Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Всем добрый день и поздравляю всех с Новым годом. Выставляю первую в этом году модель - Як-3РД (что-то пробило меня на всякие эксперименталки). Этот неудачный самолет стал для КБ Яковлева «пробным шаром» в области реактивной техники. Создавался Як-3РД во исполнение Постановления ГКО №946сс, которое поручало Яковлеву построить модификацию Як-9 с ракетным ускорителем, но тот рассудил по-своему и переделал Як-3, назначив ведущим конструктором новой модификации Е.Г. Адлера. Ускоритель РД-1 был разработан в КБ-16 под руководством В.П. Глушко. Работал на керосине и азотной кислоте, развивал максимальную тягу 270 кгс. В начале декабря 1944 г. на 115-й завод прибыл серийный Як-3 ВК-105ПФ-2 №18-20. На нем установили ЖРД с его топливной системой, для чего пришлось уменьшить емкость бензобаков. Маслорадиаторы поставили в одном блоке с водяным, входной патрубок нагнетателя сделали односторонним. На основной мотор поставили привод насосов подачи компонентов топлива ЖРД. Вооружение – мотор-пушка НС-23. Много времени эти переделки не заняли, 22 декабря самолет передали на заводские испытания. Летчиком-испытателем был назначен В.Л. Расторгуев, ведущим инженером Б.С. Моторин. Испытания сразу пошли тяжело. Вначале обнаружились серьезные проблемы с герметичностью топливной системы ускорителя. На поршневых самолетах такая проблема не возникала: если бензин где слегка подтекал, то быстро и бесследно испарялся. А вот с менее летучим керосином и жгучей азотной кислотой такой номер не проходил. Когда же начались полеты, то оказалось, что отлично запускавшийся на земле ЖРД в воздухе запускаться не хочет. Конструкторы закрыли сопло картонкой, примотанной нитками. Это помогло, ускоритель удалось запустить, самолет разогнался до 782 км/ч. Но 12 мая на аналогичном Ла-7Р при наземных испытаниях РД-1 взорвался. Адлер поставил перед Яковлевым вопрос о прекращении работ по Як-3РД ввиду их опасности для жизни испытателя и очевидной неперспективности. Но Яковлев решил испытания продолжить и пригласил для консультаций Глушко. 15 мая он посмотрел запуск РД-1 на земле и разрешил летать. При попытке включения ЖРД он взорвался, но Расторгуев посадил самолет с развороченным хвостом и оторванной левой половиной руля высоты. После этого происшествия полеты на Як-3РД были запрещены, на нем удалось выполнить 21 полет продолжительностью 7 ч. 11 мин. И предпринять 8 попыток включения РД-1 в воздухе. Як-3РД долго стоял, а КБ Яковлева занялось турбореактивной модификацией Як-3, будущим Як-15 (его ведущим конструктором стал Адлер). В начале августа 1945 г. поступил приказ подготовить Як-3РД к параду в честь Дня авиации 18 августа. Летать опять довелось Расторгуеву. Як-3РД должен был подойти к Тушино на малой высоте, включить ЖРД и перейти в крутой, почти вертикальный набор высоты. 15 августа при тренировке в кабине лопнула трубка, подводящая керосин к манометру, кабину заволокло керосиновым туманом, но Расторгуев благополучно сел. Лопнувшую трубку заменили, никаких других неисправностей не выявили, но Адлер решил испытать ЖРД на высоте 5 км. Планом, однако, в тот день предусматривался полет на малой высоте, как на самом параде. Штаб парада настаивал на этом, угрожая снять самолет с парада, Яковлев своего подчиненного не поддержал, а обратиться к министру Шахурину не получилось. Дальнейшие события – в изложении Е.Г. Адлера (отрывок из книги «Земля и небо»):
«Подойдя к ангару, спрашиваю:
— Где Расторгуев?
— В воздухе.
— Шахурин был?
— Нет, он поехал напрямую в Тушино.
На крыше нашего ангара столпились люди. Забравшись туда, я увидел, как ярко-красный самолет, наш Як-3, на большой скорости промчался с факелом на хвосте, правее ангара и, продолжая снижаться, скрылся за домами и деревьями. Через несколько секунд он взмыл „свечкой“ над Тушино.
— Ай, да Виктор! Вот дает! — раздались возгласы в группе стоящих на крыше. Высота, на глаз, с километр… полтора… два… Огненный факел погас, а из хвоста самолета стали периодически вылетать хлопья беловатых дымков.
— Ну, ещё, вот это да! — продолжались реплики на крыше.
„Неужели они не видят, что дело плохо“, — думаю я. Наконец, совершенно потеряв скорость, самолет нехотя перевернулся носом вниз и, снова её набирая, перешёл в отвесное пике, затем в отрицательное, далее продолжая пикировать, стал очень вяло снова входить в пикирование с положительным углом…
— Прыгай! — кричу я, не владея собой. — Прыгай!!!
Видим взрыв, столб чёрного дыма…»
Причины катастрофы установить не удалось, она осталась единственной на испытаниях всех опытных самолетов семейства Як-3. На параде показали Ла-7Р.
Переделка звездовской модели оказалась столь же несложной, как и ее прототипа. Переделал хвостовую часть (использован перепиленный топливный бак от нововского Темпеста). С брюха убрал заслонки маслорадиаторов, убрал воздухозаборник на левом полукрыле. С капота удалил пулеметы. Еще надо было переделать водорадиатор, но это не вышло ввиду полного отсутствия информации, на фотографиях он не отличается от обычного. Попробовал зашпаклевать звездовский косяк с центропланом и утяжины на нижней плоскости крыла. Еще пришлось шпаклевать стык крыла с фюзеляжем, ибо здесь заметная щель. Больше никаких проблем со сборкой не было. Антенну делать не стал – побоялся испортить фонарь. Не знаю, что Звезде мешало сделать его с дыркой. Окраска – тамиевскими баллонами, красная краска преподнесла каку, оказавшись абсолютно не укрывистой. Обгадинг – гуашь с шампунем, по самому минимуму, обдиринг делать не стал, на парадном самолете он смотрится неестественно. На этом прощаюсь, приятного просмотра.
Комментарии
59 лет
На сайте с 18.07.2010
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий