью отверстиями), что и у КВ-2. Значит, у нас, к сожалению, есть всего два варианта действий, и оба подразумевают существенную переработку модели:
А) оставить катки как есть – тогда это ОДНОЗНАЧНО серийная машина и другая (граненая) башня – как говорится, ищите донора.
Б) при желании сделать машину установочной партии – однозначно менять, или переделывать, катки (иначе будет смотреться как на корове седло). Слава Богу, что переделки коснутся только диска – надо вместо 6 отверстий сделать 8, и, скорее всего, убрать ребра усиления – сужу по имеющимся фотографиям машины У-7. Решать вам.
- Ведущие звездочки – тут известный и обсосаный сто раз косяк – смещение болтов. Лечится переворачиванием звездочки (внутренней стороной наружу), либо установкой фриуловских траков – там прилагается своя металлическая звездочка – уже правильная.
3. Теперь переходим к корме
Тут все нормально (читай – копийно), за исключением 4 моментов:
- Трумпетер предлагает красить красным весь задний фонарь – но мы на это не поведёмся – ведь, как настоящие моделисты, мы в курсе, что верхняя часть фонаря у КВ-1 была СИНЕГО цвета :)
- Верхнюю кормовую деталь тоже придется фрезеровать – так, ч тобы её радиус не выпирал над плоскостью крышки МТО, а составлял с ним одну плоскость. Эта операция просуществовала в производстве КВ до января 1941 года – следовательно, ее просто обязательно осуществить при сборке любых КВ-1 с орудием Л-11 (которое было заменено на Ф-32 еще в конце 1940 года).
- МТО и вся верхняя поверхность вплоть до погона башни – я не увидел какого-либо криминала. Даже, как я уже говорил, решетки воздухозаборников были даны правильно – без скоса спереди.
- На торцах бортов – у ВКД – не показаны следы резки металла. Проблема весьма бросающаяся в глаза, но, к счастью, легко исправимая.
4. Нос и далее до погона башни
Здесь тоже надо быть внимательным:
- Планка, закрывающая стык нижней и верхней лобовых деталей. Она должна быть раннего типа – т.е. с 11 гужонами – Трумпетер молодец.
- Если делаем машину из установочной партии – то НИКАКОГО курсового пулемета (вместо него должна быть заглушка для стрельбы из личного оружия) – не верьте инструкции. Курсовой пулемет стали ставить только на серийных машинах, и только в октябре 1940 года.
Если будете ставить граненую башню, тогда можете подумать про курсовой пулемет – но думайте тщательнее – там уже поджимали сроки снятия Л-11 с производства. Хотя фотографии, на которых есть и Л-11 и курсовой пулемет, существуют.
- И уж тем более никакого дополнительного бронелиста на лбу. Это привилегия более поздних КВ. Спасибо Трумпетеру – будет лишняя запчасть.
- У бронировки перископа не должно быть по периметру защитной планки с гужонами – она появилась позднее – в марте 1941 года, когда Л-11 уже давно не было. Сточить при установке на модель - не проблема. А еще лучше – поменяйтесь с коробкой КВ-2: если будете делать КВ-2 позднего образца, Вам такая деталь очень понадобится (в коробке с КВ-2 лежит как раз ранняя, нужная нам на этом КВ-1)
5. На десерт оставим самое интересное и характерное – башню
Тут, как говорится, есть к чему руки приложить. Ибо то, что попытался изобразить Трумпетер, весьма близко к оригиналу, но далеко не идеал:
- Маска пушки – правильная, раннего типа (6-болтовая), БЕЗ обварок по бокам (ура!). Прекрасно воспроизведена фактура литой брони. Наконец-то, хоть во что-то они попали...
- Пропорции самой башни, на первый взгляд, правильные. По крайней мере, мой придирчивый глазомер не углядел никакого криминала в геометрии и пропорциях. Это, слава Богу, не звездовская башня для сталинградских Т-34/76 …
- И, наконец-то, бронировка кормового пулемета башни – правильная, раннего типа (неподвижная). Хоть кто-то сделал ее верно (Звезда на такую «мелочь» не обратила внимания).
А вот дальше начинаются косяки…
- Никаких болтов на крыше башни не было. Были ГУЖОНЫ. Но не на машинах установочной партии. Флаг, т.е. наждак вам в руки – и спиливать.
- Защитного кольца вокруг крышки вентилятора на этой башне тоже не было. Стачивать будет труднее, т.к. отлито всё одной деталью.
- Да и сама крышка посажена неправильно – должна быть симметрично. Так что, скорее всего, придется стачивать всю эту крышку и искать донора… Где – хоть убей, не знаю (лично мне банально жалко драконить на запчасти несобранные модели… но, видимо, придется).
- Козырек маски – немасштабно толст, надо брать травленый.
- Та же самая проблема с бронировками перископов – не должно быть защитных планок по периметру. Стачивается тоже на ура – благо сами бронировки перископов даны отдельными деталями.
- Ну и, наконец, на бортах башни должны быть не шестигранные головки болтов, а сферические заклепки – это прекрасно видно на всех фотографиях машин с такой башней.
Резюме
На мой взгляд, кит вполне заслуживает внимания тех, кто собирается сделать КВ-1 1940 года из установочной партии, или ранний серийный КВ-1 – но в этом случае придется искать донора граненой башни.
Качество самого кита в целом вполне неплохое – на уровне остальных трумпетеровских изделий.
Не знаю, отпугнул ли вас этот кит, но лично у меня просто руки зачесались сделать предсерийную машину… люблю я КВ.
|
Комментарии
На сайте с 21.12.2010
Собственно, делал так. Взял стандартную кормовую шаровую установку.
У неё срезал квадратный выступ с отверстием и обе имитации крепления, винтов или чего-то там.
Получается вырез с прямым углом. В центре получившегося выреза рассверливаем отверстие для прицеливания. На фото на него падает тень от задвижки. Сверло помню брал 0,6.
Из остатсков какого-то травления была взята очень удачная пластинка:
она имела неоднородную толщину, а это как раз то что надо! Обрезаем пластинку до принадия несколько каплевидной формы,сужающейся к точке крепления.
Тонкая часть будет крепиться к бронировке. Толстая - закрывать отверстие для прицеливания.
Имитирует крепление к бронировке срезаная шляпка от мастерклубовсой заклёпки с плоской головкой, приклееная на "момент-гель".
Белой тамиевской шпатлёвкой "восстанавливаю" форму по такому принципу: левая сторона по ходу машины - как-бы продолжение шарика, внутренная грань имеет небольшой уклон в сторону борта, беспечивая нормальный "ход" задвижки, а правая сторона выреза - так и остаётся вырезом, туда приклеиваем на любимый момент-гель "подвижную" бронировку.
Отверстия под пулемёт рассверлил сквозные, он вставляется изнутри.
46 лет
На сайте с 16.07.2010
Сам о таком наборе думал..Слишком много доработок до приведения к серийным машинам..А тот самый "единичный"- как-то он прост слишком- ничего выдающегося..Тут думать надо..)))
72 года
На сайте с 24.02.2011
46 лет
На сайте с 16.07.2010
46 лет
На сайте с 16.07.2010
35 лет
На сайте с 08.03.2014
Цитата:
Поддерживающие катки – тоже правильные, раннего типа, обрезиненные (не забывайте красить соответственно!)
Это смотря для чего - для серийных машин 1940 - правильные, для установочной партии - нет. Там крышки были шестигранные со сглаженным углами.
Трамп дает правильные катки (и верх и низ) в наборе КВ-2 с большой башней.
Цитата:
Планка, закрывающая стык нижней и верхней лобовых деталей. Она должна быть раннего типа – т.е. с 11 гужонами – Трумпетер молодец.
И опять то же самое =) Машины установочный партии, во всяком случае У-1 - У-7 имели планку с 17 гужонами.
Цитата:
Маска пушки – правильная, раннего типа (6-болтовая), БЕЗ обварок по бокам (ура!). Прекрасно воспроизведена фактура литой брони. Наконец-то, хоть во что-то они попали...
Если не придираться =/
А если придираться: трам зачем-то сделал нижнюю перемычку; маска снизу не соответствует ни ранней, ни поздней бронировке Л-11 - ищите фото оторванных и перевернутых башен с Л-11; и наклон маски неверный - примерно такой наклон был у поздней маски, у ранней угол наклонной части около 45 градусов, судя по чертежам.
Цитата:
Да и сама крышка вентилятора посажена неправильно – должна быть симметрично. Так что, скорее всего, придется стачивать всю эту крышку и искать донора…
Ну можно и эту аккуратно отрезать, попутно удалив бронировки, а затем вернуть на место под нужным углом. Мороки много, но реально.
2 Kais
Цитата:
Собственно, этот гибрид мы и имеем в почти чистом виде в коробке Трампа.
Для того гибрида нужна будет поздняя маска Л-11.
На сайте с 05.02.2020
35 лет
На сайте с 08.03.2014
Задам вопрос здесь. Подойдет ли такое травление к трумпетеру 01561 ??? Хотел собрать КВ-1 с Л-11. Не помню, сетки мто в микродизайне скошены или нет.
Умеете вы запутать, у вас этикетки от травла наоборот лежат. В целом подойдут, только по полкам надо смотреть, чтобы косынки с 6 отверстиями к полке были. У Абера когда-то этот набор с косячными косынками бывал (с 4-мя отверстиями вроде). Скорее всего давно исправили, но мало ли.
На сайте с 05.02.2020
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий