Я уже давно надеюсь дожить до того светлого дня, когда можно будет, открыв коробку с моделью, и придирчиво исследовав все литники, понять, что на этот раз производитель наконец-то ответственно подошёл к изучению матчасти… Мечты… Мечты… Мечты…
К сожалению, реальность пока что более сурова – и мне ещё ни разу не доводилось видеть ни одного кита, который полностью соответствовал бы заявленному на коробке названию, модификации и году выпуска. Зато сплошь и рядом видно, что производители стремятся быть хитрее и экономнее всех на свете. В результате рождаются модели из серии «молодой Франкенштейн» - когда за основу берется некая усреднённая база, не попадающая толком ни в одну из модификаций, и к ней прилепляются башни / пушки и прочая крупная атрибутика. Как говорится, внешне вроде похоже, и ладно.
Не стала исключением и недавно купленная коробка с трумпетеровским КВ-1 «1939 года» (Trumpeter Russian KV-1 Mod 1939), что за каталожным номером 01561. Ну да обо всем по порядку… Законы жанра под названием «обзор» всё-таки надо соблюдать.
Литники, качество исполнения, комплектация и прочая
Тут – всё как всегда. Тот же серый мягкий пластик, что мы уже видели на трумпетеровском же КВ-2 (на том, что перепаковывался Моделистом), то же достаточно неплохое качество литья. Однако (как и на КВ-2) присутствует смещение половинок пресс-форм – весьма некритичное, но повозиться с модельным ножом в руках придётся. В остальном – ничего удивительного и необычного – свойственное Трумпетеру очень качественное, но не хватающее звёзд с неба литье.
Общий для всех трумпетеровских КВ недостаток – несколько невнятные сварные швы – присутствует и тут. Исправлять или нет – дело вкуса. Лично я не стал бы – смотрится вполне масштабно и весьма неплохо.
Приятно порадовало наличие в коробке алюминиевого ствола для орудия (Л-11) и пластинки с фототравлёными решеткой воздухозаборников (как полагается – раннего типа, без скоса спереди), решеткой заднего вентиляционного отверстия (что между ВКД и НКД) и грязеотбойником, располагающимся там же. Очевидный прогресс по сравнению с тем, что было в коробках с КВ-2 и другими моделями КВ-1 (например, с ранним КВ-1 с экранами) того же производителя.
Гусеницы даются те же самые, что и в других коробках с КВ – и наборные, и виниловые – в общем, тоже ничего удивительного.
Есть очень качественно отпечатанная (не в пример тому, что делается Моделистом) инструкция + цветная, на глянцевой бумаге, схема окраски – впрочем, простая, как 3 копейки – ибо предлагается единственно правильная на то время схема «4БО и никаких других излишеств в виде опознавательных знаков».
Собираемость модели - такая же, как у других китов Трумпетера - весьма неплохая, можно обойтись минимумом шпаклевки и подгонки.
Матчасть и детальный анализ содержимого коробки
Вот тут начинается самое интересное. Первая мысль о том, что «что-то тут не так» зародилась в моей голове сразу, как только я увидел заветные цифры «1939» на коробке. Дело в том, что серийное производство КВ-1 на Лениградском Кировском заводе (ЛКЗ) началось только во второй половине 1940 года. Значит, под модификацией 1939 года, строго говоря, можно понимать только танки УСТАНОВОЧНОЙ ПАРТИИ, т.е. предсерийные. Да и то не все: дело в том, что (скажу, забегая вперед, уж извините) в коробке лежит так называемая «радиусная башня» - с полукруглой задней стенкой, и предусмотрен только вариант с пушкой Л-11 – которые существовали ТОЛЬКО на первых ВОСЕМНАДЦАТИ машинах, выпущенных ЛКЗ. С июня 1940 года, когда начали изготавливаться первые серийные образцы, эта башня была заменена на более привычную нам башню с прямоугольной кормой. Соответственно, тому, кто будет строить модель из этой коробки, придется ещё до начала сборки принять принципиальное решение о том, что же собственно будет собираться – либо предсерийная машина из установочной партии (да и то не любая, а только с У7 по У18 – на более ранних машинах были крылья «авиационного типа» - в коробке этого нет), либо уже первые серийные образцы с Л-11 – но тогда не называть это «модификацией 1939 года», чтобы не погрешить против истины.
Почему решение принципиально? Потому, что от него зависит многое во внешнем облике машины – например, для серийной машины вполне допустим курсовой пулемет - но тогда придется искать донора и брать оттуда раннюю граненую башню. И т.д. и т.п.
На этой радостной ноте предлагаю прервать лирическое отступление и начать двигаться по порядку - снизу вверх.
1. Ванна корпуса
Абсолютно такая же, как в других коробках с КВ-1 и КВ-2. Значит, для того, чтобы сделать её соответствующей ранним серийным образцам (а, значит, с большой вероятностью и предсерийным – ибо ни одного предсерийного образца до наших дней не сохранилось и проверить просто негде), надо будет сделать некоторое количество достаточно несложных доработок. Прежде всего, по днищу (подробнее см. на дише в статье «КВ от Трубача. Взгляд ниже пояса»), двигаясь от кормы к носу:
- Нижнюю кормовую деталь (НКД) отфрезеровать заподлицо с днищем (имеющийся в коробке вариант НКД взят от поздних КВ производства ЧТЗ);
- Сделать сварной шов между днищем и НКД;
- Перенести вперед две крышки сливных горловин под МТО – те, что располагаются ближе к бортам;
- Добавить ряд заклепок;
- Окружить заклепками и болтами подмоторный люк;
- Добавить недостающие заклепки креплений торсионов - практически по всей длине днища;
- Перенести сварной шов чуть вперед и "окружить" его двумя рядами заклепок;
- Окружить заклепками эваколюк;
- Добавить ряд заклепок перед сварным швом между нижней лобовой деталью (НЛД) и днищем;
- Добавить 2 недостающих гужона на НЛД.
2. Борта корпуса, катки, надгусеничные полки – т.е. все, что сбоку
Вот тут придется потрудиться:
- Прежде всего, необходимо заменить три головки болтов на три головки винтов на пластине крепления механизма натяжения ленивца к корпусу, а на самом механизме – показать резьбу, про которую начисто забыл Трумпетер.
- Сами надгусеничные полки вполне себе ничего (абсолютно такие же, как на КВ-2), но с ящиками ЗИП у Трумпетера большой, ОЧЕНЬ большой косяк – в наборе лежат ящики позднего типа, с ручкой по центру и скошенными бортами крышек, которые появились только на машинах образца 1941 года.
На любой более ранней машине они очень сильно бросаются в глаза - смотрясь также нелепо, как автомат Калашникова в фильме про Гражданскую войну. Ну или как лакированные туфли, надетые с тренировочным костюмом J
И исправить этот косяк «малой кровью» просто не получится – в отличие от КВ-2 и других китов КВ-1, в этом наборе Трумпетер пожмотился на ящики раннего типа – так что придется либо искать донора, либо обзаводиться травлением, либо жестко перепиливать эти ящики – уж кому что нравится.
- Кроме того, инструкция буквально-таки требует, чтобы на правом борту танка было два ящика ЗИП – это, конечно, верно для поздних машин, но в нашем случае инструкции верить нельзя – два ящика должны быть по ЛЕВОМУ борту.
- Балансиры правильные – раннего типа. Но придется повозиться (у меня ушел целый день) на то, чтобы убрать нестыковки половин литьевой формы + убрать облой из отверстий облегчения. То же самое – и с ограничителями хода балансиров.
- Поддерживающие катки – тоже правильные, раннего типа, обрезиненные (не забывайте красить соответственно!)
- Катки. Вот тут стратегия Трумпетера «положу, что есть - главное, чтобы было меньше вариантов отливок» проявила себя во всей красе. В коробке, к сожалению, лежат те же катки типа 2 (появившиеся в августе 1940 года – с ребрами усиления на диске и шестью отверстиями), что и у КВ-2. Значит, у нас, к сожалению, есть всего два варианта действий, и оба подразумевают существенную переработку модели:
А) оставить катки как есть – тогда это ОДНОЗНАЧНО серийная машина и другая (граненая) башня – как говорится, ищите донора.
Б) при желании сделать машину установочной партии – однозначно менять, или переделывать, катки (иначе будет смотреться как на корове седло). Слава Богу, что переделки коснутся только диска – надо вместо 6 отверстий сделать 8, и, скорее всего, убрать ребра усиления – сужу по имеющимся фотографиям машины У-7. Решать вам.
- Ведущие звездочки – тут известный и обсосаный сто раз косяк – смещение болтов. Лечится переворачиванием звездочки (внутренней стороной наружу), либо установкой фриуловских траков – там прилагается своя металлическая звездочка – уже правильная.
3. Теперь переходим к корме
Тут все нормально (читай – копийно), за исключением 4 моментов:
- Трумпетер предлагает красить красным весь задний фонарь – но мы на это не поведёмся – ведь, как настоящие моделисты, мы в курсе, что верхняя часть фонаря у КВ-1 была СИНЕГО цвета :)
- Верхнюю кормовую деталь тоже придется фрезеровать – так, ч тобы её радиус не выпирал над плоскостью крышки МТО, а составлял с ним одну плоскость. Эта операция просуществовала в производстве КВ до января 1941 года – следовательно, ее просто обязательно осуществить при сборке любых КВ-1 с орудием Л-11 (которое было заменено на Ф-32 еще в конце 1940 года).
- МТО и вся верхняя поверхность вплоть до погона башни – я не увидел какого-либо криминала. Даже, как я уже говорил, решетки воздухозаборников были даны правильно – без скоса спереди.
- На торцах бортов – у ВКД – не показаны следы резки металла. Проблема весьма бросающаяся в глаза, но, к счастью, легко исправимая.
4. Нос и далее до погона башни
Здесь тоже надо быть внимательным:
- Планка, закрывающая стык нижней и верхней лобовых деталей. Она должна быть раннего типа – т.е. с 11 гужонами – Трумпетер молодец.
- Если делаем машину из установочной партии – то НИКАКОГО курсового пулемета (вместо него должна быть заглушка для стрельбы из личного оружия) – не верьте инструкции. Курсовой пулемет стали ставить только на серийных машинах, и только в октябре 1940 года.
Если будете ставить граненую башню, тогда можете подумать про курсовой пулемет – но думайте тщательнее – там уже поджимали сроки снятия Л-11 с производства. Хотя фотографии, на которых есть и Л-11 и курсовой пулемет, существуют.
- И уж тем более никакого дополнительного бронелиста на лбу. Это привилегия более поздних КВ. Спасибо Трумпетеру – будет лишняя запчасть.
- У бронировки перископа не должно быть по периметру защитной планки с гужонами – она появилась позднее – в марте 1941 года, когда Л-11 уже давно не было. Сточить при установке на модель - не проблема. А еще лучше – поменяйтесь с коробкой КВ-2: если будете делать КВ-2 позднего образца, Вам такая деталь очень понадобится (в коробке с КВ-2 лежит как раз ранняя, нужная нам на этом КВ-1)
5. На десерт оставим самое интересное и характерное – башню
Тут, как говорится, есть к чему руки приложить. Ибо то, что попытался изобразить Трумпетер, весьма близко к оригиналу, но далеко не идеал:
- Маска пушки – правильная, раннего типа (6-болтовая), БЕЗ обварок по бокам (ура!). Прекрасно воспроизведена фактура литой брони. Наконец-то, хоть во что-то они попали...
- Пропорции самой башни, на первый взгляд, правильные. По крайней мере, мой придирчивый глазомер не углядел никакого криминала в геометрии и пропорциях. Это, слава Богу, не звездовская башня для сталинградских Т-34/76 …
- И, наконец-то, бронировка кормового пулемета башни – правильная, раннего типа (неподвижная). Хоть кто-то сделал ее верно (Звезда на такую «мелочь» не обратила внимания).
А вот дальше начинаются косяки…
- Никаких болтов на крыше башни не было. Были ГУЖОНЫ. Но не на машинах установочной партии. Флаг, т.е. наждак вам в руки – и спиливать.
- Защитного кольца вокруг крышки вентилятора на этой башне тоже не было. Стачивать будет труднее, т.к. отлито всё одной деталью.
- Да и сама крышка посажена неправильно – должна быть симметрично. Так что, скорее всего, придется стачивать всю эту крышку и искать донора… Где – хоть убей, не знаю (лично мне банально жалко драконить на запчасти несобранные модели… но, видимо, придется).
- Козырек маски – немасштабно толст, надо брать травленый.
- Та же самая проблема с бронировками перископов – не должно быть защитных планок по периметру. Стачивается тоже на ура – благо сами бронировки перископов даны отдельными деталями.
- Ну и, наконец, на бортах башни должны быть не шестигранные головки болтов, а сферические заклепки – это прекрасно видно на всех фотографиях машин с такой башней.
Резюме
На мой взгляд, кит вполне заслуживает внимания тех, кто собирается сделать КВ-1 1940 года из установочной партии, или ранний серийный КВ-1 – но в этом случае придется искать донора граненой башни.
Качество самого кита в целом вполне неплохое – на уровне остальных трумпетеровских изделий.
Не знаю, отпугнул ли вас этот кит, но лично у меня просто руки зачесались сделать предсерийную машину… люблю я КВ.
|
Комментарии
33 года
На сайте с 21.07.2010
52 года
На сайте с 15.09.2010
56 лет
На сайте с 18.04.2011
На сайте с 13.02.2011
38 лет
На сайте с 29.03.2011
На сайте с 24.09.2010
52 года
На сайте с 15.09.2010
52 года
На сайте с 15.09.2010
52 года
На сайте с 15.09.2010
На сайте с 24.09.2010
59 лет
На сайте с 18.10.2010
С Уважением.
64 года
На сайте с 22.01.2011
А Вы после размещения модели (она сначало будет в личном разделе) зайдите в редактирование- раздел фото- и добавляйте сколько угодно фотографий.
Обзор очень грамотный, просто идеальный. Спасибо!
На сайте с 21.12.2010
но всё-же внесу и свои 5 копеек, просто повторюсь для обобщения инфы по машине.
Есть вот такая фото:
http://karopka.ru/upload/comments/f31/big_kv1-mb-011.jpg
Это машина выпуска конца 1940 - начала 1941 г.
Предположительно, на ней и установленна одна из башен т.н. установочной серии.
Собственно, этот гибрид мы и имеем в почти чистом виде в коробке Трампа.
Если я ошибаюсь, то пусть меня поправят коллеги, но для приведения машины из коробки к данному виду следует
провести все вышеописаные манипуляции с башней, убрать усиление бронировки перископа мехвода, сохранить предлагаемое инструкцией размещение ящиков ЗИП (однако, переделав сами ящики под ранний тип),
переделать днище как сказано выше. Кроме того, коуши - плетёные, так что искоробочные, с отсутствующей имитацией витого троса, использовать будет не очень.
Не всё так гладко и с кормовой установкой. Установка эта должна по-идее иметь бронезаслонку снаружи, которая открывалась поворотом ручки или т.п. изнутри. Представленная в наборе конструкция вызывает ряд сомнений по данному поводу.
Собственно, такой логикой руководствовался я при постройке своей машины.
P.S. Которую мы, я думаю (искренне веря в свои силы...), скоро обсудим, если конечно коллега Viper_MSK меня не опередит :) А я думаю, опередит :)
P.P.S. А вообще думаю, такие вот обзоры надо как-то отдельно сохранять, что-ли, вроде FAQ и т.п.... Информация ведь полезная очень. Я в своё время по кускам собирал и думал, как это всё сделать...
52 года
На сайте с 15.09.2010
Кстати, предвосхищая дополнительные вопросы - и ФИ, и ВМ №67 ("КВ-1 ранних выпусков") упорно чертят радиусные башни с ошибками - с планками по перимету перископов и вентилятора, а также с гужонами в крыше. Не ведитесь. См. фотографию...
52 года
На сайте с 15.09.2010
Да, и кстати, у тех же Коломийца и ВМ ЯВНО указывается на то, что уже в сентябре-октябре 1940 года в серии были машины с гранеными башнями. Коломиец вообще открытым текстом говорит, что до марта 1941 года планок по периметру перископов не было - значит, их тем более не могло быть на машинах с Л-11.
На сайте с 21.12.2010
Ну и... да, как я и упомянул, эта, дающая некий простор для постановки "принимаемых на веру" условий фотография и стала моим "типа прототипом". Переделывать машину в очень раннюю не смогу, уровень явно не тот. Да и объективно, затраченые усилия не будут пропорциональны радости от результата.
52 года
На сайте с 15.09.2010
Собственно, этот гибрид мы и имеем в почти чистом виде в коробке Трампа.
Если я ошибаюсь, то пусть меня поправят коллеги, но для приведения машины из коробки к данному виду следует
провести все вышеописаные манипуляции с башней, убрать усиление бронировки перископа мехвода, сохранить предлагаемое инструкцией размещение ящиков ЗИП (однако, переделав сами ящики под ранний тип),
переделать днище как сказано выше. Кроме того, коуши - плетёные, так что искоробочные, с отсутствующей имитацией витого троса, использовать будет не очень.
Не всё так гладко и с кормовой установкой. Установка эта должна по-идее иметь бронезаслонку снаружи, которая открывалась поворотом ручки или т.п. изнутри. Представленная в наборе конструкция вызывает ряд сомнений по данному поводу.
Собственно, такой логикой руководствовался я при постройке своей машины.
P.S. Которую мы, я думаю (искренне веря в свои силы...), скоро обсудим, если конечно коллега Viper_MSK меня не опередит :) А я думаю, опередит :)
P.P.S. А вообще думаю, такие вот обзоры надо как-то отдельно сохранять, что-ли, вроде FAQ и т.п.... Информация ведь полезная очень. Я в своё время по кускам собирал и думал, как это всё сделать...
Да, для приведения "изкоробки" к этому гибриду действительно надо проделать лишь эти операции.
Кстати, только что пришло в голову - я как-то не подумал о том, что такой уважаемый производитель, как Трумпетер, может при проектировании модели ориентироваться на единичный гибрид... и, соответственно, сразу стал оценивать с точки зрения правильной классической (пред)серийной машины... Если бы сразу стал сравнивать с гибридом, то обзор был бы почти сплошь хвалебным :))))))))
Насчет сохранения информации - идея крайне здравая. Ибо сейчас, если хочется получить и систематизировать информацию более-менее точно, то приходится держать на полке страниц 600 разных изданий. У меня, например, информация по матчасти КВ-1 и КВ-2 уже занимает две толстых папки - и собирал я ее почти год...
52 года
На сайте с 15.09.2010
На сайте с 21.12.2010
Как говорится, "не враг дал - сам ковал".
Учтите что фото - дикое "макро", и конечно же сама деталь - не отшлифована ещё и вся из себя "in progress",
но думаю, представление она даст о том к чему я приду в итоге. Я даже пулемёт вставил для наглядности.
52 года
На сайте с 15.09.2010
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий